Консультация для родителей
консультация по коррекционной педагогике (старшая группа)

Веретельник Лидия Владимировна

Помощь родителям

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей на тему: «Фонематический слух - основа правильной речи».

 Учитель- логопед: Веретельник Лидия Владимировна

«Плохо говорит...», «Не произносит шипящие звуки...», «Во рту будто каша», «Пропускает звуки, слоги», «Заменяет многие звуки речи другими» - типичные жалобы, с которыми родители приходят к логопеду. На первый взгляд кажется, что эти речевые трудности имеют мало общего. Однако причина у них одна, и носит она фонематический характер.
Что же такое фонематический слух?

Фонематический слух – это не просто слух. Ребенок может прекрасно слышать даже самый тихий шепот, но иметь неразвитый фонематический слух.

Фонематический слух отвечает за различение фонем (звуков) речи. Он помогает нам различать слова и формы слов, похожие по звучанию, и правильно понимать смысл сказанного, например: дом-сом-лом-ком.

Если у ребенка плохо развит фонематический слух, он может путать близкие по звучанию звуки. Это может тормозить процесс развития связной речи, обучения чтению и письму, ведь если  ребенок плохо умеет различать звуки, он будет воспринимать (запоминать, произносить, писать) то, что он услышал, а не то, что ему сказали на самом деле. Отсюда — ошибки в речи и на письме. Если вовремя не принять меры, то дефект закрепится, и чем старше будет становиться ребенок, тем сложнее будет это исправить.

К пяти годам ребенок уже должен уметь определять на слух, есть ли в слове определенный звук, и сам подбирать на заданные звуки слова. Но на практике это не всегда так.

В нашем языке, несмотря на то, что букв всего 33, звуков гораздо больше. И часто различаются они  только небольшими оттенками.

Надо заметить, наиболее часто дети путают звуки похожие по звучанию или близкие по способу образования (по произношению). Как правило это свистящие и шипящие звуки: с-ш, з-ж, сь-щ, ц-ч, с-ц, з-с; соноры: р-л; твёрдые и мягкие: б-бь, з-зь, с-сь, и т.д.; звонкие и глухие: д-т, в-ф и т.д., Это приводит к неправильному восприятию слов (изначально) и в дальнейшем к неправильному произношению (например: дом-"том", рак-"лак", лук-"люк",жук -"щук"). В последние годы многие дети путают далекие между собой звуки: к-т, г-д, с-х.

Развитие  фонематического слуха у всех детей происходит очень индивидуально.

Возрастные нормы развития фонематического слуха.

Первый год жизни - уже на третьей неделе ребенок должен проявлять сосредоточение на резкие звуки, а в два месяца начинать прислушиваться к более тихим шумам. В три месяца малыш без труда отыскивает взглядом источник звука, реагирует на него улыбкой, комплексом оживления. С удовольствием слушает музыку. С четырех месяцев ребенок начинает подражать звукам, к полугоду различает свое имя. К концу первого года жизни при нормальном развитии фонематического  слуха малыш различает часто произносимые слова.

На втором году жизни фонематический слух активно развивается. Несмотря на то, что речь еще далека от совершенства, ребенок уже может различать все фонемы родного языка. К концу второго года малыш в состоянии определить на слух неверно произнесенный звук в речи взрослых, но собственное произношение еще не контролирует.

Самое важное достижение третьего года жизни – возможность ребенка самостоятельно определять неверно произнесенный звук в собственной речи. Если этот навык фонематического восприятия не сформируется к трем годам, то ребенок не сможет овладеть правильным звукопроизношением.

На четвертом году жизни фонематический слух совершенствуется, становится более дифференцированным. Ребенок уже владеет навыком различения сходных фонем на слух и в собственном произношении, что служит фундаментом для освоения звукового анализа и синтеза.

На пятом - шестом году жизни формируется звуковой анализ – умение определять последовательность и количество звуков в слове. Только обладая навыками анализа и синтеза, ребенок сможет успешно освоить чтение и письмо.

