Пальчиковые игры
картотека по коррекционной педагогике (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Пальчиковая гимнастика " Моя семья". Дети выполняют соответствующие движения с помощью пальцев. Создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka_semya.docx | 29.58 КБ |
Предварительный просмотр:
ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА
«Бабушка и внуки»
Было у бабушки десять внучат:
(хлопок, кулачок)
Две Акульки в люльке качаются,
Две Аринки на палатях улыбаются,
Два Ивана на лавке сидят,
Два Степана учиться хотят.
(поочерёдно загибают пальчики)
«Наш малыш»
Согнуть пальцы в кулачок,
затем по очереди разгибать их,
начиная с большого пальца.
Этот пальчик- дедушка,
Этот пальчик- бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик- мамочка,
Этот пальчик — наш малыш.
«Семья»
Кто приехал?
Мы, мы, мы!
Хлопки пальцами,
Ладошки прижаты друг к другу
Мама, мама, это ты?
Соединяются и разъединяются
Большие пальцы
Да, да, да!
Указательные пальцы
Папа, папа, это ты?
Большие пальцы
Да, да, да!
Средние пальцы
Братец, братец, это ты?
Большие пальцы
Да, да, да!
Безымянные пальцы
Ах, сестричка, это ты?
Большие пальцы
Да, да, да!
мизинцы
Все мы вместе, да, да, да!
Пальцы на ладошках
«За работу»
Ну-ка, братцы, за работу.
Покажи свою охоту.
Большаку дрова рубить
Печи все тебе топить,
А тебе воду носить,
А тебе обед варить,
А тебе посуду мыть.
А потом всем песни петь,
Песни петь да плясать,
Наших деток забавлять.
Поочередно разгибать пальцы,
начиная с большого, а на слова
«Песни петь да плясать»-
энергично шевелить ими.
«Семья»
«Мальчик-пальчик»
-Мальчик-пальчик Где ты был?
-С этим братцем- В лес ходил.
С этим братцем- Щи варил.
С этим братцем- Кашу ел.
С этим братцем- Песни пел.
(Народная песенка)
Поочередно сгибать и разгибать все
пальцы, начиная с мизинца.
«Семья»
На горе мы видим дом,
Много зелени кругом,
Вот деревья, вот кусты,
Вот душистые цветы.
Окружает всё забор,
За забором — чистый двор.
Мы ворота открываем,
К дому быстро подбегаем,
В дверь стучимся:«Тук–тук– тук!»
Кто –то к нам идёт на стук.
В гости к другу мы пришли
И подарки принесли.
Кистями рук изобразить домик.
Волнообразные движения кистями рук
Руками «показать» деревья, кусты
Пальцами «показать» бутон.
Пальцами «показать» забор.
Погладить ладонями стол.
«Открываем» кистями ворота.
Пальцами пробежаться по столу.
Постучать кулаком по столу.
Ладонь приложить к правому уху,
прислушаться.
Вытянуть руки вперёд, как будто
преподнося что – то.
«Моя семья»
Раз- два- три-четыре!
Кто живет в моей квартире?
Раз- два- три-четыре-пять!
Всех могу пересчитать:
Папа, мама, брат, сестренка,
Кошка Мурка, два котенка,
Мой щегол, сверчок и я — вот и
вся моя семья!
Хлопки на счет.
Поочередное загибание пальцев.
«Семья»
Пальцы - дружная семья.
Друг без друга им нельзя.
(Сжимаем пальцы каждой
руки в кулачки и разжимаем их).
Вот большой!
А это - средний.
Безымяный и последний
- наш мизинец, малышок!
У-у-у! Указательный забыли.
Чтобы пальцы дружно жили,
(Поочередно поднимаем пальцы
обеих рук кверху)
Будем их соединять и движенья выполнять...
(Каждый палец руки соединяем
поочередно к большому)
«Детки»
Есть у курицы цыпленок,
У гусыни есть гусенок,
У индюшки – индюшонок,
А у утки есть утенок.
(большим пальцем поочередно касаются
остальных, начиная с мизинца)
У каждой мамы малыши,
Все красивы , хороши!
(показывают пальчики, играя с ними).
«Как у нас семья большая»
Как у нас семья большая
Да веселая
(Ритмические хлопки в ладоши
и удары кулачками попеременно)
Два у лавки стоят
(Загнуть большие пальцы
на обеих руках).
Два учится хотят
(Загнуть указательные
пальцы на обеих руках)
Два Степана у сметаны объедаются
(Загнуть средние пальцы)
Две Дашки у кашки Питаются.
(Загнуть безымянные пальцы)
Две Ульки в люлке Качаются
(Загнуть мизинцы)
«С мамой весело играем»
С мамой весело играем,
Ручкой ушки закрываем.
