Развитие речевого дыхания
консультация по коррекционной педагогике (старшая группа)

Дыхание – одна из функций жизнеобеспечения человека.

Правильное дыхание необходимо вырабатывать не только потому, что это оптимизирует газообмен и кровообращение; обеспечивает вентиляцию всех участков легких, массаж органов брюшной полости; способствует общему оздоровлению и улучшению самочувствия.

Правильное дыхание успокаивает и способствует концентрации внимания, создавая основу для формирования базовых составляющих произвольной саморегуляции. Ведь ритм дыхания — единственный из всех телесных ритмов, подвластный спонтанной, сознательной и активной регуляции со стороны человека. Именно наше дыхание играет первую скрипку в актуализации нашего речевого потенциала: мы говорим на выдохе!

Правильное дыхание — это медленное, глубокое, диафрагмальное дыхание (максимально заполняющее и освобождающее легкие)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dyhanie.docx23.76 КБ

Предварительный просмотр:

Дыхание – одна из функций жизнеобеспечения человека.

Правильное дыхание необходимо вырабатывать не только потому, что это оптимизирует газообмен и кровообращение; обеспечивает вентиляцию всех участков легких, массаж органов брюшной полости; способствует общему оздоровлению и улучшению самочувствия.

Правильное дыхание успокаивает и способствует концентрации внимания, создавая основу для формирования базовых составляющих произвольной саморегуляции. Ведь ритм дыхания — единственный из всех телесных ритмов, подвластный спонтанной, сознательной и активной регуляции со стороны человека. Именно наше дыхание играет первую скрипку в актуализации нашего речевого потенциала: мы говорим на выдохе!

Правильное дыхание — это медленное, глубокое, диафрагмальное дыхание (максимально заполняющее и освобождающее легкие), состоящее из четырех этапов:

-        вдох;

-        задержка;

-        выдох;

-        задержка.

Основным является полное дыхание, то есть сочетание грудного и брюшного дыхания, выполняется сначала лежа, потом сидя и, наконец, стоя. Пока ребенок не научится дышать правильно, рекомендуется положить одну его руку на грудь, другую на живот (сверху зафиксировать их руками взрослого) для контроля за полнотой дыхательных движений.

Постановка дыхания происходит лежа на спине

🙐        - изометрическое упражнение «Сильные ножки» (ИП – лежа на спине ноги ребенка сгибаются в коленях и прижимаются взрослым к животу и ребенок вынужденно задержит дыхание, а затем ноги отпускаются и ребенок сделает вдох );

🙐        -изометрическое упражнение «Пресс» (ритмическое надавливание на живот);

🙐        -методика «Качели» Ланиной Т.Н. (одна рука на животе, а другая на груди. Во время вдоха рука на животе поднимается, а на груди надавливает, на выходе наоборот.);

🙐        «Уточка» - Положить ребенка на спину, поставить ему на живот легкую мягкую игрушку-рыбку. Делая вдох носом живот выпячивается, а значит игрушка стоящая на нем поднимается. При выдохе через рот живот втягивается, и игрушка опускается.

🙐        игра «Узнай по запаху». Дети по очереди нюхают, например, фрукты, стараясь запомнить их запах. Взрослый просит ребенка закрыть глаза и подносит ему один из фруктов, предлагая определить по запаху, какой именно фрукт перед ним. Ребенок должен сделать глубокий длительный вдох носом, не поднимая плеч, а затем выдох и назвать угаданный фрукт.

Рассмотрим дыхательные упражнения, которые традиционно применяются в нейропсихологии.

Каждое упражнение выполняется 4—6 раз. При выполнении упражнения важно, чтобы все тело, кроме диафрагмы и живота, было неподвижным, а в положении сидя или стоя не нагибаться вперед.

∙        Лежа (затем — сидя и стоя), абсолютно расслабившись, на спине, ребенок медленно, по счету:

- глубоко вдыхает через нос, втягивая живот; пауза; выдох через широко открытый рот, надувая живот; пауза;

- глубоко вдыхает, надувая живот; пауза; выдыхает, втягивая живот; пауза.

А в этом же упражнении после паузы перед выдохом:

- вытянуть губы вперед и «дуть» на свечу (перышко, воздушный шарик), которая стоит перед ребенком или только воображается; голову вперед не тянуть. Пламя должно плавно отклониться по ходу воздушной струи. Затем немного отодвинуть свечу и повторить упражнение; еще больше увеличить расстояние и т.д.;

- вокализировать на выдохе, пропевая отдельные звуки («А», «О», «У», «Ш», «X») и их сочетания («З» переходит в «С», «О» в «У», «Ш» в «Щ», «ХИ» и т.п.);

- пальцем или всей ладонью прерывать воздушную струю так, чтобы получился звук ветра, клич индейца, свист птицы.

После усвоения ребенком этих навыков можно переходить к упражнениям, в которых дыхание согласуется с движением. Поскольку у многих детей не сформированы устойчивые впечатления о том, где у них правая-левая рука (нога), обязательно надо промаркировать левую руку (например, красной тряпочкой, браслетом и т.п.). Таким образом в памяти у ребенка остается образ: «Левая сторона — это там, где...», что очень облегчает его жизнь. Движения осуществляются на фазе вдоха и выдоха, во время пауз происходит удержание позы.