  • Когда же начинать развивать фонематический слух?
  • Прямо с рождения.  Да, именно с рождения мы начинаем этот длительный процесс. Когда учим повторять и различать слова и звукоподражания. Помните, как разговаривают с грудничками?  Спрашивают у малыша:
  • - Как говорит кошка?  (Мяу, мур-р)
  • - Как стучит папа в дверь? (Тук-тук)
  • - Как едет машина?  (У-у-у, др-р-р)
  • - Как говорит водичка?  (С-с-с, кап-кап)

Все эти звукоподражания  формируют основу фонематического слуха, умение слышать речевые звуки.  Но нам надо не только слышать, но еще и различать, и разделять. Вот этот, более сложный этап обучения мы начинаем где-то в 5-6 лет. Здесь наша задача – научить  разделять звуки, определять отдельный звук в слове, различать  парные согласные, твердые и мягкие звуки только на слух. Это надо, прежде всего, для грамотности ребенка, для того, чтобы он научился писать без проблем. Потому, что если не научить ребенка  выделять отдельные звуки в слове, то он не сможет писать правильно.   Такой ребенок постоянно испытывает трудности при письме, обречен на низкую оценку по языку и возможны проблемы при изучении других языков, поэтому развитие фонематического слуха у детей — залог успешного обучения чтению и письму, а в дальнейшем — и иностранным языкам.

Развитие фонематического слуха у дошкольников можно «подстегнуть» при помощи специальных упражнений. Эти упражнения помогут детям распознавать заданный звук в словах, определять место звука в слове, различать слова и формы слов, отличающиеся лишь одной фонемой.

Этапы работы по развитию фонематического слуха

ПЕРВЫЙ УРОВЕНЬ – узнавание неречевых звуков.

ВТОРОЙ УРОВЕНЬ – различение звуков речи по тембру, силе и высоте.

ТРЕТИЙ УРОВЕНЬ – различение сходных между собой по звучанию слов. 

ЧЕТВЕРТЫЙ УРОВЕНЬ – различение слогов.

ПЯТЫЙ УРОВЕНЬ – различение звуков

ШЕСТОЙ УРОВЕНЬ – освоение ребенком навыков анализа и синтеза.

Работа по развитию фонематического восприятия начинается на материале неречевых звуков и постепенно охватывает все звуки речи.

Упражнения для развития фонематического слуха построены по принципу от простого к сложному. Выявив, на каком этапе ребенок перестает справляться с заданиями, начинайте с этого уровня.

ПЕРВЫЙ УРОВЕНЬ – узнавание неречевых звуков. Различение на слух неречевых звуков является фундаментом и основой развития фонематического слуха.

 - Игра «Угадай, что звучало». Внимательно послушайте с ребенком шум воды, шелест газеты, звон ложек, скрип двери и другие бытовые звуки. Предложите ребенку закрыть глаза и отгадать, что сейчас звучало. 

 - Игра «Шумящие мешочки». Вместе с малышом насыпьте в мешочки крупу, пуговицы, скрепки. Ребенок должен угадать по звуку потряхиваемого мешочка, что там внутри.

 - Игра «Волшебная палочка». Взяв карандаш или любую палочку, постучите ею по разным предметам в доме. Волшебная палочка заставит звучать вазу, стол, стенку, миску и т. д. Потом усложните задание – пусть малыш отгадывает с закрытыми глазами, какой предмет звучал. 

 - Игра «Жмурки». Ребенку завязывают глаза, и он двигается на звук колокольчика, бубна, свистка.

 - Игра «Похлопаем». Ребенок повторяет ритмический рисунок хлопков. Например: два хлопка, пауза, один хлопок, пауза, два хлопка. В усложненном варианте малыш повторяет ритм с закрытыми глазами.

ВТОРОЙ УРОВЕНЬ – различение звуков речи по тембру, силе и высоте.

 - Игра «Узнай свой голос». Запишите на кассету голоса близких людей и голос самого ребенка, а потом попросите его угадать, кто сейчас говорит.

 - Игра «Громко–тихо». Договоритесь, что малыш будет выполнять определенные действия – когда вы произносите слова громко и когда тихо.

 - Игра «Три медведя». Ребенок отгадывает, за кого из героев сказки говорит взрослый. Более сложный вариант – малыш сам говорит за трех медведей, изменяя высоту голоса.

