АОП
рабочая программа по коррекционной педагогике
Предварительный просмотр:
ПРИНЯТО: ППК МБДОУ д/с № 23 Протокол № ___ от «____»_____________20___г. | УТВЕРЖДАЮ: Заведующий МБДОУ д/с № 23 ______________ Ю. М. Кругликова Приказ № ___ от «____» _______ 20___г. |
АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕБЕНКА
С ТЯЖЕЛЫМИ МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ
на 2023 – 2024 учебный год
Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида № 23 «Солнышко»
Согласованно: ___________________ _________________
(подпись родителей, (расшифровка)
законных представителей)
Авторы:
Учитель – дефектолог: М. А. Аносова
Учитель – логопед: М. А. Аносова М. А.
Педагог-психолог: И. А. Черных
Инструктор по физической культуре (ЛФК): Н.А. Григорчук
Воспитатели: С. С. Макарова, И. С. Кондратьева
г. Зеленогорск, 2023 г.
Введение | |
I. Целевойраздел | |
1.1. Пояснительнаязаписка | |
1.1.1. Цели и задачи реализации Программы | |
1.1.2. Принципы и подходы к формированию Программы | |
1.1.3. Значимые характеристики, в том числе характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста | |
1.2. Целевые ориентиры реализации Программы | |
1.2.1. Планируемые результаты в соответствие с задачами части Программы, формируемой участниками образовательных отношений | |
1.3. Педагогическая диагностика достижений планируемых результатов | |
II. Содержательный раздел | |
2.1. Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях | |
2.1.1. социально-коммуникативноеразвитие | |
2.1.2. познавательноеразвитие | |
2.1.3. речевоеразвитие | |
2.1.4. художественно-эстетическоеразвитие | |
2.1.5. физическоеразвитие | |
2.2. Описание вариативных форм, методов, способов и средств реализации Программы | |
2.3. Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик | |
2.4. Способы и направления поддержки детской инициативы | |
2.5. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников | |
2.6. Направления и задачи коррекционно-развивающей работы | |
2.7. Рабочаяпрограммавоспитания | |
III. Организационный раздел | |
3.1. Психолого-педагогические условия реализации Программы | |
3.2. Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды | |
3.3. Материально-техническое обеспечение Программы, обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания | |
3.4. Примерный перечень литературных, музыкальных, художественных, анимационных произведений для реализации Программы | |
3.5. Кадровые условия | |
3.6. Примерный режим и распорядок дня в дошкольных группах | |
3.7. Календарный план воспитательной работы | |
IV. Дополнительный раздел | |
4.1. Краткая презентация программы | |
Введение
Адаптированная образовательная программа дошкольного образования ребенка с тяжелыми множественными нарушениями развития Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида № 23 «Солнышко» (далее - МБДОУ д/с № 23) разработана в соответствии с учетом АОП ДО детей с ТМНР МБДОУ д/с № 23, с учетом ОП ДОМБДОУ д/с №23, с учетом федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее – ФГОС ДО).
Нормативно-правовой основой для разработки Программы являются нормативно-правовые документы, они представлены в ОП ДО МБДОУ д/с № 23.https://goo.su/IzTu0l2
1. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка АОП
Программа сформирована, как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности ребенка дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья (детей с ТМНР) и определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования (объем, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования).
АОП ДО ребенка с ТМНР реализуется с учетом рекомендаций ТПМПК г. Зеленогорск.
Срок реализации АОПс сентября 2023 г. по май 2024 г.
Программа может корректироваться в соответствии с результатами диагностики.
- Цели и задачи реализации Программы
Цель: обеспечение условий для дошкольного образования, определяемых общими и особыми потребностями обучающегося с ТМНР, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.
