АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ ОДАРЕННОГО ДОШКОЛЬНИКА
статья по коррекционной педагогике (старшая группа)

Татьяна Кузакова

Феномен одаренности - это личностное образова­ние, социально-психологическое явление. На протяжении многих веков проблема одаренности рассматривалась несколько ав­тономно от социально-педагогической практики. И происходило это потому, что результаты исследования феномена одаренности не были востре­бованы системой образования и не использовались в социально-педагогической практике.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon aktualnye_problemy.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ

ОДАРЕННОГО ДОШКОЛЬНИКА

Т. А. Кузакова

(МАДОУ -детский сад № 148,

г. Иркутск)

Феномен одаренности - это личностное образование, социально-психологическое явление. На протяжении многих веков проблема одаренности рассматривалась несколько автономно от социально-педагогической практики. И происходило это потому, что результаты исследования феномена одаренности не были востребованы системой образования и не использовались в социально-педагогической практике.

Современная эпоха, напротив, ставит задачу выявления одаренных детей на всех возрастных этапах, в том числе и в дошкольном возрасте. Большинство ученых называют одаренностью генетически обусловленный компонент способностей, который в значительной мере определяет, как конечный итог (результат развития), так и темп развития. Среда, воспитание либо подавляют этот дар, либо помогают ему раскрыться. Следовательно, актуальной становится проблема развития одаренности в условиях особым образом организованной воспитательно-образовательной системы.

В нашей стране в рамках реализации президентской программы «Одаренные дети» предпринята попытка научной разработки концепции одаренности на государственном уровне. По определению авторов концепции: «Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми».

Как правило, ярче и заметнее, особенно в дошкольном и младшем школьном возрасте проявляется интеллектуальная одаренность. Вместе с тем, понимание одаренности, как только интеллектуальной характеристики не соответствует подлинному представлению о высоком развитии возможностей ребенка. Наши наблюдения и опыт работы в дошкольном учреждении доказывает, что одарен, необычно развит не сам по себе ум ребенка, одарена его личность. Ребенок, наделенный развитыми способностями, - другой и по характеру, и по восприятию мира. Он по-другому строит отношения с окружающими. Целостный подход к одаренному ребенку, как личности необходим, чтобы суметь развить его способности, реализовать его дар. Более того, лишь понимание личностной непохожести одаренного ребенка дает реальную возможность понять его творческий и интеллектуальный потенциал.

  Детский сад – первый социальный институт, в котором начинается социально-личностное развитие ребенка. Именно в группе детского сада ребенок начинает познавать все тонкости взаимодействия и общения с окружающими взрослыми и детьми.

Раскроем сущность актуализации и развития духовно – творческого потенциала при развитии одаренных детей дошкольного возраста.

Воспитанник пришел в мир ценными задатками, многими способностями, и задача воспитателя – раскрыть их, дать им возможность развиться и реализоваться.

Для реализации способностей одаренных дошкольников нами были поставлены следующие задачи:

- организовать игровой духовно – творческий процесс;

- обеспечить творческую самореализацию ребенка;

- развить способности, реализовать его дар.

Поставленные задачи успешно решаются в нашем учреждении в процессе реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования в соответствии с федеральными государственными требованиями.

В нашей работе встречалась другая одаренность, гораздо более трудная и для воспитателей и родителей. Это одаренность с нестандартным видением, нешаблонным мышлением. По нашим наблюдениям у творчески одаренного ребенка, как правило, менее уживчивый характер, чем у других детей, из – за чего у него нередки трудности в общении со сверстниками.

Действительно, исследования подтверждают, что довольно часто одаренные дети испытывают трудности в общении со сверстниками как в детском саду, так и в школе. Проблемы, встающие перед детьми в сфере коммуникации, являются не локальными, а влияют на все их психическое развитие. Взаимодействие ребенка со сверстниками является важнейшим фактором его развития, оно во многом обеспечивает усвоение общественно-исторического опыта, овладение выработанными человечеством способами умственной и практической деятельности. Следовательно, насколько благополучно будут складываться отношения одаренных детей с окружающими, настолько полно они захотят и смогут реализовать свои способности.

Для того чтобы помочь одаренным детям быть успешными в общении со сверстниками, необходимо, прежде всего, разобраться в причинах, приводящих к проблемам в коммуникативной сфере.

Существует ряд проблем связанных с негативными личностно – поведенческими аспектами одаренного ребенка, среди которых можно отметить следующие:

- эгоцентризм и неспособность вставать на точку зрения другого ребенка, особенно если он интеллектуально слабее,

- отсутствие культуры диалога,

- стремление прерывать и поправлять собеседника во время разговора,

- стремление командовать сверстниками – иначе ему становится скучно.

Одаренным детям нравятся сложные игры и неинтересны те, которыми увлекаются их сверстники. Вследствие этого одаренный ребенок оказывается в изоляции, уходит в себя.

