АОП
рабочая программа по коррекционной педагогике

Кондратьева Ирина Сергеевна

АОП на воспитанника группы ТМНР

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл aop.docx38.8 КБ

Предварительный просмотр:

ПРИНЯТО:

ППК

МБДОУ д/с № 23

Протокол № ___

от «____»_____________20___г.

        УТВЕРЖДАЮ:

 Заведующий МБДОУ д/с № 23                              

______________ Ю. М. Кругликова

Приказ № ___

 от «____» _______ 20___г.

АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕБЕНКА

 С ТЯЖЕЛЫМИ МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ

на 2023 – 2024 учебный год

Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения              «Детский сад комбинированного вида № 23 «Солнышко»

Согласованно: ___________________                               _________________

                                      (подпись родителей,                                            (расшифровка)

                                       законных представителей)

Авторы:

Учитель – дефектолог: М. А. Аносова

Учитель – логопед: М. А. Аносова М. А.

Педагог-психолог: И. А. Черных

Инструктор по физической культуре (ЛФК): Н.А. Григорчук

Воспитатели: С. С. Макарова, И. С. Кондратьева

г. Зеленогорск, 2023 г.

Введение

I. Целевойраздел

1.1. Пояснительнаязаписка

1.1.1. Цели и задачи реализации Программы

1.1.2. Принципы и подходы к формированию Программы

1.1.3. Значимые характеристики, в том числе характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста

1.2. Целевые ориентиры реализации Программы

1.2.1. Планируемые результаты в соответствие с задачами части Программы, формируемой участниками образовательных отношений

1.3. Педагогическая диагностика достижений планируемых результатов

II. Содержательный раздел

2.1. Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях

2.1.1. социально-коммуникативноеразвитие

2.1.2. познавательноеразвитие

2.1.3. речевоеразвитие

2.1.4. художественно-эстетическоеразвитие

2.1.5. физическоеразвитие

2.2. Описание вариативных форм, методов, способов и средств реализации Программы

2.3. Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик

2.4. Способы и направления поддержки детской инициативы

2.5. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников

2.6. Направления и задачи коррекционно-развивающей работы

2.7. Рабочаяпрограммавоспитания

III. Организационный раздел

3.1. Психолого-педагогические условия реализации Программы

3.2. Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды

3.3. Материально-техническое обеспечение Программы, обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания

3.4. Примерный перечень литературных, музыкальных, художественных, анимационных произведений для реализации Программы

3.5. Кадровые условия

3.6. Примерный режим и распорядок дня в дошкольных группах

3.7. Календарный план воспитательной работы

IV. Дополнительный раздел

4.1. Краткая презентация программы

Введение

Адаптированная образовательная программа дошкольного образования ребенка с тяжелыми множественными нарушениями развития Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида № 23 «Солнышко» (далее - МБДОУ д/с № 23) разработана в соответствии с учетом АОП ДО детей с ТМНР МБДОУ д/с № 23, с учетом ОП ДОМБДОУ д/с №23, с учетом федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее – ФГОС ДО).

Нормативно-правовой основой для разработки Программы являются нормативно-правовые документы, они представлены в ОП ДО МБДОУ д/с № 23.https://goo.su/IzTu0l2 

1.     Целевой раздел

1.1. Пояснительная записка АОП

       Программа сформирована, как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности ребенка дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья (детей с ТМНР) и определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования (объем, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования).

АОП ДО ребенка с ТМНР реализуется с учетом рекомендаций ТПМПК г. Зеленогорск.

Срок реализации АОПс сентября 2023 г. по май 2024 г.

Программа может корректироваться в соответствии с результатами диагностики.

  1. Цели и задачи реализации Программы        

Цель: обеспечение условий для дошкольного образования, определяемых общими и особыми потребностями обучающегося с ТМНР, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.

