Консультация для родителей «Как и чему учить ребёнка с ЗПР дома»
статья по коррекционной педагогике

Надежда Александровна Сандакова

С детьми необходимо постоянно общаться, проводить занятия, выполнять рекомендации педагога. Больше времени следует уделять ознакомлению с окружающим миром: ходить с ребенком в магазин, в зоопарк, на детские праздники, больше разговаривать с ним о его проблемах (даже если его речь невнятна), рассматривать с ним книжки, картинки, сочинять разные истории, чаще ребенку рассказывать о том, что вы делаете, привлекать его к посильному труду. Важно также научить ребенка играть с игрушками и другими детьми.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5148a6674f57efc3d93878a9ea666110.docx24.4 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Как и чему учить ребёнка с ЗПР дома»

С детьми необходимо постоянно общаться, проводить занятия, выполнять рекомендации педагога. Больше времени следует уделять ознакомлению с окружающим миром: ходить с ребенком в магазин, в зоопарк, на детские праздники, больше разговаривать с ним о его проблемах (даже если его речь невнятна), рассматривать с ним книжки, картинки, сочинять разные истории, чаще ребенку рассказывать о том, что вы делаете, привлекать его к посильному труду. Важно также научить ребенка играть с игрушками и другими детьми.

Для развития познавательных процессов необходимо выполнять упражнения:

Развитие мелкой моторики:

  • Графические упражнения

  • Прописи

  • Лепка

  • Рисование

  • Пальчиковая гимнастика

  • Оригами

Развитие внимания:

  • выкладывание узора из мозаики;

  • выкладывание фигуры из палочек по образцу;

  • исключение лишнего;

  • нахождение различий в двух похожих картинках;

  • нахождение двух одинаковых предметов среди множества;

  • нанизывание бусинок по образцу;

  • срисовывание по клеточкам;

  • нахождение одной буквы в газетном тексте (при повторе упражнения количество отмеченных букв за единицу времени увеличивается).

Развитие восприятия:

  • Различать цвета и их оттенки.

  • Различать форму предметов и геометрические фигуры.

  • Сравнивать предметы по величине (длине, ширине, высоте).

  • Выражать словами, какой предмет больше (меньше), длиннее (короче), выше (ниже), шире (уже).

  • Сравнивать до 10 предметов, различных по величине.

  • Измерять длину предметов с помощью условной мерки (нитки).

  • Различать и называть части суток, их последовательность.

  • Понимать значение слов вчера, сегодня, завтра.

  • Знать дни недели, месяцы года.

Развитие памяти:

  • Заучивать небольшое стихотворение один раз в неделю;

  • Находясь на кухне, спросите у ребенка, что вы забыли положить в салат или правильно вы накрыли на стол?

  • Перед сном, когда вы прочли книгу, скажите ребенку: «Запомни, на какой страничке мы остановились, завтра мы продолжим с этого места», например, 4 строчка сверху, 10 страница;

  • После просмотра мультфильма, задайте вопросы по его содержанию;

  • После уборки можно спросить у ребенка: «Все ли игрушки лежат на своих местах?», переложив одну из них в другое место;

  • Придя домой с прогулки, спросите у ребенка, что он сегодня видел на улице;

Развитие мышления:

  • Сравнивать и сопоставлять предметы, находить их сходства и различия.

  • Описывать различные свойства окружающих его предметов.

  • Узнавать предметы по заданным признакам.

  • Разделять предметы на классы, группы путем выделения в этих предметах тех или иных признаков.

  • Находить противоположные по значению понятия.

Развитие речи:

  • Выполняйте артикуляционную гимнастику,

  • Выполняйте упражнения: «Один-много», «Назови ласково», «Какой? Какая? Какие?», «Посчитаем предметы».

  • Составляйте рассказы по картинкам.

  • Пересказывайте сказки, мультфильмы.

Развитие психических функций

Примеры игр и упражнений:

Зрительное внимание: Игры: «Найди отличия», «Найди два одинаковых предмета», «Найди половинку предмета», «Найди точно такую же картинку или предмет», «Что забыл изобразить художник», «Узнай по силуэту», «Узнавание наложенных и пересекающих (зашумленных) изображений предметов»,

«Лабиринты».

Слуховое внимание: Игры: «Бывает – не бывает», «Съедобное – несъедобное»,

«Можно – нельзя», «Да – нет», «Кто внимательный», «Вода, дорога, воздух», «Едем, плаваем, летаем», «Во саду ли, в огороде», «Внимательно слушай и быстро отвечай»,

«Назови части».

Зрительная память: Игры: «Какого предмета не стало», «Посмотри, запомни и назови», «Повтори, не ошибись», «Кто знает, пусть продолжает», «Что изменилось».

Слуховая память: Игры: «Кто знает, пусть продолжает», «Цепочка слов»,

«Кто больше запомнит?», «Телефон», «Послушай, запомни и повтори слова»,

«Запомни и назови пары слов», «Подбери нужное слово», «Кто больше назовет слов, которые подходят к данному слову?», «Внимательно слушай и выполняй»; заучивание потешки, загадки, стихотворения; пересказ сказки, рассказа.

Зрительное восприятие: Величина (пирамидки, стаканчики, «Какой предмет самый большой», «Какой предмет самый маленький», «Высокий – низкий», «Толстый – тонкий», «Длинный – короткий», «Широкий – узкий»); Цвет (4 года – основные цвета; 5 лет – основные и оранжевый, коричневый, голубой, фиолетовый; 6 лет – основные и розовый, светло-зеленый, серый; 7 лет – основные и 8 оттенков и более); Форма (4 года – круг, квадрат, треугольник; 5 лет – круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал; 6 лет - круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, трапеция, ромб, многоугольник) - («Геометрическое лото», «Найди и покажи вершины, стороны, углы», «Какие предметы напоминают по форме» и т.д.);

Пространственная ориентировка: (на себе; другом человеке; расположение предметов по отношению к себе; другому лицу (справа, слева, впереди, сзади и т. д.); на листе бумаги; в тетради в клетку; Временные представления (части суток; времена года; месяцы; дни недели; 6-7 лет знакомство с часами «стрелки, циферблат»);

Слуховое восприятие: (различать тихие и громкие звуки);

Понимание предлогов: (в, на, за, под, над, перед, из, у, с, к, из-за, через, из- под, рядом, между, около)

Главное - родители должны оценить возможности ребенка с ЗПР и его успехи, заметить прогресс (пусть незначительный), а не думать, что, взрослея, он сам всему научится. Только совместная работа специалистов, педагогов и семьи пойдет ребенку с задержкой психического развития на пользу и приведет к положительным результатам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Чему учить будущего первоклассника"

консультация для родителей будущих первокласскиников...

Консультаця для родителей детей старшей группы «Учим ребёнка общаться»

Как помочь ребенку в общении с окружающими людьми....

Консультаця для родителей детей старшей группы «Учим ребёнка общаться»

Как помочь ребенку в общении с окружающими людьми....

Консультация для родителей. Вопросы и ответы. "Учим ребёнка математике"

1.С какого возраста можно учить ребёнка математике?Как только у ребёнка проявится интерес к числам, так и начинайте учить.Считается, что наиболее благоприятный для математики период, - это 5 лет. ...