Проект "Логоритмика"
проект по коррекционной педагогике (средняя группа)
Преодоление речевых нарушений у детей дошкольного возраста с ОНР с использованием логопедической ритмики
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_logoritmika.docx | 29 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОЕКТ «ЛОГОРИТМИКА»
Автор проекта: Астаева Наталья Николаевна
Вид проекта: практико-ориентированный
Тип проекта: долгосрочный
Срок реализации: сентябрь-май 2021г
База реализации: МАДОУ №322 «Морозко»
Участники проекта: дети средней группы, логопед,,, музыкальный руководитель, психолог, родители детей.
Актуальность
С каждым годом растет количество детей-дошкольников с различными нарушениями речи. Это результат недостаточного внимания со стороны родителей, замена живого общения с ребенком телевидением, увеличение частоты общих заболеваний детей, плохая экология и т.д.
Педагогам необходимо искать новые, эффективные и интересные детям формы работы, по решению проблемы.
Логоритмика является наиболее эмоциональным звеном в работе с детьми, сочетающая в себе развитие сенсорных и двигательных способностей детей. Под влиянием занятий логопедической ритмикой у детей дошкольного возраста происходят значимые изменения в звукопроизношении, словообразовании, в накоплении активного словарного запаса. Логопедическая ритмика – одна из форм своеобразной терапии, основанная на использовании связи слова, музыки и движения. Это одно из эффективных средств воздействия в комплексе реабилитационных методик воспитания, лечения и обучения детей с речевой патологией. Введение ритмики в систему обучения нормально говорящих и слышащих детей способствует развитию их общей музыкальности и культуры движения. В отношении детей с расстройствами речи занятия ритмикой преследуют иную цель, имеют специфические задачи и свою методику.
Главная задача логопедической ритмики – улучшение речи через развитие слухового внимания на основе формирования в процессе движения чувства ритма.
Нарушение ритма речи затрудняет общение ребенка, имеющего расстройства слуха и речи, с нормально говорящими людьми. Воспитание, развитие или восстановление нарушенного ритма движений и речи приближает ребенка к среде говорящих людей.
Занятие ритмикой развивает внимание (слуховое, зрительное, тактильно вибрационное), память, волю, быстроту двигательной реакции тех процессов, которые помогают ребенку воспринимать все окружающее и закреплять получаемые впечатления, быстро реагировать на сигналы извне для установления связи с окружающей средой. В итоге все эти навыки будут содействовать как усвоению учебного материала, так и успешному осуществлению любой другой целенаправленной деятельности. Таким образом, ритмика способствует общему развитию и обучению ребенка.
Цель: преодоление речевых нарушений речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи с использованием логопедической ритмики.
Задачи:
Оздоровительные:
∙развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики;
∙ формирование правильного дыхания;
∙ формирование чувства равновесия.
Образовательные
∙ формирование двигательных навыков и умений;
∙ формирование пространственных представлений.
Воспитательные
∙воспитание и развитие чувства ритма;
∙ способность воспринимать музыкальную образность.
Коррекционные
∙преодоление основного речевого нарушения.
Практическая значимость
Создание опыта работы с детьми с нарушениями речи через проведение логоритмических игр и упражнений.
Этапы проекта:
I. Подготовительный
1)Проведение диагностического обследования с целью определения уровня развития речи у детей с общим недоразвитием речи
2) Изучение научно – методической литературы по теме
3)Анкетирование родителей с целью изучения уровня их компетентности в∙ вопросе применения логопедической ритмики.
4) Определение цели, задач, содержания проекта, прогнозирование∙ результата
II. Основной
1.Содержание деятельности логопеда:
- Проведение коррекционно – развивающих занятий по развитиюлексико-грамматического строя речи с использованием логоритмики;
- Консультирование родителей по данной проблеме;
- Оформление наглядной информации для родителей (папки-передвижки,∙ буклеты, памятки)
- Проведение мастер – классов для родителей с целью обучения ихпрактическим навыкам работы с детьми в домашних условиях.
2. Содержание деятельности воспитателей:
Подбор упражнений в соответствии с комплексно-тематическим∙ планированием детского сада.
Проведение логоритмических упражнений в процессе непосредственнообразовательной деятельности, в течение дня и во время проведениярежимных моментов.
Оформление наглядной информации для родителей (папки-передвижки,∙ буклеты, памятки)
3. Содержание деятельности музыкального руководителя:
∙Подбор музыкального сопровождения к упражнениям.
∙ Проведение логоритмических упражнений в процессе непосредственной образовательной деятельности∙
4. Содержание деятельности родителей:
∙ Проведение упражнений в домашних условиях.∙
III. Заключительный Проведение диагностического обследования с целью определенияэффективности коррекционно – развивающей работы; Подведение итогов реализации проекта, презентация проекта.
∙ Ресурсы
Информационные:
Методическая литература, папки-передвижки, буклеты.
Материально-технические
Картотека ритмических упражнений; фонотека: флешкарта с записями детских произведений; магнитофон
Взаимодействие со специалистами Отклонения в развитии детей требуют специально организованной систематической работы. Лучшим способом организации работы является сотрудничество специалистов детского сада: логопеда, музыкального руководителя, воспитателей. У каждого свой вид деятельности, но цель у всех общая – развитие и воспитание ребенка.
Логопед задает лексическую тему, проводит занятие, проводит работу по развитию мелкой моторики рук, закрепляет и автоматизирует звуки, обогащает активный словарь детей. Воспитатель проводит подготовительную работу по заданию логопеда, разучивает с детьми пальчиковые игры, стихи и движения.закрепляет и автоматизирует звуки, обогащает активный словарь детей. Музыкальный руководитель на своих занятиях проводит работу над правильным речевым дыханием, над активизацией внимания, воспитанием музыкального ритма, используя те же игры и упражнения логоритмики, что и воспитатели.
