Статья «Консультационный центр «Парус надежды»: от теории - к практике» (из опыта работы ДОУ)»
проект по коррекционной педагогике
В статье представлена инновационная образовательная практика работы дошкольного образовательного учреждения с семьями, воспитывающими детей с ОВЗ, в том числе, детей-инвалидов, от 2-х месяцев до выпуска в школу (при грантовой поддержке Министерства Просвещения РФ)
Скачать:
Предварительный просмотр:
Бурмистрова Ирина Владимировна, старший воспитатель, муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №95 «Росточек» г.Волжского Волгоградской области», |
«Консультационный центр «Парус надежды»: от теории - к практике» (из опыта работы ДОУ)»
Жизнь большинства родителей, воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), ребенка-инвалида, сопровождается целым рядом деструктивных переживаний. Зачастую, члены семьи, не имея ресурсов для создания условий, содействующих реабилитации, адаптации и развитию такого ребёнка, сами нуждаются в психологической помощи. Взрослым важно сохранить физическое здоровье, душевное равновесие, терпимость и жизнелюбие. От того, как по отношению к ребенку ведут себя родители, будет зависеть судьба самого ребенка и семьи в целом. Именно поэтому, наилучшим способом помощи детям с ОВЗ может быть сопровождение, помощь их родителям и другим членам семьи.
Е.И. Казакова, к.п.н., сопровождение трактует как метод, который обеспечивает формирование условий для принятия субъектом развития наиболее адекватных решений в жизненных ситуациях выбора. В данном контексте субъектом развития является как человек, так и система, меняющиеся качественно. Вместе с тем, центральной позицией в теории сопровождения является положение о том, что носителями проблемы развития субъекта могут выступать не только педагоги и сам ребенок, но и лица из ближайшего окружения, в том числе и родители.
Приоритетным направлением государственной образовательной политики в области образования является разработка моделей службы методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи родителям с детьми дошкольного возраста. В соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ-273), а также федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, утвержденным приказом Минобрнауки России от 17 октября 2013 года №1155 (далее – ФГОС ДО), дошкольное образование детьми в возрасте от 2-х месяцев может быть получено как непосредственно в организации, осуществляющей образовательную деятельность, так и в форме семейного образования. Согласно пункту 3 статьи 64 ФЗ-273 «Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся, обеспечивающие получение детьми дошкольного образования в форме семейного образования, имеют право на получение методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи (далее – помощь в семейном образовании) без взимания платы, в том числе в дошкольных образовательных организациях и общеобразовательных организациях, если в них созданы соответствующие консультационные центры».
Руководствуясь данными законодательными актами, анализом текущей ситуации в дошкольном образовательном учреждении, руководитель ДОУ при поддержке старшего воспитателя и инициативной группы педагогов, принял решение об участии в конкурсном отборе Министерства просвещения РФ на предоставление в 2021 году из федерального бюджета грантов в форме субсидий на реализацию проектов, обеспечивающих создание инфраструктуры центров (служб) помощи родителям с детьми дошкольного возраста, в том числе от 0 до 3 лет, реализующих программы психолого-педагогической, диагностической, консультационной помощи родителям с детьми дошкольного возраста, в том числе от 0 до 3 лет. Успешно пройдя все этапы конкурсного обора, проект, представленный МДОУ д/с № 95, стал победителем конкурса. На средства Гранта, на базе МДОУ д/с № 95 был открыт и оснащен современным оборудованием Консультационный центр «Парус надежды» для семей, имеющих детей с ОВЗ, детей-инвалидов, в том числе от 0 до 3 лет, для детей, а также для иных заинтересованных лиц и социальных партнеров – это целевая аудитория, на которую направлена деятельность КЦ.
Тема проекта: «Создание условий по оказанию методической, психолого-педагогической, диагностической, консультативной помощи без взимания платы с родителей (законных представителей) детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, в том числе от 0 до 3 лет, в рамках деятельности Консультационного центра «Парус надежды» МДОУ д/с №95 г. Волжского Волгоградской области».
