Консультация для педагогов – Коррекционные занятия с гиперактивными детьми в детском саду
консультация
-
Скачать:
Предварительный просмотр:
КОРРЕКЦИОННЫЕ ЗАНЯТИЯ
С ГИПЕРАКТИВНЫМИ ДЕТЬМИ
В ДЕТСКОМ САДУ
В последнее время родители, воспитатели и учителя все чаще сталкиваются с детьми, двигательная активность которых выходит за рамки представлений о просто подвижном ребенке. Большинство детей дошкольного возраста отличается подвижностью, импульсивностью, непосредственностью и эмоциональностью, но при этом они могут внимательно выслушать взрослого и выполнить его указания.
С гиперактивными детьми трудно наладить контакт уже потому, что они находятся в постоянном движении: они не ходят, а бегают, не сидят, а ерзают, не стоят, а крутятся или залезают куда-нибудь, не смеются, а хохочут, принимаются за дело или убегают, не дослушав задание до конца. Внимание их рассеянно, глаза блуждают, взгляд трудно поймать.
Родители жалуются на то, что ребенок не дает им покоя — он постоянно вмешивается в разговоры взрослых, с ним все время что-то случается, а для того чтобы добиться послушания, приходится повышать голос, но замечания и наказания не приносят результатов.
Во время коллективных занятий такие дети часто вскакивают с места, не понимают, чего хочет от них воспитатель или учитель, не могут выполнить задания до конца. Гиперактивный ребенок получает больше всех замечаний, окриков, «отрицательного внимания»; он мешает другим детям и обычно попадает в число «изгоев». Претендуя на лидерство, эти дети не умеют подчинять свое поведение правилам или уступать другим и, как следствие, вызывают многочисленные конфликты в детском коллективе,
Гиперактивное поведение начинает появляться в большинстве случаев после четырех лет и продолжается до подросткового возраста. Однако некоторые люди и в зрелом возрасте продолжают сохранять черты гиперактивности: излишнюю подвижность, суетливость, импульсивность, эмоциональность и болтливость Наиболее сложный период жизни гиперактивных детей связан с поступлением в школу. Несмотря на то, что после семи лет дети становятся более усидчивыми, проблемы продолжаются, и на первый план выступает так называемый «дефицит внимания». Учащимся с гиперактивностью трудно сосредоточить внимание и удержать его на чем-то одном, трудно запоминать и выполнять инструкции учителя, не отвлекаясь на посторонние раздражители.
В течение нескольких десятилетий и в нашей стране, и за рубежом проводились биохимические исследования работы мозга таких детей, в результате которых было выявлено снижение метаболической активности в лобной и средней долях мозга, то есть в тех областях, которые ответственны за контроль поведения. Таким образом, не следует обвинять ребенка в отсутствии желания или волевых усилий («может, но не хочет!»), необходимо понять, что проблемы, связанные с его обучением и воспитанием, являются результатом измененной биохимической активности мозговых структур («хочет, старается, но не может!»).
В отечественной медицине детям с недостаточной зрелостью отдельных зон головного мозга ставят диагноз «минимальная мозговая дисфункция» (ММД) и связывают ее с определенными «вредностями», переживаемыми плодом во время беременности матери и родов. Дети с ММД оказываются менее стрессоустойчивыми, у них снижена умственная работоспособность, наблюдаются моторная неловкость, повышенная утомляемость, излишняя чувствительность; у мальчиков может отмечаться гиперактивность, агрессивность, упрямство.
Наблюдения ученых показали, что ММД чаще сопровождается снижением внимания и умственной работоспособности и только некоторым детям присуща гиперактивность. Однако гиперактивные дети всегда страдают дефицитом внимания. В последние годы специалисты в таких случаях ставят диагноз «синдром дефицита внимания с гиперактивностью» (СДВГ). В 1997-1999 гг. этот синдром был выявлен у каждого пятого дошкольника средней полосы России (по данным И.П. Брязгунова).
Какую помощь могут оказать психологи при выявлении у детей нарушений внимания, сочетающихся с гиперактивностью?
Во-первых, необходимо посоветовать родителям отвести ребенка на консультацию к психоневрологу для постановки точного диагноза и разграничения СДВГ с рядом состояний и заболеваний, при которых наблюдаются сходные внешние проявления.
Во-вторых, следует объяснить педагогам, что гиперактивный ребенок не «вредный» и не «плохой», просто ему труднее, чем другим детям сдерживать свою двигательную активность, он в этом не виноват. В общении с гиперактивным ребенком воспитатель должен стараться соблюдать следующие правила:
- не «замечайте» мелкие шалости, сдерживайте раздражение и не кричите на ребенка, так как от шума возбуждение усиливается;
- при необходимости применяйте позитивный физический контакт: возьмите ребенка за руку, погладьте по голове, прижмите к себе;
- во время занятий посадите за первую парту, чтобы уменьшить отвлекающие моменты;
- в середине занятия дайте возможность подвигаться: попросите что-нибудь поднять, принести, предложите протереть доску и т.п
- хвалите за каждые проявления сдержанности, самоконтроля, открыто проявляйте свой восторг, если он довел какое-то дело до конца.
При проведении встреч с родителями детей, страдающих СДВГ, психологу следует популярно описать причины и признаки синдрома, убедить родителей в том, что только упорные, последовательные и специальные воспитательные приемы способны сгладить проявления этого состояния. Психолог предлагает родителям ознакомиться со списком признаков СДВГ (см. Приложение) и отметить те из них, которые проявляются в поведении ребенка. Это поможет родителям понять, что они не одиноки в своей «борьбе», что у них особенные — активные, любознательные, творческие — дети, которым надо помочь овладеть собственным поведением. Психологу необходимо настроить родителей на длительную работу с ребенком, иногда вплоть до подросткового возраста, дать каждому «Рекомендации для родителей гиперактивных детей» (см. Приложение). После этой встречи родители должны прийти к убеждению, что последовательное и спокойное приучение ребенка к внимательной работе, к сдерживанию своих импульсивных желаний и реакций является основной лечебно-воспитательной задачей, которая в конечном итоге приведет к успеху.
Психологи детских садов могут внести свой вклад в воспитание гиперактивных детей. В их арсенале имеется достаточно игр, направленных на развитие произвольных процессов и внимания. Не менее важный фактор — коллективность игр, их соревновательный характер, что создает у детей дополнительную мотивацию на овладение своим поведением.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРОВЕДЕНИЮ ЗАНЯТИЙ
Курс, состоящий из 16 коррекционных занятий, предназначен для детей старшего дошкольного возраста.
Численность детей, посещающих занятия, составляет 5-8 человек.
Поводом для зачисления ребенка в коррекционную группу служат: диагноз врача, заключение психолога, наблюдения и отзывы воспитателей, пожелания родителей.
В состав коррекционной группы кроме гиперактивных могут входить неуверенные, импульсивные и невнимательные дети, а также один уравновешенный ребенок. Последний служит примером для подражания (но без излишнего восхваления его за образцовое поведение). Неуверенные в себе, боязливые дети получают возможность проявить большую активность, и в то лее время их безопасность охраняется правилами, которые обязательны для всех участников группы.
Перед тем как приступить к основному курсу занятий, с гиперактивными детьми желательно провести индивидуальную работу, направленную на развитие внимания или контроля за импульсивностью.
Групповые занятия можно проводить как в первой, так и во второй половине дня.
Продолжительность занятия — 30 минут.
Каждое из коррекционных занятий включает в себя игры на развитие внимания, контроля за импульсивностью и управление двигательной активностью, психогимнастические и телесно-ориентированные упражнения. (Необходимость введения последних объясняется тем, что, по наблюдениям медиков и психологов, гиперактивные дети не только плохо управляют своим поведением, но и плохо владеют собственным телом, недостаточно ощущают части тела.)
В начале каждого этапа занятия приводится рекомендуемая продолжительность его выполнения.
Занятия лучше проводить в музыкальном зале — там достаточно просторно, присутствует ковровое покрытие ив то же время мало отвлекающих моментов.
Для лучшей организации введение группы в зал и выведение из него осуществляется в виде игры в «Поезд»: дети строятся в колонну друг за другом. Первый из детей — «паровозик», остальные — «вагончики». Дети кладут руки на плечи впередистоящим — «вагончики сцепляются», и, издавая звуки «Ту-ту», «поезд въезжает» в зал или «выезжает» из него.
Психокоррекционная работа требует длительного времени и, конечно, большего количества занятий. Данный комплекс следует рассматривать как ориентировочный, из отдельных частей которого можно составить дополнительные занятия. Дети с удовольствием играют в одни и те же игры много раз, а польза предложенных игр состоит еще и в том, что они позволяют натренировать недостаточно развитые психические функции.
КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ
ЗАНЯТИЕ 1
Задачи:
- налаживание отношений психолога с группой и детей между собой;
- развитие произвольности и самоконтроля;
- развитие внимания и воображения;
- развитие согласованности движений;
- снятие психоэмоционального напряжения;
- развитие эмоционально-выразительных движений.
Материалы к занятию: мяч средних размеров.
- Упражнения из «Йоговской гимнастики для малышей» (см. Приложение) (2-3 мин).
- Упражнение «Прогулка в лес» (7 мин).
