"Коррекция воли, произвольности и саморегуляции у детей с ОВЗ"
консультация по коррекционной педагогике
Представляю вашему вниманию краткий алгоритм возможности коррекции произвольной сферы у детей с ОВЗ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
korrektsiya_voli_i_proizvolnosti.ppt | 344 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Воля и произвольность делают человека свободным и сознательным субъектом собственной жизнедеятельности. Именно они позволяют ставить цели, добиваться своего. Становление воли и произвольности является магистральной линией развития личности ребенка. Развитие личности есть становление способности владеть собой и своими психическими процессами (Л.С.Выготский) Воля и произвольность – это способность человека намеренно регулировать различные психические процессы и состояния, т.е. способность к саморегуляции.
Теоретические основы саморегуляции Саморегуляция - способность адекватно отражать, всесторонне анализировать и вероятностно прогнозировать свою деятельность и на этой основе осуществлять реальное поведение, постоянно производить самоконтроль, самокоррекцию и самооценку действий, исходя из принятых социальных эталонов и нормативов поведения». Саморегуляция – целостная, замкнутая (кольцевая) по структуре, открытая система, которая включает в себя осознание и постановку цели, выбор, использование и создание средств, приемов и способов достижения поставленной цели, принятие решения.
Теоретические основы саморегуляции Саморегуляция дает человеку возможность управлять собственной активностью (поведением, деятельностью), то есть осуществлять любую активность произвольно, сознательно, исходя их принятых социальных эталонов и нормативов поведения: адекватно отражать, инициировать, ставить цель, прогнозировать, планировать, строить, поддерживать, контролировать и проводить самокоррекцию, давать оценку своей деятельности и поведению.
Функциональные звенья саморегуляции цель; модель условия; программа; критерии успеха; информация о результатах; решение о коррекциях системы саморегуляции.
Особенности психической саморегуляции Крайняя неорганизованность, импульсивность, низкая продуктивность, затруднения в анализе наглядного и словесного образцов; слабая ориентировка в задании приводит к многочисленным ошибочным действиям, ошибки не исправляются, неумение планировать свою деятельность, нарушен поэтапный контроль не стремятся улучшить свой результат, осмыслить работу, понять причины ошибок
Особенности психической саморегуляции снижение силы мотивов, бедность и слабость потребностей, безынициативность детей и неспособность к волевым задержкам импульсивных реакций размытость и дефицит моральных норм зависимость функционирования моральных норм от условий ситуации недостатки саморегуляции интеллектуальной деятельности проявляются при работе с проблемными задачами , требующими самостоятельного поиска способов решения (репродуцирование наиболее привычных способов) недостаточность произвольной регуляции выступает сильным тормозящим фактором интеллектуального, когнитивного развития
Методики диагностики произвольности, саморегуляции Методика исследования особенностей физиологической основы саморегуляции. Теппинг-тест Е.П.Ильина Методика У.В.Ульенковой «Исследование саморегуляции в интеллектуальной деятельности». Методика изучения вербального компонента саморегуляции интеллектуальной деятельности. У. В. Ульенкова совместно с Е. Б. Аксеновой Методика «Закончи сказку» (Н.Е.Веракса, О.М.Дьяченко) Изучение социальных эмоций (Г.А, Урунтаева, Ю.А. Афонькина). Методика «Три серии» (Е.А. Винникова, Е.С. Слепович) Методика Е.О.Смирновой «Рисунок».
Критерии наблюдения за особенностями саморегуляции детей Целеполагание . Моделирование условий . Программированние действий . Оценка результатов собственной деятельности . Коррекция результатов и способа действий . Обеспеченность регуляции в целом . Упорядочивание деятельности . Осторожность в действиях . Уверенность в действиях . Инициативность в действиях . Практическая реализация намерений . Осознанность действий . Критичность в делах . Ответственность . Автономность или зависимость в действиях . Гибкость , пластичность в действиях . Практичность , устойчивость регуляции в действиях . Оптимальность регулирующих усилий . Податливость воспитательным действиям .