Задачи:
- формировать ориентировочно-поисковую активность ребенка;
- стремиться к совместной деятельности как ведущего способа получения опыта в процессе обучения;
- формировать навык подражания – отраженное повторение простого моторного акта или социального действия с предметом после выполнения в совместной деятельности со взрослым;
- использовать в образовательном процессе для ребенка адекватных средств коррекции сенсорных и двигательных нарушений с учетом медицинских рекомендаций и ИПРА;
- формировать у ребенка систему коммуникации с учетом его индивидуальных психологических возможностей и образовательных потребностей;
- развивать общую и мелкую моторику.
Общие задачи представлены в АОП ДО детей с ТМНР МБДОУ д/с №23, https://clck.ru/364QPN
- Принципы и подходы к формированию Программы.
представлены в АОП ДО детей с ТМНР МБДОУ д/с № 23, https://clck.ru/364QPN
- Значимые характеристики для разработки и реализации Программы
Общие сведения о ребенке:
Фамилия, имя ребёнка: Иванов Константин Владимирович
Дата рождения: 22.07.2021 г., на момент написания программы ребенку 2 года 2 месяца
Группа, которую посещает: 2 группа компенсирующей направленности со сложным дефектом
Медицинский диагноз:ДЦП, спастический тетрапарез с выраженным двигательным нарушением, гидроцефалия, неврогенная приводящая контрактура бедер, ПВУС
Особенности ребенка на основе комплексного психолого-педагогического обследования.
Психическое развитие.Уровень психического развития не соответствует возрасту.
Познавательный интерес на низком уровне. Отсутствие целенаправленности действий, равнодушие к конечному результату, неумение достигнуть цели. Может заинтересоваться предложенным предметом, если удается взять в руки тянет в рот или выбрасывает. Речью не владеет. Недостаточное развитие произвольной деятельности в процессе обучения (страдают все свойства внимания, саморегуляция, самоконтроль). Процесс мышления (особенно анализ и синтез) не соответствуют возрастной норме. Мелкая моторика руки развита слабо, наблюдается недостаточная согласованность и координация движений. Недостаточность в развитии психических функций и процессов.
Познавательное развитие.
Непродолжительно следит за передвижением предмета в пространстве. Прислушиваться к различным звукам, поворачивает голову в сторону источника звука, реагирует на различные речевые и неречевые звуки. Отвлекается на своё имя. Берет в руку погремушку, тянется к ней, но ей не действует. Интерес к игрушкам не проявляет, сбрасывает. Кольца пирамидки не нанизывает.Не сжимает пищащую игрушку. Актуальный уровень развития (АУР) ребенка 3- 6 месяцев.
Речевое развитие
Развитие речи проходит с отставанием. В речи присутствуют возгласы «АЙ, ОЙ» Присутствуют положительные эмоции на контакт, эмоционален на игру «Ку-ку».Движения языком по показу не выполняет.
Речевое заключение: Задержка речевого развития
Физическое развитие не соответствует возрасту. Ребенок самостоятельно не сидит, не ползает, не ходит. Повышен мышечный тонус. Сам переворачивается со спины на живот и обратно, сидит с помощью. На контакт со взрослым идет тяжело. На занятиях плачет и отказывается выполнять задания и из-за этого сложно объективно уровень физического развития.
Социально-коммуникативное развитие
Художественно-эстетическое развитие
Интерес к продуктивной деятельности не проявляет, вся деятельность происходит «рука в руке», слушает детские песенки, реагирует на них эмоционально (улыбается) .
Игровая деятельность. Игровая деятельность отсутствует. Эмоционально откликается на игру, предложенную взрослым.
Развитие общей и мелкой моторики. Нарушена общая и мелкая моторика. Самостоятельно не сидит, не ходит. Может сидеть в специализированном стуле с высокой спинкой (с опорой спины и головы). Может самостоятельно повернуться на бок, лежит на животе, поднимая голову, упираясь руками. Тянется за предметами, может захватывать предметы пальцами не долго удерживая в руке, полностью захват предметов не доступен. КГН. Самостоятельно раздеться одеться, умываться не может. Прием пищи с помощью взрослого, из кружки не пьет. При приеме твердой пищи может подавиться. Физиологические потребности не контролирует.