Психолог приглашает детей прогуляться в воображаемый лес. Дети повторяют движения психолога: идут тихо, на цыпочках, чтобы не разбудить медведя, перешагивают через валежник, боком движутся по узкой дорожке, вокруг которой растет крапива, осторожно ступают по шаткому мостику, перекинутому через ручеек, прыгают по кочкам в болоте, наклоняются, собирая грибы и цветы, тянутся вверх за орехами и пр.
Можно спросить детей, какие они знают грибы, цветы, деревья и т.д.
3. Телесно-ориентированное упражнение «Камень и путник» (5 мин).
Психолог говорит, что после прогулки нужно отдохнуть. Предлагает кому-то из детей стать «камнями», а другим — «путниками». Дети, которые изображают камни, опускаются на пол, обхватывают колени руками и сидят неподвижно, напряженно. Каждый из «путников» садится, облокачиваясь спиной на спину ребенка, изображающего камень. Потом дети меняются ролями.
По окончании упражнения психолог спрашивает детей: какие были «камни» — удобные или неудобные, твердые или мягкие?
4. Игра «Будь внимателен! (5 мин).
Дети встают в круг. Психолог берет мяч и входит в центр круга. Он называет имена детей и бросает мяч. Ребенок, услышав свое имя, должен поймать мяч и кинуть его обратно.
Игра проводится в быстром темпе.
5. Упражнение «Передай движение» (5 мин).
Дети стоят в кругу и по сигналу психолога делают вид, что передают друг другу большой мяч, тяжелую гирю, горячий блин, цветочек и др.
Упражнение выполняется молча.
6. Заключительный этап (3-5 мин).
Дети садятся на пол, образуя круг. Психолог просит детей сказать, какое упражнение им понравилось. Дети, передавая друг другу мяч, поочередно делятся своими впечатлениями.
ЗАНЯТИЕ 2
Задачи:
- развитие произвольности и самоконтроля;
- развитие внимания, наблюдательности и воображения;
- развитие эмоционально-выразительных движений;
- развитие и совершенствование коммуникативных навыков.
Материалы к занятию: магнитофон; кассета с записью спокойной музыки; мольберт (подставка); доска и мел (лист ватмана и фломастеры); палочка (длина — 30 см).
- Упражнения из «Йоговской гимнастики для малышей» (см. Приложение) (2-3 мин).
- Игра «Изобрази явление» (8 мин).
Психолог и дети перечисляют приметы осени: дует ветер, качаются деревья, падают листья, идет дождь, образуются лужи.
Психолог показывает движения, которые соответствуют этим явлениям:
«Дует ветер» — дует, вытянув губы.
«Качаются деревья» — покачивает вытянутыми вверх руками.
«Падают листья» — выполняет плавные движения руками сверху вниз.
«Идет дождь» — выполняет мелкие движения руками сверху вниз.
« Появляются лужи » — смыкает руки в кольцо перед собой.
Когда дети запомнят показанные движения, объясняются правила игры: пока звучит музыка, дети бегают, танцуют, как только музыка прекращается, дети останавливаются и слушают, какое явление назовет психолог. Дети должны выполнить движения, которые соответствуют данному явлению.
3. Игра «Самолеты» (2-3 мин).
Дети сидят на корточках далеко друг от друга —«самолеты на аэродроме». Психолог говорит:
— Самолеты загудели, загудели, загудели, поднялись и полетели.
Дети гудят вначале тихо, потом все громче, поднимаются и начинают бегать по залу, разведя руки в стороны.
— Полетели, полетели и сели.
Дети садятся на корточки, ждут команды психолога. Так делается несколько раз. В конце игры «самолеты прилетают к морю» — дети садятся на стульчики или ложатся на ковер так, чтобы не задевать друг друга.
4. Упражнение «Надоедливая муха» (2 мин).
Психолог говорит:
— Представьте, что вы лежите на пляже, солнышко вас согревает, шевелиться не хочется. Вдруг муха прилетела и на лобик села. Чтобы прогнать муху, пошевелите бровями. Муха кружится возле глаз — поморгайте ими, перелетает со щеки на щеку — надувайте по очереди каждую щеку, уселась на подбородок — подвигайте челюстью и т.д.
- Упражнение «Раз, два, три — говори!» (10-12 мин).
Дети сидят на стульчиках. Перед ними стоит мольберт, на котором установлена небольшая доска (или прикреплен большой лист плотной бумаги). Психолог рисует морской берег, волны, чаек, пароходик. Затем он вызывает одного из детей и шепотом предлагает ему внести в рисунок дополнение (изобразить облако, лодочку, камешек на берегу, еще одну птицу и т.п.). Мольберт переворачивается, вызванный ребенок выполняет инструкцию, и рисунок вновь демонстрируется детям. Психолог просит детей определить, какая новая деталь появилась на картине, и назвать ее, но только после того, как прозвучит команда: «Раз, два, три — говори!».
Картина дополняется поочередно всеми детьми
- Упражнение «Одно большое животное» (2 мин).
Дети и психолог встают в круг и берутся за руки.
Психолог говорит:
— Представьте себе, что мы — одно большое животное. Будем дышать все вместе: шаг вперед — вдох, шаг назад — выдох.
Упражнение повторяется 3 раза.
7. Заключительный этап (2-3 мин).
Дети садятся на пол, образуя круг. Психолог просит детей сказать, какое задание сегодня было самым трудным. Дети, передавая друг другу «палочку-выручалочку», поочередно высказывают свое мнение.
ЗАНЯТИЕ 3
Задачи:
- развитие произвольности и самоконтроля;
- развитие внимания и воображения;
- развитие координации движений;
- снятие психоэмоционального напряжения;
- развитие эмоционально-выразительных движений;
- развитие и совершенствование коммуникативных навыков.
Материалы к занятию: три-четыре кубика средних размеров.
1. Игра «Запретное движение» (5 мин).
Дети стоят полукругом напротив психолога. Психолог говорит:
— Я буду показывать различные движения. Вы будете повторять все движения, кроме одного.
Сначала психолог показывает разные движения (например, руки вверх, в стороны и др.). Дети повторяют их.
Затем психолог называет и показывает «запретное» движение (например, подпрыгивание), которое дети не должны повторять. Дается сигнал к началу игры. Дети повторяют все движения психолога, кроме «запретного».
Ошибки обычно вызывают бурные эмоциональные реакции, смех, но выводить детей из игры не следует.
2. Игра «Зоопарк» (8-10 мин).
Психолог говорит:
— А теперь попробуйте изобразить движения различных животных. Если я хлопну в ладоши один раз — прыгайте, как зайчики, хлопну два раза — ходите вразвалочку, как медведи, хлопну три раза — «превращайтесь» в аистов, которые умеют долго стоять на одной ноге. Начинаем игру.
3. Упражнение «Я кубик несу и не уроню» (10 мин).
На расстоянии 5-6 метров друг от друга ставятся два ряда стульчиков (по количеству детей).
Дети делятся на две команды. Каждая команда занимает ряд стульчиков.
Психолог кладет кубики на ладони детей, входящих в одну из команд. Дети должны, маршируя, как роботы, донести кубики, передать их участникам другой команды и вернуться на место. Дети, получившие кубики, выполняют те же действия.
Упражнение повторяется несколько раз.
Если дети легко справляются с заданием, кубик кладется на тыльную сторону ладони или на голову. Характер движений при этом меняется — дети должны двигаться плавно.
4. Упражнение «Шалтай-болтай» (2-3 мин).
Дети встают в круг на расстоянии вытянутой руки друг от друга и поворачивают корпус вправо и влево. Руки при этом свободно болтаются вдоль тела.
Психолог произносит:
— Шалтай-болтай сидел на стене,
Шалтай-болтай свалился во сне.
Дети приседают или падают на ковер.
5. Заключительный этап (2-3 мин).
Дети садятся на пол, образуя круг. Психолог просит детей сказать, какое задание сегодня было самым трудным. Дети, передавая друг другу кубик, поочередно высказывают свое мнение.
ЗАНЯТИЕ 4
Задачи:
- развитие произвольности и самоконтроля;
- развитие внимания и воображения;
- развитие координации движений;
- снятие психоэмоционального напряжения;
- развитие эмоционально-выразительных движений;
- удовлетворение потребности в признании;
- развитие групповой сплоченности и доверия детей друг к другу.
Материалы к занятию: мяч.
- Упражнение «Расскажем и покажем» (3 мин).
Дети встают полукругом напротив психолога и повторяют за ним слова и движения.
Один, два, три, четыре, пять!
Можем всё мы показать!
Это локти — их коснемся.
Вправо, влево мы качнемся.
Это плечи — их коснемся.
Вправо, влево мы качнемся.
Если мы вперед качнемся,
То коленей мы коснемся.
Один, два, три, четыре, пять!
Можем всё мы показать!
2. Игра «Передай мяч» (8-10 мин).
Дети встают в круг и передают друг другу мяч с закрытыми глазами.
Можно модифицировать игру: психолог закрывает глаза, а дети (с открытыми глазами) молча передают мяч друг другу. Как только психолог скажет «Стоп!», мяч остается в руках одного из детей. Психолог, не открывая глаз, пытается отгадать, у кого находится мяч.
3. Телесно-ориентированное упражнение «Насос и мяч» (5 мин).
Психолог предлагает детям разделиться на пары. Один из детей изображает мяч, другой — насос. Каждый ребенок выполняет движения в соответствии с полученной ролью.
«Мяч сдутый» — ребенок сидит на корточках.
«Насос надувает мяч» — ребенок делает соответствующие движения руками, сопровождая их звуками «С-с-с...».