ТРЕТИЙ УРОВЕНЬ – различение сходных между собой по звучанию слов. 

 - Игра «Слушай и выбирай». Перед ребенком кладут картинки со сходными по звучанию словами (ком, сом, лом). Взрослый называет предмет, а ребенок должен поднять соответствующую картинку.

 - Игра «Верно–неверно». Взрослый показывает малышу картинку и называет предмет, заменяя первый звук (форота, корота, морота, ворота, порота, хорота). Задача ребенка – хлопнуть в ладоши, когда он услышит правильный вариант произношения.

ЧЕТВЕРТЫЙ УРОВЕНЬ – различение слогов.

 - Игра «Похлопаем». Взрослый объясняет ребенку, что есть короткие и длинные слова. Проговаривает их, интонационно разделяя слоги. Совместнос ребенком произносит слова (па-па, ло-па-та, ба-ле-ри-на), отхлопывая слоги. 

 - Игра «Что лишнее?» Взрослый произносит ряды слогов «па-па-па-ба-па», «фа-фа-ва-фа-фа» и т. п. Ребенок должен хлопнуть, когда услышит лишний (другой) слог.

ПЯТЫЙ УРОВЕНЬ – различение звуков. Надо объяснить ребенку, что слова состоят из звуков, а затем немного поиграть. 

 - Игра «Кто это?» Комарик говорит «зззз», ветер дует «сссс», жук жужжит «жжжж», тигр рычит «рррр». Взрослый произносит звук, а ребенок отгадывает, кто его издает.

 - Игра «Похлопаем». Взрослый произносит ряды звуков, а ребенок хлопает в ладоши, когда слышит заданную фонему.

ШЕСТОЙ УРОВЕНЬ – освоение ребенком навыков анализа и синтеза.

 - Игра «Сколько звуков». Взрослый называет один, два, три звука, а ребенок на слух определяет и называет их количество. 

 - Игра «Похлопаем». Взрослый проговаривает ряды слов, а ребенок должен хлопнуть, когда услышит слово, начинающееся с заданного звука. 

 - Игра «Отгадай слово». Ребенку предлагают слова с пропущенным звуком – их нужно отгадать. Например, из слов убежал звук «л» (...ампа, мы...о, ...ук, кук...а, мас...о).

Предлагаемые игры можно варьировать в зависимости от ваших возможностей и фантазии. Не бойтесь импровизировать - это сделает ваши занятия с ребенком более интересными и полезными. Самое главное – не превращайте игры в учебные занятия; пусть будет весело и интересно!



Предварительный просмотр:

Комплексы упражнений логопедического массажа

(в помощь коллегам, родителям воспитанников)

Подготовила:

учитель-логопед

Веретельник Л.В.

Введение

Я, учитель-логопед МБДОУ № 383, использую в работе с детьми массаж рук в игровой форме. Предлагаю детям на выбор упражнения, с которого начнем массаж. В мешочек спрятаны предметы для осуществления массажа. Ребенок сам, опуская руку в мешочек, выбирает предмет, вспоминает название упражнения и начинает самомассаж.

Массаж рук улучшает кровообращение всего организма, в частности головного мозга, способствует расслаблению - возвращает человеку уравновешенность и хорошее самочувствие.

Ранняя стимуляция моторного развития способствует предупреждению речевых нарушений у детей с ранним органическим повреждением ЦНС.

        Исследования показывают, что речевые области формируются под влиянием импульсов от пальцев рук, а их тренировка ускоряет созревание речевых областей коры головного мозга. Разрабатывать пальчики, делать массаж, можно начинать с первых недель жизни ребенка.

Массажные движения создают благоприятные условия для мышечной деятельности, ускоряя передачу нервного возбуждения.

        У детей с особенностями психофизического развития отмечаются патологическое состояние кистей рук. Ослабленная функция разгибания и разведение пальцев кисти, а также их противопоставление большому пальцу. У многих детей школьного возраста нарушены тонкие дифференцированные движения пальцев, что мешает формированию навыков самообслуживания, изобразительной деятельности, письма.

Комплексы упражнений для развития мелкой моторики с использованием предметов.

