"Салфеточная аппликация как средство развития творческих способностей детей с ОВЗ"
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая группа)

Слапогузова Наталья Геннадьевна

Работая в группе для детей с тяжелыми нарушениями речи и, изучая особенности формирования творческих способностей у дошкольников с тяжелыми речевыми нарушениями показало, что задержка в развитии речи влечет за собой задержку в развитии воображения. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Салфеточная аппликация как средство развития творческих     способностей детей с ОВЗ»

Обучить творчеству нельзя,

но это вовсе не  значит,

что нельзя воспитателю                                                                                                                                                                                                                                                  содействовать его

образованию и проявлению»                                                                                                           Л.С.Выготский

                                                                                                                                                                     Работая в группе для детей с тяжелыми нарушениями речи и, изучая особенности формирования творческих способностей у дошкольников с тяжелыми речевыми нарушениями показало, что задержка в развитии речи влечет за собой задержку в развитии воображения. Это связано с бедностью языкового опыта и устной речи. Творческие навыки можно и нужно расширять и укреплять, учитывая возраст и интересы дошкольников, и  индивидуальный подход к развитию творческих способностей каждого ребенка.

Из своего опыта могу сказать, что у детей с  ТНР недостаточно развиты изобразительные навыки  и умения. Как правило, их самостоятельная работа носит репродуктивный характер: они объясняют по памяти то, что уже умеют делать. Важно внедрить в образование коррекционно-развивающую направленность.  Стимулирование развития эстетического чувства, художественного творчества, обучение конкретным трудовым навыкам, воспитание любви к труду – вот важная задача, которую мы можем решить.

 Я считаю, что именно аппликация является уникальным средством развития творческих способностей детей. Это одна из самых простых, увлекательных и эффективных видов художественной деятельности.  Дети любят работать с бумагой, потому что с ней легко работать. Особенно привлекательны нетрадиционные техники работы с бумагой. Работа с материалами с хорошо выраженной фактурной поверхностью  развивает тактильную чувствительность, воздействует на тактильно-двигательные центры, связанные с полушариями головного мозга, отвечающими за развитие речевой деятельности. Для вовлечения детей в творческую деятельность необходимо использовать различные методы и приемы. Методы обучения различны – это рассказ, беседа, объяснение, рассматривание репродукций, самостоятельная практическая работа детей и т.д. Для социализации детей во время занятий используются различные дидактические игры, сюрпризные моменты и т.д.

Во время работы я знакомлю детей со свойствами разных материалов, учу распознавать геометрические формы и цвета предметов, определять соотношение размеров частей и объединять детали в единое целое, выделять структуру, находить предметы в пространстве, ориентироваться на листе бумаги.

 Творческая работа с различными художественными материалами и техникой стимулирует  интерес детей к  творчеству, и  являются необходимым условием формирования творческой личности ребенка.

В процессе аппликации ребенок испытывает самые разные чувства: радуется красивой картинке, которую создал сам, расстраивается, когда что-то не получается. Но самое главное, что, создавая образ, ребенок приобретает различные знания; его представления об окружающем мире проясняются и углубляются; В процессе работы он начинает понимать качества предметов, запоминать их характерные черты и детали, овладевает визуальными способностями и навыками, учится использовать их осознанно.

Ведь любой ребенок, создающий образ того или иного предмета, передает сюжет, обращается к своим чувствам, понимает, как он должен выглядеть. В этом и заключается суть детского художественного творчества, которое проявляется не только тогда, когда ребенок самостоятельно придумывает тему его применения, но и тогда, когда по заданию педагога он создает изображение, определяет композицию, цвета и другие средства выражения, внося интересные дополнения. Я часто использую в своей работе нетрадиционные техники аппликации.