«Мяч становится все больше» — ребенок постепенно встает, надувает щеки, поднимает руки вверх.
«Насос прекращает работу» — ребенок делает вид, что выдергивает шланг.
«Мяч вновь сдувается» — ребенок медленно садится, выпускает воздух из щек, опускает руки.
Упражнение повторяется несколько раз, затем дети меняются ролями.
4. Игра «Паровозик с именем».
Дети сидят на стульчиках, расположенных возле стены в один ряд. Ребенка, который первым будет изображать паровозик, выбирают с помощью считалки.
«Паровозик отправляется в путь» — ребенок встает со стульчика и медленно бежит по кругу, попеременно работая согнутыми в локтях руками и произнося: «Чух-чух-чух». Сделав круг, «паровозик» останавливается возле одного из детей и произносит его имя.
Названный по имени ребенок становится «паровозиком» и встает впереди, а первый ребенок становится «вагончиком». Теперь они вдвоем «едут» по кругу со словами «Гух-гух-гух» и, «подъезжая» к детям, выбирают новый «паровозик».
Игра заканчивается после того, как последний из детей, изобразит «паровозик».
Дети повторяют имя ребенка, который изображает «паровозик», в то время, когда он бежит по кругу. При необходимости психолог просит «паровозик» двигаться медленнее, чтобы «вагончики» не отцепились.
5. Телесно-ориентированное упражнение «Клоуны» (2-3 мин).
Дети встают в круг и поднимают руки вверх. По, команде психолога последовательно выполняют следующие движения:
кисти рук опускаются вниз;
руки сгибаются в локтях;
руки расслабляются и падают вниз;
туловище сгибается, голова опускается вниз;
колени сгибаются, дети приседают на корточки.
6. Заключительный этап (3 мин).
Дети садятся на пол, образуя круг. Психолог просит детей сказать, какое упражнение км понравилось. Дети, передавая друг другу мяч, поочередно делятся своими впечатлениями.
ЗАНЯТИЕ 5
Задачи:
- развитие произвольности и самоконтроля;
- развитие внимания и памяти;
- развитие мышления и воображения;
- развитие эмоционально-выразительных движений;
- снятие психоэмоционального напряжения;
- развитие и совершенствование коммуникативных навыков.
Материалы к занятию: листы плотной бумаги и фломастеры.
- Игра «Космическое путешествие» (10 мин).
Дети стоят возле стульчиков, расположенных вдоль стены в один ряд
Психолог говорит:
— Представьте, что вы превратились в космонавтов, а стульчики — в ракету. Вам предстоит отправиться в путешествие на другую планету. Наденьте скафандры.
Дети делают вид, что надевают скафандры.
— Скафандры надеты. Экипаж космонавтов делает круг почета перед посадкой в ракету.
Дети, идя друг за другом, обходят зал.
Психолог напоминает, что на них надеты большие скафандры, поэтому идти нужно медленно, широко расставляя ноги.
— Космонавты занимают места в ракете.
Дети садятся на стульчики.
— Внимание! До старта осталось 5 секунд. Начинается отсчет времени: «Пять, четыре, три, два, один, старт!»
Дети имитируют звук двигателей.
По ходу игры можно предложить детям «испытать перегрузки (откинуться назад, прижаться к спинке стула, напрячь ночи и руки) и изобразить человека в невесомости (привстать со стульчиков, выполнять замедленные плавные движения).
— Объявляется общая готовность. Перед вами неизвестная планета. Ракета идет на посадку.
Дети делают вид, что пристегиваются. Кладут руки на колени, откидывают голову назад, напрягают мышцы тела.
— Поздравляю вас. Посадка прошла успешно.
Дети расслабляют мышцы.
— Сейчас вы высадитесь на незнакомой планете. Будьте внимательны. Вам предстоит рассказать всем жителям Земли о том, что вы увидите.
Дети встают со стульчиков, широко расставив ноги, ходят по залу, внимательно смотрят по сторонам.
— Внимание! Говорит командный пункт. Всем космонавтам необходимо вернуться в космический корабль.
Дети садятся на стульчики.
— Сосредоточьтесь, скоро вы будете выходить на связь с Землей.
Дети опускают голову и закрывают глаза.
2. Упражнение «Интервью» (2-3 мин).
Психолог говорит:
- Земля на связи. Вам предстоит ответить на вопросы журналистов. Отвечайте хором, но помните, что Земля находится очень далеко, звук будет доходить не сразу, а через 3 секунды, поэтому говорить нужно только после счета «Раз, два, три». Все готовы? Начали!
- Космонавты здоровы? Раз, два, три!
- Люди на планете есть?
- Небо какого цвета?
- Вода есть?
- Животные есть?
- Домой хотите?
Можно придумать любые вопросы, относящиеся к описанию зала.
3. Упражнение «Росток» (2-3 мин).
Психолог говорит:
— Теперь представьте, что вы посадили на планете деревья. Покажите, как они будут расти.
Дети встают со стульчиков и садятся на корточки.
— Я буду считать до десяти, а вы постепенно поднимайтесь, растите. На счет 10 деревья должны стать уже большими.
Упражнение повторяется несколько раз. В конце психолог спрашивает, какие деревья посадил каждый ребенок.
4. Упражнение «Пловцы» (2-3 мин).
Психолог говорит:
— Пришло время отправляться в обратный путь.
Дети садятся на стульчики, имитируют звук двигателей.
— Ракета приближается к Земле. Садимся. Что произошло? Мы не приземлились, а «приводнились». Ракета оказалась в море. Придется выбираться из нее и плыть к берегу.
Дети встают со стульчиков и, имитируя движения пловцов, обегают зал и садятся на места.
5. Рисование на заданную тему (10-12 мин).
Детям раздаются листы плотной бумаги и фломастеры.
— Представьте и нарисуйте то, что каждый из вас мог бы (хотел бы) увидеть во время путешествия по незнакомой планете.
Дети выполняют задание.
ЗАНЯТИЕ 6
Задачи:
- развитие произвольности и самоконтроля;
- развитие внимания, наблюдательности и памяти;
- снятие психоэмоционального напряжения;
- развитие и совершенствование коммуникативных навыков.
Материалы к занятию: красный, желтый и зеленый круги; ширма; палочка (длина — 30 см).
1. Подвижная игра «Светофор» (5 мин).
Дети кладут руки на плечи друг другу, ходят по залу и гудят, изображая автобус. Психолог, изображая светофор, показывает «автобусу» круги разного цвета. При показе красного круга дети должны остановиться, желтого — «гудеть» и маршировать на месте, зеленого — продолжать движение.
По окончании упражнения психолог говорит:
— А теперь каждый из вас будет водителем собственного автомобиля. Внимательно следите за сигналами светофора и выполняйте правила дорожного движения.
Дети, изображая автомобилистов, движутся по залу и следят за сигналами «светофора».
За нарушение правил дорожного движения можно «ставить автомобиль на стоянку» — сажать ребенка на стульчик.
2. Игра «Внимательные глазки» (5-7 мин).
Психолог говорит:
— Ехали вы, ехали и приехали в школу. Давайте посмотрим, какие вы внимательные, хорошо ли вы друг друга знаете.
Психолог предлагает одному из детей спрятаться за ширму или штору. Остальные дети по очереди отвечают на вопросы: какие у него волосы, глаза, брюки или платье и т.д.
Упражнение повторяется несколько раз.
3. Упражнение «Знаете ли вы цифры?» (2-3 мин).
Психолог говорит:
— Молодцы, все вы очень внимательные. А теперь посмотрим, знаете ли вы цифры. Отвечать нужно хором, но только после моей команды.
Психолог рисует в воздухе какую-нибудь цифру, а через некоторое время дает команду: «Говори!» Дети хором отвечают.
4. Упражнение «Расскажем и покажем».
Психолог говорит:
— Началась переменка. Встаньте возле стульчиков, внимательно слушайте стишок и выполняйте движения, о которых в нем говорится.
Вместе весели шагаем
И колени поднимаем.
Пальцы мы в кулак сожмем
И за спину уберем.
Руки в стороны, вперед
И направо поворот.
Руки в стороны и вниз,
И налево повернись.
Дети, выполнив движения, которые упоминаются в тексте, садятся на стульчики.
5. Упражнение «Знаете ли вы буквы?» (2-3 мин).
(Упражнение выполняется аналогично предыдущему —см. пункт 3.)
6. Упражнение «Кто за кем стоит?» (5-7 мин).
Психолог говорит:
— Вы очень внимательные, буквы знаете, цифры знаете, теперь посмотрим, как вы запоминаете.
Детей выстраивают в шеренгу друг за другом, а одного ребенка просят выйти из шеренги и внимательно посмотреть на детей. Потом он отворачивается и, припоминая кто за кем стоит, воспроизводит имена детей по порядку.
Можно предложить детям поменяться местами,
а водящему — расставить всех по-прежнему.
7. Телесно-ориентированное упражнение «Штанга» (3 мин).
Психолог предлагает детям побывать на уроке физкультуры и представить себе, что они поднимают тяжелую штангу. Дети широко расставляют ноги и напрягают их. Нагибаются вперед и сжимают руки в кулаки. Медленно выпрямляются, сгибая в локтях напряженные руки, рывком поднимают воображаемую штангу, затем опускают ее вниз и расслабляют мышцы.
8. Заключительный этап (2-3 мин).