Основные этапы и направления работы по коррекции произвольности и саморегуляции 1 этап. Формирование регуляции движений 2 этап. Формирование регуляции познавательной активности 3 этап. Формирование регуляции эмоциональной активности Направления: развитие невербального компонента саморегуляции (наиболее успешно сочетается с работой на занятиях по формированию продуктивных видов деятельности) Развитие вербального компонента саморегуляции
Работа по коррекции невербального компонента саморегуляции Работа включает три этапа , которые различаются степенью принятия участия в работе взрослого и уровнем самостоятельности самого ребенка На 1 этапе педагог демонстрирует детям весь комплекс действий, который им необходимо выполнить, в ходе деятельности происходит ее поэтапное планирование. При объяснении цели задания он конкретизирует план будущих действий, создает у детей представление о результате , способе и средстве его получения. Дети под руководством педагога осуществляют организацию этапов работы, выполняют и называют совершаемые действия. После достижения конечного результата они при помощи педагога формируют общий алгоритм деятельности, т.е. рассказывают об основных этапах выполнения задания.
Работа по коррекции невербального компонента саморегуляции На 2 этапе при помощи педагога осуществляется только организация деятельности: определяется цель, способ получения результата и необходимые средства, последовательность выполнения работы. Затем дети работают самостоятельно. Коррекция и контроль проводится педагогом по окончанию выполнения детьми задания. Для фиксации промежуточных целей, выработки у детей потребности ставить их на пути к достижению конечной цели, можно использовать незаконченные образцы работ.
Работа по коррекции невербального компонента саморегуляции На заключительном этапе самостоятельно определяется цель деятельности, построение плана будущих действий, включающего описание способов получения результата. В этот момент педагог вносит коррекцию в рассказ ребенка, привлекает к анализу других детей. При этом взрослый пытается оказать воздействие, направленное на создание у ребенка умения переключаться с результата деятельности на способ ее выполнения, на необходимость поиска различных способов выполнения задания. Основная функция педагога на этом этапе - общий контроль . После окончания дети совместно с педагогом оценивают продукт деятельности и делают разбор ошибок. Используются взаимоконтроль и самоконтроль. От детей требуется обязательное проговаривание способов и средств деятельности, оречевление совершаемых действий, формулирование в речевом плане цели деятельности.
Работа по коррекции вербального компонента саморегуляции В работе необходимо выделить три этапа . 1 этап. Формирование у детей действий самоконтроля при принятии задания и конструирование у них системы мотивов на принятие речевого задания. Задачи: формирование заинтересованного отношения к теме и характеру задания взрослого, прививать привычку вслушиваться в задание взрослого, вычленять в нем основополагающие требования, правила. 2 этап. Формирование саморегуляции у детей на учебных занятиях по развитию речи, связанное с формированием действия самоконтроля в ходе выполнения речевого задания. Задачи: 1) формировать у детей действия предварительного планирования выполнения задания, 2) формирование действия самоконтроля за последовательным и полноценным выполнением задания. 3 этап. Формирование оценочного компонента саморегуляции . Задачи: формирование умений оценивать 1)свою работу через оценку взрослых , 2)выполнение работы по выделенным материализованным принципам , 3)качество труда по способу деятельности .
Методические подходы в коррекционной работе по развитию саморегуляции Постановка цели Разнообразные виды работы с планом Соревновательный мотив Социальная значимость продукта Пиктограмма как регулятор осознания действия Игра и выполнение роли позволяет осознать свои поступки, увидеть со стороны поведение человека.
Дополнительные способы коррекции саморегуляции Н.Л.Кряжева разработала «Методику снятия психоэмоционального напряжения у детей». Эту методику может применять воспитатель школы-интерната в том случае, когда почувствует, что дети возбуждены, тревожны, чего-то боятся, устали. В своей книге Н.Л.Кряжева приводит две сказочные истории, которые рекомендует начитывать детям перед сном 1-2 раза в неделю. В методику включены элементы снятия мышечного напряжения, а также фрагменты по повышению самооценки и регуляции его взаимоотношений с окружающими. Регулярное использование методики успокаивает детей, позволяет им расслабиться и отдохнуть. Очень полезно после прослушивания сказок поговорить с ребенком, как он себя чувствует, что представлял во время прослушивания. Можно попросить нарисовать красками свое настроение или то, что он представлял в этот момент.
Аутогенные тренировки по Н. Л. Кряжевой «Возьмите себя в руки». Ребенку говорите: Как только ты почувствуешь, что забеспокоился, хочешь кого-то стукнуть, что-то кинуть, есть очень хороший способ показать себя свою силу: охвати ладонями локти и сильно прижми руки к груди – это поза выдержанного человека» «Врасти в землю» «Попробуй сильно-сильно надавить пятками на пол, руки сожми в кулаки, крепко сцепи зубы. Ты - могучее, крепкое дерево, у тебя сильные корни, и никакие ветры тебе не страшны. Это поза уверенного человека» «Театр прикосновений» Ребенка просят свободно лечь в позу «звезды» на коврик и закрыть глаза. Включается спокойная музыка. Все участники склоняются, и взрослый объясняет, что они должны нежно и осторожно, необычным образом коснуться тела лежащего ребенка, показывая, как это делается. Можно одновременно прикоснуться одним пальцем ко лбу, а ладонью к ноге, ребром ладони к животу, кулачком – к груди, локтем – к животу и т.д. Все одновременно начинают и заканчивают прикосновение. Затем лежащего оставляют на некоторое время в расслабленном состоянии.