1. Для выполнения логопедического массажа понадобится зубная щетка.

(Дети растопыривают пальцы и поглаживают их щеткой по очереди круговыми движениями).

Упражнение: «Мышка-чистюля»

Мышка мылом мыла лапку

Каждый пальчик по порядку.

Вот намылила большой,

Сполоснув его водой.

Не забыла про «указку»,

Смыв с него и грязь и краску.

Средний мылила усердно,

Самый грязный был, наверно,

Безымянный терла пастой,

Кожа сразу стала красной.

А мизинчик быстро мыла:

Очень он боялся мыла.

Е. Баринова

2. Использование прищепок в работе с пальчиками активизирует работу клеток коры головного мозга.

(Ребенок берет прищепку и зажимает ею кончики пальцев).

Упражнение: «Черепаха»

Шла большая черепаха

И кусала всех от страха,

Кусь, кусь, кусь, кусь,

Никого я не боюсь.

Кусь, кусь, кусь, кусь,

Никого я не боюсь.

3.Для выполнения упражнения можно использовать: бусы, пуговицы, фасоль, горох.

(Дети собирают бусинки на леску или зажимая бусинки пальцами передвигают их по столу).

Упражнение: «Бусинки»

На балу у Люсеньки

Рассыпались все бусинки.

Надо их помочь собрать,

Что же, будем помогать!

Ты прижми к столу горошек,

Покрути и покатай

И другому передай.

4.Для выполнения массажа можно использовать: карандаш, фломастер,

(Большим и указательным пальцем правой руки держать карандаш и стучать по пальцам левой руки лежащей на столе. Руки меняются.

Упражнение: «Дятел».

Дятел, дятел, постучи.

Где сидишь ты? Покажи!

Тук-тук-тук, тук-тук-тук,

Раздается чей-то стук.

Это дятел на сосне

Долбит клювом по коре.

                   Б. Визирова

5. Для выполнения упражнения можно использовать: колечки, пробки от пластиковых бутылок.

(Указательный и средний палец ставят на пробку и «шагают» то левой, то правой рукой).

Аты-баты, шли солдаты,

Аты-баты, на базар,

Аты-баты, что купили?

Аты-баты, самовар.

Аты-баты, сколько стоит?

Аты-баты, три рубля.

Вот как пальчики шагают

Указательный и средний

Бодрым шагом мы идем.

6. Для выполнения массажа понадобятся: шишки.

 (Между ладонями крутят шишку в разных направлениях).

Сосновую шишку в ладонях катаю.

С сосновою шишкой сейчас я играю.

Мишка с шишкою играет.

Между лап её катает

Медвежата все хохочут,

Шишки лапы им щекочут.

Колются не больно,

Малыши довольны.

                                Л. Орлова

7. Для выполнения массажа понадобится: губка для мытья посуды (грубая сторона), гофрированный картон, тактильные коврики.

(Водить каждым пальчиком по картону левой рукой затем правой рукой).

Упражнение: « Пальчики».

Этот пальчик маленький,

Мизинчик – маленький удаленький.

Безыменный кольцо несет.

Этот пальчик самый длинный

Он как раз по середине

Пальчик указательный

Самый замечательный

Этот пальчик хоть не длинный

Среди пальцев самый сильный

Пальчики не сорятся

Дело быстро спорится.

8. Для выполнения массажа понадобится: игольчатый мяч (мячик су-джок).

(Перекатывать мяч между ладонями круговыми движениями. Перебирать пальцами. Катать мяч по пальцам).

Упражнение: «Ежик».

Катится колючий ежик –

Нет ни головы, ни ножек.

По ладошкам он бежит

И пыхтит, пыхтит, пыхтит.

Мне по пальчикам бежит

И пыхтит, пыхтит, пыхтит.

Бегает туда-сюда! Мне щекотно?

Да, да, да!

Уходи, колючий ёж,

В темный лес, где ты живешь!

Е. и С. Железновы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Консультация для родителей на тему: "Речевая готовность ребёнка к школе — консультация для родителей"

Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Пе...

Консультация для родителей «Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители». Консультация для родителей

«Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители».Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, ...

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе. Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе.Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»...

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...