Многофункциональное дидактическое пособие "Сад-огород"
картотека по коррекционной педагогике (старшая группа)

Акимова Елена Александровна

Многофункциональное дидактическое пособие "Сад-огород"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sad_ogorod.docx980.67 КБ

Предварительный просмотр:

Многофункциональное дидактическое пособие

«Сад-огород»

Разработчик:

Воспитатель Акимова Елена Александровна

Уважаемые коллеги, я хочу Вам рекомендовать игровое пособие «Сад-огород». Многофункциональность такого пособия решает коррекционно-развивающие задачи.

Коррекционно-образовательные. Уточнение, расширение и активизация словаря по лексическим темам «Овощи. Огород», «Фрукты. Ягоды. Сад», «Продукты питания». Формирование грамматического строя речи (образование формы множественного числа существительных, согласование прилагательных в роде, числе, образование существительных с уменьшительно - ласкательными суффиксами, образование относительных прилагательных).

- Коррекционно-развивающие. Развитие связной речи, зрительного внимания, восприятия, мышления. Развитие фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза слов. Развитие слоговой структуры слов.

Коррекционно-воспитательные. Формирование навыка доброжелательности, самостоятельности, сотрудничества, взаимопонимания, ответственности, инициативности.

Данное пособие можно использовать на индивидуальных, подгрупповых, фронтальных занятиях и в самостоятельных играх детей.  

Применение дидактического пособия, способствует в активной и интересной форме развивать коммуникативные способности детей 4-7 лет. Что важно: все элементы дидактического пособия можно потрогать руками, поиграть с ними, переместить их с одного место на другое, что позволяет ребенку построит свою игровую ситуацию самостоятельно, вместе с педагогом или с другими детьми.

Рекомендации по изготовлению: пособие представляет собой сумку из фетра, внутри сумки наборное полотно в виде полочек, кастрюли красного, синего, зеленого цвета, овощи, фрукты, ягоды изготовлены из фетра, корзинки, кукла повар.

Воспитатель: Лето выдалось на редкость урожайным! Давайте пойдем в магазин за покупками и разложим все овощи, фрукты и ягоды по кармашкам.

  1. Игра «Собираем урожай»

Цель: расширять и активизировать словарный запас детей по теме «Сад-огород».

Воспитатель: - Ребята, а вы знаете где и как растут овощи, фрукты, ягоды.

Дети:  В саду, в лесу, на грядке, на дереве, на кустарнике.

Воспитатель: Что такое корнеплоды? Почему они так называются? Какие фрукты, овощи, ягоды растут в наших краях?

Дети: Ответы детей.

Далее логопед проводит беседу на тему «Сад-огород».

  1. Игра «Жадина»

Цель: расширять и активизировать словарный запас детей, умение согласовывать местоимения (мой, моя, мое) с существительными и прилагательными.

 Воспитатель: представь, что это твои овощи. Ответь на вопросы: чей это огурец? (мой огурец). Чья капуста (Моя капуста) и т.д.

  1. Игра «Веселые поварята»

Цель: формировать умение образовывать относительные прилагательные.

Логопед: Жили-были в одной сказочной стране веселые поварята. А что означает это слово?

Дети. Это дети на кухне, которые помогают повару.

Воспитатель:  Они были очень забавные, веселые, потому что любили одновременно готовить и разговаривать, играть и вкусно поесть. А больше всего они любили разнообразные фрукты. Хотите побывать у поварят  в гостях? 

Дети. Да.

Воспитатель: Тогда начинаем наше волшебное превращение в поварят.

Воспитатель вместе с детьми проговаривает рифмовку, выполняют соответствующие движения.

Один, два, три!              Дети приседают, обхватывают руками колени,

                                        пригибают голову.

Волшебство к нам        Медленно выпрямляются,

Приходи!                       Встают в полный рост.

К солнцу потянулись,  Поднимают руки вверх, встают на цыпочки.

Небу улыбнулись!        Смотрят вверх и улыбаются.

Были мы ребята:           Руки ставят на пояс,

Теперь мы поварята!    Разводят руки в стороны.

Дети надевают поварские  колпаки и подходят к логопеду.

Воспитатель. Сегодня мы с вами будем готовить разные блюда из фруктов.

Воспитатель. Что можно сделать из фруктов?

Дети. Из фруктов  можно сварить компот, варенье, выжать сок, сделать начинку для пирога, салат.

