консультация для родителей
консультация по коррекционной педагогике

Заблоцкая Наталья Анатольевна

консультация для родителей "Существует ли норма в речевом развитии у детей с билингвизмом?"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл консультация для родителей19.65 КБ

Предварительный просмотр:

Существует ли норма в речевом развитии у детей с билингвизмом?

Существует ли норма в речевом развитии у детей с билингвизмом? Каковы различия в развитии речи детей, в семьях с одним языком и детей билингвов? Как понять, стоить ли бить тревогу о задержке речевого развития? Давайте разбираться вместе.

Большинство детей с билингвизмом проходит ряд этапов, включающих в себя смешение двух фонетических систем и лексики, упрощение слов (ребенок выбирает единицы того или другого языка в зависимости от уровня владения ими), избегание произнесения сложных конструкций (интерференция), что является естественным процессом, а не признаками задержки. Такие дети, не имеющие первичных речевых нарушений, выравниваются ближе к подростковому возрасту, когда формируются все структурные единицы языка. Смешений и привнесений из двух языков становится меньше, меняется их качество.

Дети же с первичными речевыми нарушениями испытывают значительные затруднения, так как нарушения на одном языке вследствие интерференции проявляются и в другом. Для детей с билингвизмом, с первичными речевыми патологиями характерны нарушения, аналогичные тем, которые выявляются у детей с фонематическим, фонетико-фонематическим или общим недоразвитием речи.

В сравнительном анализе, приведенном ниже, вы сможете проследить разницу в формировании различных речевых структур у детей разных возрастов и сопоставить их с ситуацией в вашей семье.

1 год – 2 года

  • Дети одним языком в семье (норма). Ребенок использует в речи слова - корни (4 - 8 слов), узнает предметы и изображения, может проговаривать гласные - “а, и, у, о”, и согласные звуки – “м, к, п, д, б, х, пь, ть, сь”.
  • Дети при сбалансированном двуязычии. У ребенка образуется “смешанный” лексикон (8 -12 слов из обоих языков). Происходит этап накопление слов из двух языков одновременно, но без их разделения. В звуковом плане ситуация схожа с одноязычными детьми, за исключением разницы в произношении отдельных звуков, похожих в звуковом плане, но отличающихся по артикуляции, например, «м» в английском будут произноситься со смягчением, как «мь».
  • Дети с задержкой речевого развития. У ребенка не появляются первые слова, а только неосознанное повторение отдельных звуков. Ребенку сложно выходить на контакт, называть членов семьи, отвечать на простые вопросы.

2 – 3 года

  • Дети одним языком в семье (норма). Ребенок начинает использовать в речи трехсложные слова с пропуском первого слога, например, «молоко» произносится как «локо». Активный словарный запас составляет около 80-150 слов. Увеличивается пассивный словарь.
  • Дети при сбалансированном двуязычии. Пассивный словарный запас увеличивается в двух языках. Ребенок начинает дифференцировать языки – переходит на вторую ступень вхождения в языки, используя “слова-эквиваленты”, например, он знает, что «milk» на английском – это «молоко» на русском, применяет правильно в разных ситуациях, с определенными людьми.
  •  Дети с задержкой речевого развития. Речевое подражание в речи ребенка отсутствует. Присутствует 10 - 13 лепетных слов («го»- голубь, «тани» - штаны и т.д.). Ребенок не понимает интонации.

3 года – 4 года

  • Дети одним языком в семье (норма)В активном словаре у ребенка 1000 – 1300 слов. Начинает формироваться фразовая речь, грамматический строй речи. В речи появляются мягкие шипящие: «щ», «ч» и твердые согласные звуки: «с», «з», «в». Используется глагольный словарный запас в настоящем и прошедшем времени.
  • Дети при сбалансированном двуязычии. Ребенок активно наращивает словарный запас в двух языках. Развитие фразовой речи со смешением слов из обоих языков. С дифференциацией языков может возникнуть этап отказа от языка меньшинства, если «фундамент» не был создан до 3 лет ( принцип «один взрослый – один язык», «одна ситуация – один язык» с самого рождения). Возможны нарушения произношения появившихся шипящих и свистящих звуков, возможны дефекты озвончения и смягчения.
  • Дети с задержкой речевого развития. Ребенок общается с окружающими людьми на «своем» языке, активно используя лепетную речь.

4 года – 5 лет

  • Дети одним языком в семье (норма)Ребенок использует простые распространенные предложения, развивается фонематическое восприятие (способность различать звуки на слух), ребенок владеет послоговым чтением. Возможны нарушения в произношении свистящих («ц»), шипящих («ш», «ж») и сонорных звуков («л», «р»).
  • Дети при сбалансированном двуязычии. Продолжается активная дифференциация и освоение языков, а также языковых систем в целом. Формируется фонематическое восприятие, то есть ребенок правильно слышит и анализирует звуки. Ребенок начинает использовать простые распространенные предложения со смешанными конструкциями из разных языков; согласует имена прилагательные с существительными в роде (кроме среднего рода), согласует глаголы прошедшего времени с существительными в роде. Произносит йотированные звуки («ё», «ю», «я», «е»).
  • Дети с задержкой речевого развития. Так как окружающие люди не понимают ребенка, он может минимизировать или даже отказаться от общения, замкнуться в себе. 

5 лет – 6 лет

  • Дети одним языком в семье (норма). Ребенок начинает оценивать свою и чужую речь, понимать, где он делает ошибки. Происхождение всех звуков приходит в норму.
  • Дети при сбалансированном двуязычии. Пользуются уменьшительно - ласкательными суффиксами («птичка», «машинка» или «carочка»). Появляется словотворчество в использовании двух языков: ищет рифмы, похожие слова. Различает слова, отличающиеся одним звуком («врач» и «грач»). Определяет наличие звука в слове по трем позициям (начало, середина, конец). Звуковая сторона речи практически в норме. Может пересказать знакомую сказку близко к тексту.
  • Дети с задержкой речевого развития. Звукопроизношение нарушено (звуки из разных групп: свистящие, шипящие и соноры), смешивание звуков близких по артикуляции («ш» и «щ»), нарушения фонетического восприятия, сложности в составлении связного высказывания (описательных рассказов).

6 лет – 7 лет

  • Дети одним языком в семье (норма). Аграмматизмы исчезают во всех структурах речи, используются развернутые пересказы.
  • Дети при сбалансированном двуязычии. Все еще возможны ошибки (аграмматизмы) в использовании родовых и падежных конструкций («она пришел», «нет молоко»). Пользуется суффиксами, обозначающими людей по их профессии, разделяет их («учитель, учительница, ученик»). Продолжается словотворчество. В речи используются пересказы и рассказ по картинке или серии картинок.
  • Дети с нарушением  речевого развития. Сложности со звуко - буквенном анализом слов. При пересказе перечисляет отдельные предметы и действия. Устойчивые аграмматизмы и нарушения звукопроизношения.

Таким образом вы можете сопоставить речь своего ребенка с данными, приведенными выше, если речь вашего ребенка вызывает у вас беспокойство, то вам необходимо обратиться за консультацией к логопеду. Помните, чем раньше начинается работа по коррекции речи, тем быстрее и качественнее можно получить результаты, и у вашего ребенка не возникнет проблем в более старшем возрасте.

Желаем удачи!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Консультация для родителей на тему: "Речевая готовность ребёнка к школе — консультация для родителей"

Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Пе...

Консультация для родителей «Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители». Консультация для родителей

«Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители».Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, ...

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе. Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе.Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»...

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...