"Снеготерапия"
рабочая программа по коррекционной педагогике
Проблемы детей, имеющих нарушения поведения, связанные с ними трудности обучения в настоящее время особенно актуальны. Постоянно возбужденные, невнимательные, гиперактивные дети требуют к себе внимания. Помочь детям с различными проблемами может терапия снегом.
Зима длиться только три месяца в году, а играть со снегом детям хочется круглый год. Игра со снегом - одно из самых любимых занятий детей. Игры со снегом - это много новых эмоций и развивающих игр. Ребенок проявляет неугасаемый интерес к снегу, и надо только придать этой тяге творческую составляющую, и из обычного ковыряния получается образовательный процесс.
Достоинство Снеготерапии заключается в том, что ребенок простым и интересным способом может построить целый мир, ощущая при этом себя творцом этого мира.
Снеготерапия для детей – это прекрасная возможность для самовыражения, развития творческих склонностей в ребенке, а также простой и действенный способ научиться выражать свои чувства, эмоции, переживания.
Занятия по снеготерапия обеспечивают гармонизацию состояния ребенка в целом, а также положительно влияют на развитие мелкой моторики, сенсорики, речи, мышления, интеллекта, воображения. Детям часто трудно выразить правильно свои эмоции и чувства, а играя со снегом, ребенок может, сам того не замечая, рассказать о волнующих его проблемах и снять напряжение.
В играх со снегом у детей лучше развиваются познавательные функции
(восприятие, внимание, мышление, память), речь, моторика,
коммуникативные навыки. Усиливается желание ребенка
экспериментировать или работать самостоятельно. В игре со снегом ребенок
чувствует себя хозяином своего маленького мира и является режиссером
своей сказки. То, что таилось в глубине детской души, выходит на свет и
персонажи игры приходят в движение. Применение снеготерапии наиболее подходит для работы с детьми дошкольного возраста. Особо нуждаются в такой терапии дошкольники с ОВЗ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
snegoterapiya.docx | 71.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образование
Ханты – Мансийского автономного округа – Югры
городской округ город Ханты – Мансийск
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 11 «Радуга»
(МБДОУ «Детский сад № 11 «Радуга»)
Программа
«Снеготерапия»
«Формирование сенсомоторного восприятия и продуктивной деятельности у детей ОВЗ с использованием искусственного снега.»
Возраст детей: 3-7 лет
Составитель: Айнутдинова Татьяна Павловна
Ханты- Мансийск
2021г.
Содержание
- Пояснительная записка ……………………………………………………...... 3
- Актуальность, цель, задачи проекта……………. ………………….………… 3
- Новизна программы………………………………………………………………3
- Отличительные особенности программы……………………………………….5
- Инструменты и материалы, применяемые на занятии с детьми………. …….4
- Методы и приемы работы с детьми ……………………………………………4
- Этапы работы проекта …………………………………………………………. 6
#1055;редполагаемый результат обучения ……………………………………... …....6
#1055;едагогическая диагностика ……………………………………………………..7
#1059;чебно-тематический план……………………………………………………....9
#1050;алендарно тематическое планирование ………………………………………10
#1052;етодическая литература ……………………………………………………….19
Приложение ………………………………………………………………………….20
1. Пояснительная записка
Проблемы детей, имеющих нарушения поведения, связанные с ними трудности обучения в настоящее время особенно актуальны. Постоянно возбужденные, невнимательные, гиперактивные дети требуют к себе внимания. Помочь детям с различными проблемами может терапия снегом.
Зима длиться только три месяца в году, а играть со снегом детям хочется круглый год. Игра со снегом - одно из самых любимых занятий детей. Игры со снегом - это много новых эмоций и развивающих игр. Ребенок проявляет неугасаемый интерес к снегу, и надо только придать этой тяге творческую составляющую, и из обычного ковыряния получается образовательный процесс.
Достоинство Снеготерапии заключается в том, что ребенок простым и интересным способом может построить целый мир, ощущая при этом себя творцом этого мира.
Снеготерапия для детей – это прекрасная возможность для самовыражения, развития творческих склонностей в ребенке, а также простой и действенный способ научиться выражать свои чувства, эмоции, переживания.
Занятия по снеготерапия обеспечивают гармонизацию состояния ребенка в целом, а также положительно влияют на развитие мелкой моторики, сенсорики, речи, мышления, интеллекта, воображения. Детям часто трудно выразить правильно свои эмоции и чувства, а играя со снегом, ребенок может, сам того не замечая, рассказать о волнующих его проблемах и снять напряжение.
В играх со снегом у детей лучше развиваются познавательные функции
(восприятие, внимание, мышление, память), речь, моторика,
коммуникативные навыки. Усиливается желание ребенка
экспериментировать или работать самостоятельно. В игре со снегом ребенок
чувствует себя хозяином своего маленького мира и является режиссером
своей сказки. То, что таилось в глубине детской души, выходит на свет и
персонажи игры приходят в движение. Применение снеготерапии наиболее подходит для работы с детьми дошкольного возраста. Особо нуждаются в такой терапии дошкольники с ОВЗ.
Новизна
Уникальность и новизна программы «Снеготерапия» «Формирование сенсомоторного восприятия и продуктивной деятельности у детей ОВЗ с использованием искусственного снега.» определяется тем, что, дети знакомятся с чудесным миром снега. Дошколята постигают азы игры, при этом понимаются, как четко структурированная система постепенно усложняющихся дидактических игр и заданий, направленных на развитие интеллектуальных способностей детей. Игры со снегом всегда увлекали детей, в любом возрасте, но играть с настоящим снегом можно только сезонно и непродолжительное время. Используя искусственный нег можно играть в любое время, не ограничивая ребенка во времени и не опасаясь за его здоровье.
Цели и задачи программы
Основная цель: Развитие мелкой моторики, восприятия, мышления, памяти, внимания, речи, навыков самоконтроля и само регуляции, творческого мышления, воображения и фантазии;
В соответствии с этой целью формируются
Задачи:
- развитие тактильной чувствительности рук;
- стабилизировать эмоциональное состояние ребенка;
- вызвать состояние покоя, чувство уверенности в себе, защищенности и возможности побыть самим собой;
- развивать навыки социального поведения;
- совершенствовать умения и навыки практического общения, используя вербальные и невербальные средства;
- развивать фантазию и образное мышление;
- побуждать детей к активным действиям и концентрации внимания;
- использовать метод снеготерапии для развития мелкой моторики.
