"Коррекция воли, произвольности и саморегуляции у детей с ОВЗ"
консультация по коррекционной педагогике

Полева Галина Петровна

Представляю вашему вниманию краткий алгоритм возможности коррекции произвольной сферы у детей с ОВЗ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon korrektsiya_voli_i_proizvolnosti.ppt344 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Коррекция воли, произвольности и саморегуляции у детей с ОВЗ Педагог-психолог Г.П. Полева ГБОУ СОШ №1 « ОЦ » пгт.Стройкерамика СП « Детский сад « Солнышко »

Слайд 2

Воля и произвольность делают человека свободным и сознательным субъектом собственной жизнедеятельности. Именно они позволяют ставить цели, добиваться своего. Становление воли и произвольности является магистральной линией развития личности ребенка. Развитие личности есть становление способности владеть собой и своими психическими процессами (Л.С.Выготский) Воля и произвольность – это способность человека намеренно регулировать различные психические процессы и состояния, т.е. способность к саморегуляции.

Слайд 3

Теоретические основы саморегуляции Саморегуляция - способность адекватно отражать, всесторонне анализировать и вероятностно прогнозировать свою деятельность и на этой основе осуществлять реальное поведение, постоянно производить самоконтроль, самокоррекцию и самооценку действий, исходя из принятых социальных эталонов и нормативов поведения». Саморегуляция – целостная, замкнутая (кольцевая) по структуре, открытая система, которая включает в себя осознание и постановку цели, выбор, использование и создание средств, приемов и способов достижения поставленной цели, принятие решения.

Слайд 4

Теоретические основы саморегуляции Саморегуляция дает человеку возможность управлять собственной активностью (поведением, деятельностью), то есть осуществлять любую активность произвольно, сознательно, исходя их принятых социальных эталонов и нормативов поведения: адекватно отражать, инициировать, ставить цель, прогнозировать, планировать, строить, поддерживать, контролировать и проводить самокоррекцию, давать оценку своей деятельности и поведению.

Слайд 5

Функциональные звенья саморегуляции цель; модель условия; программа; критерии успеха; информация о результатах; решение о коррекциях системы саморегуляции.

Слайд 6

Особенности психической саморегуляции Крайняя неорганизованность, импульсивность, низкая продуктивность, затруднения в анализе наглядного и словесного образцов; слабая ориентировка в задании приводит к многочисленным ошибочным действиям, ошибки не исправляются, неумение планировать свою деятельность, нарушен поэтапный контроль не стремятся улучшить свой результат, осмыслить работу, понять причины ошибок

Слайд 7

Особенности психической саморегуляции снижение силы мотивов, бедность и слабость потребностей, безынициативность детей и неспособность к волевым задержкам импульсивных реакций размытость и дефицит моральных норм зависимость функционирования моральных норм от условий ситуации недостатки саморегуляции интеллектуальной деятельности проявляются при работе с проблемными задачами , требующими самостоятельного поиска способов решения (репродуцирование наиболее привычных способов) недостаточность произвольной регуляции выступает сильным тормозящим фактором интеллектуального, когнитивного развития

Слайд 8

Методики диагностики произвольности, саморегуляции Методика исследования особенностей физиологической основы саморегуляции. Теппинг-тест Е.П.Ильина Методика У.В.Ульенковой «Исследование саморегуляции в интеллектуальной деятельности». Методика изучения вербального компонента саморегуляции интеллектуальной деятельности. У. В. Ульенкова совместно с Е. Б. Аксеновой Методика «Закончи сказку» (Н.Е.Веракса, О.М.Дьяченко) Изучение социальных эмоций (Г.А, Урунтаева, Ю.А. Афонькина). Методика «Три серии» (Е.А. Винникова, Е.С. Слепович) Методика Е.О.Смирновой «Рисунок».

Слайд 9

Критерии наблюдения за особенностями саморегуляции детей Целеполагание . Моделирование условий . Программированние действий . Оценка результатов собственной деятельности . Коррекция результатов и способа действий . Обеспеченность регуляции в целом . Упорядочивание деятельности . Осторожность в действиях . Уверенность в действиях . Инициативность в действиях . Практическая реализация намерений . Осознанность действий . Критичность в делах . Ответственность . Автономность или зависимость в действиях . Гибкость , пластичность в действиях . Практичность , устойчивость регуляции в действиях . Оптимальность регулирующих усилий . Податливость воспитательным действиям .

