Статья «Развитие межполушарного взаимодействия – основа интеллектуального развития ребенка».
статья по коррекционной педагогике

 Применяя  игры и упражнения для развития межполушарного взаимодействия,  у детей улучшается память, самоконтроль поведения, повышается концентрация внимания, происходит формирование пространственных ориентаций, повышается уверенность в своих силах. А это, в свою очередь, является одним из главных критериев психологического здоровья дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_razvitie_mezhpolusharnogo_vzaimodeystviya.docx19.26 КБ

Предварительный просмотр:

Статья «Развитие межполушарного взаимодействия –

основа интеллектуального развития ребенка».

Межполушарное взаимодействие – это особый механизм объединения левого и правого полушария головного мозга в единую, целостно работающую систему, формируется под влиянием как генетических, так и средовых факторов. Межполушарное взаимодействие необходимо для координации работы мозга и передачи информации из одного полушария в другое. Чем лучше будут развиты межполушарные связи, тем выше у ребёнка будет интеллектуальное развитие, память, внимание, речь, воображение, мышление и восприятие.

Использование игр на развитие межполушарного взаимодействия является, на мой взгляд, необходимыми базовыми упражнениями, которые «включают» мозговую активность ребенка и способствуют повышению эффективности и оптимизации всех видов развивающих и коррекционных занятий с ним.

Признаки недостаточности развития

межполушарных связей у детей.

Если у ребенка присутствуют следующие симптомы, следует задуматься о возможном нарушении межполушарного взаимодейсвия:

  • Ребёнок гиперактивный, «не слышит» взрослых, на замечания не реагирует или, наоборот, чересчур медлительный и пассивный.
  • Испытывает трудности в усвоении учебной программы. Долго выполняет задания педагога, невнимателен.
  • Заметна эмоциональная нестабильность, резкие перепады настроения.
  • Есть синдром дефицита внимания, агрессия.
  • Постоянно путает «лево» и «право», сезоны, жалуется на память.
  • Зеркальное написание букв и цифр.
  • Плохо ориентируется в пространстве, не может скоординировать движения. Быстро переключается с одного действия на другое.
  • Присутствуют навязчивые движения (почёсывания, рисует/пишет с высунутым языком, грызёт ногти).
  • Быстро утомляется, не может сосредоточиться на задании, тяжело осваивает чтение, грамоту и счёт.
  • Есть проблемы с речью разной сложности.
  • Наблюдается слабая познавательная деятельность.
  • Плохо развита мелкая и общая моторика и т.д.

На что направлены игры и упражнения для развития

межполушарного взаимодействия:

  • Развитие концентрации и внимания, координации, умения чувствовать своё тело;
  • развитие памяти, мелкой и общей моторики, умения ориентироваться в пространстве;
  • работа над гармоничным взаимодействием полушарий;
  • активизация речи;
  • работа над эмоциональной устойчивостью, повышением внимания и т.д.

Методические рекомендации

1. Основным требованием к использованию упражнений является четкое выполнение движений. Вначале сам педагог должен «отчеканить шаг», а потому уже показывать это детям.

2. Все упражнения очень простые, поэтому их можно выполнять в любом месте и в любое удобное время.

3. Заниматься ежедневно.

4. Занятия должны быть оформлены в виде игры.

5. Продолжительность занятий от 5 до 20 минут.

6. Одно упражнение не должно занимать более 2 минут.

7. Внутри комплекса упражнения можно как угодно менять местами.

Все педагоги, использующие кинезиологическую практику, отмечают необыкновенные успехи у людей всех возрастов.

Прежде чем приступить к играм для детей, убедитесь, что ребёнок в хорошем настроении. Не настаивайте и не перегружайте малыша занятиями, иначе достичь нужного эффекта не получится. Ребёнок начнёт протестовать и вовсе откажется от каких-либо совместных игр. Комбинируйте разные упражнения, чередуйте подвижные и спокойные занятия.

Начинайте с простых и доступных для малыша игр, чтобы он видел, что может с ними справиться. Постепенно добавляйте более сложные упражнения. Не забывайте хвалить ребёнка за успехи, не акцентируйте внимание на том, что не получается.

Использование упражнений и игры для развития межполушарного взаимодействия (особенно старшего дошкольного возраста) способствует формированию стрессоустойчивости ребенка к обучению в школе.

Систематическое использование упражнений на развитие межполушарного взаимодействия не только оказывает стимулирующее влияние на развитие мыслительной деятельности, но и является мощным средством повышения работоспособности головного мозга, создает предпосылки для развития многих психических процессов.

Подводя итог вышесказанному можно сделать следующий вывод: при применении игр и упражнений для развития межполушарного взаимодействия, у детей улучшается память, самоконтроль поведения, повышается концентрация внимания, происходит формирование пространственных ориентаций, повышается уверенность в своих силах. А это, в свою очередь, является одним из главных критериев психологического здоровья дошкольников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Развитие межполушарного взаимодействия – основа интеллектуального развития ребенка»

Консультация для родителей «Развитие межполушарного взаимодействия – основа интеллектуального развития ребенка»...

«Развитие межполушарного взаимодействия – основа интеллектуального развития ребенка»

Развитие межполушарного взаимодействия – основа интеллектуального развития ребенка....

Консультация для родителей «Развитие межполушарного взаимодействия – основа интеллектуального развития ребенка»

Межполушарного взаимодействия – основа интеллектуального развития ребенка....

«Развитие межполушарного взаимодействия – основа интеллектуального развития ребенка»

Цель: познакомить родилей с приемами нейрогимнастики, рассказать о важности двигательной активности в дошкольном возрасте....

Консультация для родителей «Развитие межполушарного взаимодействия – основа интеллектуального развития ребенка» 8.02.2023

Межполушарное взаимодействие – особый механизм объединения левого и правого полушарий мозга в единую, целостную систему.Вашему вниманию предлагаются упражнений для развития межполушарного в...