- Развивать личностные качества детей: настойчивость, выдержку, волю, спокойствие, уверенность в своих силах.
- воспитание усидчивости, умения доводить начатое дело до конца;
- - обучение игре в совместной деятельности, формирование дружеских взаимоотношений;
- - воспитание и развитие у ребенка эстетического вкуса и творческого подхода к выполнению заданий и упражнений
Форма занятий: индивидуальная, подгрупповая.
Методы и приемы работы с детьми
Наглядные методы включают в себя:
- наглядно - слуховые / слушание музыки в аудиозаписи;/
- наглядно - зрительные / дидактический материал /;
- сенсорно - моторные / обследование /;
- тактильно - мышечные / индивидуальная помощь, помощь других детей, совместное выполнение, подражательное выполнение /;
- формы несловесной поддержки / улыбка, подбадривающее пожатие руки, мимоходное прижатие к себе, поглаживание по спине, голове, подмигивание, обнимание за плечи и т. д. /;
- элементы психогимнастики / релаксация, контактный массаж, дыхательные упражнения, тактильные обследования /.
Словесные методы:
- объяснение / краткое, четкое, эмоциональное /;
- указания /даются очень тихо, не отвлекая внимания других, обращены как ко всем детям, так и индивидуально /;
- вопросы / четкие, понятные. Этот словесный прием очень важен, он активизирует внимание, развивает мышление и память /
- Пояснения, уточнения;
Практические методы:
- метод упражнений / связан с многократным выполнением практических действий; выбором дидактического материала/;
- игра / занятия носят игровое содержание, это помогает заинтересовать и активизировать детей, войти в коммуникативный контакт, само реализоваться в деятельности, стабилизировать внутреннее состояние, вызвать положительные эмоции /.
Инструменты и материалы для реализации проекта:
- Искусственный снег
- Фигурки: Человеческие персонажи
- Сказочные герои (злые и добрые)
- Животные (домашние, дикие и др.)
- Транспорт (наземный, водный, воздушный, и др.)
- Растения (деревья, кусты, и пр.)
- Естественные предметы (ракушки, веточки, камни, шишки, и пр.)
- Бросовый материал (трубочки, цветной картон).
- Пластиковые или деревянные геометрические фигуры (круги, треугольники, прямоугольники, пирамиды и др.)
- Пластиковые трубочки с отверстиями;
- Совочки, грабельки, стаканчики.
- Световой стол.
- Умное зеркало.
Основные направления программы
Игровая деятельность
Формировать желание действовать с различным игровым материалом, развивать игровые умения;
Вызывая эмоционально положительный отклик на игровое действие побуждать детей к самостоятельной игре.
Воспитывать творческую самостоятельность.
Эмоционально – волевое
- Используя искусственный снег позитивно влиять на эмоциональное проявление самочувствия детей:
- Снизить уровень нервно – психического напряжения;
- Способствовать возникновению положительных эмоций.
- Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, формировать навыки игрового взаимодействия;
- Помочь приобрести опыт, посредством обыгрывания игровых ситуаций, самостоятельного разрешения конфликтов;
- Развивать умение слушать и слышать друг друга.
Сенсомоторное
- Создавая игровую среду в песочнице, знакомить детей с предметами и объектами ближайшего окружения;
- Учить детей рассматриванию предметов, используя различные виды восприятия: зрительное, тактильное, слуховое, звуковое;
- Учить детей воспринимать предметы, выделяя их разнообразные свойства и отношения (цвет, форму, величину, расположение в пространстве);
- Развивать умение сравнивать предметы, устанавливать их сходства и различия;
- Совершенствовать координацию рук и глаза; развивать мелкую моторику рук в действии с предметами.
Отличительные особенности программы
Используя игры с искусственным снегом, позитивно влиять на эмоциональное самочувствие детей, снизить уровень нервно-психического напряжения, стабилизировать внутреннее состояние, способствовать возникновению положительных эмоций.
Современный подход к использованию искусственного снега в развитии и коррекции эмоционально-волевой и познавательной сфер детей дошкольного возраста направлен на:
- понимание и принятие индивидуальных особенностей ребенка, в процессе обучения и формирования навыков проживания своих эмоций в различных эмоциональных ситуациях;
- формирование эмоциональной стабильности и положительной самооценки, развитие коммуникативных навыков, развитие у детей способности к эмоциональной регуляции собственного поведения, необходимых для успешного обучения в начальной школе (произвольности), через создание позитивного эмоционального фона;
- гибкость и вариативность занятий, методическое модулирование одного и того же материала, позволяет педагогу, трансформируя, видоизменяя, дополняя, повторяя одну и туже модель, открыть новые возможности творчеству ребенка.
- игры с искусственным снегом используется как среда для общения человека с самим собой и символами реального мира.
План действий по реализации программы
- Этап – проектировочный (сентябрь 2020)
- Анализ мнения родителей по ведению занятий с детьми по работе с искусственным снегом.
- Разработка проекта «Снеготерапия»
«Формирование сенсомоторного восприятия и продуктивной деятельности у детей ОВЗ с использованием искусственного снега.».
- Этап – практический (сентябрь 2020г. -май 2021г.).
- Реализация программы
- Этап – обобщающий (май 2021)
Показ методов работы с искусственным снегом на методическом объедение педагогов МАДОУ №22 «Планета детства»
«Снеготерапия. Формирование сенсомоторного восприятия и продуктивной деятельности у детей ОВЗ с использованием искусственного снега».
Объем и срок освоения программы
Программа рассчитана на 1 год. Программа используется для работы с детьми второй младшей, средней, старшей и подготовительной к школе групп. Тематическое, с проведением одного занятия в неделю (не более 30 минут) в первой и во второй половине дня в соответствии циклограммой воспитательно-образовательного процесса ДОУ. Количество занятий на освоение программы воспитанниками: 36 занятий в течение 36 недель учебного года с сентября по май.
Форма обучения – очная.
Степень авторства – модифицированная программа.
Режим занятий
- количество занятий в неделю – 1 (не более 30 минут);
- количество занятий в месяц – 4;
- количество занятий – 36.
