"Профилактика речевых нарушений у детей дошкольного возраста"
консультация по коррекционной педагогике (старшая группа)

Кузнецова Алена Борисовна

Семинар-практикум для педагогов "Профилактика речевых нарушений у детей дошкольного возраста"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Семинар-практикум  для педагогов

«Профилактика речевых нарушений у детей дошкольного возраста»

Составила: Кузнецова Алена Борисовна,

учитель-логопед МДОУ №27 г.Саянска, Иркутской обл.

У многих детей-дошкольников встречаются недостатки произношения одного или нескольких звуков, большинство из которых носят временный, непостоянный характер.

 Они обусловлены тем, что у ребенка этого возраста еще недостаточно хорошо функционируют центральный слуховой и речевой аппараты. Связь между ними недостаточно выработана и прочна, мышцы речевого аппарата еще слабо натренированы.

Все это приводит к тому, что движения речевых органов ребенка еще недостаточно четки и согласованы.

Поэтому в дошкольном возрасте большую роль играет целенаправленное развитие подвижности речевых органов и умения владеть ими.

Работа по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата проводится в форме артикуляционной гимнастики.

Артикуляционная  гимнастика   –  это  целенаправленные упражнения, для тренировки полноценных движений и подвижности органов артикуляционного аппарата,  необходимые для правильного произношения  звуков.

Одни из упражнений помогают улучшить подвижность органов артикуляции, другие — увеличить объём и силу движений, третьи вырабатывают точность позы губ, языка, необходимую для произнесения того или иного звука

Что же такое органы артикуляционного аппарата?

Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо. Точность, сила и диференцированность движений этих органов развиваются у ребенка постепенно, в процессе речевой деятельности.

На подготовительном этапе используются два вида общеразвивающих упражнений: статистические и динамические упражнения, с образными названиями. Статистические упражнения направлены на удержание артикуляционной позы в течение 6 – 10 секунд. Динамические упражнения требуют ритмического повторения по 6 – 8 раз движений, координации, хорошей переключаемости.

                       Артикуляционные упражнения  бывают:

СТАТИЧЕСКИЕ

ДИНАМИЧЕСКИЕ

Умение удерживать определенную позу в течение 7 – 10 секунд

Умение правильно выполнять  движения мышцами щек, губ, языка

Только целенаправленная систематичная работа по развитию артикуляционного аппарата поможет вашему ребенку научиться произносить правильно звуки русского языка

Рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики.

  • Артикуляционную логопедическую гимнастику можно проводить подгруппами и индивидуально. 
  • При отборе материала надо соблюдать последовательность, идти от простых упражнений  к более сложным.  
  • Артик.  гимнастику проводим ежедневно 3-4 раза в день по 3-5 мин. 
  • Не следует предлагать детям более 2-4 упражнений за один раз
  • Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз
  • Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд 

(удержание артикуляционной позы в одном положении, можно под счет)

  • Проведение обязательно перед зеркалом;
  • Проводить ее надо эмоционально, в игровой форме;
  • Изучение упражнения в медленном темпе. Отрабатывая упражнения впоследствии можно убыстрять темп.

Организация проведения артикуляционной гимнастики

1. Взрослый  сначала  рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы.

2. Взрослый показывает выполнение упражнения.

3. Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение. 
Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому. Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели. 

4. Если у ребенка не получается какое-то движение, помогать ему (шпателем, ватной палочкой,  ручкой чайной ложки или просто чистым пальцем). 

5. Подходить к выполнению упражнений творчески. 

Сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и вместе с тем координированными.

Система упражнений по развитию артикуляционной моторики должна включать как статические упражнения, так и упражнения, направленные на развитие динамической координации речевых движений.
 

Упражнения для  языка

«Лопаточка». Широкий язык высунуть, расслабить, положить на нижнюю губу. Следить, чтобы язык не дрожал. Удерживать язык в таком положении под счет от 1 до 5—10.

«Чашечка». Рот широко раскрыть. Широкий язык поднять кверху. Потянуться к верхним зубам, но не касаться их. Удерживать язык в таком положении под счет от 1 до 5—10.