Прием рисования «вальдорфских форм» (В.Б.Галкина, Н.Ю.Хомутова) Многократное медленное прорисовывание раскучивающейся из цента спирали, по мнению педагогов, способствует «раскрепощению слишком сконцентрированных на себе детей»; наоборот, «рисование свертывающейся к центру спирали позволяет сформировать способность к концентрации, умения детей с двигательной расторможенностью и рассеянным вниманиям сосредоточиться». Регулированию психических процессов возбуждения и торможения способствует также рисование горизонтальной восьмерки и разворачивающейся спирали, плавно переходящей в сворачивающуюся.
Комплекс гимнастических упражнений «Бэби-йога» Ритуальными являются упражнения «Приветствия Солнцу» и «Благодарение Солнцу». Другие ассаны можно выполнять по усмотрению; дозировка и настроение детей в данный момент. Дети освободятся от стрессов и перенапряжения. Сейчас мы займемся гимнастикой. Лягте на пол. Руки лежат вдоль тела ладонями кверху, пальцы полусогнуты, носки ног разведены. Головку поверните набок. Рот чуть-чуть приоткрыт, язычок прижмите к вехнему ряду зубов, как будто говорите букву «Т». Глаза закройте. Полежите немного, послушайте музыку, постарайтесь ни о чем не думать, ровно, красиво дышите – вдох – выдох, вдох – выдох, вдох – выдох. 1 минута (музыка). Представьте себе голубое небо, белые облака, тепло, приятно, уютно. Откройте глаза. А сейчас мы с вами поприветствуем солнце, яркое, золотое. Встаньте на колени, выпрямите спину в струнку, головку слегка поднимите, руки сложите вместе. Дышите ровно и глубоко. Вдох, прогнитесь спиной и поднимите руки вверх – выдох. Опустите руки на пол – вдох. Правую ножку назад – вдох. Прогнули спинку –вдох и выдох. Легли на живот. Правую ногу поджали – вдох, левую ногу поджали – выдох. Прогнули спинку – вдох – выдох.Сложили руки ладошками вместе перед грудью. Здравствуй, солнце! Скажем все вместе: «Здравствуй, солнце!».
Лечебно-профилактическая работа Направлена на коррекцию физиологических основ саморегуляции; поддержание общего тонуса организма; создание оптимальных условий воспитания и обучения (охранительный режим)
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МЕТОДЫ САМОРЕГУЛЯЦИИ ДЛЯ ДЕТЕЙ
Нередко родителей тревожит появление у детей несобранности, излишней активности или напротив, замкнутости, робости, а часто агрессивности, плаксивости. Уравновешенный, радостный ребенок вдруг становит...
Психолого-педагогическая программа развития и обучения детей старшего дошкольного возраста «Использование песка для формирования образа буквы и развития произвольной регуляции при подготовке детей к школьному обучению»
Программа состоит из 35 планов – конспектов занятий с детьми старшего дошкольного воз...
Памятка для педагогов и родителей "Об осознании и расслаблении. Комплекс упражнений на развитие саморегуляции у детей"
Упражнения на саморегуляцию для детей дошкольного возраста...
Система работы по развитию произвольной психической саморегуляции у дошкольников старшего возраста
Система работы по развитию произвольной психической саморегуляции у дошкольников старшего возраста...
Упражнения на саморегуляцию для педагогов. Упражнения на саморегуляцию для детей.
Комплекс упражнений. Эффективным способом снятия напряжения является расслабление на фоне йоговского дыхания....
Игры с правилами для развития самоконтроля и внимательности, для коррекции проявлений гиперактивности и саморегуляции
Картотека "Игры с правилами для развития самоконтроля и внимательности, для коррекции проявлений гиперактивности и саморегуляции"...
Роль саморегуляции и произвольности поведения в развитии детей с тяжёлыми нарушениями речи
Развитие саморегуляции и произвольности у детей с ТНР имеет характерные особенности, которые отражаются на психическом развитии ребенка в целом и требуют применения специальной коррекционной рабо...