Планируемые результаты.
По завершению реализации образовательной программы «Снеготерапия. Формирование сенсомоторного восприятия и продуктивной деятельности у детей ОВЗ с использованием искусственного снега» у воспитанников наблюдается значительное повышение уровня развития речевых способностей;
- расширяется и обогащается словарный запас; развивается мелкая моторика рук, развивается способность к эмоциональной регуляции собственного поведения, необходимых для успешного обучения в начальной школе.
- Использование метода проектов в коррекционной работе будет способствовать успешному развитию коммуникативных и творческих способностей детей.
- Повышение психолого-педагогической компетенции педагогов и родителей в вопросах развития детей.
- Повышение заинтересованности родителей не только в результатах, но и в самом процессе коррекционно-воспитательной работы.
- Использование камешков «Снеготерапии» в совместной с педагогом и самостоятельной деятельности.
- Снижаются моторные стерео типичные движения.
- Создание в группе развивающей среды с использованием игр с искусственным снегом.
Снеготерапия помогает:
- Справиться со страхом и неуверенностью;
- Активизировать творчество и спонтанность.
Решаемые проблемы у детей при помощи снеготерапии:
- Агрессивное поведение;
- Страхи;
- Трудности привыкания ребенка к новым условиям в связи со сменой
жительства семьи или при изменении её состава;
- Специфические трудности и особенности воспитания младшего,
среднего, старшего или единственного ребенка в семье;
- Проблемы общения со сверстниками;
- Патологические привычки (грызение ногтей, сосание пальцев, закручивание волос, моторные стерео типичные движения);
- Упрямство, сопротивление или своенравие ребенка;
- Тревожные состояния;
- Робость, застенчивость;
Снеготерапия имеет также свои противопоказания: уровень
тревожности ребенка очень высок; есть аллергия или астма на мелкие
частицы или другие компоненты, состоящие в искусственном снеге; есть кожные заболевания и порезу на руках.
Нормативно правовая база:
#1047;акон Российской Федерации «Об образовании».
#1058;иповое положение о дошкольном образовательном учреждении.
3 Конвенция оправах ребенка.
#1060;едеральный государственный стандарт дошкольного образования.
5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1014 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования
Способы и средства проверки и оценки результатов использования
программы.
На первом занятии можно узнать очень многое о ребенке:
- Состояние мелкой моторики (ловко, уверенно берет мелкие игрушки или роняет их);
- Уровень познавательного интереса (рассматривает набор игрушек,
расспрашивает о незнакомых предметах, делится впечатлениями об уже
знакомых игрушках);
- Уровень общей осведомленности (как много предметов из набора игрушек ему незнакомы);
- Сформированность понятий и умение обобщать;
- Личные характеристики (темперамент, тревожность, уверенность в себе, агрессивность, сформированность коммуникативных навыков в общении, общее эмоциональное состояние).
- уровень развития речи (звукопроизношение, грамматический строй речи, лексику), если ребенок говорящий;
- уровень развития игровой деятельности (игрушки просто набросаны в песочнице, присутствует простой сюжет или развитие сюжета);
- эмоциональное развитие (как выражает эмоции, их адекватность ситуации, устойчивость);
- стиль семейных отношений (диалоги между героями);
- уровень развития таких психических процессов, как произвольная и непроизвольная память (помнит ли, где стояли игрушки), восприятие формы, цвета, размера;
- устойчивость и распределение внимания, работоспособность;
- воображение (сказочный сюжет, его развитие, разнообразие героев и т. п.).
Изготовление искусственного снега своими руками.
Лепить из снега - любимое зимнее развлечение у детей. А что делать, если снега нет? Или вдруг малыш заболел и его надо развлечь, пока он сидит дома и грустит, в то время как его сверстники лепят снеговиков...
Все просто - организуем детям сенсорную коробку, наполненную искусственным снегом!
А сам снег можно сделать своими руками из простых и доступных ингредиентов. Сода, крахмал, мука, масло, мыло, пена для бритья и даже памперсы - все это пригодится, чтобы получился снег!
#1052;окрый снег Снег из памперса красиво выглядит, долго не засыхает, а если засохнет, его можно снова размочить водой. Он очень рыхлый и влажный. Но лепить из него ничего не получится - можно только копать и делать горки. | 2 памперса 5-6 стаканов воды |
2. Кудрявый снег. Снег получается с завитушками, твердый и рассыпчатый | 2-4 куска любого твердого белого мыла 1-2 капли мятного масла, чтобы холодило руку. |
3. Неньютоновский снег. Мы получаем классическую неньютоновскую жидкость. То есть такую жидкость, которая при резких воздействиях ведет себя как твердое тело, а в состоянии покоя - как обычная жидкость. Попробуйте набрать пригоршню этого текучего снега и быстро слепить из него снежок, а потом остановитесь - снежок тут же растает у вас на ладони. | 2 стакана соды 1,5 стакана картофельного крахмала 1 стакан воды |
#1061;рустящий снег. Этот снег обязательно понравится вашим детям! Он получается сухой, в меру рассыпчатый. При этом из него можно лепить снежки, пирожки и утрамбовывать в любой форме. Этот снег приятно хрустит - совсем как настоящий на морозе! | 2 стакана картофельного крахмала 1/4 стакана детского массажного масла (ополаскиватель для головы, можно вместо него взять светлое растительное, лучше рафинированное без запаха) |
#1053;ежный снег из муки. Снег получается более влажный, чем в прошлом рецепте, он уже не хрустит, сильнее сбивается в комки и имеет слегка желтоватый оттенок. Но лепится он даже лучше и на ощупь гораздо нежнее крахмального. | 2 стакана пшеничной(рисовой) муки 1/4 стакана детского массажного масла (можно вместо него взять светлое растительного масло) |