Дети садятся на пол, образуя круг. Психолог просит детей сказать, какое задание сегодня было самым трудным. Дети, передавая друг другу «палочку-выручалочку», поочередно высказывают свое мнение.
ЗАНЯТИЕ 7
Задачи:
- развитие внимания и произвольного поведения;
- профилактика страхов;
- развитие ориентировки в пространстве и тактильных ощущений;
- развитие речи и воображения;
- развитие эмоционально-выразительных движений;
- снятие эмоционального напряжения;
- развитие и совершенствование коммуникативных навыков.
Материалы к занятию: шарф; матерчатый мешочек и 7-8 мелких игрушек; мяч.
1. Игра «Жмурки» (8-10 мин).
С помощью считалки выбирается водящий. Психолог завязывает ему глаза шарфом. Задача водящего — поймать кого-нибудь из игроков. Пойманный ребенок становится новым водящим, игра продолжается.
Эта известная игра рекомендуется детям, испытывающим страх темноты, она учит ориентироваться в пространстве, способствует лучшему ощущению своего тела, развивает координацию движений, произвольное поведение.
В роли водящего должен побывать каждый ребенок. Если игрок «попался» во второй раз, ему предлагают сесть на стульчик, а нового водящего выбирает психолог.
2. Упражнение «Потягушечки» (2 мин).
Дети собираются в круг, садятся на корточки и закрывают глаза.
Психолог говорит:
— Вот мы и проснулись, сладко потянулись.
Дети открывают глаза, медленно встают, вытягивают руки вперед, затем поднимают их вверх, отводят за голову и поднимаются на носочки.
— Сладко потянулись, друг другу улыбнулись.
Дети встают на ступни, опускают руки вниз. Упражнение повторяется несколько раз.
3. Упражнение «Лимон» (2 мин).
Психолог предлагает детям представить, что в правой руке у них лимон, из которого нужно выжать сок. Дети как можно сильнее сжимают правую руку в кулачок, затем расслабляют ее.
Аналогичное упражнение выполняется левой рукой, затем дети садятся на стульчики.
4. Упражнение «Волшебный мешочек» (5 мин).
Дети рассматривают 7-8 мелких игрушек. Психолог незаметно для детей кладет одну из игрушек в матерчатый мешочек и говорит:
— Потрогайте мешочек и догадайтесь, что в нем лежит.
Дети поочередно ощупывают игрушку, находящуюся в мешочке, и высказывают свои предположения. Психолог вынимает игрушку и показывает детям. Игра проводится несколько раз.
5. Упражнение «Опиши игрушку» (10 мин).
Психолог складывает все игрушки в мешочек. Каждый ребенок поочередно подходит к мешочку, достает одну из игрушек и составляет о ней рассказ-описание.
При возникновении затруднений, можно задать детям вопросы: «Из чего сделана игрушка?», «Какого она цвета?», «Из чего она состоит (что у нее есть)?», «Как с ней можно играть?»
6. Заключительный этап (2-3 мин).
Дети садятся на пол, образуя круг. Психолог просит детей сказать, какое упражнение им понравилось. Дети, передавая друг другу мяч, поочередно делятся своими впечатлениями.
ЗАНЯТИЕ 8
Задачи:
- развитие произвольности и самоконтроля;
- развитие внимания и наблюдательности;
- развитие доверия к другому;
- развитие ориентировки в пространстве;
- развитие эмоционально-выразительных движений;
- снятие психоэмоционального напряжения;
- развитие и совершенствование коммуникативных навыков.
Материалы к занятию: шарф; мольберт (подставка); доска и мел (лист ватмана и фломастеры); указка.
1. Телесно-ориентированное упражнение « Слепой и поводырь» (10 мин).
Психолог расставляет по залу несколько стульев и разделяет детей на пары.
Один из детей, входящих в пару, будет исполнять роль слепого, другой — поводыря.
«Слепому» завязывают глаза, «поводырь» берет его за руку и ведет по залу, обходя стулья.
Затем дети меняются ролями.
Остальные дети («зрители») наблюдают за парой.
После того как каждый ребенок побывает в разных ролях, можно спросить: «Кем больше понравилось быть — «поводырем» или «слепым». Почему?»
2. Игра «Летает — не летает» (3-5 мин).
Все встают в круг. Психолог называет разные предметы. Дети должны поднимать руки вверх только тогда, когда психолог произносит название предмета, который может летать.
Психолог, провоцируя детей, поднимает руки вверх при произнесении каждого слова.
3. Совместное рисование человека и игра « Что изменилось?» (10—12 мин).
Дети сидят на стульчиках. Перед ними стоит мольберт, на котором установлена небольшая доска (или прикреплен большой лист плотной бумаги).
Психолог рисует голову человека. Затем дети поочередно подходят к мольберту, шепотом называют часть тела, которую нужно дорисовать (шея, плечи и т.д.), и дополняют рисунок.
По окончании совместного рисования мольберт переворачивается, психолог вносит в рисунок какую-нибудь деталь и вновь показывает изображение детям.
Дети должны «воды в рот набрать» и молчать. Психолог дает указку сидящему спокойно ребенку, тот подходит к доске и показывает появившуюся деталь.
Дополнения в рисунок вносятся несколько раз.
4. Телесно-ориентированное упражнение «Снеговик» (3-5 мин).
Психолог предлагает детям встать в позу нарисованного ими человека и говорит:
— Наш человечек не умеет говорить и не может двигаться. Представьте себе, что он оказался зимой на улице, снег на него падал и падал, и вскоре нарисованный человечек превратился в снеговика. Давайте попробуем изобразить снеговика.
Дети разводят напряженные руки в стороны, надувают щеки, делают грустное лицо и неподвижно стоят на месте.
— Так простоял наш снеговик всю зиму, но вот пришла весна, пригрело солнышко, и снег начал таять.
Дети постепенно расслабляются, опускают руки, «обмякают, подставляют лицо солнцу» и приседают на корточки. Упражнение повторяется 3 раза.
5. Заключительный этап (1-2 мин).
По окончании упражнения психолог говорит:
— Эта немного грустная история закончилась очень хорошо. Под ласковыми солнечными лучами снеговик растаял и превратился в веселый ручеек. Ручеек звонко зажурчал и пустился в путь. По дороге добрый ручеек поил водой цветы и травы. Вскоре он добрался до большой реки, влился в нее и отправился в долгое удивительное путешествие.
ЗАНЯТИЕ 9
Задачи:
- развитие произвольности и самоконтроля;
- развитие внимания и координации движений;
- снятие психоэмоционального напряжения;
- развитие эмоционально-выразительных движений;
- развитие и совершенствование коммуникативных навыков.
Материалы к занятию: красный, синий и желтый квадраты; длинная лента или веревка.
- Игра «Кричалки — шепталки — молчалки» (5 мин).
Психолог говорит:
— Ребята, внимательно следите за квадратами, которые я буду показывать. Если увидите красный квадрат —можно прыгать, бегать и кричать, если желтый — можно только шептаться, а если синий — нужно замереть на месте и замолчать.
Психолог показывает квадраты, дети выполняют инструкцию.
2. Упражнение «Солнечный лучик» (3 мин).
Дети садятся на корточки и закрывают глаза. Психолог говорит:
— Мы играли, играли и немного устали. Присели отдохнуть и задремали. Но вот солнечный лучик:
коснулся глаз — откройте глаза;
коснулся лба — пошевелите бровями;
коснулся носа — наморщите нос;
коснулся губ — пошевелите губами;
коснулся подбородка — подвигайте челюстью;
коснулся плеч — приподнимите и опустите плечи;
коснулся рук — потрясите руками;
коснулся ног — лягте на спину и подрыгайте ногами.
Солнечный лучик поиграл с вами и скрылся — вставайте, ребята.
3. Игра «Кто первый прыгнет в круг» (5-7 мин).
С помощью ленты или веревки на полу выкладывается большой круг. Дети стоят по внешнему периметру круга. Психолог говорит:
— Когда вы услышите слово «дом», быстро прыгайте в круг.
Психолог произносит разные слова. Дети ждут, когда он скажет слово, которое служит сигналом для прыжка.
После нескольких проигрываний слово-сигнал меняется.
4. Игра «Не спеши» (5-7 мин).
Дети сидят на стульчиках. На расстоянии 5-6 шагов от них ставится стул. Дети поочередно подходят (не подбегают!) к стулу, огибают его и, не торопясь, возвращаются на свое место.
После того как каждый обогнет стул, дается задание идти спиной.
- Телесно-ориентированное упражнение «Клоуны» (см. Занятие 4) (3 мин).
- Заключительный этап (3 мин).
Дети садятся на пол, образуя круг. Психолог просит детей сказать, какое упражнение им понравилось. Дети, передавая друг другу желтый квадрат, поочередно делятся своими впечатлениями.
ЗАНЯТИЕ 10
Задачи:
- развитие произвольности и самоконтроля;
- развитие внимания и воображения;
- развитие эмоционально-выразительных движений;
- снятие психоэмоционального напряжения;
- удовлетворение потребности в признании;
- развитие и совершенствование коммуникативных навыков.
Материалы к занятию: магнитофон; кассета с записью спокойной музыки; палочка (длина — 30 см).
1. Упражнение «Давайте поздороваемся» (5 мин).
Звучит спокойная музыка, дети ходят по залу. Если психолог хлопает в ладоши один раз, дети здороваются за руку, если два — плечиками, если три раза — спинками.
