«Родителям будущих первоклассников»
консультация по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Мельникова Нина Сергеевна

Готовность обучению (школьная зрелость) трактуется ныне как комплексное понятие, охватывающую умственную , социальную,эмоциональную зрелость и физическую зрелость детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley.docx17.2 КБ

Предварительный просмотр:

«Родителям будущих первоклассников»

Готовность к обучению (школьная зрелость) трактуется ныне как комплексное понятие, охватывающее умственную, социальную, эмоциональную зрелость и физическое здоровье детей. «Школьная зрелость» - это тот уровень психического развития ребенка, при котором требования систематического обучения не будут чрезмерными и не приведут к нарушению здоровья ребенка.

Первыми педагогами детей являются родители, которые обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития. У ребенка отчетливо выражена потребность в общении, признании, в различных видах деятельности. Надо радоваться любознательности детей, их вопросам «Что? Как? Почему?». Ведь это первая ступенька к знанию, к активному и разумному участию в жизни.

Определять «школьную зрелость» за неделю до первого сентября поздно. Уже нет времени что-то исправить, «подтянуть», потренировать, чему-то научить. Оптимальный срок – примерно за год до школы.

Сначала давайте проверим уровень речевого развития. Это не сложно: попросите ребенка составить рассказ по картинке или по серии картинок. Прекрасно, если ребенок умеет связно, без искажений и неправильных сочетаний рассказать «историю». При несформированности связной речи дети, как правило, называют отдельные предметы, но не могут составить предложение. Необходимо обратить внимание на звукопроизношение.

Не менее важно определить, умеет ли ребенок различать звуки, выделяет ли их в словах. Поиграйте с ним в «звуки». Сначала приготовьте карточки с изображением предметов. Положите перед ребенком 10 карточек и попросите отложить те карточки, где в названии предметов есть определенный звук, например «Ш»; потом можно попросить отложить карточки, где в названии предметов встречаются другие звуки, гласные и согласные. Не раздражайтесь, если нужно, повторите задание, не торопите его, не прерывайте по ходу работы, даже если он делает что-то неправильно. Лучше спросить: «Закончил? Давай проверим, правильно ли ты сделал? Что на этой картинке? Ш-шапка» (ребёнок выделяет голосом звук, который надо услышать).

Может быть и так, что после первой неудачи, особенно если Вы не будете достаточно терпеливы, ребенок откажется: «Не хочу, мне не интересно». Не настаивайте. Такой быстрый отказ свидетельствует о необходимости регулярных и систематических (но не продолжительных) занятий. Это значит, что работа по определенной инструкции еще не доступна вашему ребёнку. Может быть, стоит ее видоизменить, внести больший элемент игры. В ходе таких занятий Вы получаете возможность проверить способность ребенка и сконцентрировать свое внимание на определенном задании.

Можно провести такие игры:

«Отгадай, какой звук можно петь в слове кот?» (сыр, кит, лук…)?

«Кто больше назовет слов со звуком «К» (кошка, куры, кран…)?

«Назови слова с гласным звуком «А» в начале, в середине, в конце слова» (астры, сад, утка).

«Назови слово, которое начинается с последнего звука слова «лес» - слон – нора – аист и т.д.

«Отгадай, какие одинаковые звуки в словах «лук» - «мак»?

Назови слова, которые состоят из двух частей (о-сы, шу-ба).

Кто больше назовет слов, в которых первая часть «Са» (Са-ша, са-ни …)?

Кто больше назовет слов, в которых последняя часть «Ша» (Ма-ша, ка-ша)?

Все эти игры ребенок может освоить до школы. Их можно изменять, усложнять. Но занимаясь с малышом помнить: все задания выполняются не только ребенком, но и взрослым. Не забывайте похвалить его за то, что сегодня отвечал лучше, чем вчера. Если Вы заметили, что ребенок начал утомляться и потерял интерес – прекратите игру.

Большое значение для успешного обучения в школе имеет уровень развития памяти ребенка. Проверить так называемую механическую память довольно просто. Для этого нужна спокойная обстановка, а задание может быть таким: «Постарайся запомнить слова, которые я назову, а потом повторить их мне». Не торопясь, взрослый читает 10 слов, например: год, лес, мёд, брат, слон, мяч, окно, сын, мыло, рука.

Прочитав все слова, нужно попросить ребенка повторить их, затем это же задание можно повторить еще 3 раза. Важно делать все спокойно, не дергать ребенка, не торопиться, ведь ребенок не может запомнить сразу все слова. Похвалите его за то, что он смог запомнить. Если ребенок сразу вспомнил не менее 5 слов, а после 3-х кратного повтора - 9-10, если не было провалов после какого-либо повтора и, если через час он забыл не более 2-х слов, то у него хорошая память.

Если заметили, что ребенку трудно сосредоточиться, ни в коем случае не применяйте «силовые методы», а придумайте увлекательное задание.

В общем, не теряйте времени! Надеюсь, что эти советы помогут Вам найти верные ориентиры в подготовке ребенка к школе.

А самое важное: такие занятия сближают детей и взрослых, делают их друзьями.

Список литературы:

1. О.Г. Калина, Т.В. Панкова. Трудно быть ребенком. Детско-взрослый психологический словарик. – М: Форум, 2011.

#1047;емцова О.Н. Тесты для детей 6 лет: учебное пособие. – Москва, 2008г. (Серия «Умные книжки»).

Подготовила учитель- логопед : Мельникова Н.С.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Клуб будущих первоклассников Консультация Тема: «Что нужно знать родителям будущих первоклассников».

Часто родители прибывают в некотором заблуждении по поводу подготовленности их детей к школьному обучению. Заблуждение это заключается в родительской уверенности в том, что ребёнок считается подготовл...

Консультация для родителей будущих первоклассников «Портрет будущего первоклассника».

Школа – это совершенно новая жизнь для ребёнка. Она создаёт такие формы регламентации жизни ребёнка, с которыми он ещё не сталкивался. Готовить ребёнка к школе необходимо, поскольку избежать приспособ...

Памятка для родителей будущего первоклассника Общие рекомендации родителям будущих первоклассников.

Памятка для родителей будущего первоклассника Общие рекомендации родителям будущих первоклассников. ...

Памятка для родителей будущего первоклассника Общие рекомендации родителям будущих первоклассников.

Принято считать, что дошкольника не учат, а развивают. Учебный процесс – основной вид деятельности только школьника. А ребенок 6-7 лет новые сведения о мире и людях получает через игровую деятел...

Консультация для родителей будущих первоклассников «Какой должна быть речь будущего первоклассника?»

Консультация для родителей будущих первоклассников «Какой должна быть речь будущего первоклассника?»КАКОЙ ДОЛЖНА БЫТЬ РЕЧЬ БУДУЩЕГО ПЕРВОКЛАССНИКА?...

Консультация для родителей "Будущий первоклассник" Памятка для родителей будущего первоклассника

Принято считать, что дошкольника не учат, а развивают. Учебный процесс – основной вид деятельности только школьника. А ребенок 6-7 лет новые сведения о мире и людях получает через игровую деятел...

Методическая разработка для организации работы с родителями, направленные на подготовку родителей будущего первоклассника (Кафедра родителя будущего первоклассника) "Практические советы родителям будущих первоклассников учителя-логопеда"

Правильная речь является важнейшим условием для успешного обучения ребенка в школе. У многих детей  наблюдается  отставание в речевом развитии, которое в дошкольном возрасте обычно не привле...