Мастер-класс для педагогов Тема: «Игры с прищепками и их значение в развитии ребёнка»
методическая разработка по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Кокоревич Раиса Николаевна

Мастер-класс

для педагогов

Тема: «Игры с прищепками и их значение в развитии ребёнка»

Цель:

Повышение профессионального мастерства педагогов — участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения по освоению опыта работы посредством использования технологии «Игры с прищепками»

Задачи:

1. Расширить знания педагогов о значении использования нетрадиционного материала для развития детей;

2. Познакомить и заинтересовать воспитателей возможностями использования прищепок для развития детей.

3. Развивать творческие способности педагогов при разработке игровых упражнений с прищепками.

Оборудование: готовые шаблоны фигурок животных, растений, предметов,

тексты, стихи. Цветные прищепки.

 

Ход мастер-класса

В окружении ребят  много интересных предметов, которые привлекают их внимание: пробки, крышки, пуговки, пластмассовые бутылочки, разноцветные палочки, прищепки. Казалось бы, самые обыкновенные прищепки, но они  могут стать интересными играми для детей.

  Впервые игры с деревянными бельевыми прищепками использовала Мария Монтессори, известный итальянский педагог. Но тогда эти предметы занимали незначительное место в ее педагогической системе и игры были самые простые.  Прищепки нужно было прикреплять к корзине с тонкими краями. Большое достоинство педагогики Марии Монтессори -  ориентация на практическую жизнь.  

К прищепкам возвращаются практически все современные педагоги. Если посмотреть сеть Интернет, вы увидите записи вебинаров, видеоролики на YouTube по использованию игр с прищепками в педагогической работе.

  Так как   я работаю с детьми коррекционной группы, игры с прищепками для меня особенно актуальны.

 Использование прищепок в игре способствует развитию тонких движений пальчиков, что благотворно влияет на речевую зону мозга.

  Игры с прищепками развивают мелкую моторику рук. Особенно они полезны, если пальчики ребенка действуют неуверенно, неловко.   Прищепки хорошо развивают щипковый хват, способность перераспределять при щипковом хвате мышечный тонус.

      Созданные  дидактические игры направлены не только на  развитие мелкой моторики рук у младших и старших дошкольников, но и на развитие координации движений обеих рук, зрительного восприятия, внимания, закрепления цветов, геометрических фигур.  В более старшем возрасте с помощью прищепок можно научить ребенка решать простейшие арифметические задачи на сложение, вычитание, количественные отношения с использованием слов «больше на»«меньше на». Можно использовать прищепки, формируя у ребенка понятие о цифре приёмом соотнесения количества прищепок с определенными цифрами.

 

 В настоящее время промышленность выпускает самые разнообразные прищепки, различающиеся величиной, материалом, широкой цветовой гаммой, поэтому на разных этапах работы по развитию мелкой моторики я использую прищепки из разного материала. Для малышей подходят пластмассовые прищепки, они более мягкие, легче открываются, есть несколько цветов. В    старшем возрасте я использую деревянные прищепки, так как жесткость открытия у них больше, что позволяет сильнее напрягать ребенку   руки.

Поскольку   дети приходят с младшей группы и уже имеют представление о прищепках, в средней группе мы продолжаем играть с ними. Например, нажимая на длинные кончики прищепки так, чтобы она с другой стороны раскрылась, похоже, как будто кто-то открывает рот. Стоит для этого взять зеленую прищепку, и сразу становится понятно, что это «настоящий крокодил». А потом можно прицепить крокодила к желтому кружочку. И, сразу вспоминаются строки К. Чуковского: "Горе! Горе! Крокодил Солнце в небе проглотил!"  

А ещё можно прицепить прищепки к разноцветным кружкам и получатся самые разные цветы: васильки, подсолнухи, семицветики и т. д., и, конечно же, солнышко с желтыми лучиками. Вот так, незаметно для ребенка, а главное, увлекательно, происходит развитие мелкой моторики,   логического мышления,   развивается память, внимание.

Рассказала родителям, что в группе мы с детьми оформляем игры с прищепками и попросила принять участие в приобретении материала, организации игр в домашних условиях.

  Хотелось бы отметить, что игры с прищепками можно использовать во всех видах деятельности:

На занятии прищепки использую как счетный материал, как часть пособий для закрепления основных цветов, размеров. В зависимости от возраста, задания усложняются. Например, прикрепить на цифры такое количество прищепок, число которых они обозначают. В свободной и самостоятельной деятельности, на коррекционном часе.

    Несомненным плюсом для организации этой деятельности является ее простое оформление: цветные прищепки (чем сложнее они будут открываться, тем лучше), коробочки или пакетики для хранения прищепок, которые находятся в свободном доступе для детей.

