Причины нарушений речи
консультация по коррекционной педагогике

Консультация для родителей детей с ТНР

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prichiny_narusheniy_rechi_lebedeva_konsultatsiya.docx18.43 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВИДНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 7

142701, Московская область, Ленинский г.о., г. Видное, пр-д Жуковский, д.10

Тел. 541-90-32, факс: 8-495-549-04-77, e-mail: vidnoe.school7@yandex.ru

ОКПО 45679207, ОГРН 1035000908909, ИНН 5003021551, КПП 500301001

Консультация для родителей детей с ТНР

«Причины нарушений речи»

Подготовила:

педагог-психолог

Лебедева С.Б.

Видное, 2024 г.

Причины нарушений речи

     Причины (этиологические факторы), вызывающие нарушения речи, сложны и полиморфны. Согласно данным Е.М. Мастюковой, часто имеет сочетания наследственной предрасположенности, не благоприятного окружения и повреждения или нарушения созревания мозга в ранние периоды развития ребёнка. Иначе говоря, нарушения речи являются следствием одновременного воздействия ведущих причин и предрасполагающих факторов.

      В процессе анализа причин речевых нарушений значимо разграничение «первичных» речевых расстройств, связанных с поражением и дисфункцией речевых механизмов, от «вторичных», являющихся следствием первичных нарушений интеллекта, слуха и зрения, имеющихся заболеваний ЦНС.

   Выделяют следующие группы причин нарушений речи: внешние и внутренние, органические и функциональные, биологические и социально-психологические.

Внешние причины нарушают речь или способствуют её нарушению (или нарушению её развития) вследствие воздействия внешнего мира через экстрарецепторы непосредственно на речь или её анатомо-физиологические аппараты.

Внутренние причины отрицательно воздействуют на центральный аппарат речи изнутри организма через интрарецепторы. Это интоксикационные или эндокринные влияния через кровь (например: поражение зон коры головного мозга плода в результате заболеваний, перенесённых матерью во время беременности).

Органические причины обуславливают нарушения анатомической целостности речевого аппарата. Они могут быть как врождёнными, до- и при-родовыми (недоразвитие или поражение мозга и перифирических органов речи вследствие патологии беременности и родов) так и приобретёнными в результате заболеваний, травм нарушающих деятельность мозга или периферических органов речи. Органические причины в зависимости от локализации поражения делятся на центральные и периферические.

      Функциональные причины приводят к нарушению функционирования аппарата речи, не вызывая его повреждений. Например, физическая ослабленность организма в результате длительной болезни может обусловить неполноценные движения артикуляционных органов, недостаточную чёткость фонематического восприятия. Функциональные причины нередко сочетаются с социально-психологическими, связанными с воздействием неблагоприятного социального окружения.

      На различных этапах развития ребёнка могут действовать разные причины нарушения развития речи.

  1. Пренатальный период: неблагоприятная наследственность; хронические заболевания матери (эндокринные системы, сердечно-сосудистой системы, болезни печени, почек); заболевания, перенесённые матерью во время беременности, особенно в первой её половине; токсикозы беременности как первой, так и второй половины; приём во время беременности несанкционированных врачом антибиотиков, жаропонижающих, антипаразитических, седативных средств; контакт беременной женщины с инфекционными больными, табакокурения во время беременности, приём наркотических средств, психические и физические травмы во время беременности, экологические вредности приводят к нарушению нормального протекания внутриутробного развития плода, поражая либо центральный, либо периферический отделы речевого аппарата.
  2. Натальный период: резус-конфликтная ситуация (иммунологическая несовместимость крови матери и плода по резус-фактору, системе АВО и другим антигенам эритроцитов); стремительные роды (быстрое повышение давления, мозговые кровоизлияния); затяжные роды (сухие, обезвоженные); механические травмы черепной коробки; асфиксия-кислородное голодание-различной степени выраженности (синяя, белая); неудачное применение средств родовспоможения; различные виды стимуляции.
  3. В постнатальны период речевые патологии могут быть вызваны действием как биологических, так и социально-психологических причин (факторов).

Среди биологических причин выделяют различные заболевания, перенесённые ребёнком, особенно на первом году жизни и до трёх лет. Это частые простудные, инфекционные, вирусные заболевания, рахит, менингит, мозговой герпес.

К социально-психологическим причинам относят неправильную речь окружающих, вредные привычки взрослых, невнимательное отношение к развивающейся речи ребёнка.

     При анализе речевой патологии необходимо учитывать время действия повреждающего фактора, характер и локализацию поражения, так как повреждающее действие этих факторов по своим последствиям неоднородно.

      В развитии речевой функции выделяют три периода риска возникновения его нарушений (критические периоды).

      Первый период риска-первые два года жизни ребёнка, когда формируются предпосылки речи и начинается речевое развитие. Для этого возраста характерно наиболее интенсивное развитие речевых зон мозга, и даже незначительные неблагоприятные факторы, действующие в этом периоде, могут отразиться на развитии речи ребёнка.

      Второй период риска наступает к трёхлетнему возрасту, когда происходит переход от ситуационной речи к контекстной, усиленно развивается связная речь, что требует слаженной работы центральной нервной системы (взаимодействия произвольности, мышления, памяти, внимания, фонетико-фонематических, лексико-грамматических и синтаксических языковых систем, речедвигательного механизма и др.)

     Третий период риска возникновения нарушений — речи-это младший школьный возраст, связанный с началом развития письменной речи. Сложные механизмы письменной речи обусловливают чрезмерное нервно-психическое напряжение ребёнка, нагрузки на центральную нервную систему, вследствие которых возможны сбои и отклонения в овладении ребёнком чтением и письмом.

Литература

  1. Елецкая О.В., Матвеева М.В., Логинова Е.А. Специальная педагогика. Учебное пособие с практикумом для вузов/ Под общей редакцией О.В. Елецкой. - М. : Издательство ВЛАДОС, 2019.-478 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Что нужно знать родителям о причинах нарушения речи у детей

В статье говорится о причинах речевых нарушений; о тех диагнозах, которые могут быть поставлены ребёнку с речевой патологией....

Памятка для родителей "10 причин нарушений речи у детей".

Памятка для родителей "10 причин нарушений речи" может быть использована как материал для информационно-просветительского логопедического стенда.  В качестве информации при подготовке к родительс...

Причины нарушений речи

Для родителей...

Причины нарушения речи у детей старшего возраста

В помощь родителям, воспитателям и логопедам...

Статья "Причины нарушения речи у детей"

У каждого периодически возникают проблемы. Мы их решаем. Однако, в процессе решения  нередко возвращаемся к вопросу : "Почему это случилось?" Понимание причины позволяет направить все силы только...

Причины нарушения речи и значение вредных привычек у дошкольников

Причины нарушения речи и значение                       вредных   привычек...