#1040;роматный снег. Снег получается немного влажный и очень пахучий (запах зависит от того, чем пахла пена – лучше брать пену с мятным маслом). Снег безупречно белоснежный и отлично лепится! | 2 стакана соды Пена для бритья |
#1043;отовый искусственный снег. Снег не лепится, хранится очень долго. | Смесь для приготовления, вода. |
Учебно-тематический план
Сроки | Неделя | № Занятия | Форма проведение |
Сентябрь | 1 | 1 | Диагностика Интеллектуальная; Личностная; Социально-психологическая; Эмоционально-волевая. |
2 | 2 | Знакомство с искусственным снегом. «Копаем – насыпаем» | |
3 | 3 | «Сделаем снег сами». Мокрый снег. | |
4 | 4 | «Сделаем снег сами». Хрустящий снег. | |
Октябрь | 1 | 5 | «Сделаем снег сами». Ароматный снег. |
2 | 6 | Снежный ком. Изготовление снежных комочков руками и с помощью снежколепа. | |
3 | 7 | «Домики для животных» | |
4 | 8 | «Посуда. Копаем – насыпаем» | |
Ноябрь | 1 | 9 | Делаем цветной искусственный снег. |
2 | 10 | «Угадай чьи следы на снегу» | |
3 | 11 | Цвета. «Пересыпаем в баночки разного цвета» | |
4 | 12 | Игра «Норки для мышек» | |
Декабрь | 1 | 13 | Зима «Подарок для Деда Мороза из снега» |
2 | 14 | Домашние животные зимой. | |
3 | 15 | Дикие животные зимой. | |
4 | 16 | Новый год «Зимняя сказка» | |
Январь | 1 | 17 | Игры с Неньютоновским снегом. |
2 | 18 | Сказочные герои. Лепим снеговика. | |
3 | 19 | Геометрические фигуры из снега. | |
Февраль | 1 | 20 | Цифры на снегу |
2 | 21 | «Найди клад» Квест | |
3 | 22 | Инсценирование сказки «Заюшкина избушка» | |
4 | 23 | «Секрет в снегу» | |
Март | 1 | 24 | Снежная дорога |
2 | 25 | Снежные узоры. | |
3 | 26 | Птицы (зимующие, перелетные) | |
4 | 27 | Цветные камушки в снегу. (Марблс) | |
5 | 28 | «Что спряталось в снегу?» Рыбки | |
Апрель | 1 | 29 | Виды спорта (зимние, летние) |
2 | 30 | Городок из снега. | |
3 | 31 | Буквы на снегу. | |
4 | 32 | Буквы на снегу. Продолжение. | |
Май | 1 | 33 | Буквы на снегу. Продолжение. |
2 | 34 | Сказочные герои. Бусы для старухи Шапокляк из цветного снега. | |
3 | 35 | Путешествие на северный полюс. | |
4 | 36 | Диагностика | |
Итого | 36 |
Календарно тематический план
Сроки | № Занятия | Неделя | Форма проведение /содержание | Методы и приемы |
Сентябрь | 1 | 1 | Диагностика | |
2 | 2 | Знакомство с искусственным снегом. «Копаем – насыпаем» Цель: Формировать представления детей о снеге и его свойствах. Учить детей решать проблемные ситуации. Развивать мелкую моторику детей. Ознакомление с физическими Свойствами | #1057;юрпризный момент появление сказочного героя. (появление Маши из мультика Маша и медведь). 2. Проблемная ситуация (Мишка спит только зимой. Мишка не может уснуть потому что нет снега.) #1048;зготовление искусственного снега с детьми. (готовый искусственный снег) 4. Знакомство с ритуалом приветствия. #1041;еседа о снеге и правилах безопасного использования. #1048;гра со снегом. 7. Итог. Знакомство с ритуалом прощания. | |
3 | 3 | «Сделаем снег сами». Мокрый снег. Цель: Дать представление детям как изготавливается искусственный снег. Знакомить с его свойствами. Развивать познавательную активность, интерес к экспериментированию. | 1. Сюрпризный момент появление сказочного героя. (появление Кроша из Смешариков) #1041;еседа о снеге. 3. Изготовление снега. (мокрого снега из памперса) #1056;итуал приветствия. #1048;гра со снегом.(использование формочек, совочков, грабелек) 6. Итог. Ритуал прощания. | |
4 | 4 | «Сделаем снег сами». Хрустящий снег. Цель: Формировать познавательную активность детей, через создание искусственного снега. Развивать сенсоморную регуляцию. Снижение психоэмоционального напряжения. | #1057;юрпризный момент появление сказочного героя. (появление Вини пуха) #1055;роблемная ситуация (снег при ходьбе не хрустит) 3. Изготовление снега. #1048;гра со снегом. #1048;тог. Ритуал прощания. | |
Октябрь | 1 | 5 | «Сделаем снег сами». Ароматный снег. Цель: Формировать познавательную активность детей, через создание искусственного снега. Развивать мелкую моторику. Снижение психоэмоционального напряжения. | #1057;юрпризный момент появление сказочного героя. (появление Пина из Смешариков) #1055;роблемная ситуация (пропал снег) 3. Изготовление снега. #1048;гра со снегом #1048;тог. Ритуал прощания. |
2 | 6 | Снежный ком. Изготовление снежных комочков руками и с помощью снежколепа. Цель: Развивать мелкую моторику рук, расширять словарный запас ребенка, учить использовать в речи прилагательные. Развивать тактильную чувствительность. | #1057;юрпризный момент появление сказочного героя. (Появление Чебурашки) #1056;итуал приветствия. #1055;роблемнаяя ситуация. (для игры в снежки нужны комочки, но Чебурашка их сделать не может). 4. Беседа о снеге. (какой снег? Что можно из него сделать? и т.д. #1048;гра со снегом. 6. Итог. Ритуал прощания. | |
3 | 7 | «Домики для животных» Цель: Формировать познавательную активность детей, дать представления о животных, учить решать проблемные ситуации. Расширять словарный запас. Создать положительный психоэмоциональный настрой. Развивать тактильную чувствительность. | #1057;юрпризный момент появление сказочного героя. (Появление кота Леопольда) #1055;роблемнаяя ситуация. (у животных пропали все домики) #1041;еседа о животных. #1056;итуал приветствия. 5. Изготовление домиков из снега. #1048;гра со снегом и животными. 7. Итог. Ритуал прощания. | |