Задачи:

- формировать ориентировочно-поисковую активность ребенка;

- стремиться к совместной деятельности как ведущего способа получения опыта в процессе обучения;

- формировать навык подражания – отраженное повторение простого моторного акта или социального действия с предметом после выполнения в совместной деятельности со взрослым;

- использовать в образовательном процессе для ребенка адекватных средств коррекции сенсорных и двигательных нарушений с учетом медицинских рекомендаций и ИПРА;

- формировать у ребенка систему коммуникации с учетом его индивидуальных психологических возможностей и образовательных потребностей;

- развивать общую и мелкую моторику.

Общие задачи представлены в АОП ДО детей с ТМНР МБДОУ д/с №23, https://clck.ru/364QPN

  1. Принципы и подходы к формированию Программы.

представлены в АОП ДО детей с ТМНР МБДОУ д/с № 23, https://clck.ru/364QPN

  1. Значимые характеристики для разработки и реализации Программы

Общие сведения о ребенке:

Фамилия, имя ребёнка: Иванов Константин Владимирович

Дата рождения: 22.07.2021 г., на момент написания программы ребенку 2 года 2 месяца

Группа, которую посещает: 2 группа компенсирующей направленности со сложным дефектом

Медицинский диагноз:ДЦП, спастический тетрапарез с выраженным двигательным нарушением, гидроцефалия, неврогенная приводящая контрактура бедер, ПВУС

Особенности ребенка на основе комплексного психолого-педагогического обследования.

Психическое развитие.Уровень психического развития не соответствует возрасту.

Познавательный интерес на низком уровне. Отсутствие целенаправленности действий, равнодушие к конечному результату,  неумение  достигнуть цели. Может заинтересоваться предложенным предметом, если удается взять в руки тянет в рот или выбрасывает. Речью не владеет. Недостаточное развитие произвольной деятельности в процессе обучения (страдают все свойства внимания, саморегуляция, самоконтроль). Процесс мышления (особенно анализ и синтез) не соответствуют возрастной норме. Мелкая моторика руки развита слабо, наблюдается  недостаточная согласованность и координация движений. Недостаточность в развитии психических функций и процессов.

Познавательное развитие.

Непродолжительно следит за передвижением предмета в пространстве. Прислушиваться к различным звукам, поворачивает голову в сторону источника звука, реагирует на различные речевые и неречевые звуки. Отвлекается на своё имя. Берет в руку погремушку, тянется к ней, но ей не действует. Интерес к игрушкам не проявляет, сбрасывает. Кольца пирамидки не нанизывает.Не сжимает пищащую игрушку. Актуальный уровень развития (АУР) ребенка 3- 6 месяцев.

Речевое развитие

Развитие речи проходит с отставанием. В речи присутствуют возгласы «АЙ, ОЙ» Присутствуют положительные эмоции на контакт, эмоционален на игру «Ку-ку».Движения языком по показу не выполняет.

Речевое заключение: Задержка речевого развития

Физическое развитие не соответствует возрасту. Ребенок самостоятельно не сидит, не ползает, не ходит. Повышен мышечный тонус. Сам переворачивается со спины на живот и обратно, сидит с помощью. На контакт со взрослым идет тяжело. На занятиях плачет и отказывается выполнять задания и из-за этого сложно объективно уровень физического развития.

Социально-коммуникативное развитие

Художественно-эстетическое развитие

Интерес к продуктивной деятельности не проявляет, вся деятельность происходит «рука в руке», слушает детские песенки, реагирует на них эмоционально (улыбается) .

Игровая деятельность. Игровая деятельность отсутствует. Эмоционально откликается на игру, предложенную взрослым.

Развитие общей и мелкой моторики.  Нарушена общая и мелкая моторика. Самостоятельно не сидит, не ходит. Может сидеть в специализированном стуле с высокой спинкой (с опорой спины и головы). Может самостоятельно повернуться на бок, лежит на животе, поднимая голову, упираясь руками. Тянется за предметами, может захватывать предметы пальцами не долго удерживая в руке, полностью захват предметов не доступен. КГН. Самостоятельно раздеться одеться, умываться не может. Прием пищи с помощью взрослого, из кружки не пьет. При приеме твердой пищи может подавиться. Физиологические потребности не контролирует.

