Упражнения на закрепление правильного произношения и развитие фонематического слуха
материал по коррекционной педагогике
Упражнения на закрепление правильного произношения и развитие фонематического слуха
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uprazh_fonematich_sluh.docx | 18.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Упражнения на закрепление правильного произношения и развитие фонематического слуха.
«Комар»
«Летит муха вокруг уха, жжж» — водим пальцем вокруг уха.
«Летят осы вокруг носа, сссс» — водим пальцем вокруг носа.
«Летел комар и звенел зззз, сел на лоб» - пальцем дотрагиваемся до лба,
«А мы его — хлоп и поймали» — ладошкой до лба, зажимаем кулачок, подносим его к уху.
«Отпустим комара? отпустим!» — подносим кулачок ко рту и дуем на него, разжимая ладошку.
Упражнение «Подуем на пушинку»
Дети встают в круг, воспитатель раздает им пушинки. Предлагает подуть на них, произнося: «Фу-у-у», — и посмотреть, как они летают. Затем дети поднимают упавшие пушинки (повтор 5-6 раз.)
Игра «Медвежата едят мед»
Воспитатель говорит детям, что они будут медвежатами, а медвежата очень любят мед. Предлагает поднести ладонь поближе ко рту (пальцами от себя) и «слизывать» мед — дети высовывают язык и, не дотрагиваясь до ладошки, имитируют, что едят мед. Затем, поднимая кончик языка, убирают его.
Игра повторяется 3—4 раза.
Потом воспитатель говорит: «Медвежата наелись. Они облизывают верхнюю губу (показ), нижнюю губу (показ). Гладят животики, говоря: «У-у-у» (2-3 раза)
Игра «Покормим птенчиков»
Воспитатель.
Я — мама-птица, а вы — мои детки-птенчики. Птенчики веселые, они пищат: «Пи-пи-пи», — и машут крылышками (дети повторяют движения за воспитателем и произносят звукосочетание).
— Полетела мама-птица за вкусными крошками для своих деток, а птенчики весело летают и пищат. (Дети произносят: «Пи-пи-пи»)
— Прилетела мама и начала кормить своих деток (дети приседают, поднимают головы вверх, птенчики широко раскрывают клювики, им хочется вкусных крошек (воспитатель имитирует, что кормит птенчиков, добиваясь, чтобы дети пошире раскрывали рот). Всех мама покормила и улетела, а птенчики опять летают и пищат. Игра повторяется 2-3 раза.
Игра «Часы»
Воспитатель. Послушайте, как тикают часы: «Тик-так, тик-так», как бьют часы: «Бом-бом. » Чтобы они ходили, нужно их завести: «Трик-трак ». Давайте заведем большие часы (дети повторяют соответствующее звукосочетание 3 раза); идут наши часы и сначала тикают, потом бьют (звукосочетания повторяются детьми 5—6 раз). Теперь заведем маленькие часы, часы идут и тихо поют, часы очень тихо бьют (дети каждый раз голосом имитируют ход и звон часов).
Игра «Забей гвоздик молоточком»
Воспитатель. Когда стучит большой молоток, то слышно: «Тук-тук-тук» (дети повторяют звукосочетание 5—6раз). Когда стучит маленький молоточек, то слышно: «Тюк-тюк-тюк» (дети повторяют звукосочетание 5—6 раз).
Давайте забьем гвоздь большим молотком.
Теперь забьем маленький гвоздик маленьким молоточком.
Закройте глаза и послушайте, какой молоток стучит (без системы воспитатель повторяет звукосочетания 4—5 раз, а дети говорят, какой молоток стучит).
Упражнение «Забей мяч в ворота»
На каждый стол — на противоположный от детей край — ставится по два кубика (ворота) на расстоянии 10 см друг от друга. Дети дуют на ватные шарики-мячи так, чтобы попасть в ворота.
Игра «Будь внимательным»
Воспитатель. У меня разные картинки. Если я покажу картинку, где нарисовано животное, вы должны покричать так, как оно кричит, и поднять синий кружок. Если я покажу игрушку, вы поднимете красный кружок и назовете игрушку.
Воспитатель показывает картинки произвольно, а дети выполняют действия.
Упражнение «Заморозим руку»
Дети подносят руку ко рту на расстоянии примерно 10 см, произносят:
» Фу-у-у» - дуют на руку. Упражнение повторить 4-5 раз.
Упражнение «Маятник»
Воспитатель говорит, что у некоторых часов есть маятник. Он качается (показ) и часы ходят. Если маятник остановится, встанут и часы. Наши языки будут маятниками. Откройте по шире рот. Язык будет «ходить между зубами (показ) Упражнение повторить 3 раза. После небольшого перерыва проводится вновь.
Игра «Отгадай слово»
Воспитатель. Я начну называть животное, а тот, кого попрошу, назовет его правильно. Я скажу: «Лоша... », а вы должны сказать: «Лошадь» или «лошадка».
Воспитатель произносит слово без последнего слога или звука, дети называют слово целиком.
Игра «Звенят колокольчики»
Воспитатель. Большой колокольчик (показывает большой кружок) звенит: «Дин, дин, дин». Маленький (показывает маленький кружок) звенит: «Динь, динь, динь» (дети повторяют звукосочетания). Когда я покажу большой кружок, зазвенят большие колокольчики; когда покажу маленький кружок, зазвенят маленькие колокольчики.