4 | 8 | «Посуда. Копаем – насыпаем» Цель: Развивать логическое мышление. Пополнение детского словаря новыми словами, активизировать активный словарь ребенка. Развивать внимание, мелкую моторику рук. Создать положительный психоэмоциональный настрой. Развивать тактильную чувствительность. | #1054;тгадывание загадки о посуде. 2. Знакомить детей с Федорой из сказки «Федорино горе». 3. Упражнение назови посуду. #1056;итуал приветствия снега. 5. Игра с посудой и снегом. 6. Итог. Ритуал прощания. | |
Ноябрь | 1 | 9 | Делаем цветной искусственный снег. Цель: Формировать познавательную активность детей, развивать внимание, мелкую моторику рук. Дать представления детям как можно сделать цветной снег. Создать хорошее настроение. | #1056;итуал приветствия. #1041;еседа о снеге. 3. Раскрашивание снега. #1048;гра с цветным снегом. 5. Итог. Ритуал прощания. |
2 | 10 | «Угадай чьи следы на снегу» Цель: Развивать логическое мышление, дать представления детям о животных и их следах на снегу, расширять словарный запас детей. создать положительный эмоциональный настрой. Формировать познавательную активность. Снижение психоэмоционального напряжения. | 1. Отгадывание загадки о животных. #1041;еседа и рассматривание иллюстраций с животными и их следами. 3. Игра «Угадай чьи следы на снегу». #1056;итуал приветствия #1048;гра «Следы зверей» 6. Итог. Ритуал прощания. | |
3 | 11 | Цвета. «Пересыпаем в баночки разного цвета» Цель: Закреплять знания детей о цветах радуги. Расширять словарный запас детей, развивать логическое мышление детей. Развивать мелкую моторику. Снижение психоэмоционального напряжения. | #1054;тгадывание загадки о радуге. 2. Рассматривание цветов радуги беседа. 3. Раскрашивание снега и раскладывание его по цветным баночкам. 4. Учить смешивать цветной снег и получать оттенки. 5. Итог. Ритуал прощания. | |
4 | 12 | Игра «Норки для мышек» Цель: Развивать логическое мышление. Создать положительный психоэмоциональный настрой. Развивать мелкую моторику. Обострить поиск конструктивных способов решения проблем. | #1054;тгадывание загадки о мышке. 2. Сюрпризный момент. (Появление мышки) 3. Проблемная ситуация. 4. Ритуал приветствия #1055;остроение норок для мышки. 6. Итог. Ритуал прощания. | |
Декабрь | 1 | 13 | Зима «Подарок для Деда Мороза из снега» Цель: Дать представления детям о празднике «Новый год» расширять словарный запас детей, и направлять детей на создание диалога. Развивать мелкую моторику. Снижение психоэмоционального напряжения. Создавать положительный настрой на совместную, продуктивную работу. | #1054;тгадывание загадки о Дедушке Морозе. #1041;еседа о Дедушке Морозе и о празднике Новый год. 3. Проблемная ситуация. 4. Ритуал приветствия #1048;зготовление подарка для Деда Мороза. 6. Итог. Ритуал прощания. |
2 | 14 | Домашние животные зимой. Цель: Учить детей классифицировать животных, расширять словарный запас. Дать представления детям о домашних животных зимой. Формировать познавательную активность. Создавать положительный настрой на совместную, продуктивную работу | #1054;тгадывание загадки о домашних животных. 2. Просмотр презентации о домашних животных. Беседа о животных 3. Рассматривание моделей животных. #1047;вукоподражание животным. #1056;итуал приветствия 6. Игра с животными и искусственным снегом. 7. Итог. | |
3 | 15 | Дикие животные зимой. Цель: Учить детей классифицировать животных, расширять словарный запас. Дать представления детям о диких животных зимой. Формировать познавательную активность. Создавать положительный настрой на совместную, продуктивную работу | #1054;тгадывание загадки о диких животных. 2. Просмотр презентации о диких животных. Беседа о животных 3. Рассматривание моделей животных. #1056;итуал приветствия 5. Игра с животными и искусственным снегом. 6. Итог. | |
4 | 16 | Новый год «Зимняя сказка» Цель: Дать представления детям о празднике «Новый год». Создавать положительный настрой на совместную, продуктивную работу. Расширять словарный запас детей. Создать положительный эмоциональный настрой. Развивать мелкую моторику рук. | #1054;тгадывание загадки про «Новый год». 2. Просмотр видео сказки о празднике. 3. Интерактивная игра «Снежинки» 4. Ритуал приветствия 5. Лепка снежинок из искусственного снега. #1048;тог. ритуал прощания. | |
Январь | 1 | 17 | Игры с Неньютоновским снегом. Цель: Формировать познавательную активность детей, через создание искусственного снега. Развивать мелкую моторику. Снижение психоэмоционального напряжения. | 1. Отгадывание загадки про снег. #1055;росмтр презентации о снеге. 3. Изготовление снега. #1048;гра со снегом #1048;тог. Ритуал прощания. |
2 | 18 | Сказочные герои. Лепим снеговика. Цель: Продолжать формировать умение решать проблемные ситуации. Развивать мелкую моторику рук, расширять словарный запас ребенка, учить использовать в речи прилагательные. Развивать тактильную чувствительность. | (предшествующая работа: просмотр мультфильма «Снеговик почтовик». #1057;юрпризный момент появление сказочного героя. (Появление Деда Мороза) #1055;роблемная ситуация. #1056;итуал приветствия. #1051;епка снеговика. #1048;гра со снегом. 6. Итог. Ритуал прощания. | |
3 | 19 | Геометрические фигуры из снега. Цель: Знакомить детей геометрическими фигурами. Развивать мелкую моторику рук, расширять словарный запас ребенка, учить использовать в речи прилагательные. Развивать тактильную чувствительность. Создать положительный эмоциональный настрой. | #1055;росомотр видео о геометрических фигурах. Беседа. #1056;итуал приветствия. 3. Лепка геометрических фигур из снега. 4. Игра «Найди такую же фигуру» #1048;тог. Ритуал прощания. | |
Февраль | 1 | 20 | Цифры на снегу Цель: Знакомить детей с цифрами. Формировать навыки счета. Развивать память, внимание мелкую моторику рук, расширять словарный запас ребенка. Развивать тактильную чувствительность. Создать положительный эмоциональный настрой. Снять напряжение. | #1055;росомотр видео о цифрах. Беседа. #1056;итуал приветствия. 4. Игра «Найди такую же цифру» 5. Лепка цифр из снега на картоне. (Цифра написана карандашом на картоне) #1048;тог. Ритуал прощания. |