Эмоциональное состояние ребёнка. Наблюдается недоразвитие эмоционально – волевой сферы, наблюдается повышенная эмоциональная возбудимость: преобладает не устойчивый эмоциональный фон настроения.

Программный материал по возрасту не усваивает. Объём знаний, представлений, умений, навыков, уровень развития игровой и продуктивной деятельности не соответствуют возрастным показателям.

Заключение и рекомендации территориальной ТПМПК от 23.12.2022 г.Рекомендовано обучение по адаптированной образовательной программе дошкольного образования детей с тяжелыми множественными нарушениями развития согласно рекомендациям индивидуальной программы реабилитации (абилитации) ребенка-инвалида.

1.2. Целевые ориентиры реализации Программы

Социально-коммуникативное развитие

  • узнает знакомых людей,
  • откликается на свое имя;
  •  фиксирует внимание и направляет голову и взгляд в сторону лица педагогического работника при непосредственной тактильной стимуляции;
  •  проявляет интерес к игрушкам, предметам и действиям с ними; фиксирует взгляд на движущейся игрушке (предмете), прослеживает за движением предмета;
  • ориентируется в собственном теле, указывает части тела доступным коммуникативным способом;
  • с удовольствием смотрит мультфильмы;

Познавательное развитие

  • проявляет положительные эмоциональные реакции на звучание знакомой мелодии или голоса;
  • Захватывает вложенную в руку игрушку, выполняет движения рукой с целью извлечения звука, ощупывает как исследование ее свойств;
  • сформирован интерес и социальные ответы на воздействие различных сенсорных стимулов;
  • здоровается при встрече с педагогическим работником и другими детьми, прощается при расставании, пользуясь при этом невербальными средствами общения (смотрит в глаза, протягивает руку);
  • воспринимает звучание различных музыкальных инструментов;
  • действует целенаправленно с предметами-орудиями, учитывая их функциональное назначение и способы действия

Речевое развитие

  • информирует окружающих о своем отношении к происходящему доступным коммуникативным способом (плачет, улыбается, издает определенные звуки);
  • умеет прислушиваться к чтению небольших художественных произведений;
  • непродолжительное время слушает говорящего и смотрит на него;
  • проявляет положительные эмоциональные реакции на звучание голоса взрослого;
  • соотносит предметы, действия с их словесным обозначением;
  • формируется развитие лепета как важного компонента речевого развития

   Физическое развитие (ЛФК)

  • повысилась двигательная активность
  • самостоятельно сидит
  • стоит и ползает на четвереньках

  • манипулирует предметами
  • развита общая моторика

Художественно-эстетическое развитие

  • прислушивается к звучанию мелодии, музыкальных инструментов;
  • проявляет интерес и эмоциональный отклик к продуктивным видам деятельности;
  • проявляет положительный эмоциональный отклик на чтение коротких стихов и потешек, сказок.

1.2.5. Планируемые результаты в соответствие с задачами части Программы, формируемой участниками образовательных отношений

Представлены в АОП ДО детей с ТМНР МБДОУ д/с № 23, https://clck.ru/364QPN

.II. Содержательный раздел

2.1. Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях:

социально-коммуникативное развитие;

познавательное развитие;

речевое развитие;

художественно-эстетическое развитие;

физическое развитие

                                           представлены в АОП ДО детей с ТМНР МБДОУ д/с № 23, https://clck.ru/364QPN

Психическое развитие Кости проходит по варианту - минимальный темп психического развития, когда становление психологических достижений, характерных для определённого возраста, происходит очень медленно в течение нескольких лет. Дети с ТМНР проходят

четыре последовательно сменяющих друг друга периодов обучения, каждый из которых направлен на формирование уникального для определенного этапа ведущего психологического достижения: ориентировочно-поисковая активность, предметные действия, предметная деятельность, познавательная деятельность.