В игры с прищепками с большим удовольствием играют все воспитанники моей группы.

  Требования к проведению игр с прищепками:

• перед игрой показать детям, которые не пользовались прищепками, принцип работы с ними;

• объяснить правила пользования прищепками

• перед работой с прищепками можно провести подготовительные упражнения (поиграть пальчиками)

• при проведении игр важна последовательность (от простого к сложному);

• не следует ожидать немедленных результатов, т. к. автоматизация навыка вызывается многократным его повторением; 

• не давайте ребёнку готовых образцов, побуждайте ребёнка к действию с помощью поисковых вопросов

• игры должны проводиться по желанию ребёнка, на положительном эмоциональном фоне;

• приобщая ребенка к играм, мотивируйте его на интересное задание, (загадки, стихи) выполнение которого способствует развитию самостоятельности, ручной умелости

• никогда не начинайте игры, если ребёнок неважно себя чувствует или увлечён своей игрой;

 

Предлагаю Вашему вниманию несколько вариантов игр из своей педагогической копилки:

  СЕНСОРНЫЕ ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ С ПРИЩЕПКАМИ

Коробочки.

Приготовить 4 картонные коробочки, на дно приклеить кружки красного, жёлтого, зелёного и синего цвета. Подготовить прищепки таких же цветов. Попросит ребенка рассортировать прищепки по цветам. Прищепки соответствующего цвета прикрепить к краю коробочки такого же цвета.

Гномики.

Берём те же 4 коробочки, в них складываем  прищепки соответствующих цветов.

Жили весёлые гномики.

Каждый в своём домике.

Затем высыпаем т из коробочек все прищепки и перемешивает их со словами:

Пошли гулять гномики

И перепутали домики.

Вы им скорей помогите,

В домики их проводите.

Задача детей прикрепить прищепки к краям коробок, соотнося их по цвету.

Разноцветный заборчик.

Из картона вырезать небольшие прямоугольники 4 основных цветов - красный, жёлтый, зелёный и синий. Подготовить прищепки таких же цветов.

Попросить малыша построить забор - к красному картону прикрепить красные прищепки, к жёлтому - жёлтые и т.д.

Далее можно усложнить задание и попросить ребенка построить разноцветный забор, чередуя прищепки двух цветов.

  РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ В ИГРАХ С ПРИЩЕПКАМИ

«СОЛНЫШКО»

(На фигуру круга жёлтого цвета крепим прищепки такого же цвета - это лучи солнца)

Солнышко утром рано встаёт.

Лучики тянет -тепло нам даёт.

ТУЧКА И ДОЖДЬ

(На фигуру облака синего или голубого цвета крепим прищепки такого же цвета - это дождик)

Тучка по небу гуляла - Все дождинки растеряла.

 

ОВОЩИ - СВЕКЛА, МОРКОВЬ, РЕПА

(На фигуру свеклы красного цвета крепим прищепки зелёного цвета - это ботва)

Урожай мы собирали

И ботву всю оборвали.

Мы листочки прикрепляем -

 Сразу овощи узнаем.

(На фигуру морковки оранжевого цвета крепим прищепки зелёного цвета - это ботва)

(На фигуру репы жёлтого цвета крепим прищепки зелёного цвета - это ботва)

ЁЖИК

(На фигуру ёжика серого цвета крепим деревянные прищепки - иголки)

Ёжик, ёжик, где гулял?

Где колючки потерял?

Ты беги скорей к нам, ёжик.

Мы сейчас тебе поможем.

 

ПОЛЯНКУ (На фигуру ёлочки - треугольника зелёного цвета - крепим деревянные прищепки с листиками, цветочками и боровичками)

ЗАБОР (На простой картон прямоугольной формы крепим деревянные прищепки с листиками и цветочками)

Это к теме о заборе - у нас вот такой весёленький заборчик, под которым растут цветочки и травка. А ещё можно составить целые картины из всех этих объектов.

         Предлагаю вам выполнить небольшое игровое пособие для игры с прищепками  «Тучка и дождь».

Цель: развитие мелкой моторики рук, закрепление цвета.

Задачи: учить создавать дидактическую игру своими руками; развивать творческие способности, мелкую моторику.

Оборудование: цветной картон, маркеры, ножницы, прищепки.

Перед работой проведем пальчиковый массаж прищепками.

Прищепкой поочередно «кусать» фаланги пальцев от указательного к мизинцу и обратно на каждый слог стихотворения.

Кусается сильно котенок – глупыш,

Он думает: это не палец, а мышь.