2 | 21 | «Найди клад» (квест) Цель: Всестороннее развитие детей по различным направлениям (физическому, познавательному и социально коммуникативному); создание положительного эмоционального настроя; развитие социально-коммуникативных качеств путём коллективного решения общих задач; решение проблемных ситуаций; расширение кругозора; развитие логического мышления, фантазии, воображения; обогащение словарного запаса; улучшение координации движения; воспитание чувства товарищества и взаимовыручки. | #1057;юрпризный момент появление сказочного героя. (Буратино) 2. Буратино спрятал клад от Карабаса Барабаса, нужно его найти, но для этого нужно выполнить задания из конвертов. 3. Выполнение заданий. Поиск предметов в коробке с камушками Марблс. 4. Поиск клада в искусственном снеге. #1048;тог | |
3 | 22 | Инсценирование сказки «Заюшкина избушка» Цель: Вызвать интерес к театрально-игровой деятельности; знакомить с театральной терминологией (актёр, зрители, драматический театр); Воспитывать интерес к театральной деятельности; познакомить зрителей с некоторыми видами театра. развивать слуховую память; ввести в активный словарь детей «сказочную» лексику (лубяная, несу косу на плечи, посечи, сижу на печи). воспитывать чувство сопереживания, сочувствия; воспитывать самоконтроль, | #1054;тгадывание загадки о зайце 2. Просмотр презентации «Заюшкина избушка». #1041;еседа. Проблемная ситуация. (у лисы нет домика) 4. Ритуал приветствия. #1051;епка домика для лисы. Из снега. #1048;тог. | |
4 | 23 | «Секрет в снегу» Цель: Развивать воображение, возможность выражения позитивных эмоций. выполнять задание точно по инструкции, развитие креативности, выдержки, развивать интерес к происходящему. | #1041;еседа. #1055;оиск картинки. (Под прозрачную пленку кладется картинка и засыпается снегом. Необходимо найти «Секрет» и аккуратно раскопать его. Объяснить, что увидел, придумать рассказ и т.д. ) #1057;оставление рассказа о предмете. (яблоко, груша, помидор и т.д.) 4. Ритуал приветствия. 5. Лепка из искусственного снега предметов. 6. Итог. Ритуал прощания. | |
Март | 1 | 24 | Снежная дорога Цель: Закреплять знания ПДД, и виды транспорта. Продолжать формировать умение решать проблемные ситуации. Развивать мелкую моторику рук, расширять словарный запас ребенка, учить использовать в речи прилагательные. Развивать тактильную чувствительность. | #1055;росмотр видео о транспорте и дороге. 2. Проблемная ситуация. 3. Ритуал приветствия. 4. Лепка дороги. 5. Игра с машинками. #1048;тог. Ритуал прощания. |
2 | 25 | Снежные узоры. Цель: Обогатить познавательный уровень детей в области природных явлений; Развивать творческие способности детей - отражать в рисунках характерные приметы времени года (зимние узоры на окне) совершенствовать зрительный контроль над созданием рисунка, развивать воображение, фантазию. Воспитывать эмоциональность, активность, любовь к природе, к прекрасному, к художественному слову, | #1063;тение стихотворения «Сказка на стекле» (Т.Шорыгина) или «Дед Мороз на окна дышит» (В. Татаринов) (в зависимости от возраста детей). #1041;еседа. просмотр презентации «Какие бывают морозные узоры». #1043;имнастика для глаз «Снежинка» #1051;епка узоров снегом на файле с изображением окна. 4. Игра с готовыми узорами из снега. 5. Итог. | |
3 | 26 | Птицы (зимующие, перелетные) Цель: Обогащать словарь путем введения слов: зимующие, перелетные, корм. Воспитать любовь к птицам, желание помогать им в зимних условиях. | #1055;росмотр презентации о птицах. #1041;еседа #1048;гра «Улетает – не улетает» #1056;итуал приветствия. 4. Игра с искусственным снегом и зимующими птицами. (лепка кормушки, домика для птиц). #1048;тог. Ритуал прощания. | |
4 | 27 | Цветные камушки в снегу. (Марблс) Цель: Развивать память, внимание мелкую моторику рук, расширять словарный запас ребенка. Развивать тактильную чувствительность. Создать положительный эмоциональный настрой. Снять напряжение. | #1054;ргаизующая беседа. 2. Проблемная ситуация (камушки потерялись в снегу). 3. Раскладывание камешков по цвету и количеству по коробочкам. (закрепление навыков счета) 4. Игра найди одинаковые камешки. #1048;тог. | |
5 | 28 | «Что спряталось в снегу?» Рыбки Цель: Развивать воображение, возможность выражения позитивных эмоций. выполнять задание точно по инструкции, развитие креативности, выдержки, развивать интерес к происходящему. | #1041;еседа. #1055;оиск картинки. #1057;оставление рассказа о предмете. (рыбки) #1043;имнастика для глаз «Снежинка» 5. Ритуал приветствия. 6. Лепка из искусственного снега рыбок. 7. Итог. Ритуал прощания | |
Апрель | 1 | 29 | Виды спорта (зимние, летние) Цель: Закрепить знания детей о видах спорта; сформировать умение анализировать объект, находить признаки методом сравнительного анализа; развивать познавательные способности и логическое мышление; учить детей делать умозаключения, обобщения, обосновывать собственное мнение. | #1055;ромотр презентации и о видах спорта #1048;нтерактивная игра «Зимой или летом» (Дети определяют в какое время года занимаются данным видом спорта). 3.Дыхательно-артикуляционный тренинг. Игра «Сдуй снежинки 4. Упражнение построй горку для лыжника. (игра с фигурками спортсменов) 5. Итог. |
2 | 30 | Городок из снега. Цель: Продолжать развивать мелкую моторику рук, умения считать в пределах 10 (прямой и обратный), повышать уверенность в себе и сотрудничество в группе. Продолжать воспитывать самостоятельность. Развивать и активизировать речь детей, развивать интерес к космосу; детскую наблюдательность и любознательность. | #1057;юрпризный момент (Появление Незнайки) 2. Проблемная ситуация (на луне разрушились все дома у лунатиков). 3. Полет в космос на луну. 4. Стройка домиков из искусственного снега и формочек. (картонные коробочки). 5. Возвращение на землю. 6. Итог. | |
