Развитие артикуляционной моторики у детей с ДЦП
консультация по коррекционной педагогике (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Развитие артикуляционной моторики у детей с ДЦП
С этой целью проводятся пассивная и активная артикуляционные гимнастики.
Пассивные упражнения, выполняемые взрослым, направлены на вызывание кинестезий.
Активная артикуляционная гимнастика постепенно усложняется, добавляются функциональные нагрузки. Такого плана артикуляционная гимнастика направлена на закрепление кинестезий, на улучшение качества артикуляционных движений. Отрабатываются такие качества, как точность, ритмичность, переключаемость и другие.
Пассивная артикуляционная гимнастика
Пассивная артикуляционная гимнастика проводится после массажа. Взрослый выполняет пассивные движения органов артикуляции. Это создает условия для формирования произвольных движений речевой мускулатуры. Направление, объем и траектория пассивных движений те же, что и активных. От последних они отличаются тем, что их начало, конец и фиксация не зависят от ребенка. Взрослый оформляет схему артикуляционного движения, по возможности объясняя ее ребенку, требуя от него зрительного контроля. Пассивные упражнения осуществляются сериями по 3-5 движений. Нужно постепенно воспитывать способность зрительно контролировать и оценивать каждое движение, ощущать и запоминать его.
Пассивная гимнастика для языка и губ
- выведение языка из ротовой полости вперед;
- втягивание языка назад;
- опускание языка вниз (к нижней губе);
- поднимание языка вверх (к верхней губе);
- боковые отведения языка (влево и вправо);
- придавливание кончика языка ко дну ротовой полости;
- приподнимание кончика языка к твердому небу;
- легкие плавные покачивающие движения языка в стороны.
- собирание верхней губы (поместив указательные пальцы обеих рук в углы рта, проводят движение к средней линии);
- собирание нижней губы (тем же приемом);
- собирание губ в трубочку – «хоботок» (движение производится к средней линии);
- растягивание губ в улыбку при фиксации пальцами углов рта;
- поднимание верхней губы;
- опускание нижней губы;
- смыкание губ для выработки кинестетического ощущения закрытого рта;
- создание различных укладов губ, необходимых для произнесения гласных звуков (а, о, у, и, ы, э).
Активная артикуляционная гимнастика
На первых этапах работы используют максимальное подключение различных анализаторов (зрительного, слухового, тактильного). Тактильный анализатор играет существенную роль в кинестетическом восприятии, поэтому массаж и пассивную гимнастику проводят перед активной артикуляционной гимнастикой. Далее для развития более четких и дифференцированных артикуляционных кинестезий постепенно исключают участие тактильного анализатора, зрения и слуха. При выполнении активных артикуляционных движений в мимической, губной и язычной мускулатуре важно формировать полноту объема движений, дифференцированность включения различных мышц; плавность, симметричность движений; скорость включения и переключения. Необходимо развитие произвольности, дифференцированности артикуляционных движений и контроля за их выполнением.
Упражнения для развития мимических мышц лица
- закрывание (обычное и плотное) и открывание глаз;
- нахмуривание бровей;
- поднимание бровей, образование продольных морщин на лбу;
- надувание щек;
- проглатывание слюны;
- открывание и закрывание рта;
- жевательные движения.
Активная гимнастика для губ и языка
1 этап:
- вытягивание губ вперед трубочкой;
- растягивание губ в улыбку;
- чередование движений «хоботок» - «оскал»;
- смыкание губ (обычное и плотное) при сомкнутых и разомкнутых челюстях;
- размыкание губ при закрытом и открытом рте;
- мгновенное смыкание губ с разрывом (типа «поцелуй»);
- вялый губной выдох (струя воздуха направлена под губы, щеки надуваются не напряженно);
- целевой губной выдох (в определенном направлении с напряженными и расслабленными щеками);
- поднимание верхней губы с обнажением зубов (плаксивое выражение лица).
- выталкивание языком марлевой салфетки, засунутой за щеку (попеременно слева и справа);
- перемещение в полости рта предметов различного размера, фактуры и формы (пуговицы, шарики и т.д.);
- удерживание губами различных предметов (пробка, марля).