 «Иголочка». Рот открыть. Язык высунуть далеко вперед, напрячь его, сделать узким. Удерживать в таком положении 15 с

 «Горка». Рот приоткрыть. Боковые края языка прижать к верхним коренным зубам. Кончик языка упереть в нижние передние зубы. Удерживать в таком положении 15 с

«Трубочка». Высунуть широкий язык. Боковые края языка загнуть вверх. Подуть в получившуюся трубочку. Выполнять в медленном темпе 10 — 15 раз

«Часики». Высунуть узкий язык. Тянуться языком попеременно то к правому уху, то к левому. Двигать языком из угла рта в медленном темпе под счет логопеда. Проделать 10- 15 раз

«Лошадка». Присосать язык к нёбу, щелкнуть языком. Щелкать медленно, сильно. Тянуть подъязычную связку. Проделать 10 - 15 раз

«Грибок». Раскрыть рот. Присосать язык к нёбу. Не отрывая язык от нёба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть. Проделать 10-15 раз. В отличие от упражнения «Лошадка» язык не должен отрываться от нёба.

«Гармошка»– улыбнуться, сделать "грибочек" (т.е. присосать широкий язык к нёбу), не отрывая языка, открывать и закрывать рот (зубы не смыкать)

«Качели». Высунуть узкий язык. Тянуться языком попеременно то к носу, то к подбородку. Рот при этом не закрывать. Упражнение проводится под счет логопеда 10 — 15 раз

 «Вкусное варенье». Высунуть широкий язык, облизать верхнюю губу и убрать язык в глубь рта. Повторить 10 раз

 «Змейка». Рот широко открыть. Язык сильно высунуть вперед, напрячь, сделать узким. Узкий язык максимально выдвигать вперед и убирать в глубь рта. Двигать языком в медленном темпе 10 раз

«Маляр» губы в улыбке,  приоткрыть рот,  кончиком языка погладить ("покрасить") нёбо

«Катушка». Кончик языка упереть в нижние передние зубы. Боковые края языка прижать к верхним коренным зубам. Широкий язык «выкатывать» вперед и убирать вглубь рта. В отличие от упражнения «Горка» язык в форме валика перемещается вперед-назад

«Наказать непослушный язычок». Улыбнуться. Приоткрыть рот. Спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки пя-пя-пя.

«Почистим зубы» -  улыбнуться, открыть рот,  кончиком языка с внутренней стороны "почистить" поочередно нижние и верхние зубы

«Желобок» -Рот открыт. Язык высунут. Боковые края лопатообразного языка поднимаются, по средней продольной линии языка образуется впадина. Язык в таком положении удерживается пол счет от 1 до 5—10. Следить, чтобы губы не помогали языку, оставались неподвижными

«Киска сердится» - губы в улыбке, рот открыт,  кончик языка упирается в нижние зубы,  выгнуть язык горкой упираясь кончиком языка в нижние зубы

«Болтушка» (Индюк) Рот открыть. Широким кончиком языка проводить по верхней губе вперед-назад, не отрывая языка, при этом произносить «Бл, бл, бл…».Нижняя челюсть неподвижна.

«Поймаем мышку» -  губы в улыбке,  приоткрыть рот,  произнести "а-а" и прикусить широкий кончи языка (поймали мышку за хвостик)

«Пароход» - губы в улыбке,  открыть рот,  с напряжением произнести долгое "ы-ы-ы..."

«Автомат» - Рот открыт. Напряженным кончиком языка постучать в бугорки за верхними зубами, многократно и отчетливо произнося звук т-т-т — сначала медленно, постепенно убыстряя темп.

«Барабан» - Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка постучать о нёбо за верхними зубами, многократно и отчетливо произнося звук д-д-д. Сначала звук д произносить медленно, постепенно темп убыстрять.

Упражнения для  губ и щек

  1. «Улыбка». Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны.
  2. «Трубочка».  Вытянуть вперед губы трубочкой.
  3. «Улыбка – Трубочка».  Чередование положений губ. Вытянуть вперед губы трубочкой, затем растянуть губы в улыбку.
  4. «Заборчик». Губы в улыбке, зубы сомкнуты в естественном прикусе и видны.
  5. «Кролик».  Зубы сомкнуты. Верхняя губа приподнята и обнажает верхние резцы.
  6. «Уточка».  Вытянуть губы, сжать их так, чтобы большие пальцы были под нижней губой, а все остальные на верхней губе, и вытягивать губы вперед как можно сильнее, массируя их и стремясь изобразить клюв уточки.
  7. «Сытый хомячок».  Надуть обе щеки, потом надувать щеки поочередно.
  8. «Голодный хомячок». Втянуть щеки.
  9. Покусывание сначала верхней, а потом нижней губы зубами.
  10. Вытянутые трубочкой губы двигать вправо-влево, вращать по кругу.
  11. Хлопать губами друг о друга (произносится глухой звук – п-п-п).
  12. Покусывание, похлопывание и растирание щек.