Эмоциональное состояние ребёнка. Наблюдается недоразвитие эмоционально – волевой сферы, наблюдается повышенная эмоциональная возбудимость: преобладает не устойчивый эмоциональный фон настроения.
Программный материал по возрасту не усваивает. Объём знаний, представлений, умений, навыков, уровень развития игровой и продуктивной деятельности не соответствуют возрастным показателям.
Заключение и рекомендации территориальной ТПМПК от 23.12.2022 г.Рекомендовано обучение по адаптированной образовательной программе дошкольного образования детей с тяжелыми множественными нарушениями развития согласно рекомендациям индивидуальной программы реабилитации (абилитации) ребенка-инвалида.
1.2. Целевые ориентиры реализации Программы
Социально-коммуникативное развитие
- узнает знакомых людей,
- откликается на свое имя;
- фиксирует внимание и направляет голову и взгляд в сторону лица педагогического работника при непосредственной тактильной стимуляции;
- проявляет интерес к игрушкам, предметам и действиям с ними; фиксирует взгляд на движущейся игрушке (предмете), прослеживает за движением предмета;
- ориентируется в собственном теле, указывает части тела доступным коммуникативным способом;
- с удовольствием смотрит мультфильмы;
Познавательное развитие
- проявляет положительные эмоциональные реакции на звучание знакомой мелодии или голоса;
- Захватывает вложенную в руку игрушку, выполняет движения рукой с целью извлечения звука, ощупывает как исследование ее свойств;
- сформирован интерес и социальные ответы на воздействие различных сенсорных стимулов;
- здоровается при встрече с педагогическим работником и другими детьми, прощается при расставании, пользуясь при этом невербальными средствами общения (смотрит в глаза, протягивает руку);
- воспринимает звучание различных музыкальных инструментов;
- действует целенаправленно с предметами-орудиями, учитывая их функциональное назначение и способы действия
Речевое развитие
- информирует окружающих о своем отношении к происходящему доступным коммуникативным способом (плачет, улыбается, издает определенные звуки);
- умеет прислушиваться к чтению небольших художественных произведений;
- непродолжительное время слушает говорящего и смотрит на него;
- проявляет положительные эмоциональные реакции на звучание голоса взрослого;
- соотносит предметы, действия с их словесным обозначением;
- формируется развитие лепета как важного компонента речевого развития
Физическое развитие (ЛФК)
- повысилась двигательная активность
- самостоятельно сидит
- стоит и ползает на четвереньках
- манипулирует предметами
- развита общая моторика
Художественно-эстетическое развитие
- прислушивается к звучанию мелодии, музыкальных инструментов;
- проявляет интерес и эмоциональный отклик к продуктивным видам деятельности;
- проявляет положительный эмоциональный отклик на чтение коротких стихов и потешек, сказок.
1.2.5. Планируемые результаты в соответствие с задачами части Программы, формируемой участниками образовательных отношений
Представлены в АОП ДО детей с ТМНР МБДОУ д/с № 23, https://clck.ru/364QPN
.II. Содержательный раздел
2.1. Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях:
социально-коммуникативное развитие;
познавательное развитие;
речевое развитие;
художественно-эстетическое развитие;
физическое развитие
представлены в АОП ДО детей с ТМНР МБДОУ д/с № 23, https://clck.ru/364QPN
Психическое развитие Кости проходит по варианту - минимальный темп психического развития, когда становление психологических достижений, характерных для определённого возраста, происходит очень медленно в течение нескольких лет. Дети с ТМНР проходят
четыре последовательно сменяющих друг друга периодов обучения, каждый из которых направлен на формирование уникального для определенного этапа ведущего психологического достижения: ориентировочно-поисковая активность, предметные действия, предметная деятельность, познавательная деятельность.