Парадоксальная дыхательная гимнастика Стрельниковой А.М. потому и называется парадоксальной, что вдох происходит в активной фазе движения, например, во время сгибания. В исходной позиции производиться выдох. Гимнастика относится к кинезитерапевтическим техникам, так как в процессе выполнения упражнений происходит не только самомассаж внутренних органов, но и гипервентиляция легких

Основное внимание уделяется вдоху. Вдох шумный, активный, эмоциональный, короткий как укол. Вдох такой, как будто собака тревожно нюхает воздух, так как пахнет гарью. Правильный вдох происходит при активном участии не только диафрагмы, но и мышцы живота (особенно косых).

Основной комплекс упражнений дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой:

- «Повороты головой»;

- «Перекруты»;

- «Насос»;

- «Мельница»;

- «Обними плечи»;

- «Кошечка»;

- «Большой маятник»;

- «Повороты корпуса» и т.д.

Биологическая обратная связь (БОС) — это метод медицинской реабилитации, при котором человеку с помощью электронных приборов мгновенно и непрерывно предоставляется информация о физиологических показателях деятельности его внутренних органов посредством световых или звуковых сигналов обратной связи. Опираясь на эту информацию, человек может научиться произвольно изменять эти в обычных условиях неощущаемые параметры.

Программно-индикаторный комплекс БОС регистрирует и обрабатывает одновременно сигналы частоты сердечных сокращений (ЧСС) и частоты дыхания (ЧД) с выделением вдоха и выдоха. Комплекс имеет речевой банк (стихи, проза), который может постоянно пополняться. На основе полученных величин обработанных сигналов ЧСС, ЧД и речевого банка программа равномерно располагает речевой материал для чтения на выдохе.

Сигналы БОС представляются на экране монитора компьютера в виде зрительных образов, изменяющихся в соответствии с вдохом/выдохом (смена слайдов, равномерное разворачивание текста и т.п.)

Речевое дыхание — это управляемый процесс. Количество выдыхаемого воздуха и сила выдоха зависят от цели и условия общения.

Игры на развитие целенаправленной воздушной струи.

Речевой вдох осуществляется через рот и нос, а в про-

цессе речевого выдоха поток воздуха идет только через рот. Большое значе-

ние для озвучивания высказывания имеет рациональный способ расходова-

ния воздушной струи. Время выдоха удлиняется настолько, насколько необ-

ходимо звучание голоса при непрерывном произнесении интонационно-логи-

чески завершенного отрезка высказывания (то есть синтагмы).

Правильное речевое дыхание, четкая ненапряженная артикуляция яв-

ляются основой для звучания голоса. Неправильное дыхание приводит к фор-

сированности и неустойчивости голоса.

Последовательность работы по формированию речевого

На уровне звука

Делаем вдох носом и на выдохе произносим:

Гласные звуки: «Девочка плачет»: а-а-а-а-а-а; «Паровоз гудит»: у-у-у-у-у

Согласные, хорошо произносимые ребенком звуки:

«Волк воет»: в-в-в-в-в-в-в

Согласные, которые научились произносить, звуки:

«Тигр рычит»: р-р-р-р-р-р-р

∙        На уровне слога; слова; предложения используем следующие игры

-прямой и обратный счет на одном выдохе;

-БОС


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие речевого дыхания как элемент здоровьесберегающей технологии в практике учителя – логопеда: система работы по формированию речевого дыхания"

Состояние здоровья подрастающего поколения — важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее. Поэтому счи...

Экспериментальная работа логопедов МДОУ №1 г.Фрязино по выявлению особенностей развития речевого дыхания у дошкольников и воспитанию правильного речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи

Работа содержит : теоретические основы особенностей развития речевого дыхания у дошкольников, констатирующий эксперимент по обследованию внеречевого и речевого выдоха, работу по воспитанию у детей пра...

Авторское пособие на развитие речевого дыхания "Путешествие белоснежки и семи гномов в страну Дыхания"

Развивающее панно позволяет сочетать прямые и параллельные развивающие действия при реализации игровых и дидактических задач, при сочетании сенсорного и сенсомоторного развития, формирования умственно...

Мастер-класс для родителей «Развитие дыхания у детей с недоразвитием речи. Изготовление дидактической игрушки на развитие речевого дыхания «Слоник».

Мастер-класс для родителей «Развитие дыхания у детей с недоразвитием речи.Изготовление  дидактической игрушкина развитие речевого дыхания«Слоник»....

Мастер-класс для родителей «Развитие дыхания у детей с недоразвитием речи. Изготовление дидактической игрушки на развитие речевого дыхания «Слоник»

Знакомство с пособиями на развитие дыхания и наглядная демонстрация способов работы с ними. Приступая к развитию у ребенка речевого дыхания, необходимо, прежде всего, сформировать сильный плавный рото...