Рекомендуемые игры и упражнения, используемые для развития сюжетно – ролевой игры у дошкольников с ЗПР
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая группа)
Рекомендуемые игры и упражнения, используемые для развития сюжетно – ролевой игры у дошкольников с ЗПР.
Н. Я. Михайленко выделяет три этапа формирования сюжетной игры.
На первом этапе педагог стимулирует ребенка к осуществлению условных действий с предметами.
На втором этапе педагог формирует у детей умение принимать роль, переходить в игре от одной роли к другой. Наиболее успешно это можно осуществить, если строить совместную игру с детьми в виде цепочки ролевых диалогов между участниками, смещая внимание детей с условных действий с предметами на ролевую речь.
На третьем этапе дети должны овладеть умением придумывать разнообразные сюжеты игр. Для этого педагог может развернуть совместную с детьми игру – придумывание, протекающую в чисто речевом плане, основное содержание которой – придумывание новых сюжетов, которые включают в себя разнообразные события.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rekomenduemye_igry_i_uprazhneniya.docx | 21.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Рекомендуемые игры и упражнения, используемые для развития сюжетно – ролевой игры у дошкольников с ЗПР
Первый этап
«Маленькая Маша»
Цель: обучение совершенствованию самостоятельных игровых действий и их комментированию.
Педагог предлагает ребенку поиграть с куклой, но поскольку она маленькая и ничего не умеет, необходимо объяснять ей, что ребенок будет делать вместе с куклой. Например, «Машенька, сейчас мы будем есть кашу» и т.д.
«Глагольное лото»
Цель: формирование специфических игровых действий.
На больших картах изображены лица, совершающие различные действия, которые могут иметь место в той или иной ситуации. Те же изображения сделаны на маленьких карточках. Ведущий берет по очереди маленькие карточки и называет действия, выполняемые лицами, изображенными на них. Играющие дети должны найти эту ситуацию на своей карте, назвать ее и закрыть изображение фишкой.
«Покажи и назови».
Цель: формирование специфических игровых действий.
Детям предлагается произвести действия, соответствующие тому или иному персонажу, и назвать их. Педагог называет различные действия, а дети отгадывают, о каком персонаже идет речь. Затем взрослый указывает на тот или иной персонаж, а дети должны были рассказать о характеризующих его действиях.
«Лови – бросай»
Цель: формирование специфических игровых действий.
Педагог бросает мяч и называет персонаж, а ребенок ловит мяч и называет действие, производимое этим персонажем. Большое внимание уделяется формированию обобщенных действий.
«Мостик»
Цель: развитие способности к коммуникации с другими участниками игры.
Педагог кладет на пол узкую доску длиной 1 метр и объясняет детям: «Я – мама курочка, а вы – мои цыплятки. Нам вместе надо перейти по мостику через ручей и не упасть в воду.» Дети строятся друг за другом. Взрослый говорит: «Давай, я тебе помогу», берет одного ребенка за руку и проходит с ним по мостику. Потом это же делает следующий ребенок, выступая теперь в роли «мамы – курицы». В конце игры детям предлагается рассказать, что и как они делали, а самое главное зачем.
«На что похожи наши ладошки»
Цель: способствовать созданию в воображении образов на основе схематического изображения предмета.
Предложить детям обвести красками или карандашами собственную ладошку (или две) и придумать, пофантазировать «Что это может быть?» (дерево, птицы, бабочка и т.д.). Предложить создать рисунок на основе обведенных ладошек.
«Волшебные кляксы».
Цель: учить создавать образ из малоструктурированных изображений; находить сходство изображения неясных очертаний с реальными образами и объектами.
Предложить капнуть любую краску на середину листа и сложить лист пополам. Получились различные кляксы, детям необходимо увидеть в своей кляксе, на что она похожа или на кого.
«Камушки на берегу»
Цель: способствовать созданию в воображении образа на заданную тему.
Детям показывается картинка и говорится, что на ней нарисован волшебный берег. По этому берегу прошел волшебник и все, что было на нем, превратил в камушки. Просит ребят угадать и дорисовать, что же было на берегу.
«Что это такое?»
Цель: учить детей на основе восприятия заместителей предметов создавать в воображении новые образы.
Используются круги разных цветов, полоски разной длины. Дети встают в круг. Педагог показывает один из цветных кругов, кладет его в центр и предлагает рассказать, на что он похож. Ответы не должны повторять друг друга.
«Что бывает такое?»
Цель: учить детей на основе восприятия геометрических форм создавать в воображении новые образы.
Необходимый инвентарь: разные геометрические фигуры, объемные или вырезанные из бумаги.