 Для проведения работ часто использую такой материал, как бумажные салфетки. Почему? Этот материал очень удобный, легкий и не требует особых усилий для работы. Работать с ним можно без использования ножниц, салфетки легко отрываются, легко склеиваются клеем. Салфетки можно складывать, скручивать, мять, придавать любую форму, этот материал очень подходит для детей с ограниченными возможностями.

Бумажные салфетки – универсальный материал,  не требующий больших затрат. Они бывают самых разных цветов и рисунков, поэтому из них можно создавать интересные композиции. Материал совершенно безопасен и удобен для детей с ограниченными возможностями. Использование салфеток положительно влияет на развитии моторики рук.

При сминании кусочка бумажной салфетки кончиками пальцев,  образуется  комочек, которым дети заполняют по контуру рисунок и приклеивают в определенном месте.  Работы, созданные в этой технике, получаются оригинальными и красочными. Дети получают удовольствие от процесса и удовлетворение от того, что работа, выполненная  своими руками,  украшает группу.  

Сначала сминается  салфетка размером 5 х 5 см, затем она постепенно становится все меньше и меньше.  Пальцы детей становятся более ловкими, а  комки более плотными. Продуктивная деятельность всегда интересна детям, но   радость, восхищение и гордость  за свой труд, когда они видят свою работу неизмеримы.  

Конечно, детям нужна помощь взрослых. Вначале они будут сосредоточены на разминании и скручивании. Но постепенно работа перестанет утомлять ребенка и он будет с удовольствием демонстрировать своё творчество.                                  

   Получившиеся шарики клеим согласно эскизу. Сначала эскиз размещается на бумаге, на которой нарисована задуманная картина. Готовая аппликация приклеивается к основе – цветному картону. Окончательная отделка панно зависит от фантазии автора.  

 Как показывает опыт, использование нетрадиционной техники аппликации выводит ребенка за привычные рамки  творчества, пробуждает  в них интерес к самостоятельному творчеству, помогает  детям избавиться от комплекса «я не умею». Они начинают работать смелее, увереннее, независимо от уровня их способностей. Мнение о том, что творческие  занятия не для всех и под силу  только одаренным детям, теряет  обоснованность.

 Более того, основная идея проведения таких занятий – создать  комфортную  среду общения, а потом уже развитие способностей, творческого потенциала, творческой индивидуальности каждого ребенка и его самореализации.

Список используемых источников:

1. Гугуман Т. В., Семерез А. С. Нетрадиционные аппликации как средство развития мелкой моторики рук у дошкольников // Молодой ученый. — 2017. — №26. — С. 158-161.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование нетрадиционных техник аппликации как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста».

В данной статье хочу поделиться опытом работы по использованию нетрадиционных техник аппликации в совместной изобразительной деятельности педагога с детьми....

«Использование нетрадиционных техник аппликации как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста»

Статья  для  воспитателей дошкольных  учреждений  о  развитии  творческих  способностей  дошкольников посредством  использования нетрадиционных  техни...

Статья "Использование нетрадиционных техник аппликации как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста".

На современном этапе развития дршкольной педагогики проблему детского творчества невозможно рассматривать отдельно от вопросов обучения изоброзительной деятельности. Именно нетрадиционные техники аппл...

Статья: «Аппликация как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста»

Данная статья посвящена развитию творческих способностей у детей через аппликацию.Основным показателем творчества является получение чего-то нового,неповторимого....

Статья "Использование нетрадиционных техник аппликации как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста".

Одним из наиболее близких и естественных для ребёнка-дошкольника видов деятельности, является изобразительная деятельность. Изобразительная деятельность в детском саду - эффективное средство поз...

Использование нетрадиционных техник аппликации как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста

Используя в работе с детьми нетрадиционные техники аппликации, мы усиливаем интерес ребенка творить, создавать, фантазировать....

Личный творческий план Тема:«Нетрадиционные техники аппликации, как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста».2020-2021 учебный год

Личный творческий план Тема:«Нетрадиционные техники аппликации, как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста».2020-2021 учебный год...