        Костя сейчасна первом этапе -период ориентировочно-поисковой активности

2.2. Описание вариативных форм, методов, способов и средств реализации Программы

Формы и

методы

психолого-

педагогической

помощи

- использование специальных методов обучения, пособий, дидактического материала по развитию в доступных пределах моторных функций, ориентировочных, предметных действий, эмоциональной двигательной реакции на обращенную речь;

- индивидуальные формы организации процесса обучения;

- обучение в групперечевой, предметно-развивающей и сенсорно-стимулирующей среды;

- использова6ние словесных, наглядных, практическихметодов и приёмов, методов сенсорной стимуляциипосредством активизации тактильных, слуховых ощущений;

- - дидактических игрушек, предметов заменителей, формирующих комплекс манипулятивных действий;

- использование приёмов, направленных на привлечение вниманияобучающегося к объекту наблюдения или рассматривания, приема «рука в руке» при кормлении, совместной деятельности;

- оречевление деятельности обучающегося и педагога, показ картинок животных и птиц с последующим звукоподражанием;

- многократное повторение слов и фраз, обеспечивающее лучшее их понимание, разнообразных средств невербальной коммуникации

2.3. Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик

Представлены в АОП ДО детей с ТМНР МБДОУ д/с № 23, https://clck.ru/364QPN

2.4. Способы и направления поддержки детской инициативы

Представлены в АОП ДО детей с ТМНР МБДОУ д/с № 23, https://clck.ru/364QPN

2.5. Особенности взаимодействия педагогических работников с семьями воспитанников

Представлены в АОП ДО детей с ТМНР МБДОУ д/с № 23, https://clck.ru/364QPN

2.7 Направления и задачи коррекционно-развивающей работы

Учитель-логопед

Направление

Задачи

Формирование коммуникативных навыков

- побуждать выполнять действия с использованием простой речевой инструкции: «Посмотри на меня», «Покажи игрушку», «Спрячь игрушку»;

- развивать умение понимать и реагировать на мимику и жесты взрослого, его интонацию;

- выражать коммуникативные потребности с использованием невербальных средств через развитие понимания и использование жестов («да, нет» - кивок и покачивание головой, жестовое прощание и приветствие, указательный жест) по простой словесной инструкции.

Формирование подготовительных этапов понимания и стимулирование активной речи

- обращать внимание на произносимые взрослым слова, звуки (пропевать их), следить за губами взрослого с близкого расстояния; стимулировать выполнение простых речевых инструкций совместно с педагогом (Дай, Посмотри, Покажи, Положи, Возьми и т.д.);

- учить понимать и соотносить слово со знакомыми предметами обихода, игрушками, действиями, частями тела

- формировать первичные коммуникативные навыки на материале звукоподражаний и звукосочетаний, имитирующих неречевые комплексы звуков, восклицаний, голоса животных;

- вызывание голосовых реакций в ответ на обращение взрослого, с использованием потешек, стишков и песенок, различных тактильных игр

Развитие мелкой моторики

- упражнять в манипулятивных упражнениях с предметами, орудийных действиях; пальчиковые игры, массаж, упражнения с крупными и мелкими предметами, лепка, приучение, рисование восковыми мелками т. д.)

Педагог-психолог

Направление

Задачи

Инструктор по физической культуре (ЛФК)

Направления

Содержание

поддержание или увеличение подвижности суставов

пассивные и активные упражнения

 упражнения на диапазон движений

 упражнения на растяжку

снятие мышечного напряжения

массаж и пассивные упражнения

развитие координации движений

упражнения для развития вестибулярного аппарата

 ходьба на возвышенности

 ходьба по суженной поверхности

упражнения на физиомяче

ходьба по неровностям

развитие общей моторики

упражнения на тренажерах

упражнения с мячами и гимнастическими палками

упражнения в тренажере ГРОССО

Войта терапия

Бобат терапия

методика Сандакова

2.7. Рабочая программа воспитания

Представлена в АОП ДО детей с ТМНР МБДОУ д/с № 23, https://clck.ru/364QPN

III Организационный раздел

3.1. Психолого-педагогические условия реализации программы

Представлены в АОП ДО детей с ТМНР МБДОУ д/с № 23, https://clck.ru/364QPN

Специальные условия для получения образования

Специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования

нуждается

Предоставление услуг ассистента (помощника)