Взрослый показывает детям фигуру, например, кубик, и спрашивает: «Что бывает такой формы?». Дети по очереди отвечают: дом, стол, табурет, булка хлеба и т. д.
Второй этап
«На что это похоже?»
Цель: научить детей в воображении создавать образы предметов, основываясь на их схематическом изображении.
Материал: карточки с формами и 30 карточек с конкретными изображениями предметов.
Педагог предлагает детям поиграть в необычное лото и раздает по 2 – 4 из 10 карточек с фигурами. Просит назвать все геометрические фигуры, изображенные на карточках. Затем предлагает на картинках отыскать те сочетания геометрических фигур, которые встречаются на их карточках.
«Веселое соревнование»
Цель: научить детей создавать многое из одного.
Материал: листы бумаги, на которых изображены несколько раз одни и те же фигуры.
Педагог показывает детям лист и сообщает, что все это можно с помощью карандашей превратить в какой – нибудь предмет, животное, растение или часть их.
«Дорисовки»
Цель: научить детей моделировать целостный образ на основе детали, части, схемы.
Перед каждым ребенком кладется игровая карточка с набором незавершенных рисунков и детям предлагается дорисовать их.
«Угадай игрушку»
Цель: научить детей представлять предмет по его схематическому изображению.
«Угадайка»
Цель:сформировать умение моделировать целостный образ по его схематическому изображению.
На картинках нарисованы ответы на вопрос – загадку «Что это такое?» Показывая символ взрослый спрашивает: «Кто догадался, что здесь изображено?»
«Использование предметов»
Цель: развитие воссоздающего воображения по изображению.
Необходимо рассмотреть с детьми картинки с изображением знакомых предметов и предложить им перечислить все возможные способы употребления данного предмета, которые они знают и могут вообразить.
«Преобразование предметов».
Цель: развитие воображения, формирование гибкости мышления, навыков комбинаторики.
Постарайтесь усовершенствовать предметы, добавляя к ним новые функции и соединяя их с другими предметами.За один раз обыгрывается только один предмет, тот, который близок по обсуждаемой теме.
«Поиск предметов с противоположными свойствами»
Цель: упражнять в умении сравнивать, обобщать, находить отличительные признаки у разных предметов, развивать вариативность мышления.
Называется какой-либо предмет, например, “дом” (лес, молоток, туфли и т.д.) Задание: назови как можно больше предметов, обладающих свойствами, противоположными данному предмету. В примере со словом “дом” это могут быть следующие свойства: размер (как противоположный предмет называется “собачья конура” или “улей”), степень комфорта (сарай) и т.д. Побеждает тот, кто назвал наибольшее количество противоположных предметов, чётко доказав при этом ответы.
«Новая жизнь старых вещей»
Цель: учить придумывать новое применение знакомым предметам.
Детям показывают изображения различных, старых вещей. Как ты сможешь использовать эти вещи необычным способом.
«Новое применение»
Цель: учить придумывать новое применение знакомым предметам. Все знают, для чего нужна тарелка или кастрюля, полотенце или скатерть. Но ведь все эти предметы можно использовать не только по прямому назначению. Например, в кастрюле можно устроить аквариум, а из скатерти получится отличный костюм для приведения. Придумайте новое применение таким знакомым предметам, как носовой платок, столовая ложка, зубная щетка и т.д.
«Что может быть таким?»
Цель:развитие умения подбирать слова, ориентируясь на заданные признаки.
Дети должны назвать предметы, которые бы обладали тремя признаками (гладкий, черный, тихий; темный, тяжелый, шумный; светлый, легкий, блестящий)
Третий этап
«Что бы это значило?»
Цель: научить детей находить или домысливать смысловые содержания абстракций, приписывать им произвольное значение, отталкиваясь от любых внешних признаков.
Материал: набор из 24 символических знаков на карточках. Детям предлагается посмотреть и расшифровать символы.
«Образы»
Цель: научить детей находить или домысливать смысловые содержания абстракций, приписывать им произвольное значение, отталкиваясь от любых внешних признаков
Проведите простой эксперимент: нарисуйте на листе одну окружность, а внутри нее — другую, диаметром в два раза меньше. Спросите у ребенка, что он видит. А что видите вы? У каждого человека найдутся свои ассоциации. Главное — не останавливайтесь на одном варианте ответа.
«Почему это произошло?»
Цель: учить придумывать следствия невероятных событий.
Детям предлагается назвать как можно больше возможных причин для следующих ситуаций: во всем доме погасли все электрические лампочки; стоящее во дворе дерево облеплено птицами.