2. Игра «Море волнуется» (5 мин).
Дети бегают по залу, изображая руками движения волн. Психолог говорит:
— Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три, морская фигура — замри!
Дети должны остановиться и удерживать позу, в которой они находились до того, как прозвучала команда «Замри».
Психолог ходит по залу, рассматривает «морские фигуры », хвалит каждого ребенка за необычность или красоту фигуры, за неподвижность и т.д.
3. Телесно-ориентированное упражнение «Пластилиновая кукла» (5-7 мин).
Психолог делит детей на пары. Один из детей, входящих в пару, будет исполнять роль скульптура, другой — пластилина. «Скульптор» должен лепить «куклу», придавая «пластилину» определенную позу. «Пластилин» должен быть мягким и податливым.
После того как каждый ребенок побывает в разных ролях, психолог спрашивает: «Кем больше понравилось быть: скульптором или пластилиновой куклой? Почему? Удобно ли было кукле находиться в той позе, которую придумал для нее скульптор? Почему?» и т.д.
4. Подвижная игра «Иголка и нитка» (5-7 мин).
Один из детей становится ведущим — «иголкой», а все остальные — «ниткой». Ребенок, выполняющий роль иголки, бегает по залу, меняя направление, а все остальные дети бегут за ним.
Ведущий меняется, игра повторяется. Каждый ребенок должен побывать в роли иголки.
- Упражнение «Шалтай-болтай» (см. Занятие 3) (2-3 мин).
- Заключительный этап (2-3 мин).
Дети садятся на пол, образуя круг. Психолог просит детей сказать, какое задание сегодня было самым трудным. Дети, передавая друг другу «палочку-выручалочку», поочередно высказывают свое мнение.
ЗАНЯТИЕ 11
Задачи:
- развитие внимания и самоконтроля;
- развитие памяти и воображения;
- развитие эмоционально-выразительных движений;
- снятие психоэмоционального напряжения;
- развитие и совершенствование коммуникативных навыков.
Материалы к занятию: мольберт (поставка); доска и мел (листы ватмана и фломастеры); указка.
1. Игра «Расставить посты!» (4 мин).
Дети строятся в колонну.
Психолог, исполняющий роль командира, встает впереди. Колонна начинает движение по залу. Когда психолог хлопает в ладоши, ребенок, идущий последним, должен остановиться. Так «командир» расставляет всех детей в задуманном им порядке (линейка, круг, квадрат и т.п.). В роли командира может выступать один из детей.
2. Игра «Что изменилось» (10 мин).
Дети садятся на стульчики.
Психолог говорит:
— Мы приехали в зимний лес. Будьте внимательны и постарайтесь запомнить все, что вы увидите.
Психолог ставит перед детьми мольберт, на котором установлена небольшая доска (или прикреплен большой лист плотной бумаги). На доске (листе) нарисованы сугробы, ели, голые деревья, облака.
Дети рассматривают картину, затем психолог переворачивает мольберт и вносит в изображение какую-нибудь деталь: птичку, бабочку, цветок, сугроб, гриб. Рисунок вновь демонстрируется детям.
Дети должны «воды в рот набрать» и молчать. Психолог дает указку сидящему спокойно ребенку, тот подходит к доске, показывает появившийся предмет и отвечает на вопрос: «Может ли этот предмет находиться в зимнем лесу?» Если ребенок выполнил задание правильно, дети хлопают, при неверном ответе — топают ногами.
Дополнения в рисунок вносятся до тех пор, пока все дети не побывают у доски.
3. Упражнение «Снежинка» (2-3 мин).
Дети сидят на стульчиках, глаза закрыты.
Психолог говорит:
— Представьте себе, что с неба падают снежинки, а вы ловите их ртом. А теперь снежинка:
легла на правую щеку — надуйте ее;
легла на левую щеку — надуйте ее;
легла на носик — наморщите нос;
легла на лоб — пошевелите бровями;
легла на веки — поморгайте глазами и откройте их.
Снегопад закончился.
4. Игра «Зимние забавы» (2-3 мин).
Дети делятся на две команды. Команды встают в шеренги друг напротив друга. Психолог говорит:
— Представьте, что на улице оттепель, снег стал липким. Вы лепите из него снежки и бросаете в участников другой команды. Но не забывайте при этом уворачиваться от снежков, которые летят в вас.
5. Совместное рисование снеговика (5 мин).
Дети садятся на стульчики. Перед ними стоит мольберт, на котором установлена небольшая доска (или прикреплен большой лист плотной бумаги).
Психолог говорит:
— Сейчас мы все вместе изобразим снеговика. Каждый нарисует по одной детали.
Дети поочередно подходят к мольберту и, следуя инструкции психолога, рисуют вначале нижний круг, затем средний, верхний, изображают части лица, ведро на голове, метлу и т.п.
6. Телесно-ориентированное упражнение «Снеговик»(3-4 мин).
Психолог предлагает детям представить себя снеговиками.
Дети встают, разводят напряженные руки в стороны, надувают щеки и в течение 10 секунд удерживают заданную позу.
— А теперь, — говорит психолог, — выглянуло солнышко, его жаркие лучи коснулись снеговика, и он начал таять.
Дети постепенно расслабляются, опускают руки, «обмякают» и приседают на корточки.
Упражнение повторяется несколько раз.
7. Упражнение «Лыжники» (2-3 мин).
Психолог говорит:
— Сегодня мы погуляли по зимнему лесу, поиграли в снежки, слепили снеговика, а теперь пора домой. Представьте, что мы надеваем лыжи и отправляемся в обратный путь.
Психолог имитирует надевание лыж и движения лыжников. Дети повторяют за ним.
Построившись в колонну «лыжники выезжают» из зала
ЗАНЯТИЕ 12
Задачи:
- развитие произвольности и самоконтроля;
- развитие внимания и чувства юмора; развитие эмоционально-выразительных движений;
- удовлетворение потребности в признании;
- снятие психоэмоционального напряжения;
- развитие и совершенствование коммуникативных навыков.
Материалы к занятию: магнитофон; кассета с записью медленной спокойной музыки; разрезанные на две части открытки (картинки); красный, синий и желтый квадраты.
1. Упражнение «Танец снежинок» (3 мин).
Дети входят в зал, где звучит спокойная музыка.
Психолог говорит:
— Представьте, что вы снежинки, которые кружатся на ветру под музыку — медленно, спокойно, красиво. Как только музыка перестанет звучать, берите за руки того, кто стоит рядом. Услышав звуки мелодии, продолжайте танцевать парами. Когда я скажу «Стоп!», нужно сразу же остановиться.
2. Игра «Ручеек» (4-5 мин).
Психолог дает каждому ребенку по половинке открытки (одну из половинок он оставляет у себя) и объясняет правила игры:
— Сначала каждый найдет себе пару, а для этого надо определить, у кого вторая половина вашей открытки. Пары берутся за руки, поднимают их вверх, встают друг за другом, образуя «коридор». Оставшийся без пары ребенок проходит под руками играющих, выбирает кого-нибудь, берет его за руку и ведет за собой. В конце «коридора» новая пара встает и поднимает вверх руки. Оставшийся без пары ребенок бежит вперед и также, проходя по «коридору», выбирает себе пару. Новые пары встают последними.
Игра проходит в быстром темпе.
3. Упражнение «Одно большое животное» (см. Занятие 2) (2 мин).
4. Упражнение «Ищем ошибки» (5-7 мин).
Дети садятся на стульчики.
Психолог говорит:
— Я буду читать рассказ. Внимательно следите за моей речью. Если услышите какую-нибудь путаницу или то, чего не может быть, — потопайте ногами, а затем объясните, почему вы прервали рассказ и исправьте мою ошибку.
Рассказ с нелепостями
Собралась я как-то раз в лес. Взяла с собой собаку, рюкзак и лыжи. Прихожу в лес, надеваю КОНЬКИ и начинаю двигаться по лыжне. Вдруг моя КОШКА что-то увидела. Под елкой сидел РЫЖИЙ заяц. Собака ЗАМЯУКАЛА, заяц бросился бежать. Заяц прыгнул НА ДЕРЕВО, а собака за ним ПОЛЕЗЛА. Заяц от собаки убежал, ведь он бегает МЕДЛЕННО. Тогда моя собачка стала копать ЗЕМЛЮ и раскопала — что бы вы думали? ГРИБ! Нет, конечно, не гриб, а норку, а в той норке жила ВОРОНА. Собака обнюхала норку и ПОЕХАЛА дальше. Я отправилась вслед за ней. Захотелось мне есть. Достала я из ПОРТФЕЛЯ два бутерброда и термос с кофе. Один из ПИРОЖКОВ я дала собаке. Мы поели, и вдруг я услышала стук колес и гудок ПАРОХОДА, значит, близко железная дорога. Пошли мы на звук поезда и вскоре добрались до станции. На станции я сняла КОНЬКИ, достала из ЧЕМОДАНА деньги и купила билет на электричку. Через несколько минут мы сели в вагон АВТОБУСА и отправились в обратный путь. Вот и сказке конец, а кто слушал — молодец!
- Игра «Кричалки — шепталки — молчалки» (см. Занятие 9) (4 мин).
- Игра «Испорченный телефон» (4 мин).
Дети и психолог берут стульчики и садятся в круг.
Психолог говорит:
— Давайте еще немного пошепчемся — поиграем в «Испорченный телефон».