Большая работа должна проводиться над мышцами языка. Необходимо развитие общих, менее дифференцированных движений языка, а затем формирование тонких и дифференцированных его движений, активизация его кончика, отграничение языка и нижней челюсти.
- прикосновение кончиком языка к краю нижних зубов;
- выдвигание языка вперед;
- втягивание языка внутрь рта;
- опускание языка вниз;
- приподнимание языка вверх;
- боковые отведения (вправо и влево);
- приподнимание вверх и прижимание средней части языка к боковым зубам верхней челюсти;
- суживание языка и заострение его;
- переключение различных позиций.
2 этап: (упражнения, имеющим артикуляционное значение для постановки звуков)
- «Улыбка» - растягивание разомкнутых губ, зубы при этом сомкнуты, хорошо видны.
- «Трубочка» («Хоботок») – вытягивание губ вперед (зубы сомкнуты).
- «Улыбка» - «Трубочка» - попеременное выполнение.
- Втягивание нижней губы в ротовую полость.
Упражнения для языка выполняются с широко раскрытым ртом и при неподвижной нижней челюсти.
- «Болтушка» - движения языка вперед-назад.
- «Часики» - движения языком влево-вправо.
- «Качели» - движения языком вверх-вниз.
- Круговые движения языком: по губам, по зубам в преддверии рта, за зубами.
- «Лошадка» - щелканье языком.
- «Лопатка» - широкий расслабленный язык высунуть, положить на нижнюю губу, подержать 10-15 сек.
- «Иголочка» - узкий напряженный язык высунуть далеко вперед и удерживать 10-15 сек.
- «Желобок» - высунуть широкий язык, боковые края языка загнуть вверх.
- «Чашечка» - широкий язык поднят кверху. Потянуться боковыми краями и кончиком языка к верхним зубам, но не касаться их.
- «Парус» - рот широко открыть, узкий язык поднять вверх, коснуться бугорков (альвеол) за верхними зубами.
- «Грибок» - широкий язык присосать к небу. Рот раскрыть как можно шире, так, чтобы ножка гриба (подъязычная связка) натянулась.
- «Маляр» - сделать упражнение «Парус». Двигать кончиком языка по поверхности твердого неба вперед-назад.
- «Вкусное варенье» - рот приоткрыть, высунуть широкий язык, облизать им верхнюю губу и убрать в глубь рта.
- «Громкий барабан» - рот широко открыть, широкий язык поднять вверх, произносить громко, не опуская кончика языка: д-д-д-д-д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие артикуляционной моторики у детей младшего возраста
Гимнастика органов речи - подготовительный этап при постановке звуков. При подборе упражнений необходимо соблюдать определенную последовательность - идти от простых упражнений к более сложным....
Развитие артикуляционной моторики у детей с ОНР II – III уровня через комплексную логопедическую гимнастику.
В статье отражена значимость и организация работы по развитию артикуляционной моторики для формирования правильного звукопроизношенияу детей с речевой патологией (ОНР 2-3 уровня) в средней логоп...
Семинар – практикум: "Развитие артикуляционной моторики у детей с нарушением речи, как эффективное средство коррекции звукопроизношения".
Грамотная, чёткая чистая и ритмичная речь ребёнка – это не дар, она приобретается благодаря совместным усилиям логопедов, педагогов и родителей. В первую очередь такая речь характеризуется правильным ...
План работы по самообразованию « Развитие артикуляционной моторики у детей с нарушением речи, как эффективное средство коррекции звукопроизношения».
План работы, проведённой в течении 15 месяцев, по теме « Развитие артикуляционной моторики у детей с нарушением речи, как эффективное средство коррекции звукопроизношения»....
Презентация на тему : Развитие артикуляционной моторики у детей среднего возраста. Опыт работы.
Презентация артикуляционной гимнастики....
Развитие артикуляционной моторики у детей с нарушением речи, как эффективное средство коррекции звукопроизношения
Тема для самообразования для учителя логопеда на логопункте в ДОУ. ...
Развитие артикуляционной моторики у детей с тяжелыми нарушениями речи
Презентация, предоставленная на конкурс проекта партии "Единая Россия" "Детские сады-детям!" в номинации "Лучший учитель-логопед"...