«Рассыпался горох»
Цель: учиться соединять отдельные детали в целостный образ.
На листе бумаги хаотично расположены точки. Ребенку предлагается соединить рассыпанные точки так, чтобы получилось чье – то изображение или узор.
«Чем измерить»
Цель: учить находить варианты решения проблемной задачи.
Чем лучше всего измерить следующие объекты: муравья, бревно, жилой дом, грудного ребенка, твой рост, твой палец, машину, карандаш.
«Соедини сказки»
Цель: учить детей использовать при составлении сказок прием агглютинации (формирования нового образа посредством субъективного объединения частей или элементов неких первоначальных объектов.)
Детям предлагается придумать сказку, в которой фигурируют персонажи названных сказок («Морозко» и «По щучьему велению»,
«Красная шапочка», «Снегурочка» и т.д.)
«История старого чайника»
Цель: развитие воображения при составлении историй на заданную тему.
Детям задается вопрос: «Что может поведать о своей жизни старый чайник?» Дети придумывают различные истории.
«Неоконченный рассказ»
Цель: развитие образного и воссоздающего воображения при придумывании окончания истории.
Ребенку читают начало какого – либо рассказа и предлагают закончить его.
«Выложи карты на стол»
Цель: развитие воображения при составлении коллективной сказки.
Детям необходимо придумать коллективный рассказ. Толчок ему может дать специальная колода карт, подготовленная путем наклеивания на картонные карточки разнообразных картинок. Предлагается вытащить из колоды, не глядя, одну карту – картинку, и первый ребенок, сделавший это, начинает рассказ, интерпретируя содержание картинки. То, что рассказал первый ребенок, продолжает второй и т.д., вытаскивая уже новые карты и связывая между собой предыдущее содержание и интерпретации. Содержания своей карты. В результате получается длинное панно – иллюстрация, глядя на которое, дети придумали свой коллективный рассказ.
«Истории и сказки»
Цель: развитие вербальной беглости, развитие способности придумывать альтернативные окончания для историй и сказок.
«Что произойдет?»
Цель: учить устанавливать причинно – следственные связи, предлагать различные варианты следствий одного и того же события.
Придумайте как можно больше событий, которые могут произойти из – за названного события:
- девочка уронила карандаш на пол.
- из окна выбросили кусочек булки.
- на улице кто – то разбил банку варенья.
«Почему это произошло?»
Цель: учить придумывать следствия невероятных событий. Детям предлагается назвать как можно больше возможных причин для следующих ситуаций: во всем доме погасли все электрические лампочки; стоящее во дворе дерево облеплено птицами.
«Если бы я писал книгу»
Цель: Развитие способности трансформировать характеристики знакомых объектов; развитие невербальной оригинальности и гибкости.
Задание: Предложить детям представить, что они сочиняют истории о необычных животных. Попросить детей изменить животных на листе так, чтобы они стали необычными и обладали бы какими бы нибудь уникальными способностями. Дать животным клички, которые отображали бы их новые способности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Предметно-игровая среда как фактор развития сюжетно-ролевой игры старших дошкольников
Статья в сборнике "Материалы международной научно-практической конференции: "Единое образовательное пространство: взрослые и ребенок"Гринбаум Елена Евгеньевна,воспитатель ГБОУ д/с №1817 ЗелОУО г. Моск...
Консультация для родителей "Условия и способы развития сюжетно - ролевой игры у дошкольников"
В данной консультации рассказывается о всех возрастных группах и характрех игровых действий в сюжетно - ролевой игре...
Статья "Значение развития сюжетно-ролевой игры у дошкольников"
Данная статья посвящена проблеме развития сюжетно-ролевой игрыы у дошкольников 6-7 лет....
Развитие сюжетно-ролевой игры у дошкольников
Развитие сюжетно-родевой игры у дошкольников.Общие методы и приемы руководства сюжетно-ролевыми играми дошкольников....
Условия и способы развития сюжетно-ролевой игры у дошкольников
Игра дошкольника развивается под влиянием воспитания и обучения, зависит от приобретения знаний и умений, от воспитания интересов....
Условия и способы развития сюжетно - ролевой игры у дошкольников
Сюжетно-ролевая игра - это основной вид игры ребенка дошкольного возраста.Сюжетно-ролевая игра по своему характеру - деятельность отражательная. Основной источник, питающий игру ребенка, - это окружаю...
«Условия и способы развития сюжетно-ролевой игры у дошкольников», доклад
Уровень обр. орг.,консультация для воспитателей, АОУ детский сад №10 «Лучик», 23.10.2019г....