Слайд 10

Основные этапы и направления работы по коррекции произвольности и саморегуляции 1 этап. Формирование регуляции движений 2 этап. Формирование регуляции познавательной активности 3 этап. Формирование регуляции эмоциональной активности Направления: развитие невербального компонента саморегуляции (наиболее успешно сочетается с работой на занятиях по формированию продуктивных видов деятельности) Развитие вербального компонента саморегуляции

Слайд 11

Работа по коррекции невербального компонента саморегуляции Работа включает три этапа , которые различаются степенью принятия участия в работе взрослого и уровнем самостоятельности самого ребенка На 1 этапе педагог демонстрирует детям весь комплекс действий, который им необходимо выполнить, в ходе деятельности происходит ее поэтапное планирование. При объяснении цели задания он конкретизирует план будущих действий, создает у детей представление о результате , способе и средстве его получения. Дети под руководством педагога осуществляют организацию этапов работы, выполняют и называют совершаемые действия. После достижения конечного результата они при помощи педагога формируют общий алгоритм деятельности, т.е. рассказывают об основных этапах выполнения задания.

Слайд 12

Работа по коррекции невербального компонента саморегуляции На 2 этапе при помощи педагога осуществляется только организация деятельности: определяется цель, способ получения результата и необходимые средства, последовательность выполнения работы. Затем дети работают самостоятельно. Коррекция и контроль проводится педагогом по окончанию выполнения детьми задания. Для фиксации промежуточных целей, выработки у детей потребности ставить их на пути к достижению конечной цели, можно использовать незаконченные образцы работ.

Слайд 13

Работа по коррекции невербального компонента саморегуляции На заключительном этапе самостоятельно определяется цель деятельности, построение плана будущих действий, включающего описание способов получения результата. В этот момент педагог вносит коррекцию в рассказ ребенка, привлекает к анализу других детей. При этом взрослый пытается оказать воздействие, направленное на создание у ребенка умения переключаться с результата деятельности на способ ее выполнения, на необходимость поиска различных способов выполнения задания. Основная функция педагога на этом этапе - общий контроль . После окончания дети совместно с педагогом оценивают продукт деятельности и делают разбор ошибок. Используются взаимоконтроль и самоконтроль. От детей требуется обязательное проговаривание способов и средств деятельности, оречевление совершаемых действий, формулирование в речевом плане цели деятельности.

Слайд 14

Работа по коррекции вербального компонента саморегуляции В работе необходимо выделить три этапа . 1 этап. Формирование у детей действий самоконтроля при принятии задания и конструирование у них системы мотивов на принятие речевого задания. Задачи: формирование заинтересованного отношения к теме и характеру задания взрослого, прививать привычку вслушиваться в задание взрослого, вычленять в нем основополагающие требования, правила. 2 этап. Формирование саморегуляции у детей на учебных занятиях по развитию речи, связанное с формированием действия самоконтроля в ходе выполнения речевого задания. Задачи: 1) формировать у детей действия предварительного планирования выполнения задания, 2) формирование действия самоконтроля за последовательным и полноценным выполнением задания. 3 этап. Формирование оценочного компонента саморегуляции . Задачи: формирование умений оценивать 1)свою работу через оценку взрослых , 2)выполнение работы по выделенным материализованным принципам , 3)качество труда по способу деятельности .

Слайд 15

Методические подходы в коррекционной работе по развитию саморегуляции Постановка цели Разнообразные виды работы с планом Соревновательный мотив Социальная значимость продукта Пиктограмма как регулятор осознания действия Игра и выполнение роли позволяет осознать свои поступки, увидеть со стороны поведение человека.

Слайд 16

Дополнительные способы коррекции саморегуляции Н.Л.Кряжева разработала «Методику снятия психоэмоционального напряжения у детей». Эту методику может применять воспитатель школы-интерната в том случае, когда почувствует, что дети возбуждены, тревожны, чего-то боятся, устали. В своей книге Н.Л.Кряжева приводит две сказочные истории, которые рекомендует начитывать детям перед сном 1-2 раза в неделю. В методику включены элементы снятия мышечного напряжения, а также фрагменты по повышению самооценки и регуляции его взаимоотношений с окружающими. Регулярное использование методики успокаивает детей, позволяет им расслабиться и отдохнуть. Очень полезно после прослушивания сказок поговорить с ребенком, как он себя чувствует, что представлял во время прослушивания. Можно попросить нарисовать красками свое настроение или то, что он представлял в этот момент.