Упражнения для развития речевого дыхания

«Футбол». Вытянуть губы трубочкой и подуть на ватный шарик, пытаясь загнать  шарик в «ворота».

«Фокус» - на кончик носа положить ватку,  широким языком в форме "чашечки", прижатым к верхней губе, сдуть ватку с носа вверх.

«Загнать мяч в ворота» -Вытянуть губы вперед трубочкой и длительно дуть на ватный шарик, лежащий на столе, пытаясь загнать его в «ворота» между двумя кубиками.

«Шторм в стакане».Рот открыт. Посередине языка кладется соломинка для коктейля, конец которой опускается в стакан с водой. Подуть через соломинку, чтобы вода в стакане забурлила. Следить, чтобы щеки не надувались, губы были неподвижны.

Рис. 1. Артикуляционное упражнение "Лопатка".

Рис. 2. Артикуляционное упражнение "Чашечка"

Рис. 3. Артикуляционное упражнение «Иголочка»

Рис. 4. Артикуляционное упражнение «Горка»

Рис. 1. Артикуляционное упражнение "Лопатка".

Рис. 2. Артикуляционное упражнение "Чашечка"

Рис. 3. Артикуляционное упражнение «Иголочка»

Рис. 4. Артикуляционное упражнение «Горка»

         Рис. 5. Артикуляционное упражнение «Трубочка»

         Рис. 6. Артикуляционное упражнение «Часики»

         Рис. 7. Артикуляционное упражнение «Лошадка»

         Рис. 8. Артикуляционное упражнение «Качели»

         Рис. 5. Артикуляционное упражнение «Трубочка»

         Рис. 6. Артикуляционное упражнение «Часики»

         Рис. 7. Артикуляционное упражнение «Лошадка»

         Рис. 8. Артикуляционное упражнение «Качели»

Рис. 9. Артикуляционное упражнение «Вкусное варенье»

Рис. 10. Артикуляционное упражнение «Змейка»

Рис. 11. Артикуляционное упражнение «Маляр»

 Рис. 12. Артикуляционное упражнение «Катушка»

Рис. 9. Артикуляционное упражнение «Вкусное варенье»

Рис. 10. Артикуляционное упражнение «Змейка»

Рис. 11. Артикуляционное упражнение «Маляр»

 Рис. 12. Артикуляционное упражнение «Катушка»

Комплексы упражнений

Для свистящих звуков (С, З, Ц)

  • «Лопатка» - улыбнуться, приоткрыть рот,  широкий передний край языка положить на нижнюю губу, удерживать под счет 1-5, 1-10.
  • «Наказать непослушный язык» - положение языка кА при упражнении «Лопатка», - язычок лежит на нижней губе, пошлепывая его губами произносить «ПЯ-ПЯ-ПЯ-ПЯ». Язык не должен напрягаться в это время или «убегать» в рот.
  • « Чистим зубы» - улыбнуться, показать зубы рот полуоткрыт, кончик языка двигается по  нижним зубам из стороны в сторону, потом снизу вверх (как зубная щетка).
  • «Кто дальше?» - улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы произнося длительно звук Ф, сдуть ватку на противоположный край стола.5gqsjz05v4knm7g57

Все упражнения выполнять перед зеркалом 2 раза в день, по 5-6 раз каждое упражнение.

Комплексы упражнений

Для шипящих звуков (Ш, Ж, Ч, Щ)

  • «Лопатка» - улыбнуться, приоткрыть рот,  широкий передний край языка положить на нижнюю губу, удерживать под счет 1-5, 1-10.
  •  «Наказать непослушный язык» - положение языка кА при упражнении «Лопатка», - язычок лежит на нижней губе, пошлепывая его губами произносить «ПЯ-ПЯ-ПЯ-ПЯ». Язык не должен напрягаться в это время или «убегать» в рот.
  • «Грибок» - язык внутри рта, рот широко открыт, язык поднимается к верхнему небу( как грибок к солнышку) удерживается под счет 1-5.
  • «Кто дальше?» - улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы произнося длительно звук Ф, сдуть ватку на противоположный край стола.
  • «Вкусное варенье» - слегка приоткрыть рот, язык двигается по верхней  губе снизу вверх, но не из стороны в сторону ( как будто слизывает варенье). Нижняя челюсть должна быть неподвижна.
  • «Фокус» - улыбнуться , приоткрыть рот, широкий передний край языка положить на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине языка был желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа . ватка должна полететь вверх. Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижна. Нижняя губа не должна натягиваться на нижние зубы.5gqsjz05v4knm7g57
  • «Гармошка» - улыбнуться , приоткрыть рот, приклеить язык к небу  и, не отпуская языка, закрывать и открывать рот. Губы находятся в положении улыбки. Рот надо стараться открывать шире, а язык удерживать в верхнем положении.