Цель проекта: повышение качества и доступности дошкольного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, в том числе от 0 до 3 лет, через оказание комплекса услуг помощи родителям (законным представителям) и их сопровождение посредством организации деятельности Консультационного центра «Парус надежды».
В структуре модели Консультационного центра «Парус надежды» используются вариативные формы дошкольного образования: зона социального взаимодействия – Центр ожидания для получателей услуг; зона проблемы – Центр оказания консультативных услуг – КЦ; зона информации – Консультационный центр (КЦ), Дистанционный консультационный центр (ДКЦ).
Направления деятельности консультационного центра «Парус надежды»:
– в КЦ специалисты оказывают очную консультацию (в помещении Центра): методическую, диагностическую, психолого-педагогическую, коррекционно-развивающую помощь родителям детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, в том числе от 0 до 3 лет, как посещающих дошкольное образовательное учреждение, так и не охваченных дошкольным образованием, согласно их запросу, проводят индивидуальное и групповое консультирование;
– для родителей, не имеющих возможности обратиться в очной форме, организован ДКЦ (посредством телефонной связи или сети Интернет). Используется интерактивное оборудование для организации онлайн-консультирования, созданная педагогами медиабиблиотека; комплект интерактивных учебно–дидактических и развивающих пособий для организации занятий с детьми дома;
– в Центре ожидания для получателей услуг, включающем в себя небольшую игровую зону для детей, ожидающих с родителями, оснащенную развивающими играми и оборудованием, семьи получают психолого–педагогическую поддержку, направленную на всестороннее развитие детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, в том числе от 0 до 3 лет, на основе современных методов организации игровой деятельности;
– деятельность КЦ основана на межведомственном подходе, включающем методы и технологии медико–социальной, диагностической, психолого–педагогической и коррекционно-развивающей помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, детям-инвалидам, в том числе от 0 до 3 лет.
КЦ «Парус надежды» - комплекс, состоящий из оснащенных необходимым оборудованием и материалами по профилю своей деятельности кабинетов педагогов-специалистов. Развивающая предметно-пространственная среда включает:
1. для физического развития детей и консультирования родителей (законных представителей) по вопросам физического воспитания и развития детей имеются: спортивная площадка, физкультурный и тренажерный залы;
2. для речевого развития детей, проведения диагностического обследования, осуществления коррекционной работы с детьми, консультирования родителей (законных представителей) по вопросам развития речи детей оборудован логопедический кабинет;
3. для проведения диагностической, коррекционно-развивающей работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами, консультирования родителей (законных представителей) имеется кабинет учителя-дефектолога;
4. для проведения психолого-педагогической работы, диагностического обследования и консультирования оборудован кабинет педагога-психолога; для обеспечения эмоционального благополучия и психологической разгрузки оснащена сенсорная комната;
5. для художественно-эстетического развития и консультирования родителей имеются: музыкальный зал, хореографический зал, изостудия.
Команда специалистов-консультантов, оказывающих помощь: руководитель центра (заведующий ДОУ), старший воспитатель, педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог, воспитатель, музыкальный руководитель – высококвалифицированные кадры, прошедшие специальную подготовку на курсах повышения квалификации, позволяющую оказывать весь спектр услуг и сопровождение семей, воспитывающих детей с разными образовательными потребностями.
Руководителем КЦ и старшим воспитателем проведена большая работа по информированию населения города Волжского об открытии центра и направлениях его деятельности через все доступные ресурсы: рекламный баннер, рекламные объявления в медучреждениях, в образовательных учреждениях, объявления в социальных сетях и другие. Благодаря этому, в Центр стали активно записываться нуждающиеся в консультации и помощи родители (законные представители) и иные заинтересованные лица. Большую роль в популярности КЦ играет тот факт, что помощь оказывается на безвозмездной основе всем без исключения обратившимся гражданам, независимо от того, посещает ребенок детский сад или нет.