(хлопаем в ладоши)
Ушко раз, ушко два,
Куда вы спрятались друзья?
С мамой весело играем,
Глазки ручкой закрываем.
(хлопаем в ладоши)
Раз - глазок, два - глазок,
Куда ты спрятался дружок?
С мамой весело играем,
Ручкой щечки закрываем.
(хлопаем в ладоши)
Щечка раз, щечка два,
Закачалась голова.
«Вот дедушка»
Вот дедушка, вот бабушка,
Вот папочка, вот мамочка,
Вот деточка моя,
(зажимаем по одному пальцы
в кулак, начиная с большого)
Вот вся моя семья!
(накрыли кулак, другой ладонью)
«Раз-два, раз-два.
Дружная у нас семья»
Раз-два, раз-два,
Дружная у нас семья.
(хлопаем в ладоши)
Утром солнышко встречаем,
(руки вверх)
Работать папу провожаем
(машем рукой)
С мамочкой потом играем,
(руками фонарики)
Вместе книжечку читаем,
(ладони вверх и рядом)
Очень вкусненько едим,
(показываем, как едим)
А потом немножко спим
(сложенные ладошки под голову)
Раз-два, раз-два,
Дружная у нас семья.
(хлопаем в ладоши)
«Семья могучая».
В одном лесу дремучем
(Покачать руками над
головой, как деревья)
Жила семья могучая.
(Сложить ладони над
головой в виде крыши).
И крыша с трубой темной.
(Поднять средние пальцы – труба).
Из трубы в колечки дым.
(«Колечки» из всех пальцев поочередно).
Плим, плим, плим!
(Пощелкать пальцами).
«Оладьи»
Вкусные оладьи бабушка пекла,
Всех своих внучат обедать позвала:
(произвольные движения кистями рук)
Машу, Таню и Сережу,
Киру, Ваню и Антошу.
(загибаем пальчики)
Все за стол садятся дружно,
(сжимаем кулачки)
Ведь давно обедать нужно!
(разжимаем кулачки, энергичные
потряхивания кистями рук)
Оладушки вареньем смажем,
(гладим одну ладошку другой)
Бабушке «спасибо» скажем!
(сжимаем и разжимаем кулачки)
«Дом на горе»
На горе мы видим дом.
(Кистями рук сложить домик)
Много зелени кругом.
( Волнообразные движения
кистями рук).
Вот – деревья, вот – кусты
(Руками сделать «деревья» и «кусты»).
Вот – пушистые цветы!
(Пальцами показать бутон –
распускающийся цветок).
Окружает все забор.
( Перед собой показать
«забор» из пальцев).
За забором – чистый двор.
(Погладить ладонями стол).
Мы ворота открываем
(Кистями рук показать ворота,
ворота открываются).
К дому быстро подбегаем.
(Пальцами «пробежаться» по столу).
В дверь стучимся: «Тук – тук – тук!»
(Постучать кулаками по столу).
Кто – то к нам идет на стук.
(Ладонь приставить к правому уху, прислушаться).
В гости к другу мы пришли
И гостинцы принесли.
(Вытянуть вперед руки, как –
будто преподнося что – то).
«Бабушка и внуки»
Было у бабушки десять внучат:
(хлопок, кулачок)
Две Акульки в люльке качаются,
Две Аринки на палатях улыбаются,
Два Ивана на лавке сидят,
Два Степана учиться хотят.
(поочерѐдно загибают пальчики)
Это чья рубашка –
(сжимают и разжимают пальчики)
Белые горошины?
(показать пальцами «горошины»)
Бабушка старалась,
Шила для Алѐшеньки
(делают движения напоминающие
шитьѐ иглой)
Это чей сарафан
С белыми ромашками?
(сжимают и разжимают пальчики)
Бабушка старалась,
Шила для Наташеньки.
(делают движения напоминающие
шитьѐ иглой)
«Мама»
Много мам на белом свет
Все их любят очень дети!
(хлопок, кулачок)
Журналист и инженер,
Повар и милиционер,
Швея, кондуктор и учитель,
Врач, парикмахер и строитель –
(поочерѐдно загибать пальчики)
Мамы разные нужны,
Мамы разные важны!