нуждается

Обеспечение доступа в здания организации

нуждается

Другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательной программы

соблюдение охранительного педагогического режима:

предупреждение переутомления за счет чередования периодов бодрствования и отдыха, смены деятельности, медицинский контроль состояния здоровья и самочувствия ребенка; массаж при гипертонусе мышц;

консультирование родителей по вопросам развития ребенка с учетом его актуального развития, способам и приемам взаимодействия с ним

3.2. Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды

Представлены в АОП ДО детей с ТМНР МБДОУ д/с № 2, https://clck.ru/364QPN

3.3. Материально-техническое обеспечение Программы, обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания

Представлено в АОП ДО детей с ТМНР МБДОУ д/с № 23, https://clck.ru/364QPN

3.4. Примерный перечень литературных, музыкальных, художественных, анимационных произведений для реализации Программы

Представлен в АОП ДО детей с ТМНР МБДОУ д/с № 23, https://clck.ru/364QPN

3.5. Кадровые условия

Представлены в АОП ДО детей с ТМНР МБДОУ д/с № 23, https://clck.ru/364QPN

3.6. Примерный режим и распорядок дня в дошкольных группах

Представлен в АОП ДО детей с ТМНР МБДОУ д/с № 23, https://clck.ru/364QPN

Сопровождение образовательного процесса

Специалисты сопровождения

Направления

коррекционной работы

Форма занятий

Продолжительность

и частота

Учитель-логопед

Развитие слухового и речевого восприятия

Развитие понимания обращенной речи

Развитие мелкой моторики рук

Индивидуальная коррекционная

работа

3 раз в неделю

по 10 мин.

Педагог-психолог

Индивидуальное занятие

2 раза в неделю по 15 мин.

Инструктор фк ЛФК

Общая моторика

Индивидуальная

Коррекционная работа

2 раз зал 20 минут

Воспитатели

Индивидуальная

5 раз по 10 мин

3.7. Календарный план воспитательной работы

Представлен в АОП ДО детей с ТМНР МБДОУ д/с № 23, https://clck.ru/364QPN

4. Дополнительный раздел

4.1. Краткая презентация Программы

      Адаптированная образовательная программа определяет содержание и организацию коррекционно-образовательного процесса для Иванова Константина и направлена на обеспечение его развития в различных видах деятельности и общения с учетом возрастных, индивидуальных, психических и физиологических особенностей. Программа разработана в соответствии с Федеральными законами и актами, с учетом АОП ДО детей с ТМНР МБДОУ д/с № 23,https://clck.ru/364QPN

Приложение № 1

Мониторинг уровня развития

(2023-2024 уч. год)

Специалисты

Уровень развития на начало года

(сентябрь)

Уровень развития на середину года

(январь)

Уровень развития на конец учебного

года (май)

Динамика

 на конец года

Воспитатели

Познавательное развитие

Не соответствует

возрастной норме

Не соответствует

возрастной норме

Социально-коммуникативное развитие

Не соответствует

возрастной норме

Не соответствует

возрастной норме

Художественно-эстетическое развитие

Не соответствует

возрастной норме

Не соответствует

возрастной норме

КГН

Ниже возрастной нормы

Ниже возрастной нормы

Игра

Не соответствует

возрастной норме

Не соответствует

возрастной норме

Учитель-дефектолог

АУР 3-6 месяцев

АУР 3-6 месяцев

Учитель-логопед

ЗРР

ЗРР

Педагог-психолог

УПР не соответствует возрасту, данных за стойкое нарушение ПД

недостаточно .

УПР не соответствует возрасту, данных за стойкое нарушение ПД

недостаточно .

Инструктор по физической

Культуре (ЛФК)

Не соответствует возрастной норме

Не соответствует возрастной норме

Инструктор бассейна

Не посещает

Не посещает

Музыкальный руководитель

 Не соответствует

возрастной норме

Не соответствует

возрастной норме