Специалисты-консультанты оказывают полный спектр услуг: диагностическую, консультационную, психолого-педагогическую и методическую помощь через многообразие форм, методов и приемов. Но, надо отметить, что наиболее востребованная – очная индивидуальная форма взаимодействия, т.к. заявители услуги считают ее наиболее эффективной и ориентированной конкретно на их проблемы, их запросы (личностно-ориентированный подход к семье). Оказание помощи в дистанционном формате посредством размещения роликов педагогов-специалистов консультационного центра в социальной сети Instagram на официальной странице консультационного центра, а также на канале видеохостинга YouTube, в чатах мессенджеров, через электронную почту также привлекательно для родителей. Проведение консультаций в формате онлайн- и оффлайн-трансляций упрощает передачу информации от педагога-консультанта родителю и обратно.
Ключевой результат реализации проекта – увеличение числа детей и родителей, пользующихся услугами Консультативного центра «Парус надежды», позитивная динамика удовлетворенности родителей услугами центра.
В итоге реализации Проекта получены следующие показатели:
– расширен доступ к услугам дошкольного образования детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, не посещающих дошкольное учреждение;
– обеспечена максимальная мобильность деятельности консультационного центра, через использование дистанционных форм консультирования;
– налажено сетевое взаимодействие с социальными партнерами.
Перспективу дальнейшего развития проекта можно сформулировать так: «Нам есть чем гордиться, нам есть к чему стремиться!».
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Консультационный центр «Парус надежды» - РППС Центр ожидания услуги Кабинет учителя-дефектолога Пособие «Развивающие игры» Воскобовича В.В.
Консультационный центр «Парус надежды» - оснащение инфраструктуры центра на средства гранта Сенсорный настенный коррекционно- развивающий логопедический комплекс «Мишка» Logo 2 Интерактивный стол «Теремок 27»
Консультационный центр «Парус надежды» - ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫЕ УСЛУГИ Диагностика актуального уровня развития ребенка, готовность к обучению в школе / консультация по результатам диагностики – педагог-психолог
Консультационный центр «Парус надежды» - ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫЕ УСЛУГИ Индивидуальные и групповые занятия с детьми на интерактивном оборудовании «Сенсорный настенный коррекционно- развивающий логопедический комплекс «Мишка» Logo 2»
Консультационный центр «Парус надежды» - ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫЕ УСУГИ Диагностика развития речи у детей на интерактивном оборудовании «Сенсорный настенный коррекционно- развивающий логопедический комплекс «Мишка» Logo 2» - учитель-логопед
Транслирование опыта деятельности Консультационного центра «Парус надежды»
Девиз: «Нам есть чем гордиться, нам есть к чему стремиться!» БЛАГОДАРИМ ЗА ВНИМАНИЕ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инновационные технологии в логопедической практике (из опыта работы)
Концепция модернизации российского образования ставит перед современными образовательными учреждениями задачу достижения более высокого качества образования воспитанников, создания условий для творчес...
Сборник Инклюзивные практики: из опыта работы Мобильной лекотеки..
Предлагаемый в сборнике материал может пригодиться педагогам ДОУ, родителям, специалистам. В сборник вошли описания практик психологической, образовательной, социальной помощи семьям, имею...
Статья в сборнике научных статей "Образование в современном мире:от теории к практике" - "Проект по театрализованной деятельности в средней возрастной группе ДОО"
Опыт работы по проекту театрализованная деятельностьв ДО...
Сборник научных статей "Образование в современном мире: от теории к практике"
Проект по театрализованной деятельности в средней возрастной группе ДО...
Статья в сборнике научных статей "Образование в современном мире:от теории к практике" - "Проект по театрализованной деятельности в средней возрастной группе ДОО"
Содержание статьи...
Художественные произведения как смысловой фон для других культурных практик (из опыта работы)
Художественная литература является действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение детской реч...
Статья «КОНСУЛЬТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР В ДОУ, КАК ОДНА ИЗ ФОРМ ОКАЗАНИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ, ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ, ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ И КОНСУЛЬТАТИВНОЙ ПОМОЩИ РОДИТЕЛЯМ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, В ТОМ ЧИСЛЕ ОТ 0-3 ЛЕТ»
В статье отражен опыт дистанционной работы Консультационного центра на базе МБДОУ «Детский сад №18 «Звёздочка» г. Воркуты, оказывающего методическую, психолого-педагогическую, диагно...