После первого двустишия, меняем руки.

Но я же играю с тобою, малыш,

А будешь кусаться, скажу тебе «Кыш!»

Ход изготовления.

1. Для изготовления игры необходимо :

Цветной  двусторонний картон, маркер, ножницы, прищепки.

2. На картоне (разделить на 2 части, можно на 4) нарисовать облако или тучку.

3. Вырезать по контуру.

4. Нарисовать веселую рожицу (в дальнейшем поделку можно заламинировать)

 5. Взять прищепки и прикрепить их к низу тучки. «Капельки выглянули из тучки»,   потом можно присоединить прищепку к прищепке «Пошел веселый дождик»

             Таким образом, игры с прищепками хорошо подходят для детей и младшего и старшего дошкольного возраста. Они не только увлекательные и забавные, но и полезные. В таких играх развивается мелкая моторика, что в свою очередь помогает в развитии речи.

  Литература:

1. Интернет ресурсы

2. Белая А.Е.,  Мирясова В.И. «Пальчиковые игры для развития речи дошкольников М. 2000г.

3. Говорова Р., Дьяченко О. Цеханская Л. «Игры и упражнения для развития  умственных способностей у детей». М. 2003г.

4. Навицкая О.П. «Ум на кончиках пальцев. Веселые игры. Маленькие подсказки для родителей». М. «Сова» 2006г.

5. Шанина С.Е., Гаврилова А.М. «Играем пальчиками – развиваем речь» Москва 2008г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_prishchepki_-_kopiya.docx74.79 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс

для педагогов

Тема: «Игры с прищепками и их значение в развитии ребёнка»

Цель:

Повышение профессионального мастерства педагогов — участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения по освоению опыта работы посредством использования технологии «Игры с прищепками»

Задачи:

1. Расширить знания педагогов о значении использования нетрадиционного материала для развития детей;

2. Познакомить и заинтересовать воспитателей возможностями использования прищепок для развития детей.

3. Развивать творческие способности педагогов при разработке игровых упражнений с прищепками.

Оборудование: готовые шаблоны фигурок животных, растений, предметов,

тексты, стихи. Цветные прищепки.

Ход мастер-класса

В окружении ребят  много интересных предметов, которые привлекают их внимание: пробки, крышки, пуговки, пластмассовые бутылочки, разноцветные палочки, прищепки. Казалось бы, самые обыкновенные прищепки, но они  могут стать интересными играми для детей.

  Впервые игры с деревянными бельевыми прищепками использовала Мария Монтессори, известный итальянский педагог. Но тогда эти предметы занимали незначительное место в ее педагогической системе и игры были самые простые.  Прищепки нужно было прикреплять к корзине с тонкими краями. Большое достоинство педагогики Марии Монтессори -  ориентация на практическую жизнь.  

К прищепкам возвращаются практически все современные педагоги. Если посмотреть сеть Интернет, вы увидите записи вебинаров, видеоролики на YouTube по использованию игр с прищепками в педагогической работе.

  Так как   я работаю с детьми коррекционной группы, игры с прищепками для меня особенно актуальны.

 Использование прищепок в игре способствует развитию тонких движений пальчиков, что благотворно влияет на речевую зону мозга.

  Игры с прищепками развивают мелкую моторику рук. Особенно они полезны, если пальчики ребенка действуют неуверенно, неловко.   Прищепки хорошо развивают щипковый хват, способность перераспределять при щипковом хвате мышечный тонус.

      Созданные  дидактические игры направлены не только на  развитие мелкой моторики рук у младших и старших дошкольников, но и на развитие координации движений обеих рук, зрительного восприятия, внимания, закрепления цветов, геометрических фигур.  В более старшем возрасте с помощью прищепок можно научить ребенка решать простейшие арифметические задачи на сложение, вычитание, количественные отношения с использованием слов «больше на»«меньше на». Можно использовать прищепки, формируя у ребенка понятие о цифре приёмом соотнесения количества прищепок с определенными цифрами.

 В настоящее время промышленность выпускает самые разнообразные прищепки, различающиеся величиной, материалом, широкой цветовой гаммой, поэтому на разных этапах работы по развитию мелкой моторики я использую прищепки из разного материала. Для малышей подходят пластмассовые прищепки, они более мягкие, легче открываются, есть несколько цветов. В    старшем возрасте я использую деревянные прищепки, так как жесткость открытия у них больше, что позволяет сильнее напрягать ребенку   руки.