(сжимать, разжимать кулачки)
«Семья»
Папа, мама, брат и я
(пальчиками левой руки загибают пальчики правой)
Вместе дружная семья
(показывают крепко сжатый кулак)
Раз, два, три, четыре –
(пальчиками правой руки загибают пальчики левой)
Все живем в одной квартире
(показывают крепко сжатый кулак)
«Маша каши наварила»
Маша каши наварила
Маша кашей всех кормила
(«мешают» указательным пальцем
правой руки в левой ладошки)
Положила Маша кашу:
Кошке в чашку,
Жучке в плошку
А коту в большую ложку,
В миску курицам, цыплятам
И в корытце поросятам
(Загибают по одному пальчику на обеих
руках на каждое название посуды)
Всю посуду заняла
(разжимают пальцы)
Все до крошки раздала
(сдувают воображаемые крошки с ладошки)
«У бабушки»
На кухне у бабушки в полном порядке
Стоят друг за дружкою как на зарядке
(выполняют попеременно
хлопки и удары кулачками)
Старинный кофейник, молочник, сотейник,
Фарфоровый чайник – ворчун и затейник,
Две маленьких рюмки на тоненьких ножках,
И чайница – слоник в зеленых сапожках,
Солонка – пузатенький гриб-боровик,
Конфетница – толстый смешной снеговик,
И стопка тарелок блестящих и гладких…..
(загибают по одному пальцу на каждое название
посуды, сначала на одной, потом на другой руке)
Вся кухня у бабушки в полном порядке
(разводят руками)
«Как у нас семья большая»
Как у нас семья большая, да веселая…
(хлопки в ладоши и удары попеременно)
Два у лавки стоят
(загнуть большие палицы)
Два учиться хотят
(загнуть указательные палицы)
Два Степана у сметаны
(загнуть средние палицы)
Две Дашки у кашки питаются
(загнуть безымянные палицы)
Две Ульки в люльке качаются
(загнуть мизинцы)
«Дружба»
Дружат в нашей группе
(Хлопают в ладоши.)
Девочки и мальчики.
Мы с тобой подружим
(Стучат кулачками друг об друга.)
Маленькие пальчики.
Раз, два, три, четыре, пять
(Загибают пальчики поочередно,
начиная с мизинца.)
Будем снова мы считать.
Раз, два, три, четыре, пять
(Загибают пальчики поочередно,
начиная с мизинца, на др. руке.)
Мы закончили считать.
«Как живёшь?»
- Как живёшь? - Вот так!
(показать большой палец)
- А идешь? - Вот так»!
(«шагать» пальчиками по столу)
-Как даешь? - Вот так!
(протягивать открытую ладонь)
- Ждёшь обед? - Вот так!
(кулачок подпирает лицо)
- Машешь вслед? - Вот так!
(помахать рукой)
-Утром спишь? - Вот так!
(2 ладошки под щекой)
- А шалишь? - Вот так!
(щёки надули и руками лопнули)
«Девочки и мальчики»
Наши девочки и мальчики
(дети держат руки на поясе)
Ловко прыгают как мячики
(прыгают)
Головой слегка качают
(качают головой)
И красиво приседают
(приседают)
Ручками хлопают вот так, вот так
(хлопки 4 раза)
Ножками топают вот так, вот так
(топают 4 раза)
Кулачки сжимают вот так. вот так
(Показывают один кулачок, портом другой)
Ладошки раскрывают вот так, вот так
(Поочерёдно раскрывают ладошки)
На ладошки мы подуем
(Дуют поочерёдно на обе ладошки)
Наши пальчики разбудим.
(Шевелят пальчиками)
«По грибы»
В лес пойду я по грибы,
(левую руку сжать в кулак,
правую ладошку положить сверху)
Соберу боровики.
(сжимать и разжимать кулачки)
Принесу я их домой.
(«домик»-соединить пальцы рук «крышей»)
Мама сварит суп грибной.
(поочередно соединять
пальцы с большим на обеих руках)
«Опята»
На пеньке живет семья,
(одна рука сжата в кулак,
прикрыта ладошкой другой руки)
Мама, папа, братья, я.
(ладошку снимают, пальчики
поочередно разжимаются)
Дом у нас один, а крыша
(две руки вместе ладонями вверх)
Есть у каждого своя.
(«крыша» из ладошек)
«Человечек»
Раз, два, три, четыре, пять,
(сжимают и разжимают пальцы)
Буду с мамой рисовать.
(круговые движения пальцев,
сложенных в щепотку)
Вот головка, вот животик,
(руками рисуют маленький и большой круг)
Ножки, ручки, глазки, ротик
И прическа из колечек
(рисуют в воздухе колечки)
Получился человечек.
(развести руки в стороны)
«Рукавицы»
Вяжет бабушка Лисица
(Поочередно потереть пальцы.)
Всем лисятам рукавицы:
(Загибаем пальчики).
Для лисенка Саши,
Для лисички Маши,
Для лисенка Коли,
Для лисички Оли,
А маленькие рукавички
Для Наташеньки - лисички.
В рукавичках да-да-да!
Не замерзнем никогда!
(Потереть ладони друг о друга).
«Одежда»
В понедельник я кроила,
(загибают по одному пальцу)
А во вторник – платье шила.
В среду – фартук вышивала,
А в четверг – белье стирала:
Все свои платочки
И братишкины носочки.
А в пятницу, субботу
Отдыхала от работы.
