Проект "Логоритмика"
проект по коррекционной педагогике (средняя группа)

Преодоление речевых нарушений у детей дошкольного возраста с ОНР с использованием логопедической ритмики

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_logoritmika.docx29 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОЕКТ «ЛОГОРИТМИКА»

Автор проекта: Астаева Наталья Николаевна

Вид проекта: практико-ориентированный

Тип проекта: долгосрочный

Срок реализации: сентябрь-май 2021г

База реализации: МАДОУ №322 «Морозко»

Участники проекта: дети средней группы, логопед,,, музыкальный руководитель, психолог, родители детей.

Актуальность

С каждым годом растет количество детей-дошкольников с различными нарушениями речи. Это результат недостаточного внимания со стороны родителей, замена живого общения с ребенком телевидением, увеличение частоты общих заболеваний детей, плохая экология и т.д.

Педагогам необходимо искать новые, эффективные и интересные детям формы работы, по решению проблемы.

Логоритмика является наиболее эмоциональным звеном в работе с детьми, сочетающая в себе развитие сенсорных и двигательных способностей детей. Под влиянием занятий логопедической ритмикой у детей дошкольного возраста происходят значимые изменения в звукопроизношении, словообразовании, в накоплении активного словарного запаса. Логопедическая ритмика – одна из форм своеобразной терапии, основанная на использовании связи слова, музыки и движения. Это одно из эффективных средств воздействия в комплексе реабилитационных методик воспитания, лечения и обучения детей с речевой патологией. Введение ритмики в систему обучения нормально говорящих и слышащих детей способствует развитию их общей музыкальности и культуры движения. В отношении детей с расстройствами речи занятия ритмикой преследуют иную цель, имеют специфические задачи и свою методику.

 Главная задача логопедической ритмики – улучшение речи через развитие слухового внимания на основе формирования в процессе движения чувства ритма.

Нарушение ритма речи затрудняет общение ребенка, имеющего расстройства слуха и речи, с нормально говорящими людьми. Воспитание, развитие или восстановление нарушенного ритма движений и речи приближает ребенка к среде говорящих людей.

Занятие ритмикой развивает внимание (слуховое, зрительное, тактильно вибрационное), память, волю, быстроту двигательной реакции тех процессов, которые помогают ребенку воспринимать все окружающее и закреплять получаемые впечатления, быстро реагировать на сигналы извне для установления связи с окружающей средой. В итоге все эти навыки будут содействовать как усвоению учебного материала, так и успешному осуществлению любой другой целенаправленной деятельности. Таким образом, ритмика способствует общему развитию и обучению ребенка.

Цель: преодоление речевых нарушений речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи с использованием логопедической ритмики.

Задачи:

Оздоровительные:

развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики;

  формирование правильного дыхания;

  формирование чувства равновесия.

Образовательные

 формирование двигательных навыков и умений;

  формирование пространственных представлений.

Воспитательные

воспитание и развитие чувства ритма;

  способность воспринимать музыкальную образность.

Коррекционные

преодоление основного речевого нарушения.

Практическая значимость

Создание опыта работы с детьми с нарушениями речи через проведение логоритмических игр и упражнений.

Этапы проекта:

I. Подготовительный  

1)Проведение диагностического обследования с целью определения уровня развития речи у детей с общим недоразвитием речи

2) Изучение научно – методической литературы по теме

3)Анкетирование родителей с целью изучения уровня их компетентности в вопросе применения логопедической ритмики.

4) Определение цели, задач, содержания проекта, прогнозирование результата

II. Основной

1.Содержание деятельности логопеда:

  •  Проведение коррекционно – развивающих занятий по развитиюлексико-грамматического строя речи с использованием логоритмики;
  • Консультирование родителей по данной проблеме;
  •  Оформление наглядной информации для родителей (папки-передвижки, буклеты, памятки)
  •  Проведение мастер – классов для родителей с целью обучения ихпрактическим навыкам работы с детьми в домашних условиях.

2. Содержание деятельности воспитателей:  

Подбор упражнений в соответствии с комплексно-тематическим планированием детского сада.

 Проведение логоритмических упражнений в процессе непосредственнообразовательной деятельности, в течение дня и во время проведениярежимных моментов.

 Оформление наглядной информации для родителей (папки-передвижки, буклеты, памятки)

3. Содержание деятельности музыкального руководителя:  

Подбор музыкального сопровождения к упражнениям.

  Проведение логоритмических упражнений в процессе непосредственной образовательной деятельности

4. Содержание деятельности родителей:

 Проведение упражнений в домашних условиях.

III. Заключительный  Проведение диагностического обследования с целью определенияэффективности коррекционно – развивающей работы;  Подведение итогов реализации проекта, презентация проекта.

 Ресурсы

Информационные:

Методическая литература, папки-передвижки, буклеты.

Материально-технические

Картотека ритмических упражнений; фонотека: флешкарта с записями детских произведений; магнитофон

Взаимодействие со специалистами Отклонения в развитии детей требуют специально организованной систематической работы. Лучшим способом организации работы является сотрудничество специалистов детского сада: логопеда, музыкального руководителя, воспитателей. У каждого свой вид деятельности, но цель у всех общая – развитие и воспитание ребенка.

Логопед задает лексическую тему, проводит занятие, проводит работу по развитию мелкой моторики рук, закрепляет и автоматизирует звуки, обогащает активный словарь детей. Воспитатель проводит подготовительную работу по заданию логопеда, разучивает с детьми пальчиковые игры, стихи и движения.закрепляет и автоматизирует звуки, обогащает активный словарь детей. Музыкальный руководитель на своих занятиях проводит работу над правильным речевым дыханием, над активизацией внимания, воспитанием музыкального ритма, используя те же игры и упражнения логоритмики, что и воспитатели.