Детям объясняются правила игры: психолог придумывает слово и шепотом произносит его на ушко ребенку, сидящему справа от него, тот тоже шепотом передает услышанное соседу справа и т.д. Последний ребенок произносит слово вслух.
Обычно последнее слово не совпадает с первоначальным вариантом, что вызывает бурную реакцию детей. Психолог дает детям время для проявления эмоций и продолжает игру.
- Игра «Паровозик с именем» (см. Занятие 4) (5 мин).
- Заключительный этап (2 мин).
Психолог благодарит всех детей и отмечает тех, кто был особенно внимательным, добрым и пр.
ЗАНЯТИЕ 13
Задачи:
- развитие произвольности и самоконтроля;
- развитие слухового внимания;
- развитие эмоционально-выразительных движений;
- развитие тактильного восприятия;
- развитие и совершенствование коммуникативных навыков.
Материалы к занятию: конверт с геометрическими фигурками (кругами, треугольниками, квадратами, прямоугольниками, овалами, ромбами); мяч.
- Упражнение «Расскажем и покажем» (3-4 мин).
Дети встают полукругом напротив психолога и выполняют движения, которые упоминаются в рифмовке.
Руку правую — на плечо,
Руку левую — на бочок.
Руки в стороны, руки вниз,
И направо повернись.
Руку левую — на плечо,
Руку правую — на бочок.
Руки вверх, руки вниз,
И налево повернись.
Упражнение повторяется несколько раз.
2. Игра «Слушай и отвечай» (5 мин).
Дети встают в круг. Психолог берет мяч и входит в центр круга. Он, поочередно бросая мяч детям, просит назвать какое-нибудь растение, животное, игрушку, марку автомобиля и т.п.
Игра проводится в быстром темпе.
3. Игра «Броуновское движение» (5-7 мин).
Дети ходят по залу, стараясь не задевать друг друга. Услышав команду психолога «Глаза закрыть», дети закрывают глаза и медленно идут к центру зала. Когда дети приблизятся друг к другу, психолог произносит:
— Раз-два-три, того, кто рядом, за руку возьми. Глаз не открывай, а кто это, отгадай.
Дети на ощупь определяют, кто стоит рядом, называют имена друг друга и открывают глаза.
4. Игра «Угадай фигурку» (7 мин).
Дети садятся на стульчики и закрывают глаза. Психолог берет конвертов котором находятся разные геометрические фигуры, и говорит:
— Глаза не открывай, а какую фигурку на ладонь положу, угадай.
Психолог кладет на ладонь каждого ребенка по одной фигурке. Ребенок на ощупь определяет, какая фигурка ему досталась, называет ее, затем открывает глаза.
Игра проводится дважды: вначале психолог кладет фигурку на правую, затем на левую ладонь ребенка. При необходимости перед началом игры уточняются названия геометрических фигур.
5. Игра «Съедобное — несъедобное» (5-7 мин).
Дети строятся в ряд. Психолог берет мяч и встает напротив детей. (Расстояние между психологом и детьми — 5 шагов.)
Психолог, называя какой-либо предмет, поочередно бросает мяч детям. Если прозвучало название съедобного предмета, ребенок ловит мяч, несъедобного — отталкивает. При правильном выполнении задания ребенок делает шаг вперед. Тот, кто первым дойдет до психолога, становится ведущим.
Игра повторяется
- Упражнение «Сидели два медведя...» (2 мин). Дети встают полукругом напротив психолога и повторяют за ним слова и движения.
Сидели два медведя
На тоненьком суку Приседают.
Один читал газету, Вытягивают руки вперед, сжимают
кулачки, слегка поворачивают голову
вправо и влево.
Другой месил муку. Прижимают кулачки друг к другу,
делают вращательные движения.
Раз ку-ку, два ку-ку,
Оба шлепнулись в муку. Падают на ковер
- Заключительный этап (3 мин).
Дети садятся на пол, образуя круг. Психолог просит детей сказать, какое упражнение им понравилось. Дети, передавая друг другу мяч, поочередно делятся своими впечатлениями.
ЗАНЯТИЕ 14
Задачи:
- развитие произвольности и самоконтроля;
- развитие внимания, речи и воображения;
- развитие координации движений;
- развитие эмоционально-выразительных движений
- снятие психоэмоционального напряжения;
- развитие и совершенствование коммуникативных навыков.
Материалы к занятию: три-четыре кубика средних размеров; длинная лента или веревка.
1. Упражнение «Я кубик несу и не уроню» (см. Занятие 3) (8-10 мин).
2. Игра «Цирковые артисты» (12 мин).
Дети ставят стульчики вдоль стены.
Психолог с помощью ленты или веревки выкладывает на полу большой круг и говорит:
— Вы были ловкими, словно цирковые артисты. А теперь будьте внимательны и сосредоточены, как артисты перед выступлением. Представьте, что вы находитесь за кулисами и ждете своего выхода на арену (показывает на круг). Можно потихоньку переговариваться, двигаться, разминаться, репетировать свой номер. Но как только вы услышите свое имя, необходимо приготовиться и, досчитав про себя до трех, выйти на арену и кого-нибудь изобразить — жонглера, канатоходца, силача, фокусника, дрессировщика или его животных.
После каждого «выступления» психолог выдерживает паузу в 5—8 секунд.
3. Телесно-ориентированное упражнение «Клоуны» (см. Занятие 4) (3 мин).
4. Игра «Да» и «нет» не говори» (3-5 мин).
Дети садятся на стульчики.
Психолог говорит:
— Я задам каждому из вас вопрос. Отвечая на него, вы не должны употреблять слова «да» и «нет».
Психолог поочередно задает детям следующие вопросы:
- Ты сейчас дома?
- Тебе 6 лет?
- Ты учишься в школе?
- Ты любишь смотреть мультфильмы?
- Кошки умеют лаять?
- Яблоки растут на елке?
- Сейчас ночь? И т.п.
Если ребенок употребляет при ответе слова «да» или «нет», психолог повторяет вопрос. В ходе игры каждому ребенку можно предложить ответить на 1—3 вопроса.
5. Упражнение «Расскажем и покажем» (3 мин).
Дети встают полукругом напротив психолога и повторяют за ним слова и движения.
Раз, два, три, четыре! Ритмично хлопают в ладоши
Подметаем пол в квартире. Имитируют движения
Пять, шесть, семь, восемь! Ритмично хлопают в ладоши.
Приходите завтра в гости. Плавно разводят руки в стороны.
Восемь, семь, шесть, пять! Ритмично хлопают в ладоши.
Будем вместе мы играть. Подпрыгивают и приседают
Четыре, три, два, один! Ритмично хлопают в ладоши.
Пирогов мы вам дадим. Вытягивают руки вперед,
держа на ладонях воображаемый
поднос с пирогами
А пока мы отдохнем — Опускаются на ковер.
Ляжем на бочок, уснем. Ложатся на ковер, закрывают глаза
8. Заключительный этап (1-2 мин).
Психолог благодарит всех детей и отмечает тех, кто был особенно внимательным, добрым и пр.
ЗАНЯТИЕ 15
Задачи:
- развитие произвольности и самоконтроля;
- развитие внимания, мышления и речи;
- профилактика агрессии;
- развитие эмоционально-выразительных движений;
- снятие психоэмоционального напряжения;
- развитие и совершенствование коммуникативных навыков.
Материалы к занятию: магнитофон; кассета с записью мажорной музыки; полотенце или шарф; смешная мягкая игрушка («Фантастик»); листы плотной бумаги, фломастеры (цветные карандаши).
1. Упражнение «Черепашки» (3 мин).
Дети садятся на корточки.
Психолог говорит:
— Представьте, что вы превратились в маленьких черепашек. Наступила ночь. Черепашки спрятались под панцирями — втянули и опустили головки, прижали лапки к телу, закрыли глаза. Сладко спят черепашки. Но вот на смену ночи пришло утро. Солнечные лучи заглянули к черепашкам и стали их будить. Черепашки медленно просыпаются. Вот они осторожно пошевелили пальцами на лапках, открыли глазки, медленно-медленно приподняли головки, вытянули шеи и с любопытством осмотрелись вокруг. Пора вставать — они распрямили лапки, привстали, потянулись к солнышку, подняли лапки вверх. Эх, до чего же ласковое, теплое солнышко сегодня! С добрым утром, черепашки!
2. Игра «Слушай команду» (5-7 мин).
Дети движутся по залу под музыку. Внезапно музыка прерывается. Психолог шепотом произносит команду (поднять правую руку, присесть, подпрыгнуть, сесть на стульчик и т.п.).
Дети выполняют команду, включается музыка, игра продолжается.
3. Упражнение «Прошепчи ответ» (5-7 мин). Дети садятся на стульчики. Психолог говорит:
— Я буду задавать вам вопросы. Каждый, кто знает ответ, протягивает вперед руку, сжимает пальцы в кулак, а большой палец поднимает вверх. Покажите эти движения.
Дети выполняют задание.
— Когда я увижу много поднятых вверх пальцев, то начну считать: «Раз, два, три». На счет «три» вы все вместе должны будете прошептать ответ.
Психолог задает следующие вопросы:
- Какое сейчас время года?
- Какой сегодня день недели?
- Как называется город (поселок), в котором вы живете?
- Какое число следует за числом пять?
- Как называется детеныш коровы?
- Сколько лап у собаки?
- Сколько лап у двух собак? И т.п.