Поскольку   дети приходят с младшей группы и уже имеют представление о прищепках, в средней группе мы продолжаем играть с ними. Например, нажимая на длинные кончики прищепки так, чтобы она с другой стороны раскрылась, похоже, как будто кто-то открывает рот. Стоит для этого взять зеленую прищепку, и сразу становится понятно, что это «настоящий крокодил». А потом можно прицепить крокодила к желтому кружочку. И, сразу вспоминаются строки К. Чуковского: "Горе! Горе! Крокодил Солнце в небе проглотил!"  

А ещё можно прицепить прищепки к разноцветным кружкам и получатся самые разные цветы: васильки, подсолнухи, семицветики и т. д., и, конечно же, солнышко с желтыми лучиками. Вот так, незаметно для ребенка, а главное, увлекательно, происходит развитие мелкой моторики,   логического мышления,   развивается память, внимание.

Рассказала родителям, что в группе мы с детьми оформляем игры с прищепками и попросила принять участие в приобретении материала, организации игр в домашних условиях.

  Хотелось бы отметить, что игры с прищепками можно использовать во всех видах деятельности:

На занятии прищепки использую как счетный материал, как часть пособий для закрепления основных цветов, размеров. В зависимости от возраста, задания усложняются. Например, прикрепить на цифры такое количество прищепок, число которых они обозначают. В свободной и самостоятельной деятельности, на коррекционном часе.

    Несомненным плюсом для организации этой деятельности является ее простое оформление: цветные прищепки (чем сложнее они будут открываться, тем лучше), коробочки или пакетики для хранения прищепок, которые находятся в свободном доступе для детей.

В игры с прищепками с большим удовольствием играют все воспитанники моей группы.

  Требования к проведению игр с прищепками:

• перед игрой показать детям, которые не пользовались прищепками, принцип работы с ними;

• объяснить правила пользования прищепками

• перед работой с прищепками можно провести подготовительные упражнения (поиграть пальчиками)

• при проведении игр важна последовательность (от простого к сложному);

• не следует ожидать немедленных результатов, т. к. автоматизация навыка вызывается многократным его повторением; 

• не давайте ребёнку готовых образцов, побуждайте ребёнка к действию с помощью поисковых вопросов

• игры должны проводиться по желанию ребёнка, на положительном эмоциональном фоне;

• приобщая ребенка к играм, мотивируйте его на интересное задание, (загадки, стихи) выполнение которого способствует развитию самостоятельности, ручной умелости

• никогда не начинайте игры, если ребёнок неважно себя чувствует или увлечён своей игрой;

 

Предлагаю Вашему вниманию несколько вариантов игр из своей педагогической копилки:

  СЕНСОРНЫЕ ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ С ПРИЩЕПКАМИ

Коробочки.

Приготовить 4 картонные коробочки, на дно приклеить кружки красного, жёлтого, зелёного и синего цвета. Подготовить прищепки таких же цветов. Попросит ребенка рассортировать прищепки по цветам. Прищепки соответствующего цвета прикрепить к краю коробочки такого же цвета.

Гномики.

Берём те же 4 коробочки, в них складываем  прищепки соответствующих цветов.

Жили весёлые гномики.

Каждый в своём домике.

Затем высыпаем т из коробочек все прищепки и перемешивает их со словами:

Пошли гулять гномики

И перепутали домики.

Вы им скорей помогите,

В домики их проводите.

Задача детей прикрепить прищепки к краям коробок, соотнося их по цвету.

Разноцветный заборчик.

Из картона вырезать небольшие прямоугольники 4 основных цветов - красный, жёлтый, зелёный и синий. Подготовить прищепки таких же цветов.

Попросить малыша построить забор - к красному картону прикрепить красные прищепки, к жёлтому - жёлтые и т.д.

Далее можно усложнить задание и попросить ребенка построить разноцветный забор, чередуя прищепки двух цветов.

https://avatars.mds.yandex.net/i?id=267121e2b27086128b33a818d30d5c8c6ca9ca6d-8232950-images-thumbs&n=13  РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ В ИГРАХ С ПРИЩЕПКАМИ

C:\Users\PaulV\Downloads\IMG_1073-26-02-18-04-43.jpeg«СОЛНЫШКО»

(На фигуру круга жёлтого цвета крепим прищепки такого же цвета - это лучи солнца)

Солнышко утром рано встаёт.

Лучики тянет -тепло нам даёт.

ТУЧКА И ДОЖДЬ

(На фигуру облака синего или голубого цвета крепим прищепки такого же цвета - это дождик)

Тучка по небу гуляла - Все дождинки растеряла.

ОВОЩИ - СВЕКЛА, МОРКОВЬ, РЕПА

(На фигуру свеклы красного цвета крепим прищепки зелёного цвета - это ботва)

Урожай мы собирали

И ботву всю оборвали. 