Родители разучивают и закрепляют речевой материал с ребенком дома.
Примерный календарный план логоритмических занятий
№ п/п | Занятия | Месяц |
1. | «Яблоко» по мотивам сказки В.Сутеева | Октябрь |
2. | «Спор грибов и ягод» | |
3. | «Путешествие язычка» | |
4. | «Приключения дождика» | |
1. | «Краски осени» | Ноябрь |
2. | «Палочка –выручалочка по мотивам сказки В.Сутеева | |
3. | «Как коза в лесу избушку построила» по мотивам русской народной сказки | |
4. | « Кот петух и лиса» | |
1. | «Теремок-холодок» | Декабрь |
2. | «Дед Мороз построил дом» | |
3. | «Отчего у белого медведя нос черный» | |
4. | «елка» по мотивам сказки В.Сутеева | |
1. | «Снеговик на елке» | Январь |
2. | «Морозята» | |
3. | «Мороз Иванович» по мотивам сказки В.Одоевского | |
4. | «Приключения снежинки» | |
1. | «Снежная книга» по мотивам рассказа В.Бианки | Февраль |
2. | «Мороз, солнце и ветер» по мотивам русской народной сказки» | |
3. | «Гуси-лебеди» по мотивам русской народной сказки | |
1. | «Я маму мою обидел» по стихотворению Э.Мошковской | Март |
2. | « Кем быть» | |
3. | «Откуда у носорога шкура» по мотивам одноименной сказки Р.Киплинга | |
4. | «Откуда у верблюда горб по мотивам сказки Р.Киплинга | |
1. | «Откуда у кита такая глотка» по мотивам сказки Р.Киплинга | Апрель |
2. | «Космическое путешествие» | |
3. | « Лекарство от зевоты» | |
4. | «Пасха» | |
1. | «Колобок» | Май |
2. | «Волшебное зеркальце» | |
3. | « Как муравьишка дом солнышка искал» | |
4. | « История о том , как гном построил дом» |
Перспективный план работы на 2020-2021
Сроки | Содержание работы | ||||
С детьми | С родителями | С педагогами | |||
сентябрь | Планирование целей и задач работы совместно с муз. Руководителем на учебный год:
| Индивидуальные беседы и консультации с родителями детей, о необходимости регулярно посещать занятия для систематической выработки двигательных, слуховых, речевых навыков | 1.Изучить литературу по заданной теме. 2.Знакомиться с современными исследованиями. 3.Знакомиться с новыми авторскими программами 4.Изучать опыт педагогов, методистов из методических журналов, книг, сайтов, образовательных ресурсов 5. Подбор практического материала( система упражнений, игр, аудио-видео материалов | ||
Октябрь | Консультация «Что такое логоритмика?» Размещение материала на сайте детского сада | Совершенствовать свои знания в области педагогики и психологии | |||
ноябрь | Проведение логоритмических занятий | Мастер – класс «Использование методов и приемов логоритмики у детей» с целью обучения практическим навыкам работы с детьми в домашних условиях | Работа над темой по самообразованию «логоритмические игры и упражнения в соответствии с лексическими темами» | ||
декабрь | Проведение логоритмических занятий | Папка передвижка Подготовка и проведение развлечения «теремок-холодок» | Подготовка консультативных материалов для родителей воспитанников и педагогов | ||
январь | Проведение логоритмических занятий | Индивидуальные беседы с родителями по результатам промежуточной диагностики детей (консультации и рекомендации) Игровой тренинг «Веселаялогоритмика» | Буклеты «логоритмические игры и упражнения» | ||
февраль | Проведение логоритмических занятий | Игровой тренинг «Веселаялогоритмика» | Изучать прогрессивный опыт коллег по применению логоритмических сказок в развитии речи детей. Пополнять методическую копилку своих занятий, дидактических материалов по теме. | ||
Март | Проведение логоритмических занятий | Подготовка и проведение развлечения «Гуси-лебеди»( совместная деятельность родителей и детей) | Обзор в интернете информации по теме самообразования | ||
апрель | Проведение логоритмических занятий | Размещение наглядного материала (фотоотчет «Так занимаются наши дети) | «Мастер-класс «логоритмика» | ||
Май | Проведение логоритмических занятий | Презентация проекта |
|
Ожидаемые результаты
Реализация проекта «Логоритмика» позволит нормализовать состояние мышечного тонуса, поможет освободить ребенка от эмоциональной и двигательной зажатости, способствует координации процессов дыхания, артикуляции, регулированию ритма речи, профилактике и преодолению речевых расстройств; совершенствованию умения выполнять упражнения под музыку; развитию пластичности, выразительности, плавности и ритмичности движений.
Литература
1. Аксанова Т.Ю. Логопедическая ритмика в системе коррекционной работы с дошкольниками с ОНР. СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009.
2. Алябьева Е.А, Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения. Методическое пособие. М.: «ТС СФЕРА».
3. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика: Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности 031800 –Логопедия; 032000 – Коррекционная педагогика и специальная психология (дошкольная).- СПб.: «Петербург –XXI», 1997.
4. Макарова Н. Ш., Коррекция речевых и неречевых нарушений у детей дошкольного возраста на основе логоритмики. СПб.: «ДЕТСТВОПРЕСС», 2009.
5. Овчинникова Т.С. Логоритмическиераспевки. СПб.: «КАРО», 2009.
6. Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 5-6 лет.- М.:ТЦ Сфера, 2008