«Рукавички»
Рукавички новые,
(сжимают и разжимают пальцы рук)
Теплые, пуховые.
Мне их бабушка связала,
(делают движения, словно вяжут)
Подарила и сказала:
«Вот теперь у внучки
(сжимают и разжимают пальцы рук)
Не озябнут ручки».
«Новые кроссовки»
Как у нашей кошки
На ногах сапожки,
Как у нашей свинки
На ногах ботинки.
А у пса на лапках
Голубые тапки.
А козленок маленький
Обувает валенки.
А сыночек Вовка –
Новые кроссовки.
(Загибать пальчики, начиная с большого.)
Вот так. Вот так.
Новые кроссовки.
(«Шагать» по столу средним и
указательным пальцами обеих рук.)
«Уточка»
Шла уточка бережочком,
(«идут» двумя пальчиками по столу, переваливаясь)
Шла серая по крутому.
Вела детей за собою:
И малого, и большого,
(загибают безымянный, большой пальцы)
И среднего, и меньшого,
(загибают средний и мизинец)
И самого любимого.
(загибают указательный палец)
«Зернышко»
Мышка зернышко нашла
(сжимают и разжимают пальцы)
И на мельницу снесла.
Намолола там муки,
Испекла всем пирожки:
Мышонку – с капустой,
(загибают пальцы по одному, начиная с мизинца)
Мышонку – с картошкой,
Мышонку – с морковкой,
Мышонку – с морошкой.
Для большого толстяка
Все четыре пирожка:
С капустой, с картошкой,
С морковкой, с морошкой
«Новый дом»
Тук-тук-тук, тук-тук-тук!
(Ударяют, чередуя, кулачком о кулачок).
Молоток бери, мой друг!
Мы построим новый дом,
(Ставят рядом ладошки «стены»)
Есть окошко в доме том.
(Складывают указательные пальцы
«палочкой», остальные соединяют «крышей»).
Есть ещё одно повыше,
Есть труба вверху на крыше.
( Мизинец отставляют в сторону – труба).
Дом готов, зовём гостей:
(Показывают оба указательных пальца)
«Проходите поскорей!»
(Делают приглашающий жест рукой).
«Домик для зайчат»
Стук, стук, постук,
раздается где-то стук.
Молоточки стучат,
Строят домик для зайчат.
(кулачками друг о друга стучим).
Вот с такою крышей
(ладошки над головой).
Вот с такими стенами
(ладошки около щечек).
Вот с такими окнами
(ладошки перед лицом).
Вот с такою дверью
(одна ладошка перед лицом.)
И вот с таким замком
(сцепили ручки).
На двери висит замок.
Кто его открыть бы мог?
Повертели,
Покрутили,
Постучали,
И – открыли!
(расцепили ручки)
Ворота открыты всегда для гостей!
Мы рады вам гости
Входите скорей!
(Ладошками «манят» гостей)
«Дружная семейка»
Раз уселась на скамейке/
Наша дружная семейка:
(пальцы сжаты в кулак)
Самой первой села мама,
(разогнуть большой палец)
Рядом — строгий наш отец.
(разогнуть указательный)
Следом братец и сестрица.
(разогнуть средний и безымянный)
Ну а мне где поместиться
(разогнуть мизинец)
Игра «Имя»
И у бабушки есть,
И у дедушки есть,
И у мамы есть,
И у папы есть,
И у сына есть,
И у дочки есть,
Чтобы его узнать —
Надо вслух назвать.
(Имя.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Что такое пальчиковые игры? Для чего нужны пальчиковые игры?
Пальчиковые игры — вещь, совершенно необходимая маме, воспитывающей малыша. Помимо развития мелкой моторики, это прекрасный способ отвлечь и развеселить ребенка, ведь в основе каждой иг...
Пальчиковые игры. Зачем нужны "Пальчиковые игры"?
Рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путем треноровки движений пальцев рук....
Пальчиковые игры и мелкая моторика. Развитие речи через пальчиковые игры
Пальчиковые игры и мелкая моторика....
Пальчиковые игры.Как правильно проводить с ребенком пальчиковые игры.
Как правильно проводить с ребенком пальчиковые игры.Консультация для родителей....
Консультация " Что такое пальчиковые игры? Для чего нужны пальчиковые игры?"
Пальчиковые игры- вещь, совершенно необходимая маме малыша.Помимо развития мелкой моторики , это прекрасный способ отвлечь и развеселить ребенка, ведь в основе каждой игры -детская потешка или стихотв...
Пальчиковые игры и рекомендации к проведению в средней группе Пальчиковые игры и рекомендации к проведению в средней группе
Пальчиковые игры и рекомендации к проведению в средней группеПальчиковые игры и рекомендации к проведению в средней группеПальчиковая гимнастика - это не только стимул развития речи и мелкой мото...