Для того чтобы одаренному ребенку оптимально развиться в коллективе сверстников, необходимо не только понимать и учитывать специфику социализации таких детей, но и проводить специальную работу, направленную на формирование у них навыков позитивного взаимодействия. С этой целью в групповой комнате детского сада оформлены: центр искусств; центр экспериментальной деятельности, центр математики, центр коммуникации, центр книги. В игровом центре имеются игры и упражнения, способствующие расширению опыта и взаимодействию со сверстниками. Используются игровые ситуации, серии картинок с правилами, где каждая серия имеет свою сферу реализации (обучение, продуктивные виды деятельности, физкультура).

Центральное место занимает формирование умения конструктивно вести себя в ситуации конфликта и неудачи, так как именно неадекватная реакция на проигрыш, негибкость притязаний на признание вызывают наибольшие трудности во взаимодействии со сверстниками. Для того чтобы овладеть способом поведения в таких ситуациях, ребенок должен не только знать, как нужно себя вести, но и прожить конфликт как в игре, так и в реальном взаимодействии со сверстниками. Учитывая, что одаренные дети зачастую отличаются эмоциональной подвижностью и восприимчивостью и реальная неудача вызывает у них бурные эмоциональные реакции, нами используется методика трехэтапного введения ребенка в ситуацию.

На первом и втором этапах дошкольник сталкивается с неудачей не непосредственно, а опосредованно через картинку и игрушку, и лишь затем, в случае удачного формирования, в реальном взаимодействии. На первом и втором этапах взрослый общается с ребенком индивидуально, и лишь на третьем этапе допускается участие сверстников. Последовательность предъявления ситуаций выстроена в логике развития коммуникативной деятельности. На первом этапе определяется, умеет ли ребенок различать конфликтную ситуацию, имеет ли он представление о диапазоне ее решений. Если ребенок демонстрирует неадекватные реакции, на втором этапе взрослый знакомит его с социально принятыми нормами поведения в данной ситуации. На третьем этапе ребенку предлагается самому реализовать эти стратегии. Трехэтапная система введения ребенка в ситуацию помогает ослабить эмоциональную напряженность конфликта.

После завершения работы по этим заданиям предлагается применить известные способы поведения в конфликтных ситуациях в реальном взаимодействии детей. Для этого используются игры с правилами типа «фортунного эксперимента» (В. С.Мухина), в которых взрослый может искусственно создавать ситуации выигрыша или проигрыша, показывать на своем примере способы реагирования на неудачу, отрабатывать и закреплять этот способ с помощью выигрыша.

Перечисленные виды деятельности не исчерпывают возможных вариантов работы коммуникативных способностей у одаренных детей. Они лишь раскрывают некоторые пути преодоления трудностей, возникающих у одаренных дошкольников в общении со сверстниками и помогают им овладеть некоторыми приемами взаимодействия в социуме.

В дошкольном детстве существует столько видов одаренности, сколько есть видов детской деятельности. В каждой деятельности – своя шкала успешности и оригинальности достижений. Педагоги дошкольных учреждений должны быть особенно внимательны к детям, у которых начинают проявляться зачатки одаренности и выстраивать систему работы с одаренными детьми для раннего развития их коммуникативных и лидерских качеств, для обеспечения возможности их самореализации. Ведь именно с умением самореализовываться связаны все достижения человека в последующей жизни. А общение станет средством, обеспечивающим самореализацию.

Литература

1.Денискова. Н.С. Детская психология: Квадратура круга общения одаренного ребенка. Игры для одаренных детей. Апрель, 2012г.

2.Монина Г. Б., Рузина М.С. Ох, уж эти одаренные дети. Талант и синдром дефицита внимания: двойная исключительность. – Санкт – Петербург: Речь,2010.

3. Чудоновский В. Э., Юркевич. Одаренность: Дар или испытание. Педагогика и психология. №12, 1990 г.              



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Актуальные проблемы развития речи у дошкольников

Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал г...

Актуальные проблемы преддошкольной подготовки старших дошкольников

Новая модель дошкольного и предшкольного образования должна обеспечить детям из разных социальных слоев: равные стартовые возможности обучения, вариативность программ и форм пребывания детей в ДОУ, пр...

Проблемы социально-личностного воспитания в ДО

Социально-личностное воспитание - это один из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к воспитанию детей. То, что будет заложено в душу ребёнк...

Программа педагога-психолога по психолого-педагогическому сопровождению детей среднего и старшего дошкольного возраста с проблемами социально-личностной сферы в условиях дошкольного образовательного учреждения «Я и другие»

Программа педагога-психолога по психолого-педагогическому сопровождению детей среднего и старшего дошкольного возраста с проблемами социально-личностной сферы в условиях дошкольного образовательного у...

План- программа по проблеме «Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста»

Цель: создание в детском саду условий, способствующих позитивной социализации дошкольников. Комплексно-целевая программа рассчитана на 1 год и направлена на решение следующих задач: создание...

Статья "Проблема социально-личностного развития ребенка дошкольного возраста в процессе его взаимодействия с окружающим миром".

Проблема приобщения к социальному миру всегда была и ныне остаётся одной из ведущих в процессе формирования личности ребёнка. Исторический анализ убеждает в необходимости оказать ребёнку квалифицирова...