  1. Игра «Отгадай загадки»

Цель: расширять и активизировать словарный запас детей по теме «Сад», развивать внимание, мелкую моторику.

Воспитатель. А из  каких фруктов сварим компот, варенье, сок мы узнаем, если загадки отгадаем.  Картинки помогут их отгадать.

На наборное полотно выставляются картинки  с изображением фруктов: яблоко, груша, апельсин. Воспитатель загадывает детям загадки.

Я на лампочку похожа

И на Ваньку – встаньку тоже.

У меня румяный бок,

А откусишь – брызнет сок.

                         (Груша)

Круглое, румяное,

Я расту на ветке.

Любят меня взрослые

И маленькие детки.

                         (Яблоко)

Яркий, сладкий, налитой,

Весь в обложке золотой.

Не с конфетной фабрики –

Из далекой Африки.

                         (Апельсин)

Воспитатель. Апельсин, яблоко, груша – что это?

Дети. Фрукты.

Воспитатель. Какие еще фрукты вы знаете? Назовите их.  (Ответы детей.)

Воспитатель. Где растут фрукты?

Дети. На деревьях,  в саду. 

На столе у логопеда  "сухой"  бассейн, наполненный фасолью.

Воспитатель.  Опустите руки в бассейн. Найдите, какие фрукты я там спрятала.

Дети по очереди достают фрукты, называют и  кладут их в  кастрюлю.

  1.  «Четвертый лишний»

Цель: развитие зрительного внимания, восприятия, мышления.

Воспитатель. Помоги навести порядок на полочках, убрать с каждой полочки лишний предмет и объяснить свой выбор.

  1. «Посчитай-ка»

Цель: развитие грамматического строя речи (согласование существительных с числительными).

         Воспитатель. Давай посчитаем сколько всего в сумке овощей? Фруктов? Ягод?       Раскладывай

  1. «Сортировки»

Цель: развитие зрительного внимания, восприятия, мышления.

Воспитатель. Давай разложим урожай по полочкам по различным признакам: по цвету, форме, размеру, виду (овощи, фрукты, ягоды), вкусовым качествам (сладкие, кислые, горькие).

  1. Шнуровка «Гусеница»

Цель: развитие мелкой моторики.

Воспитатель. Ребята, а каких животных можно увидеть на огороде? (крот, пчелы, муравьи, колорадские жуки, гусеницы). Кто из них приносит пользу, а кто является вредителем? Посмотрите, какая у нас гусеница, давай протянем шнурок с гусеницей через отверстия в яблоке.

  1. Игра «Один - много»

Цель: развитие грамматического строя речи (образование формы множественного числа существительных).

Воспитатель.  Давайте, сварим компот из фруктов, начиная со слов «Я буду варить компот из…» Ребенок берет картинку и говорит: «Я буду варить компот из груш, апельсинов, лимонов».

  1. Игра «Назови цвет»

Цель: развитие зрительного внимания, мышления, грамматического строя речи (согласование прилагательных в роде, числе).

Воспитатель. Ребята, давайте сварим варенье из фруктов, начиная со слов «Я буду варить варенье из…» Ребенок берет картинку и говорит: « Я буду варить варенье из зелёных яблок, оранжевых апельсинов, желтых лимонов».

  1. Игра «Назови ласково»

Цель: развитие грамматического строя речи (образование существительных с уменьшительно - ласкательными суффиксами).

Воспитатель.  Хотите сварить овощное рагу?

Дети. Да.

Воспитатель. А вы знаете, из чего можно сварить овощное рагу? А вы сможете?

Дети берут овощи на полке и отвечают полным предложением.

Например. «Я буду варить рагу из…» «Я буду варить рагу из капусточки (капустки), морковочки, укропчика».

  1. Игра «Из чего - какой?»

Цель: совершенствование грамматического строя речи (образование относительных прилагательных с суффиксом –ов-).

Воспитатель предлагает сварить суп, на наборном полотне изображены овощи. Ребёнок берет овощ и произносит, какой суп: гороховый, морковный, луковый и т.д.

  1. Игра «Что изменилось?»

Цель: развитие зрительного внимания, фразовой речи, грамматического строя речи.

Воспитатель просит внимательно посмотреть на кастрюлю с фруктами, просит детей закрыть глаза и меняет картинку сливу на грушу. Откройте глаза. Посмотрите внимательно. Чего не стало? Что появилось?