3 | 31 | Буквы на снегу. Цель: Развивать фонематическое восприятие, зрительное и слуховое восприятие, зрительное и слуховое внимание, слухоречевое внимание, память, мышление, зрительно двигательную координацию, артикуляционную и общую моторику, активизировать словарный запас, развивать логическое мышление, учить внимательно вслушиваться в речь взрослого, отвечать на вопросы полными предложениями. | #1055;росмотр презентации «Живая азбука» 2. Игра найди все буквы в снегу. 3. Упражнение «Покажи и назови» (Дети показывают и читают буквы.) 4. Рисование буквы на снегу. #1048;тог. | |
4 | 32 | Буквы на снегу. Продолжение. Цель: Развивать фонематическое восприятие, зрительное и слуховое восприятие, зрительное и слуховое внимание, слухоречевое внимание, память, мышление, зрительно двигательную координацию, артикуляционную и общую моторику, активизировать словарный запас, развивать логическое мышление, учить внимательно вслушиваться в речь взрослого, отвечать на вопросы полными предложениями. | #1055;росмотр презентации «Живая азбука» (педагог поясняет буквы мы пишем и читаем, звуки мы слышим) #1055;овторение пройденного. 3. Изучение новых букв. #1048;гра найди все буквы в снегу. 5.Физкультминутка «Снегом засыпаны лес и поля» #1059;пражнение «Покажи и назови» (Дети показывают и читают буквы.) #1059;праженнеие подбери картинки к букве. #1048;тог. | |
Май | 1 | 33 | Буквы на снегу. Продолжение. Цель: Развивать фонематическое восприятие, зрительное и слуховое восприятие, зрительное и слуховое внимание, слухоречевое внимание, память, мышление, зрительно двигательную координацию, артикуляционную и общую моторику, активизировать словарный запас, развивать логическое мышление, учить внимательно вслушиваться в речь взрослого, отвечать на вопросы полными предложениями. | #1055;росмотр презентации «Живая азбука» (педагог поясняет буквы мы пишем и читаем, звуки мы слышим) #1055;овторение пройденного. 3. Изучение новых букв. #1048;гра найди все буквы в снегу. #1059;пражнение «Покажи и назови» (Дети показывают и читают буквы.) #1059;праженнеие подбери картинки к букве. 7. Разложи буквы по коробочкам (Гласные согласные) Итог. |
2 | 34 | Сказочные герои. Бусы для старухи Шапокляк из цветного снега. Цель: Продолжать учить делать самомассаж ладонями. Развивать мелкую моторику рук, сенсорное восприятие детей. Закрепить слова бусина, бусинка, желтый, зеленый, красный, синий. Воспитывать отзывчивость доброту и заботу о ближнем. Желание сделать приятное родному человеку. | #1057;юрпризный момент (Появление шапокляк) #1055;роблемня ситуация. (У Шапокляк порвались бусы) 3. Показ изготовления. Физминутка с Шапокляк. 5. Лепка бус 6. Итог. | |
3 | 35 | Путешествие на северный полюс. Цель: Продолжать развивать мелкую моторику рук, повышать уверенность в себе и сотрудничество в группе. Продолжать воспитывать самостоятельность. Развивать и активизировать речь детей, развивать интерес к природе; детскую наблюдательность и любознательность. | #1057;юрпризный момент (Появление Умки) Игроритмика. «Обойди сугробы» (приложение) 2. Проблемная ситуация (Умке нужен домик). 3. Стройка домиков из искусственного снега и формочек 4. Итог. | |
4 | 36 | Диагностика |
Методическая литература
1.Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры. — СПб 2004.
#1043;рабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Чудеса на песке. Песочная игротерапия // Детский сад со всех сторон. — 2001. — № 8 (44).
#1050;арабанова О. А. “Игра в коррекции психического развития ребенка”. М., 1997.
#1050;ряжева Н. Л. “Развитие эмоционального мира детей”. Ярославль, 1996.
#1059;пражнения с Монтессори-материалом” сборник. Рига-Москва, 1998.
#1041;ережная Н.Ф. Использование песочницы в корекции эмоционально-волевой сфер детей раннего и младшего дошкольного возраста // Дошкольная педагогика №4-2006, №1-2007.
7. Кондратьева С.Ю. Игры с песком и водой в работе по формированию пространственно-количественных представлений у дошкольников с задержкой психического развития // Дошкольная педагогика №3-2005.
8. Бережная Н.Ф. Использование песочницы в корекции эмоционально-волевой сфер детей раннего и младшего дошкольного возраста // Дошкольная педагогика №4-2006, №1-2007.
Приложение
Ритуал приветствия
Здравствуй снежочек.
Здравствуй дружочек.
Мы тебя погладим, мы тебя помнем.
И весёлую игру мы с тобой начнем.
Дети прикасаются к снегу руками, гладят его.
Ритуал прощания.
Спасибо милый Наш снежок
Ты всем нам подрасти помог
В ладоши наши посмотри
Мудрее стали ведь они!
Поднимают руки, и начинают разглаживать свои отпечатки, говорят:
До свидания снежок!
Загадка о посуде.
Что поможет без труда
Приготовить нам всегда
И обед, и завтрак, ужин?
Что для этого нам нужно? (Ответ: Посуда)
Загадка о мышке.
Она кошечку боится.
В полу дырка, там таится.
Прячется, для передышки
Кого ловит кошка… (Мышка)
Загадка о Дедушке Морозе
В красной шубе,
в шапке красной,
С бородой, как снег прекрасной,
За спиной с большим мешком,
В белых валенках, пешком
Я сегодня к Вам пришёл,
Радость, смех с собой привёл
И подарки Вам принёс.
Кто я дети?.. (Дед Мороз)
Загадка о радуге
Над рекою коромысло
Разноцветное повисло.
Словно гном из доброй сказки,
Расплескал по небу краски… (Радуга)
Загадка о кошке.
Пробираюсь по забору,
На охоту выхожу.
Мышки спрятались по норам,
Я их долго сторожу. (Кот)
Загадка о собаке.
Ходит рыжий, пьёт из лужи,
Не боится лютой стужи.
Хвост лохматый, чёрный нос.
Кто же это? Рыжий…(Пес)
Загадка о поросенке.