4. Игра «Жужа» (6-7 мин).
С помощью считалки выбирается водящий — «Жужа». Он садится на стул, стоящий в центре зала. В руках «Жужа» держит полотенце (шарф). Остальные дети начинают дразнить «Жужу», кривляться перед ней, произнося слова:
«Жужа, Жужа, выходи,
Жужа, Жужа, догони!»
«Жужа» терпеливо сидит на стуле. Но вот «терпение заканчивается», она вскакивает и осаливает кого-нибудь из детей полотенцем (шарфом). Осаленный ребенок становится «Жужей».
Надо внимательно следить за тем, чтобы удар был не сильным.
5. Рисование на заданную тему (10-12 мин).
Дети садятся на стульчики.
Психолог показывает детям смешную мягкую игрушку и говорит:
— Ребята, к нам в гости пришел Фантастик. Он умеет рассказывать веселые неправдоподобные истории. Послушайте одну из них:
«Однажды я бежал по лужайке и подпрыгивал то на одной, то на другой ноге. Один раз я так сильно подпрыгнул, что улетел на облако. Уселся на него поудобнее и решил попутешествовать на нем. Облако летело-летело и вдруг столкнулось с другим облаком. Меня подбросило вверх, я перекувырнулся через голову и начал падать, только не пойму — вверх или вниз? Как вы думаете, ребята? В том-то и дело, что не вниз, а вверх, и упал на звезду. Звезда была очень горячая, поэтому я не мог стоять на месте и стал прыгать и допрыгнул до необыкновенного цветка. Я долго любовался этим цветком. Все лепестки у него были разноцветные и такие яркие, что мне пришлось закрыть глаза. А когда я их открыл, оказался у себя дома в кровати! Это был сон!»
Фантастик хотел нарисовать то, что увидел во сне, но у него не получилось. Давайте поможем ему. Возьмите листы бумаги и фломастеры (карандаши), нарисуйте сновидение Фантастика.
Дети выполняют задание.
6. Заключительный этап (1-2 мин).
Фантастик благодарит детей, хвалит их рисунки.
ЗАНЯТИЕ 16
Задачи:
- развитие произвольности и самоконтроля;
- развитие внимания и воображения;
- развитие эмоционально-выразительных движений;
- снятие психоэмоционального напряжения;
- развитие и совершенствование коммуникативных навыков.
Материалы к занятию: магнитофон; кассета с записью мажорной музыки; мяч среднего размера; обруч; карточки с изображением лиц в разных эмоциональных состояниях (радость, злость, удивление, обида)*.
1. Игра «Флажок» (5-7 мин).
Звучит музыка. Дети маршируют по залу. По сигналу психолога (поднятый флажок) они должны прекратить движение и зафиксировать позу, в которой их застал сигнал, на 5-7 секунд. По повторному сигналу движение возобновляется.
2. Упражнение «Комплименты» (3-5 мин).
Дети встают в круг. Психолог, отдавая мяч одному из детей, говорит ему комплимент. Ребенок должен сказать «спасибо» и передать мяч соседу, произнося при этом ласковые слова в его адрес. Тот, кто принял мяч, говорит «спасибо» и передает его следующему ребенку.
Дети, говоря комплименты и слова благодарности, передают мяч сначала в одну, потом в другую сторону.
3. Подвижная игра «Сова» (5-7 мин).
С помощью считалки выбирается водящий — «сова». Остальные дети будут изображать мышек или птичек.
По команде психолога «День» «сова» садится в «гнездо» (обруч, лежащий на полу) и закрывает глаза, а дети начинают бегать по залу. Когда психолог произносит: «Ночь», дети приседают и замирают, а «сова» отправляется на охоту. Она высматривает тех, кто шевелится или смеется, и «уносит» их к себе в «гнездо».
4. Упражнение «Эмоции» (7 мин).
Дети садятся на стульчики.
Психолог поочередно показывает детям карточки с изображением лиц.
Дети, определив эмоциональное состояние человека, изображенного на рисунке, молча поднимают руку. Психолог произносит: «Раз, два, три». На счет «три» дети все вместе должны прошептать ответ.
По окончании этого упражнения психолог предлагает детям изобразить при помощи пантомимики следующие эмоциональные состояния: грусть, обиду, радость, злость, удивление, спокойствие.
Дети выполняют задание.
5. Телесно-ориентированное упражнение «Кораблик» (3-4 мин).
Дети встают в круг. Психолог говорит:
— Представьте, что мы находимся на палубе корабля. Чтобы не упасть, расставьте ноги пошире и прижмите их к полу. Руки сцепите за спиной.
Налетел ветер, поднялась волна, кораблик качнулся. Прижмите к полу правую ногу, левую немного согните в колене, касайтесь пола только ее носком.
Ветер утих — выпрямитесь, расслабьтесь.
Внимание! Новая волна. Кораблик качнуло в другую сторону — прижмите к полу левую ногу, правую расслабьте.
Море успокоилось — выпрямитесь, расслабьтесь, глубоко вдохните и выдохните.
6. Заключительный этап (2-4 мин).
Дети садятся на стульчики.
Психолог предлагает вспомнить, какие хорошие, приятные слова каждый сегодня услышал.
Дети припоминают комплименты, сказанные им. Психолог благодарит детей за то, что они были внимательными и добрыми.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Йоговская гимнастика для малышей
- Дети ходят по кругу друг за другом и гудят, как паровозики: «Ту-ту-у-у-у».
- Останавливаются, встают в круг.
- «Заводят будильник»—сжимают ладонь в кулачок, выполняют круговые движения у солнечного сплетения: « Джик-джик-джик ».
- «Будильник зазвонил»: «З-з-з». Мы его остановим —дети слегка ударяют ладошкой по голове,
- «Лепят личико» — проводят руками по краю лица.
- «Лепят волосики» — нажимают подушечками пальцев на корни волос.
- «Лепят бровки» — проводят кончиками пальцев по бровям.
- « Лепят глазки » — трогают кончиками пальцев веки, проводят указательным пальцем вокруг глаз. Моргают глазами.
- « Лепят носик » — проводят указательным пальцем от переносицы по крыльям носа вниз.
- «Лепят ушки» — пощипывают мочки ушей, поглаживают уши.
- « Лепят подбородок » — поглаживают подбородок.
- « Рисуют носиком солнышко » — крутят головой, рисуют носиком лучики — выполняют соответствующие движения головой снизу вверх: «Жжик-жжик-жжик».
- Произносят хором: «Я хороший, добрый, красивый» , гладят себя по голове.
АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ГИПЕРАКТИВНЫХ ДЕТЕЙ
Обведите кружком цифры напротив тех высказываний, с которыми Вы согласны.
Мой ребенок:
очень подвижен, много бегает,
постоянно вертится …………………………...………..1
спит намного меньше, чем другие дети ………………………….………….2
очень говорлив…………………………………………………………………….……….3
не может тихо, спокойно играть
или заниматься чем-то ……………………………………..4
с трудом дожидается своей очереди
(в играх, в магазинах)............................................................................................................5
начинает отвечать, не дослушав вопроса,
или, наоборот, задав вопрос, не слушает ответа …………………………….…………. 6
часто мешает другим, вмешивается…
в разговоры взрослых ……………………………………..7
не может спокойно дожидаться вознаграждения
(если, например, обещали ему что-то купить)………………………….………………...8
часто не слышит, когда к нему обращаются ……………………….……………..9
легко отвлекается, когда ему читают книгу .......................................................................10
часто не доводит начатое дело (игру, задание)
до конца ……………………………………….11
избегает занятий, где требуется длительное сосредоточение…………………………...12
Сделать заключение о наличии у ребенка СДВГ можно, если в течение полугода и в детском учреждении, и дома наблюдаются не менее семи симптомов из перечисленных.
РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
ПО ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ
С СИНДРОМОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ
- В своих отношениях с ребенком поддерживайте позитивную установку. Хвалите его в каждом случае, когда он этого заслуживает, подчеркивайте успехи. Это помогает укрепить уверенность ребенка в собственных силах.
- Избегайте повторения слов «нет» и «нельзя».
- Говорите сдержанно, спокойно, мягко. (Окрики возбуждают ребенка.)
- Давайте ребенку только одно задание на определенный отрезок времени, чтобы он мог его завершить.
- Для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию.
- Поощряйте ребенка за все виды деятельности, требующие концентрации внимания (например, работа с кубиками, конструктором, настольными играми, раскрашивание, чтение).
- Поддерживайте дома четкий распорядок дня. Время приема пищи, выполнения домашних заданий и сна ежедневно должно соответствовать этому распорядку.
- Избегайте по возможности скоплений людей. Пребывание в крупных магазинах, на рынках и т.п. оказывает на ребенка чрезмерное стимулирующее действие.
- Во время игр ограничивайте ребенка лишь одним партнером. Избегайте беспокойных, шумных приятелей.
- Оберегайте ребенка от утомления, поскольку оно приводит к снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности.
- Давайте ребенку возможность расходовать избыточную энергию. Полезна ежедневная физическая активность на свежем воздухе — прогулки, бег, спортивные занятия (гимнастика, плавание, теннис, но не борьба или бокс, т.к. эти виды спорта травматичны).
- Помните о том, что присущая детям с синдромом дефицита внимания гиперактивность хотя и неизбежна, но может удерживаться под разумным контролем с помощью перечисленных мер
ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ
ДЛЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ
Прежде чем начать коллективные игровые занятия, желательно провести несколько индивидуальных тренировочных занятий с детьми. В этом особенно нуждаются дети расторможенные, заторможенные, чрезмерно застенчивые и дети с плохой координацией движений.