  1. Игра «В магазин пойдем, овощей наберем»

Цель: формирование навыков слогового анализа слов.

 Воспитатель.  Ребята, давайте сварим суп,  а что нам дл я этого нужно?

Дети. Ответы детей (овощи).

Воспитатель. А где нам взять овощи?

Дети. Купить в магазине или собрать на огороде.

Воспитатель.  Но сейчас на улице зима. На огороде ничего нет.

Дети. Тогда пойдем в магазин.

На наборном полотне вставлены в кармашки овощи и фрукты. Дети выбирают овощи и складывают их в корзинку.

  1. Игра «Назови первый звук»

Цель: развитие навыков фонематического анализа

Воспитатель.   Ребята, посмотрите внимательно на фрукты, назовите первый звук в словах.

  1. Игра «Гласные - согласные»

Цель: развитие фонематического восприятия, дифференциация гласных и согласных звуков.

Воспитатель просит ребенка разложить овощи и фрукты : в красную кастрюлю овощи и фрукты, в названии которых первый звук гласный, в синюю кастрюлю овощи и фрукты, в названии которых первый звук согласный.

  1. Игра «Звонкий - глухой»

Цель: развитие фонематического восприятия, дифференциация звонкости – глухости согласных звуков.

Примерный материал для игры: кастрюля синего и зеленого цвета, предметные картинки помидор, морковь, тыква, горох, свекла, лук.

 Воспитатель  просит ребенка разложить овощи: в синюю кастрюлю овощи, в названии которых первый звук звонкий согласный, в зелёную кастрюлю овощи, в названии которых первый звук глухой согласный.

  1. Игра «Твёрдый - мягкий»

1 вариант.

Цель: развитие фонематического восприятия, дифференциация твердых и мягких согласных звуков.

Примерный материал для игры: кастрюля синего и зеленого цвета, петрушка, перец, тыква, горох, лук, капуста, редис из фетра.

Воспитатель просит ребенка разложить овощи: в синюю кастрюлю овощи, в названии которых первый звук твердый согласный, в зелёную кастрюлю овощи, в названии которых первый звук мягкий.

2 вариант.

Цель: развитие фонематического восприятия, дифференциация звуков [р]-[р'].

Примерный материал для игры: кастрюля синего и зеленого цвета, редис, огурец, морковь, перец, помидор, картофель из фетра.

 Воспитатель  просит ребенка разложить овощи: в синюю кастрюлю овощи, в которых находится звук [р], в зелёную кастрюлю овощи, в которых звук [р'].


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Многофункциональное дидактическое пособие для младших дошкольников "Сенсорное панно"

представлены игры и упражнения для работы с детьми младшего дошкольного возраста...

Многофункциональное дидактическое пособие "Волшебные кармашки"

Данное пособие может использовать в непосредственно образовательной деятельности детей, как в индивидуальной, так и в подгрупповой работе с дошкольниками....

Многофункциональное дидактическое пособие "Губка-Боб и его игрушки".".

Многофуннкциональный дидактический материал "Губка-Боб и его игрушки" используется в работе с детьми младшего дошкольного возраста.Изготовлен из цветных,приятных на ощюпь,удобных в исполь...

Многофункциональная дидактическая игра «Веселые паровозики».

Здравствуйте!Мы хотим представить вашему вниманию многофункциональное дидактическое пособие сделанное своими руками "Веселые паровозики". Предназначенное для использования детей 3-5 лет.Цель. Развитие...

Многофункциональное дидактическое пособие "Дидактическая юбка"

Государственное бюджетное дошкольное образовательное  учреждение           детский сад №46 Пушкинского района Санкт-Петербурга   М...

Дидактическая игра "Найди соответствие". Многофункциональное дидактическое пособие для детей 5 - 7 лет.

Дидактическая задача: Через дидактическую игру «Найди соответствие», создать условия для закрепления представлений детей об окружающем, умение выражать свои мысли, делать выводы.Игро...

Многофункциональное дидактическое пособие «Дидактическая юбка» как средство формирования предпосылок функциональной грамотности детей раннего дошкольного возраста»

Адаптационный период в детском саду – серьёзное испытание для детей раннего возраста: стрессовые ситуации, вызванные адаптацией, надолго «выводят из строя» эмоциональное состояние ре...