Все упражнения выполнять перед зеркалом 2 раза в день, по 5-6 раз каждое упражнение.

Комплексы упражнений50i5n4t7wacp5mvi7

Для звука Л

  • «Наказать непослушный язык» - положение языка как при упражнении «Лопатка», - язычок лежит на нижней губе, пошлепывая его губами произносить «ПЯ-ПЯ-ПЯ-ПЯ». Язык не должен напрягаться в это время или «убегать» в рот.
  • «Вкусное варенье» - слегка приоткрыть рот, язык двигается по верхней  губе снизу вверх, но не из стороны в сторону ( как будто слизывает варенье). Нижняя челюсть должна быть неподвижна.
  • «Индюк» - приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы – как бы поглаживая ее. Сначала производить медленные движения, потом убыстрить темп и добавить голос, пока не послышится БЛ-БЛ-БЛ-БЛ ( как индюк болбочет).50i5n4t7wacp5mvi7
  • «Качели» - улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны) и удерживать в таком положении под счет от 1 до 5. потом поднять широкий язык за верхние зубы и так же удерживать под счет от 1 до 5.
  • « Лошадка» - улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка ( как лошадка цокает).
  • «Пощелкай беззвучно» - те же движения языком как и в упражнении «Лошадка», но беззвучно.

5gqsjz05v4knm7g57

Комплексы упражнений

Для звука Р

  • « Чистим зубы» - улыбнуться, показать зубы , рот полуоткрыт, кончик языка двигается по  верхним зубам с внутренней стороны из стороны в сторону. (как зубная щетка).
  • «Маляр» - улыбнуться, открыть роти «погладить» кончиком языка твердое небо, делая движения языком вперед-назад ( как кисть маляра).
  • «Кто дальше?» - улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы произнося длительно звук Ф, сдуть ватку на противоположный край стола.50i5n4t7wacp5mvi7
  • «Вкусное варенье» - слегка приоткрыть рот, язык двигается по верхней  губе снизу вверх, но не из стороны в сторону ( как будто слизывает варенье). Нижняя челюсть должна быть неподвижна.
  • « Индюк» - приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы – как бы поглаживая ее. Сначала производить медленные движения, потом убыстрить темп и добавить голос, пока не послышится БЛ-БЛ-БЛ-БЛ ( как индюк болбочет).
  • «Барабанщики» - улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком за верхними зубами, многократно и отчетливо произнося: Д-Д-Д-Д. постепенно убыстрять темп.

Все упражнения выполнять перед зеркалом 2 раза в день, по 5-6 раз каждое упражнение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профилактика речевых нарушений у детей дошкольного возраста

Профилактика речевых нарушений у детей...

Профилактика речевых нарушений у детей дошкольного возраста

Статистика говорит об увеличении количества детей с нарушениями речи. В связи с этим возрастает необходимость совместной работы логопедов и воспитателей дошкольных образовательных учреждений по предуп...

О профилактике речевых нарушений у детей дошкольного возраста

О профилактике речевых нарушений у детей дошкольного возраста...

Профилактика речевых нарушений у детей дошкольного возраста.

В последнее время в дошкольном воспитании актуальными стали вопросы оказания специализированной логопедической помощи детям дошкольного возраста. Статистика показывает, что в настоящее время наблюдает...

Профилактика речевых нарушений у детей дошкольного возраста

Профилактика речевых нарушений у детей дошкольного возраста является идним из важных направлений логопедической работы....

Вопросы профилактики речевых нарушений у детей дошкольного возраста

Что следует сделать для того, чтобы речь ребенка формировалась вовремя, полноценно, правильно? Решение этих задач неразрывно связано с профилактикой и своевременным выявлением отклонений в развитии де...

Консультация для воспитателей: «Логопедические пятиминутки как средство профилактики речевых нарушений у детей дошкольного возраста»

Речь — важное условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающего мира, содер...