Семейный клуб "Мы вместе"
методическая разработка по коррекционной педагогике
Семейный Клуб в ДОУ как одна из форм работы с родителями
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
my_vmeste.docx | 24.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Семейный клуб «Мы вместе»
для семей воспитанников с ОВЗ и детей-инвалидов
Актуальность:
Проблема воспитания и обучения детей дошкольного возраста с нарушениями в развитии является в настоящее время весьма острой и актуальной. Коррекционная помощь таким детям - одно из приоритетных направлений в области образования. Это обусловлено тем, что неуклонно увеличивается рост количества детей с различными отклонениями в состоянии здоровья.
Обоснование необходимости разработки семейного клуба: в настоящее время ежегодно увеличивается число дошкольников с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ). Ребенок с ОВЗ - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий (ФЗ «Об образовании в РФ», ст.2 п. 16). В России насчитывается более 2 млн. детей с ограниченными возможностями (8% всех детей), из них около 700 тыс. составляют дети-инвалиды. Кроме роста числа почти всех категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, отмечается и тенденция качественного изменения структуры дефекта, комплексного характера нарушений у каждого отдельного ребенка.
Проблема:
Группа детей с ОВЗ чрезвычайно неоднородна. Это определяется, прежде всего, тем, что в нее входят дети с разными нарушениями развития: зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, включая расстройства аутистического спектра. Диапазон различий в развитии детей с ОВЗ чрезвычайно велик: от относительно легко устраняемых трудностей до детей с необратимым тяжелым поражением центральной нервной системы.
Семейный клуб организован как форма психологической поддержки, психолого-педагогического сопровождения семей воспитанников с ОВЗ и детей-инвалидов, в котором объединяются усилия семьи и педагогов в совместных действиях по развитию и воспитанию детей, чтобы раскрыть возможности совместной работы, повысить степень участия родителей в жизни своего ребенка. В основу работы с семьей положено стремление помочь родителям в воспитании и социализации детей с ОВЗ.
Семья является той естественной средой, которая обеспечивает гармоничное развитие и социальную адаптацию ребенка.
Семьи, в которых воспитываются дети с отклонениями в развитии, сталкиваются со специфическими проблемами, испытывают затруднения в их разрешении: некомпетентность по вопросам воспитания и развития аномального ребенка, незнание родителями элементарных психолого-педагогических знаний для коррекционного обучения и воспитания ребенка в домашних условиях в доступном для него формате; искажение контактов с окружающим социумом и, как следствие, отсутствие поддержки со стороны социума и т.д.
Успешная работа с воспитанниками невозможна без участия родителей, ведь именно они оказывают самое большое влияние на развитие ребенка. Исследованиями проблем оказания помощи семьям, воспитывающим детей с ОВЗ, занимались И.И. Мамайчук, О.В. Солодянкина, Е.М. Мастюкова, М.М. Семаго, В.В. Ткачева и др.
Цель созданияи функционирования семейного Клуба - повышение психолого-педагогической культуры родителей, путем приобретения ими психологических и педагогических знаний и умений; предоставление возможности общения и обмена опытом в решении проблем; создание и поддержание условий для сохранения целостности семьи и полноценного развития детей в семье, гармонизация семейных отношений, способствующих формированию равноправных партнёров.
Задачи:
- формировать у родителей позитивное восприятие личности ребенка с нарушениями развития;
- расширить видение родителями своих воспитательных функций в отношении ребенка с ограниченными возможностями здоровья;
- познакомить родителей с эффективными методами родительско-детского взаимодействия, воспитательными приемами, необходимыми для коррекции личности ребенка;
- формировать у родителей мотивацию к взаимодействию со специалистами ДОУ, участию во встречах клуба;
- способствовать расширению контактов с социумом, обеспечить возможность общения родителей, имеющих детей со схожими проблемами.
Срок реализации Клуба – 6 месяцев (с ноября по апрель).
Занятия родительского Клуба проводятся 2 раза в месяц.
Продолжительность и время проведения одного занятия 35-40 минут.
Предполагается, что основной состав группы Клуба будет постоянным, это позволит родителям лучше осознать предлагаемый материал и замотивировать родителей на практическое использование знаний в обучении и воспитании детей в домашних условиях.
План работы Клуба представлен в виде перечня заседаний, тематики клубных встреч для родителей. В течение учебного года план может корректироваться в зависимости от запросов, потребностей участников клубных встреч.
В реализации заседаний принимают участие специалисты разного профиля: педагог-психолог, учитель-логопед, медсестра, воспитатели, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, которые помогут расширить знания родителей в отдельных вопросах социальной адаптации, интеграции, развития детей-инвалидов с множественными нарушениями.
Основные принципы работы Клуба: добровольность, компетентность, индивидуальный подход, открытость, постоянство обратной связи, соблюдение этических норм, диалогизация взаимодействия.