Игра «Лошадки и поезд»
(в кругу) Воспитатель. Когда скачут лошадки, то слышно: «Цок, ЦОК, цок» (дети повторяют звукосочетание); когда едет поезд, колеса стучат: «Чок, чок, чок» (дети повторяют). Поскакали лошадки. Лошадки отдыхают. Поехал поезд, застучал колесами. Поезд остановился. Игра повторяется 3 раза.
Упражнения зкр
«Рыбка» - открыть рот, закрыть рот, открыть и т.д
«Открывает рыба рот,
Но не слышно, что поет.»
«Лягушка» - растянуть губы в улыбку.
«Тянутся у лягушки губки
к ушкам.»
«Квака любит улыбаться,
Рот у Кваки до ушей,
Хоть завязочки пришей.»
«Тянуть губы прямо к ушкам
Очень нравится лягушкам.
Улыбаются… Смеются…
А глаза у них, как блюдца.»
«Доброе утро и солнцу и птицам:
Доброе утро улыбчивым лицам!»
[И]
«Слоник» - губы хоботком.
«Подражаю я слону:
Губы хоботом тяну…
Даже если я устану,
Их тянуть не перестану.
Буду долго так держать,
Свои губы укреплять.»
[У]
«Дудочка» - то же, что «Слоник».
«Мои губы – трубочка –
Превратились в дудочку.
Громко я дудеть могу:
Ду-ду, ду-ду-ду.
Ду-ду, ду-ду-ду.»
«Вдоль по улице иду я
И в большую дудку дую:
Ду-ду-ду да ду-ду-ду,
Я по улице иду.»
«Бублик» - губки чуть пошире, чем на упр. «Слоник».
«Бублик мы изобразили
Плавно губы округлили,
Их теперь нельзя смыкать
Бублик надо удержать.»
[О]
«Заборчик» - зубы сомкнуты.
«Зубы ровно мы смыкаем
И заборчик получаем.
А сейчас раздвинем губы:
Посчитаем наши зубы.»
Объединяем упражнения в комплекс.
«Свои губы прямо к ушкам
Растяну я, как лягушка.
А теперь слоненок я,
Видишь - хобот у меня.
А сейчас я дудочка,
Дудочка – погудочка.
Мне понравилось играть
Повторю-ка все опять.»
«Качели» - язык то вверх, то вниз.
«На качелях я качаюсь:
Вверх – вниз, вверх – вниз,
Я до крыши поднимаюсь,
А потом спускаюсь вниз.»
«Вкусное варенье» - облизать губы.
«Ох, и вкусное варенье!
Жаль, осталось на губе,
Язычок я подниму
И остатки оближу.»
«Змейка» .
«Язык в змейку превращается,
Упражненье начинается.
Вот вперед стремится змейка,
Повторить за ней сумей-ка:
То бросается вперед.
То скорей назад ползет.
( Движения языком вперед , изо рта, затем
обратно. )
Язык змейкой извивается.
Вправо, влево продвигается.
( Движения языком из стороны в сторону. )
Змейка всюду побывала,
А теперь она устала.
Уползает змейка в норку,
Чтоб немножко отдохнуть
( Язык убрать в рот. )
Отдохнула – снова в путь.
Змейке нравится играть
И движенья выполнять.»
«Шарик» - надуть щеки.
«Шар воздушный,
шаловливый,
Непослушный и
игривый.
Вот возьму его надую,
С ним на улицу пойду я.»
Упражнения можно делать перед занятиями, перед едой и т.д. Можно объединять упражнения в связки, например :
У слона воздушный шарик – «Слоник», «Шарик»
У лягушки дудочка – «Лягушка», «Дудочка»
Лягушка дружит с рыбкой – «Лягушка», «Рыбка»
Слон качается на качелях – «Слоник», «Качели»
Змея съела лягушку – «Змея», «Лягушка» и т.д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Упражнения на закрепление правильного произношения и дифференциацию звуков. Старшая группа.
Цели: развивать фонематический слух, речевое внимание, речевое дыхание, закреплять правильное произношение звуков, слов, упражнять в различении твердых и мягких согласных звуков, звонких и глухих согл...
Игры на развитие фонематического слуха и закрепление правильного произношения у детей 3-4 лет
Упражнения на закрепление правильного произношения и развитие фонематического слуха(Младшая группа)...
Картотека по развитию звуковой культуры речи. Упражнения на закрепление правильного произношения и развитие фонематического слуха.
Цели: развивать фонематический слух, речевое внимание, речевое дыхание, закреплять правильное произношение звуков, слов....
Формирование правильного произношения и развития фонематических представлений у дошкольников
Исправление недостатков звукопроизношения у детей заключается в постановке и автоматизации звуков и одновременном развитии фонематических процессов, которое проводится в игровой форме....
Представление опыта работы «Взаимодействия воспитателя комбинированной группы и учителя - логопеда» на ГМО: "Картотека игр и упражнений со звуками и словами для развития фонематического слуха и восприятия у ребёнка старшего дошкольного возраста"
Игры и упражнения со звуками и словами для развития фонематического слуха и восприятия у ребёнка старшего дошкольного возраста....
Игры и упражнения для закрепления правильного произношения у детей старшего дошкольного возраста»
Игры и упражнения могут использоватьс воспитателями и родителями для закрепления, поставленных звуков...
Упражнения на закрепление правильного произношения и дифференциацию звуков
Картотека игр в средней группе по развитию речи...