Родители разучивают и закрепляют речевой материал с ребенком дома.

Примерный календарный план логоритмических занятий

№ п/п

Занятия

Месяц

1.

«Яблоко» по мотивам сказки В.Сутеева

Октябрь

2.

«Спор грибов и ягод»

3.

«Путешествие язычка»

4.

«Приключения дождика»

1.

«Краски осени»

Ноябрь

2.

«Палочка –выручалочка по мотивам сказки В.Сутеева

3.

«Как коза в лесу избушку построила» по мотивам русской народной сказки

4.

« Кот петух и лиса»

1.

«Теремок-холодок»

Декабрь

2.

«Дед Мороз построил дом»

3.

«Отчего у белого медведя нос черный»

4.

«елка» по мотивам сказки В.Сутеева

1.

«Снеговик на елке»

Январь

2.

«Морозята»

3.

«Мороз Иванович» по мотивам сказки В.Одоевского

4.

«Приключения снежинки»

1.

«Снежная книга» по мотивам рассказа В.Бианки

Февраль

2.

 «Мороз, солнце и ветер» по мотивам русской народной сказки»

3.

«Гуси-лебеди» по мотивам русской народной сказки

1.

«Я маму мою обидел» по стихотворению Э.Мошковской

Март

2.

« Кем быть»

3.

«Откуда у носорога шкура» по мотивам одноименной сказки Р.Киплинга

4.

«Откуда у верблюда горб

по мотивам сказки Р.Киплинга

1.

«Откуда у кита такая глотка» по мотивам сказки Р.Киплинга

Апрель

2.

«Космическое путешествие»

3.

« Лекарство от зевоты»

4.

«Пасха»

1.

«Колобок»

Май

2.

«Волшебное зеркальце»

3.

« Как муравьишка дом солнышка искал»

4.

« История о том , как гном построил дом»

Перспективный план работы на 2020-2021

Сроки

Содержание работы

С детьми

 С родителями

С педагогами

сентябрь

Планирование целей и задач работы совместно с муз. Руководителем на учебный год:

  1. Изучение литературы
  2. Определение целей и задач темы, ее актуальности
  3. Разработка системы мер, направленных на решение проблемы
  4. Прогнозирование результатов

Индивидуальные беседы и консультации с родителями детей, о необходимости регулярно посещать занятия для систематической выработки двигательных, слуховых, речевых навыков

1.Изучить литературу по заданной теме.

2.Знакомиться с современными исследованиями.

3.Знакомиться с новыми авторскими программами

4.Изучать опыт педагогов, методистов из методических журналов, книг,

сайтов, образовательных ресурсов

5. Подбор практического материала( система упражнений, игр, аудио-видео материалов

Октябрь

Консультация «Что такое логоритмика?»

Размещение материала на сайте детского сада

Совершенствовать свои знания в области педагогики и психологии

ноябрь

Проведение логоритмических занятий

Мастер – класс

«Использование методов и приемов логоритмики у детей» с целью обучения практическим навыкам работы с детьми в домашних условиях

Работа над темой по самообразованию

«логоритмические игры и упражнения в соответствии с лексическими темами»

декабрь

Проведение логоритмических занятий

Папка передвижка

Подготовка и проведение развлечения «теремок-холодок»

Подготовка консультативных материалов для родителей воспитанников и педагогов

январь

Проведение логоритмических занятий

Индивидуальные беседы с родителями по результатам промежуточной диагностики детей (консультации и рекомендации)

 Игровой тренинг «Веселаялогоритмика»

Буклеты «логоритмические игры и упражнения»

февраль

Проведение логоритмических занятий

Игровой тренинг «Веселаялогоритмика»

Изучать прогрессивный опыт коллег по применению логоритмических сказок в развитии речи детей. Пополнять методическую копилку своих занятий, дидактических материалов по теме.

Март

Проведение логоритмических занятий

Подготовка и проведение развлечения «Гуси-лебеди»( совместная деятельность родителей и детей)

Обзор в интернете информации по теме самообразования

апрель

Проведение логоритмических занятий

Размещение наглядного материала (фотоотчет «Так занимаются наши дети)

«Мастер-класс

«логоритмика»

Май

Проведение логоритмических занятий

Презентация проекта

  1. Размещение опыта на сайте ДОУ
  2. Публикации

Ожидаемые результаты

Реализация проекта «Логоритмика» позволит нормализовать состояние мышечного тонуса, поможет освободить ребенка от эмоциональной и двигательной зажатости, способствует координации процессов дыхания, артикуляции, регулированию ритма речи, профилактике и преодолению речевых расстройств; совершенствованию умения выполнять упражнения под музыку; развитию пластичности, выразительности, плавности и ритмичности движений.

Литература

1. Аксанова Т.Ю. Логопедическая ритмика в системе коррекционной работы с дошкольниками с ОНР. СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009.

2. Алябьева Е.А, Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения. Методическое пособие. М.: «ТС СФЕРА».

3. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика: Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности 031800 –Логопедия; 032000 – Коррекционная педагогика и специальная психология (дошкольная).- СПб.: «Петербург –XXI», 1997.

4. Макарова Н. Ш., Коррекция речевых и неречевых нарушений у детей дошкольного возраста на основе логоритмики. СПб.: «ДЕТСТВОПРЕСС», 2009.

5. Овчинникова Т.С. Логоритмическиераспевки. СПб.: «КАРО», 2009.        

6. Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических  занятий с детьми 5-6 лет.- М.:ТЦ Сфера, 2008