Техника "Друдлы"
методическая разработка по коррекционной педагогике
Предварительный просмотр:
«Развитие креативного мышления у дошкольников
с использованием техники «Друдлы»
«Об обширности ума следует судить лишь по изобретательности
и количеству мыслей, которые два человека
извлекают из одной и той же вещи» Гельвеций
Современное общество вовлечено в научно-технический прогресс - начиная с тех времен, когда человек изобрел колесо, и, вплоть до настоящего века высоких технологий, лучшие умы мира работают над тем, чтобы сделать нашу жизнь проще.
Большинство профессий в современном мире нуждаются в креативности, в активизации творческого начала. Поэтому от образования требуется воспитать личность, которая может порождать новые идеи, создавать новые продукты, находить нестандартные решения в любой ситуации, процесса, деятельности, другими словами – личность с нешаблонным, а креативным мышлением.
Психологи никак не могут прийти к единому определению термина креативность, однако многие из них понимают - способность видеть вещи в новом и необычном свете и находить уникальные решения проблем. Креативность является полной противоположностью шаблонного мышления. Дети смотрят на мир открыто, без стереотипов и шаблонов. Детская любознательность вместе с богатым воображением позволяет придумывать целые сюжеты, изобретать новые способы применения привычных вещей. Они используют это для игры, однако эти идеи могут стать чем-то большим — серьезным вкладом в науку и технику. Нужно лишь правильно направить энергию. Стоит дать детям простор для самовыражения.
В своей педагогической деятельности для развития креативности мышления у старших дошкольников я использую технику «Друдлы».
Немного истории
«Друдлы» (англ. droodles) — визуальные загадки - это минималистичная картинка в квадратной рамке, на которой нарисованы абстрактные геометрические фигуры. Другими словами - это графическая головоломка, которая имеет множество вариантов ответа и ни одного единственного правильного, задача сводится к тому, чтобы увидеть в изображении самые разные предметы.
Техника стала популярной в 1953 году, благодаря американскому писателю Роджеру Прайсу, который использовал ее для развлечения публики. На самом деле, «Друдлы» появились в Италии в XVI веке - самое известное изображение «Слепого нищего, стоящего за углом улицы» Агостино Карраччи. Игру в «Друдлы» можно пронаблюдать в произведении «Маленький принц» Антуан де Сент-Экзюпери, загадка про шляпу.
Почему именно техника «Друдлы» как метод развития креативного мышления?
Данная техника заставляет в процессе игры детский мозг перерабатывать массу информации, чтобы соотнести образ с тем, который ребенок видит на картинке. В итоге «Друдлы» учат смотреть на мир без ярлыков и подходить ко всему с разных сторон, тем самым помогая расширять восприятие и развивать воображение, а также оперировать символами, что характерно для детей дошкольного возраста – вот одна из задач развивающего образования.
Этапы работы с техникой «Друдлы»
Для работы с детьми подготовила карточки – каждый рисунок на отдельном листе так ребенок не будет отвлекаться на другие рисунки и сможет легко поворачивать картинку, чтобы разглядеть с разных ракурсов. Стоит отметить, что «Друдлы» желательно рисовать черным карандашом или черным фломастером на белой бумаге. Так как, этот фон наиболее благоприятный для развития воображения и для полета фантазии. Технику использую как часть занятия, постепенно переходя на более сложный этап.
Начинаю со знакомство детей с данной техникой с игры «На что похожа фигура?» с наиболее простых «Друдлов», с изображением которых возникнет наибольший ассоциативный ряд. Детей игра увлекает – выбирается жюри, обычно это воспитатель группы, который определяет самый необычный ответ, чаще всего это сделать очень сложно настолько оригинальные ответы. Вот самый простой, казалось бы, «Друдл» - круг и треугольник на ножке – бокал, скажут взрослые, но это для шаблонного, ригидного мышления, а что видят дети: игра в пинг-понг, светильник, табличка на двери в мужской туалет, дорожный знак, пугало, дерево с солнышком, человек в костюме, медицинский знак, громкоговоритель, труба, игрушка «Йо-йо» и т.д.
Играя в игру «На что похоже» мы с детьми придумали новую - «Страна вообразилия» - это когда в «Друдлах» нужно искать предметы на заданную тему, например: «Что за зверь спрятался?», «Космическая тема», «Такое не бывает», «Времена года» и т.д.
После того как дети научатся видеть в недорисованной фигуре какой – либо предмет, предлагаю игру «Дорисуй», где детям предлагается самим закончить рисунок с последующим обсуждением нарисованного и каждый ответ на вопрос «Что здесь нарисовано?», данный или услышанный ребёнком, развивает фантазию, творческое мышление, внимание.
Техника «Друдлы» - созидательна, поэтому предлагаю детям на чистом листе придумать самим «Друдл».
Самой сложной для детей оказалась игра «Придумай рассказ» по уже известным (отгаданным) «Друдлам». Начинать следует с трех картинок для сюжетной линии: кто, где и что делает.
«Однажды, в солнечный день, мышонок решил покидать дротики в мишень».
Технику «Друдлы» применяю и в коррекционно-развивающей работе с детьми ОВЗ. Однако с вербальной игрой «На что похожа фигура» возникали небольшие трудности. Тогда предлагаю игру «Дорисуй», так как эта игра не требует быстрых ответов, а дает возможность сосредоточиться и подумать. Далее, обсуждаем что получилось. В работе с детьми с ОВЗ, помимо описанных выше, придумала новые варианты игр:
«Дорисуй мой рисунок» - ребенку предлагается нарисовать каракулю, и объяснить, что это, далее взрослый вносит в рисунок свои изменения и вот уже начинает развиваться сюжетная линия некого рассказа по картине, которая создается здесь и сейчас.
«Угадай, что я загадал». Для начала взрослый загадывает предмет и рисует его часть, если ребенок не отгадал, то взрослый дорисовывает еще деталь и так, до тех пор, пока задумка не будет раскрыта.
Каждый педагог хотел бы иметь в своем арсенале универсальную игру, не требующую большой подготовки и способствующую решить сразу несколько педагогических задач, и одну такую я вам представила – техника «Друдлы» способствует развитию образного мышления, воображения, внимания, речи, творческих способностей, снижается боязнь проявлять инициативу и учит мыслить не стандартно, при этом это веселое занятие.