Игры на развитие памяти
картотека по коррекционной педагогике
Чтобы сформировать у ребенка произвольную память, учитывайте, что для запоминания чего-либо ребенку необходимо опираться на свой чувственный опыт – он должен прожить, прочувствовать ситуацию. Ему будет трудно запомнить то, что неинтересно. А интерес у него возникает в игре
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igry_razvitie_pamyati.docx | 18.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Игры на развитие памяти
Кто спрятался?
Расставьте перед ребенком четыре игрушки. Скажите, что вы сейчас будете играть в прятки. Пусть малыш закроет глаза, а вы пока спрячете одну из игрушек. Когда малыш откроет глаза, пусть угадает, кто из зверей спрятался. В следующий раз уже можно будет спрятать две игрушки, а малыш должен будет их назвать и т.д.
Повтори действия
Положите перед малышом 2- 3 игрушки и проделайте с каждой из них разные действия: мишку «положите» на стол, зайчика подбросьте вверх и поймайте, машинку крутаните. Предложите малышу повторить ваши действия с теми же самыми игрушками.
Кто где спрятался
Возьмите две-три коробочки. При ребенке спрячьте в одну коробочку мячик, в другую – кубик, в третью - матрешку. Скажите ребенку: «Покажите, в какой коробке матрешка, а в какой мячик?». В дальнейшем можно изменить задание и спросить: «Скажи, а что спрятано в этой коробке?». Ребенку нужно назвать предмет, а потом заглянуть в коробку и проверить правильность своего ответа.
Кто где живет
Вырежьте из картона три домика (домики должны отличаться по цвету и размерам). В первом домике будет жить медведь, во втором – зайчик, в третьем – кошка. Расселите игрушки по домам. Обратите внимание малыша, кто в каком домике живет. Далее игрушки выходят из домиков и отправляются на «прогулку». После «прогулки» надо вернуть игрушки в свои домики. Домики могут быть плоскими, в таком случае из картона нужно вырезать и фигурки животных. Вместо домиков можно использовать игрушечные машинки – кто на какой машинке приехал.
У кого что было?
Посадите перед ребенком трех игрушечных животных и «раздайте» каждой игрушке разные предметы: например, зайчику - мячик, мишке – баночку, обезьянке – зубную щетку. Потом предложите малышу закрыть глаза и вспомнить, что держит в лапах зайчик, а что мишка и обезьянка.
Игры на развитие внимания
Полезные прятки
◈ Предложите ребенку поиграть в прятки со сказкой. Придумайте короткий рассказ и попросите малыша показывать то, о чем вы будете говорить.
◈ Например: «Жила-была девочка. Однажды они с мамой играли в прятки. Думала девочка, думала и решила спрятаться под стол. Смотрит мама — нет ее дочки. Где же она? Может, под диваном? Посмотрела — нет ее там. А может быть под стулом? И там нет. А, вот где она — под столом».
◈ Далее вы рассказываете, как девочка спряталась в шкаф, залезла на стул и притаилась.
Где звенит
Игра способствует разбитию внимания, логического мышления, помогает изучить цвет и форму предметов
Необходимый инвентарь: разноцветные коробочки, колокольчик.
◈ Положите в одну из коробок колокольчик, в другую — немного крупы, а третью оставьте пустой.
◈ Трясите их и слушайте, какие звуки при этом получаются.
◈ Обязательно называйте цвет коробок: «Интересно, что это звенит в желтой коробке?» и т. д. После того, как малыш начнет разбираться в цветах имеющихся коробок, Их можно оклеить бумагой другого цвета, или добавить коробки с новыми наполнителями.
Найди игрушку
Игра развивает внимание, умение слушать, ориентироваться в пространстве
◈ Попросите ребенка найти игрушку, находящуюся в комнате, но не называйте ее, а опишите.
◈ Сначала можно упростить игру: предложить ребенку показать, где в комнате находится конкретная, хорошо знакомая ему игрушка.
◈ Когда малыш ее найдет, порассуждайте вместе с ним о том, что игрушка, оказывается, была на диване, под подушкой и т. д.
◈ Другой вариант игры: одновременно с описанием игрушки можно указать ее местоположение (например, справа от ребенка).
Чего не хватает
Игра развивает внимание, наблюдательность
Необходимый инвентарь: несколько предметов, оказавшихся у вас под рукой.
◈ Игра крайне полезная в любом возрасте.
◈ Для малышей в возрасте двух лет подойдет простой вариант. Положите на стол несколько предметов. Пускай ребенок посмотрит на них какое-то время.
◈ Попросите малыша отвернуться и уберите один из предметов. Предложите указать, чего не хватает.
◈ Теперь дайте ребенку проверить вашу наблюдательность.
◈ Начинать лучше с небольшого количества вещей: двух-трех игрушек будет вполне достаточно.
◈ Можно разнообразить игру, не убирая предметы со стола, а меняя их положение.
ЧТО ДОЛЖЕН УМЕТЬ РЕБЕНОК 2-3 ЛЕТ
(памятка родителям)
1. ПАМЯТЬ, ВНИМАНИЕ, МЫШЛЕНИЕ
• Правильно складывать пирамидку.