Мы листочки прикрепляем -

 Сразу овощи узнаем.

(На фигуру морковки оранжевого цвета крепим прищепки зелёного цвета - это ботва)

(На фигуру репы жёлтого цвета крепим прищепки зелёного цвета - это ботва)

ЁЖИК

(На фигуру ёжика серого цвета крепим деревянные прищепки - иголки)

Ёжик, ёжик, где гулял?

Где колючки потерял?

Ты беги скорей к нам, ёжик.

Мы сейчас тебе поможем.

 

ПОЛЯНКУ (На фигуру ёлочки - треугольника зелёного цвета - крепим деревянные прищепки с листиками, цветочками и боровичками)

ЗАБОР (На простой картон прямоугольной формы крепим деревянные прищепки с листиками и цветочками)

Это к теме о заборе - у нас вот такой весёленький заборчик, под которым растут цветочки и травка. А ещё можно составить целые картины из всех этих объектов.

         Предлагаю вам выполнить небольшое игровое пособие для игры с прищепками  «Тучка и дождь». 

Цель: развитие мелкой моторики рук, закрепление цвета.

Задачи: учить создавать дидактическую игру своими руками; развивать творческие способности, мелкую моторику.

Оборудование: цветной картон, маркеры, ножницы, прищепки.

Перед работой проведем пальчиковый массаж прищепками.

Прищепкой поочередно «кусать» фаланги пальцев от указательного к мизинцу и обратно на каждый слог стихотворения.

Кусается сильно котенок – глупыш,

Он думает: это не палец, а мышь.

После первого двустишия, меняем руки.

Но я же играю с тобою, малыш,

А будешь кусаться, скажу тебе «Кыш!»

Ход изготовления.

1. Для изготовления игры необходимо :

Цветной  двусторонний картон, маркер, ножницы, прищепки.

2. На картоне (разделить на 2 части, можно на 4) нарисовать облако или тучку.

3. Вырезать по контуру.

4. Нарисовать веселую рожицу (в дальнейшем поделку можно заламинировать)

 5. Взять прищепки и прикрепить их к низу тучки. «Капельки выглянули из тучки»,   потом можно присоединить прищепку к прищепке «Пошел веселый дождик»

             Таким образом, игры с прищепками хорошо подходят для детей и младшего и старшего дошкольного возраста. Они не только увлекательные и забавные, но и полезные. В таких играх развивается мелкая моторика, что в свою очередь помогает в развитии речи.

  Литература:

1. Интернет ресурсы

2. Белая А.Е.,  Мирясова В.И. «Пальчиковые игры для развития речи дошкольников М. 2000г.

3. Говорова Р., Дьяченко О. Цеханская Л. «Игры и упражнения для развития  умственных способностей у детей». М. 2003г.

4. Навицкая О.П. «Ум на кончиках пальцев. Веселые игры. Маленькие подсказки для родителей». М. «Сова» 2006г.

5. Шанина С.Е., Гаврилова А.М. «Играем пальчиками – развиваем речь» Москва 2008г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс на тему «Игры с прищепками и их значение в развитии ребёнка»

Мастер-класс на тему «Игры с прищепками и их значение в развитии ребёнка»...

Мастер-класс на тему «Игры с прищепками и их значение в развитии ребёнка»

Цель:Повышение профессионального мастерства педагогов — участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения по освоению опыта работы посредством использования технологии «Игры с прищ...

Мастер-класс на тему:«Игры с прищепками и их значение в развитии ребёнка»

Повышение профессионального мастерства педагогов — участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения по освоению опыта работы посредством использования техноло...

Мастер-класс на тему «Игры с прищепками и их значение в развитии ребёнка»

Цель:Повышение профессионального мастерства педагогов — участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения по освоению опыта работы посредством использования технологии «...

Мастер-класс для педагогов МБДОУ на тему: «Игры с прищепками и их значение в развитии ребёнка»

Цель:Повышение профессионального мастерства педагогов — участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения по освоению опыта работы посредством использования технологии «...

Мастер-класс для педагогов Тема: «Игры с прищепками и их значение в развитии ребёнка»

Мастер-класс для педагогов на тему:«Игры с прищепками и их значение в развитии ребёнка» Цель:Повышение профессионального мастерства педагогов — участников мастер-класса в процес...

Мастер-класс для педагогов МБДОУ на тему: «Игры с прищепками и их значение в развитии ребёнка»

Мастер-класс на тему «Игры с прищепками и их значение в развитии ребёнка»Цель:Повышение профессионального мастерства педагогов — участников мастер-класса в процессе активного педагог...