Костя сейчасна первом этапе -период ориентировочно-поисковой активности
2.2. Описание вариативных форм, методов, способов и средств реализации Программы
Формы и методы психолого- педагогической помощи | - использование специальных методов обучения, пособий, дидактического материала по развитию в доступных пределах моторных функций, ориентировочных, предметных действий, эмоциональной двигательной реакции на обращенную речь; - индивидуальные формы организации процесса обучения; - обучение в групперечевой, предметно-развивающей и сенсорно-стимулирующей среды; - использова6ние словесных, наглядных, практическихметодов и приёмов, методов сенсорной стимуляциипосредством активизации тактильных, слуховых ощущений; - - дидактических игрушек, предметов заменителей, формирующих комплекс манипулятивных действий; - использование приёмов, направленных на привлечение вниманияобучающегося к объекту наблюдения или рассматривания, приема «рука в руке» при кормлении, совместной деятельности; - оречевление деятельности обучающегося и педагога, показ картинок животных и птиц с последующим звукоподражанием; - многократное повторение слов и фраз, обеспечивающее лучшее их понимание, разнообразных средств невербальной коммуникации |
2.3. Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик
Представлены в АОП ДО детей с ТМНР МБДОУ д/с № 23, https://clck.ru/364QPN
2.4. Способы и направления поддержки детской инициативы
Представлены в АОП ДО детей с ТМНР МБДОУ д/с № 23, https://clck.ru/364QPN
2.5. Особенности взаимодействия педагогических работников с семьями воспитанников
Представлены в АОП ДО детей с ТМНР МБДОУ д/с № 23, https://clck.ru/364QPN
2.7 Направления и задачи коррекционно-развивающей работы
Учитель-логопед
Направление | Задачи |
Формирование коммуникативных навыков | - побуждать выполнять действия с использованием простой речевой инструкции: «Посмотри на меня», «Покажи игрушку», «Спрячь игрушку»; - развивать умение понимать и реагировать на мимику и жесты взрослого, его интонацию; - выражать коммуникативные потребности с использованием невербальных средств через развитие понимания и использование жестов («да, нет» - кивок и покачивание головой, жестовое прощание и приветствие, указательный жест) по простой словесной инструкции. |
Формирование подготовительных этапов понимания и стимулирование активной речи | - обращать внимание на произносимые взрослым слова, звуки (пропевать их), следить за губами взрослого с близкого расстояния; стимулировать выполнение простых речевых инструкций совместно с педагогом (Дай, Посмотри, Покажи, Положи, Возьми и т.д.); - учить понимать и соотносить слово со знакомыми предметами обихода, игрушками, действиями, частями тела - формировать первичные коммуникативные навыки на материале звукоподражаний и звукосочетаний, имитирующих неречевые комплексы звуков, восклицаний, голоса животных; - вызывание голосовых реакций в ответ на обращение взрослого, с использованием потешек, стишков и песенок, различных тактильных игр |
Развитие мелкой моторики | - упражнять в манипулятивных упражнениях с предметами, орудийных действиях; пальчиковые игры, массаж, упражнения с крупными и мелкими предметами, лепка, приучение, рисование восковыми мелками т. д.) |
Педагог-психолог
Направление | Задачи |
Инструктор по физической культуре (ЛФК)
Направления | Содержание |
поддержание или увеличение подвижности суставов | пассивные и активные упражнения упражнения на диапазон движений упражнения на растяжку |
снятие мышечного напряжения | массаж и пассивные упражнения |
развитие координации движений | упражнения для развития вестибулярного аппарата ходьба на возвышенности ходьба по суженной поверхности упражнения на физиомяче ходьба по неровностям |
развитие общей моторики | упражнения на тренажерах упражнения с мячами и гимнастическими палками упражнения в тренажере ГРОССО Войта терапия Бобат терапия методика Сандакова |
2.7. Рабочая программа воспитания
Представлена в АОП ДО детей с ТМНР МБДОУ д/с № 23, https://clck.ru/364QPN
III Организационный раздел