• Узнавать предметы по их частям (например, колесо от машинки).
• Складывать картинки из 2-4 частей.
• Узнавать и называть основные цвета.
• Находить ошибки на картинках (что лишнее, чего не хватает, неправильно выбран цвет
предмета и т. д.), обосновывать свой ответ.
• Называть недостающие части у предметов.
• По описанию выбирать из трёх предметов нужный.
• Рассказывать по памяти о содержании картинок по наводящим вопросам.
• Помнить, что делал утром, днём и вечером.
2. МАТЕМАТИКА
• Узнавать и называть круг, квадрат, треугольник; находить похожие на них предметы в
окружающей обстановке.
• Считать предметы в пределах пяти; отвечать на вопрос: «сколько всего?».
• Знать, сколько лап у кошки, ушей у зайца, пальцев на руке и т. д.
• Сравнивать 2-3 предмета разной длины, ширины и высоты.
• Находить предмет, ориентируясь на его местоположение: «вверху» - «внизу», «на
нижней полке»; понимать задание: «подними руки вверх» - «опусти руки вниз»,
посмотри вверх» - «посмотри вниз».
3.РАЗВИТИЕ РЕЧИ
• Называть предметы окружающей обстановки и знать об их назначении.
• Понимать, какие предметы относятся к группе «мебель», «игрушки», «транспорт», «продукты», «овощи», «фрукты», «одежда» и т. д.
• Рассказать, из каких частей состоят предметы (например,: у дома есть крыша, окно, дверь, труба, крыльцо и т. д.).
• Называть действия людей и животных (бежит, прыгает, лежит, рисует и т. д.). • Находить предмет по описанию (мяч - круглый, резиновый, красный); самостоятельно
составлять описание предмета.
• Запоминать несложные потешки, стихи.
4.ГРАФИЧЕСКИЕ НАВЫКИ
Малыш начинает пользоваться различными изобразительными средствами: мелками, красками, карандашами, фломастерами; учится проводить различные линии, рисовать окружности, раскрашивать картинки.
КАК ПРАВИЛЬНО ВЫСТРАИВАТЬ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ МЕЛКОЙ МОТОРИКОЙ?
Достаточно регулярно в игровом формате заниматься дома.
Упражнения включают подручные материалы, которые есть в каждом доме.
1) Массажные мячики-ёжики и книжки со стишками для пальчиковой гимнастики помогут в занятиях и послужат разминкой. Подборку книг по пальчиковой гимнастике с готовыми упражнениями, помогающими в развитии мелкой моторики, и массажеров ищите в подборке товаров внизу статьи.
2) Далее переходим к самим упражнениям и играм для развития мелкой моторики.
«Сухой бассейн».
Возьмите емкость (тазик, контейнер) диаметром примерно 25-35 см и глубиной не менее 13 см, затем насыпьте туда смесь круп – гречку, горох, фасоль, макароны-рожки и спрячьте туда маленькие игрушки или ракушки. Задача ребёнка – искать фигурки-игрушки на ощупь, используя две руки или правую и левую по очереди. Далее можно с закрытыми глазами сортировать крупы на ощупь – горстка макарон, горстка фасоли и т.д.
Подобные игры улучшают чувствительность пальчиков и кистей, а также снижают стресс и спазм ручек за счёт массажного эффекта. Главное — руки должны быть в крупе по запястье. Наиболее полезна гречка, так как эта крупа имеет четко выраженные грани, которые необходимы для активизации нервных окончаний на подушечках пальцев.
Игра «Волшебный мешочек»
В мешочек складываются предметы разной формы, величины и текстуры. Важно предварительно показать их ребёнку, дать пощупать каждый из них и обсудить текстуру и особенности каждого предмета. Потом малыш с закрытыми глазами ощупывает предметы одной рукой и угадывает их. Помните, что ребенок должен поочередно использовать правую и левую руки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
игры по развитию памяти
материал представлен в виде карточек для картотеки игр...
ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ
Игры будут полезны детям, страдающим церебрастеническим синдромом, апатической формой психоорганического синдрома, церебральным параличом и другими заболеваниями, одним из ярких симптомов ...
Игры на развитие памяти
1. Игра "Фотоаппараты" - на развитие памяти и внимания. 1-ый вариант: детям на секунду показывается карточка с любым изображением, должны как можно подробнее описать его. 2-ой вариант:...
Игры на развитие памяти и внимания
Игры на развитие памяти и внимания...
ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ. ПРИЕМЫ, ПОМОГАЮЩИЕ ЗАПОМИНАНИЮ
Память может быть зрительной, слуховой, эмоциональной, двигательной. Для дошкольного возраста наиболее развитой является непроизвольная память. К началу обучения и в начале ш...
Влияние подвижной игры на развитие памяти дошкольника
В дошкольном возрасте интенсивно формируется различные формы познания. Среди них память занимает центральное место, обеспечивая взаимосвязь позновательных процессов, видов деятельности ребёнка. Подвиж...