Слайд 17

Аутогенные тренировки по Н. Л. Кряжевой «Возьмите себя в руки». Ребенку говорите: Как только ты почувствуешь, что забеспокоился, хочешь кого-то стукнуть, что-то кинуть, есть очень хороший способ показать себя свою силу: охвати ладонями локти и сильно прижми руки к груди – это поза выдержанного человека» «Врасти в землю» «Попробуй сильно-сильно надавить пятками на пол, руки сожми в кулаки, крепко сцепи зубы. Ты - могучее, крепкое дерево, у тебя сильные корни, и никакие ветры тебе не страшны. Это поза уверенного человека» «Театр прикосновений» Ребенка просят свободно лечь в позу «звезды» на коврик и закрыть глаза. Включается спокойная музыка. Все участники склоняются, и взрослый объясняет, что они должны нежно и осторожно, необычным образом коснуться тела лежащего ребенка, показывая, как это делается. Можно одновременно прикоснуться одним пальцем ко лбу, а ладонью к ноге, ребром ладони к животу, кулачком – к груди, локтем – к животу и т.д. Все одновременно начинают и заканчивают прикосновение. Затем лежащего оставляют на некоторое время в расслабленном состоянии.

Слайд 18

Прием рисования «вальдорфских форм» (В.Б.Галкина, Н.Ю.Хомутова) Многократное медленное прорисовывание раскучивающейся из цента спирали, по мнению педагогов, способствует «раскрепощению слишком сконцентрированных на себе детей»; наоборот, «рисование свертывающейся к центру спирали позволяет сформировать способность к концентрации, умения детей с двигательной расторможенностью и рассеянным вниманиям сосредоточиться». Регулированию психических процессов возбуждения и торможения способствует также рисование горизонтальной восьмерки и разворачивающейся спирали, плавно переходящей в сворачивающуюся.

Слайд 19

Комплекс гимнастических упражнений «Бэби-йога» Ритуальными являются упражнения «Приветствия Солнцу» и «Благодарение Солнцу». Другие ассаны можно выполнять по усмотрению; дозировка и настроение детей в данный момент. Дети освободятся от стрессов и перенапряжения. Сейчас мы займемся гимнастикой. Лягте на пол. Руки лежат вдоль тела ладонями кверху, пальцы полусогнуты, носки ног разведены. Головку поверните набок. Рот чуть-чуть приоткрыт, язычок прижмите к вехнему ряду зубов, как будто говорите букву «Т». Глаза закройте. Полежите немного, послушайте музыку, постарайтесь ни о чем не думать, ровно, красиво дышите – вдох – выдох, вдох – выдох, вдох – выдох. 1 минута (музыка). Представьте себе голубое небо, белые облака, тепло, приятно, уютно. Откройте глаза. А сейчас мы с вами поприветствуем солнце, яркое, золотое. Встаньте на колени, выпрямите спину в струнку, головку слегка поднимите, руки сложите вместе. Дышите ровно и глубоко. Вдох, прогнитесь спиной и поднимите руки вверх – выдох. Опустите руки на пол – вдох. Правую ножку назад – вдох. Прогнули спинку –вдох и выдох. Легли на живот. Правую ногу поджали – вдох, левую ногу поджали – выдох. Прогнули спинку – вдох – выдох.Сложили руки ладошками вместе перед грудью. Здравствуй, солнце! Скажем все вместе: «Здравствуй, солнце!».

Слайд 20

Лечебно-профилактическая работа Направлена на коррекцию физиологических основ саморегуляции; поддержание общего тонуса организма; создание оптимальных условий воспитания и обучения (охранительный режим)

Слайд 21

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДЫ САМОРЕГУЛЯЦИИ ДЛЯ ДЕТЕЙ

Нередко родителей тревожит появление у детей несобранности, излишней активности или напротив, замкнутости, робости, а часто агрессивности, плаксивости. Уравновешенный, радостный ребенок вдруг становит...

Система работы по развитию произвольной психической саморегуляции у дошкольников старшего возраста

Система работы по развитию произвольной психической саморегуляции у дошкольников старшего возраста...

Упражнения на саморегуляцию для педагогов. Упражнения на саморегуляцию для детей.

Комплекс упражнений.  Эффективным способом снятия напряжения является расслабление на фоне йоговского дыхания....

Игры с правилами для развития самоконтроля и внимательности, для коррекции проявлений гиперактивности и саморегуляции

Картотека "Игры с правилами для развития самоконтроля и внимательности, для коррекции проявлений гиперактивности и саморегуляции"...

Роль саморегуляции и произвольности поведения в развитии детей с тяжёлыми нарушениями речи

Развитие саморегуляции и произвольности у детей с ТНР имеет характерные особенности, которые отражаются на психическом развитии ребенка в целом и требуют применения специальной коррекционной рабо...