3.1. Психолого-педагогические условия реализации программы
Представлены в АОП ДО детей с ТМНР МБДОУ д/с № 23, https://clck.ru/364QPN
Специальные условия для получения образования
Специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования | нуждается |
Предоставление услуг ассистента (помощника) | нуждается |
Обеспечение доступа в здания организации | нуждается |
Другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательной программы | соблюдение охранительного педагогического режима: предупреждение переутомления за счет чередования периодов бодрствования и отдыха, смены деятельности, медицинский контроль состояния здоровья и самочувствия ребенка; массаж при гипертонусе мышц; консультирование родителей по вопросам развития ребенка с учетом его актуального развития, способам и приемам взаимодействия с ним |
3.2. Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды
Представлены в АОП ДО детей с ТМНР МБДОУ д/с № 2, https://clck.ru/364QPN
3.3. Материально-техническое обеспечение Программы, обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания
Представлено в АОП ДО детей с ТМНР МБДОУ д/с № 23, https://clck.ru/364QPN
3.4. Примерный перечень литературных, музыкальных, художественных, анимационных произведений для реализации Программы
Представлен в АОП ДО детей с ТМНР МБДОУ д/с № 23, https://clck.ru/364QPN
3.5. Кадровые условия
Представлены в АОП ДО детей с ТМНР МБДОУ д/с № 23, https://clck.ru/364QPN
3.6. Примерный режим и распорядок дня в дошкольных группах
Представлен в АОП ДО детей с ТМНР МБДОУ д/с № 23, https://clck.ru/364QPN
Сопровождение образовательного процесса
Специалисты сопровождения | Направления коррекционной работы | Форма занятий | Продолжительность и частота |
Учитель-логопед | Развитие слухового и речевого восприятия Развитие понимания обращенной речи Развитие мелкой моторики рук | Индивидуальная коррекционная работа | 3 раз в неделю по 10 мин. |
Педагог-психолог | Индивидуальное занятие | 2 раза в неделю по 15 мин. | |
Инструктор фк ЛФК | Общая моторика | Индивидуальная Коррекционная работа | 2 раз зал 20 минут |
Воспитатели | Индивидуальная | 5 раз по 10 мин |
3.7. Календарный план воспитательной работы
Представлен в АОП ДО детей с ТМНР МБДОУ д/с № 23, https://clck.ru/364QPN
4. Дополнительный раздел
4.1. Краткая презентация Программы
Адаптированная образовательная программа определяет содержание и организацию коррекционно-образовательного процесса для Иванова Константина и направлена на обеспечение его развития в различных видах деятельности и общения с учетом возрастных, индивидуальных, психических и физиологических особенностей. Программа разработана в соответствии с Федеральными законами и актами, с учетом АОП ДО детей с ТМНР МБДОУ д/с № 23,https://clck.ru/364QPN
Приложение № 1
Мониторинг уровня развития
(2023-2024 уч. год)
Специалисты | Уровень развития на начало года (сентябрь) | Уровень развития на середину года (январь) | Уровень развития на конец учебного года (май) | Динамика на конец года | |
Воспитатели Познавательное развитие | Не соответствует возрастной норме | Не соответствует возрастной норме | |||
Социально-коммуникативное развитие | Не соответствует возрастной норме | Не соответствует возрастной норме | |||
Художественно-эстетическое развитие | Не соответствует возрастной норме | Не соответствует возрастной норме | |||
КГН | Ниже возрастной нормы | Ниже возрастной нормы | |||
Игра | Не соответствует возрастной норме | Не соответствует возрастной норме | |||
Учитель-дефектолог | АУР 3-6 месяцев | АУР 3-6 месяцев | |||
Учитель-логопед | ЗРР | ЗРР | |||
Педагог-психолог | УПР не соответствует возрасту, данных за стойкое нарушение ПД недостаточно . | УПР не соответствует возрасту, данных за стойкое нарушение ПД недостаточно . | |||
Инструктор по физической Культуре (ЛФК) | Не соответствует возрастной норме | Не соответствует возрастной норме | |||
Инструктор бассейна | Не посещает | Не посещает | |||
Музыкальный руководитель | Не соответствует возрастной норме | Не соответствует возрастной норме |