Участниками Клуба могут быть: родители воспитанников, другие социально ответственные родственники несовершеннолетних.
Приветствуется участие в родительских встречах других членов семьи (бабушек, дедушек, других членов семьи детей с ОВЗ), учитывая, что они, как члены семьи, оказывают влияние на ребенка, участвуют в его воспитании.
Формы организации работы Клуба: «круглый стол», психологический практикум, тренинги, мастер-классы, обсуждение опыта семейного воспитания, коллективные творческие работы и многое другое
Структура заседаний Клуба:
1. Теоретическая часть – проводится в форме живого диалога (а не в форме лекции-поучения), родители в доступной форме получают информацию по теме заседания, задают вопросы, формулируют проблемы, активно участвуют в обсуждении.
2. Практическая часть – предполагает реализацию (или хотя бы «репетицию» реализации) приёмов, подходов, методов, способствующих разрешению обозначенных проблем.
3. Коммуникативная, интерактивная часть – подразумевает обязательное взаимодействие всех участников в различных специально созданных ситуациях (игровых, тренинговых).
4. Обратная связь – момент рефлексии, тот этап, на котором все участники Клуба могут проанализировать полученную информацию и впечатления, поделиться своими мыслями и ощущениями. На этапе «обратной связи» родители могут получить небольшое «домашнее задание» по теме заседания, буклеты, распечатки с рекомендациями, заданиями и тому подобные практические материалы, чтобы использовать их в процессе воспитания ребёнка.
Главные принципы при подготовке материалов к каждому этапу заседания это:
- позитивный настрой;
- отсутствие назидательности и нравоучений;
- «авансирование» тех положительных качеств и свойств, которые мы хотели бы сформировать.
Принципы работы с родителями детей с ОВЗ:
1. Личностно-ориентированный подход к детям, к родителям, где в центре стоит учет личностных особенностей ребенка, семьи; обеспечение комфортных, безопасных условий.
2. Гуманно-личностный – всестороннее уважение и любовь к ребенку, к каждому члену семьи, вера в них.
3. Принцип комплексности – психологическую помощь можно рассматривать только в комплексе, в тесном контакте педагога-психолога с учителем-дефектологом, с учителем-логопедом, воспитателем, муз. руководителем, с инструктором по физической культуре, родителями.
4. Принцип доступности.
Концепция взаимодействия ДОУ и семьи:
1. Семья – центр жизни ребенка.
2. Семья держит в своих руках важнейшие рычаги самочувствия ребенка и его развития.
3. Семья – величина постоянная, тогда как педагоги, воспитатели и детские учреждения приходят и уходят.
4. Каждый родитель – эксперт по своему ребенку, его первый воспитатель и педагог.
5. Педагоги – профессиональные консультанты, помощники и доверенные лица родителей в деле воспитания и образования, которое с отдачей ребенка в детский сад не перестает быть их собственным делом.
Предполагаемый ожидаемый результат
- Возникновение у родителей интереса к процессу развития ребенка, желание и умение видеть маленькие, но важные для ребенка, достижения.
- Участие родителей в коррекционно-образовательном процессе ребенка с пониманием значимости этого для их ребенка; развитие чувства удовлетворенности от успешного применения своих знаний в воспитании и развитии ребенка.
- Повышение активности родителей в вопросах сотрудничества со специалистами учреждения; желание участвовать в психолого-педагогических мероприятиях (клубные занятия, психологические тренинги, консультации т.д.).
- Расширение круга общения среди родителей учреждения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Планирование работы семейного клуба «Вместе мы можем всё!» в дошкольном учреждении
В настоящее время активно используются нетрадиционные интерактивные формы работы с родителями, основанные на сотрудничестве и взаимодействии педагогов и родителей. В новых формах взаимодействия ...
Заседание семейного клуба «Вместе с мамой, вместе с папой» Тема: «Азбука семейного общения»
Заседание семейного клуба «Вместе с мамой, вместе с папой» Тема: «Азбука семейного общения»...
Семейный досуг вместе с детьми
В статеье рассказывается как провести выходные, праздники, каникулы вместе с детьми......
Семейный проект "Вместе весело читать"
Вопрос о приобщении ребенка к книге - один из самых открытых сегодня.Воспитать у каждого ребёнка интерес к чтению, научить его бережно относиться к книге – одна из задач педагога. Процесс общения...
Спортивное развлечение с родителями и детьми старшего дошкольного возраста Семейные старты «Вместе с мамой, вместе с папой!»
Цель: пропаганда здорового образа жизни, приобщение семьи к физкультуре и спорту.Задачи.1. Совершенствовать физические способности в двигательной деятельности: бег на скорость, прыжки на фи...
Семейный клуб "Вместе с папой, вместе с мамой"
Весёлые творческие задания для семейного досуга....
Сценарий заседания семейного клуба «Вместе с мамой, вместе с папой» ВЕЧЕР ДРУЖБЫ
сценарий "Вечер дружбы"...