При проведении индивидуальных занятий можно использовать следующие игры и упражнения.
1. Для развития произвольности:
- «Да» и «нет» не говори» (занятие 14);
- «Летает - не летает» (занятие 8);
- «Съедобное-несъедобное» (занятие 13);
- «Запретное движение» (занятие 3);
- «Запретное слово»: ребенок вслед за психологом повторяет все слова, кроме одного, которое «назначили запретным». Вместо этого слова он может, например, хлопнуть в ладоши;
- «Раз-два-три - говори!» (занятие 2);
- «Море волнуется» (занятие 10).
2. Для развития внимания и памяти:
- «Что исчезло?»:
психолог ставит на стол 10 игрушек. Ребенок рассматривает их и закрывает глаза. Психолог убирает одну игрушку. Ребенок открывает глаза и определяет, «что исчезло»;
- «Что изменилось? »:
игра похожа на предыдущую, только игрушки не убирают, а меняют местами;
- «Внимание - рисуй!»:
психолог показывает ребенку в течение 2 секунд несложный рисунок (см.: Никитин Б. Развивающие игры. — М,, 1985). Затем рисунок убирают, и ребенок рисует его по памяти;
- «Слушай хлопки»:
психолог договаривается с ребенком, что если звучит один хлопок, нужно маршировать на месте, два хлопка - стоять на одной ноге (как аист), три хлопка - прыгать (как лягушка);
- «Игрушку рассмотри, а потом ее опиши»;
- « Запомни и повтори движения»:
психолог показывает три разных движения, ребенок смотрит, запоминает и повторяет их. Затем демонстрируются четыре движения;
- работа за столом на листах:
«Корректурная проба», «Лабиринты», «Соедини по порядку» и др.
3. Для развития моторики и координации движений:
- « Бирюльки »:
на столе горкой лежат мелкие игрушки или спички. Их нужно двумя пальцами брать так, чтобы не задеть остальные;
- «Насос и мяч» (занятие 4);
- «Я кубик несу и не уроню» (занятие 3);
- «Клоуны» (занятие 4);
- «Хождение по линии»:
ребенок должен пройти по прямой линии, ставя пятку одной ноги перед носком другой и держа руки в стороны;
- «Перекрестные хлопки»:
психолог и ребенок встают друг напротив друга. Сначала делается обычный хлопок, затем хлопок руками психолога о руки ребенка, опять обычный хлопок, потом правая ладонь психолога делает хлопок о правую ладонь ребенка, опять обычный хлопок, затем хлопок левой ладонью психолога о левую ладонь ребенка и обычные хлопки;
- «Робот»:
психолог говорит, что ребенок сейчас превратится в робота, который умеет только подчиняться командам. Ребенок замирает в стойке «смирно». Далее психолог дает ему команды, например: «Три шага вперед, два шага направо, правую руку вперед, два шага налево, левую руку в сторону, руки опустить, стоять смирно»;
- любые пальчиковые или жестовые игры, которые у данного ребенка вызывают затруднения.
4. Для преодоления застенчивости:
- «Незнайка»:
ребенку предлагают играть роль Незнайки. В ответ на любой вопрос, который ему задаст психолог, он должен сделать удивленное лицо, пожать плечами и сказать «Не знаю...»;
- «Зайка испугался»:
ребенок должен представить себя зайцем, который боится волка, и изобразить испуг при помощи пантомимики;
- «Злой волк»:
ребенок при помощи пантомимики изображает злого и голодного волка;
- « Петушки »:
ребенок при помощи пантомимики изображает храброго петушка, гордого петушка, грустного петушка, веселого петушка;
- «Вкусная конфета»:
ребенок должен представить, что его угостили вкусной конфетой, и показать, как он разворачивает/берет в рот и медленно раскусывает ее, при этом лицо его изображает удовольствие.
5. Для активизации подкорковых структур мозга:
а) дыхательные упражнения:
- дыхание с задержкой на вдохе/выдохе - сначала в собственном, затем в установленном ритме. Выполняется сидя на полу «по-турецки» или стоя на коленях, ладони кладутся на область диафрагмы;
- ребенок, сидя на полу «по-турецки» и поднимая руки вверх, делает вдох. При выдохе медленно наклоняется вперед, опуская руки и говоря: «Вниз»;
- ребенок, сидя на полу, разводит руки в стороны, сжимает все пальцы, кроме большого, в кулак. При вдохе ребенок поднимает большой палец вверх, при медленном выдохе -постепенно опускает вниз и свистит;
- ребенок, лежа на полу, кладет ладони на живот. Делая медленные вдох и выдох животом, ребенок представляет, что в животе надувается и сдувается воздушный шарик.
б) упражнения на нормализацию мышечного тонуса:
- « Снеговик »:
ребенку предлагают представить себя только Что слепленным снеговиком - тело должно быть сильно напряжено, как замерзший снег. Но пригрело солнышко, и снеговик начал таять: сначала «тает» и повисает голова, затем опускаются плечи, расслабляются руки и т.д. В конце упражнения ребенок мягко падает на пол и лежит расслабленный, представляя, что он - лужица воды;
- «Дерево»:
ребенок, изображая семечко, сидит на корточках, голова на коленях, руки обнимают колени.
- «Семечко»
прорастает и превращается в дерево - ребенок приподнимает голову, затем медленно встает, выпрямляется, поднимает руки. Вдруг налетел ветер и сломал дерево - ребенок сгибается в талии, расслабляя верхнюю часть туловища, голова и руки его безжизненно повисают;
- «Пальчики»:
в положении сидя или стоя ребенок сгибает руки в локтях и начинает сжимать и разжимать кисти рук, постепенно убыстряя темп. Затем опускает руки, расслабляет и встряхивает кисти рук;
- «Лодочка»:
ребенок ложится на спину, вытягивает руки. По команде он одновременно поднимает голову, прямые ноги и руки. Поза держится максимально долго. Затем ребенок выполняет упражнение, лежа на животе.
в ) упражнения на пространственную ориентацию:
- ребенок берет в руки мяч и по команде психолога поднимает его вверх, опускает вниз, кладет перед собой, справа и слева от себя, кладет его под, на, за стол и т.п.;
- ребенок прыгает на двух ногах вперед, назад, влево, вправо;
- «Найди клад»:
в комнате спрятана игрушка. Ребенок должен найти ее, ориентируясь на команды: «Два шага вперед, один направо и т.д.
ЛИТЕРАТУРА
Александрова Э.М., Куренкова Н.В. Психологическое сопровождение детей младшего
школьного возраста: Учеб-но-метод. пособие. Ч. 1. — М., 2001.
Брязгунов ИЛ., Касатикова Е.В. Непоседливый ребенок. — М., 2001.
Выгодская И.Г., Пеллингер ЕЛ., Успенская Л.П. Устранение заикания у дошкольников
в игре. — М., 1984.
Горячева Т.Г., Султанова А.С. Сенсомоторная коррекция нарушений психического
развития в детском возрасте. — М.,1999.
Заваденко Н.И. Как понять ребенка: Дети с гиперактивостью и дефицитом внимания. —
М., 2000.
Катаева Л.И, Коррекционно-развивающие занятия в подготовительной группе
Конспекты занятий. — М., 2004.
Катаева Л.И. Работа психолога с застенчивыми детьми. — М.,2004.
Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. —Ярославль, 1997.
Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с
гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. — М., 2000.
Романов АА. Направленная игротерапия нарушений поведения и эмоциональных
расстройств у детей. — М., 2000.
Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: Психотехнические упражнения и коррекционные
программы. — М., 1993.
Снегирева Л А. Игры и упражнения для развития навыков общения у дошкольников. —
Минск, 1995.
Страковская В.Л. 300 подвижных игр для оздоровления детей. —ML, 1994.
Хухлаева О.В. Лесенка радости. — М., 1998.
Чистякова М.И. Психогимнастика. —- М., 1995.
Шевченко Ю.С. Коррекция поведения детей с гиперактивным и психопатическим
синдромом. — М., 1997.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация работы педагога-психолога с гиперактивными детьми в детском саду.
Наверное, в каждой группе детского сада есть дети, которым трудно долго сидеть на месте, молчать, подчиняться инструкциям. Такие дети, естественно, создают дополнительные трудности ...
Коррекционные занятия с гиперактивными детьми в детском саду
Методические рекомендации к проведению занятий. Конспекты групповых и индивидуальных занятий. Рекомендации для родителей....
Гиперактивные детьми в детском саду.
Авторы психологического словаря относят к внешним проявлениям гиперактивности невнимательность, отвлекаемость, импульсивность, повышенную двигательную активность. Часто гиперактивности сопутствуют про...
И.Л. Арцишевская Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду
И.Л. Арцишевская Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду...
Презентация "Формы работы с гиперактивными детьми в детском саду и дома"
В данной презентации приведены разнообразные формы работы с гиперактивными детьми....
Консультация для педагогов "Приёмы работы с гиперактивными детьми на музыкальных занятиях"
Консультация для педагогов "Приёмы работы с гиперактивными детьми на музыкальных занятиях"...
Организация работы педагога-психолога с гиперактивными детьми в детском саду.
Организация работы педагога-психолога с гиперактивными детьми в детском саду....