Носик — круглым пятачком,
А задорный хвост — крючком.
Мама — хрюшка, папа — свин.
Он у них любимый сын.
(Поросенок)
Загадка про Новый год.
Спешит он каждый год прийти,
Подарков много принести,
Приходит вечно обновленный,
Особый праздник, всегда новый.
(Новый год)
Загадка про снег.
С неба он летит зимой,
Не ходи теперь босой,
Знает каждый человек,
Что всегда холодный … (Снег)
Загадка про зайца.
Быстро бегает русак.
Путать след большой мастак.
В сказке он большой зазнайка.
Кто же это дети? (Зайка)
Упражнение "Секрет в снегу"
Цель: Развивать воображение, возможность выражения позитивных эмоций.
выполнять задание точно по инструкции, развитие креативности, выдержки, развивать интерес к происходящему.
Ход: Под прозрачную пленку кладется картинка и засыпается снегом. Необходимо найти «Секрет» и аккуратно раскопать его. Объяснить, что увидел, придумать рассказ и т.д.
Анализ упражнения: что увидел? что хочешь рассказать? понравилось ли играть?
Игра «Следы зверей»
" Медвежата" - ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на снег.
"Зайцы" - кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности снега, двигаясь в разных направлениях.
"Змейки" - ребенок расслабленными/напряженными пальцами рук делает поверхность снега волнистой (в разных направлениях).
"Паучки" - ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых (можно полностью погружать руки в песок, встречаясь под песком руками друг с другом - "жучки здороваются").
"Олень" ребенок ребром кулачка надавливает на снег.
"Ворона" ребенок указательным пальцем чертит три линии.
Сказка на стекле
На стекле Мороз
Начертил узор,
Серебром нанёс
Белый пышный бор.
Рано поутру
Подойду к окну,
Буду в том бору
Слушать тишину.
Чудится ли мне?
Или снится сон?
Мчусь я по лыжне,
Слышу сосен звон.
Вьётся на снегу
Свежий лисий след,
Тает на лугу
Розовый рассвет.
И дрожит во мгле
Белый дым берёз —
Сказку на стекле
Начертил Мороз.
(Т.Шорыгина)
Гимнастика для глаз «Снежинка»
Мы снежинки увидали,
Со снежинками играли,
Снежинки вправо полетели,
Дети вправо посмотрели.
Вот снежинки полетели,
Дети влево посмотрели.
Ветер снег вверх поднимал,
И на землю опускал…
Дети смотрят вверх и вниз.
Все на землю улеглись.
Глазки закрываем,
Глазки отдыхают.
Стихотворение «Дед Мороз на окна дышит»
Дед Мороз на окна дышит,
На стекле картины пишет:
Стрелы, башни и цветы
Небывалой красоты!
Из какой хрустальной сказки,
Раздобыл он эти краски?
Блещет искрами листва,
Серебрятся кружева…
Ух, какая красота. (В. Татаринов)
Физкультминутка «Снегом засыпаны лес и поля»
Снегом засыпаны лес и поля,
Спит под сугробами крепко земля.
Ищут, ищут птицы,
Чем бы поживиться.
На зиму долгую в нашем лесу
Мы приготовим птичкам еду.
Прилетайте, птицы, вы сюда кормиться!
Игра «Улетает – не улетает»
Сейчас мы с вами поиграем в игру «Улетает – не улетает». Ребята встают в круг, а воспитатель с мячом в центр круга. Воспитатель называет птицу и бросает мяч одному ребенку, который должен ответить улетает она на зиму или нет.
Лепим мы снеговика
Раз- рука, два- рука (дети вытягивают одну руку, затем другую)
Лепим мы снеговика. (имитируют лепку снежков)
Мы скатаем снежный ком- (ладонями делают круговые движения по бедрам)
Вот такой, (разводят руки в стороны, показывая какой большой)
А потом поменьше ком- (растирают ладонями грудь)
Вот такой. (показывают величину кома поменьше)
А наверх поставим мы, (поглаживают руками щеки)
Маленький комок. (соединяют пальцы рук вместе, показывая маленький ком)
Вот и вышел снеговик- Снеговичок! ( ставят руки в бока, повороты влево – вправо)
Очень милый толстячок!
Игрогимнастика.
- А теперь, вокруг себя вы обернитесь и в снежинки превратитесь (дети кружатся – «превращаются в снежинки»).
На деревьях, на аллее
Снег летит муки белее,
Лёгкий-лёгкий, чистый-чистый,
Мягкий, хрупкий и пушистый.
Играет спокойная музыка, дети кружатся, ложатся как снег.
Горы снежной ваты встали за окошком,
Мы берём лопаты, чистим мы дорожки.
Играет ритмичная музыка, дети «чистят снег».
Игра повторяется несколько раз.
Креативный тренинг (продолжение беседы по картине).
- Опишите небо. Какое оно? Начните со слова «небо» (небо светлое, чистое, высокое).
- А что вы можете сказать о деревьях? Какие они? Начните со слова «деревья» (деревья голые, заснеженные).
- Каких птиц мы видим на картине? (голуби, синички, снегири, вороны, воробьи)
- Как мы называем птиц, которые зимуют у нас? (зимующие)
- Как вы думаете, от какого слова образовано слово «зимующие»? (от слова зима)
А что делают в парке люди? Как они одеты? Почему? (они одеты тепло, потому что на улице холодно, мороз)
Игроритмика.
Игра «Погреем руки» (учить соотносить движения с текстом).
- Зимой на улице мороз. Мёрзнут руки на морозе, давайте их погреем. Для этого нужно потереть ладошку одной руки о другую, сжать кулачки.
Ах, ты зимушка-зима!
Не боимся мы тебя.
Мы ладошки «замочком» сожмём,
Их погреем и дальше пойдём.
Игра «Обойди сугробы» (учить соотносить движения с текстом).
- Ребята, пока мы с вами грели ручки – выпал снег.
Вился, вился белый рой Ходьба обычная
Лег на землю, - стал горой
Мы след в след пошли Ходьба след в след
И сугробы обошли Ходьба змейкой
Дыхательно-артикуляционный тренинг.
Игра «Сдуй снежинки» (выработка правильной воздушной струи).
Давайте ещё поиграем в игру «Сдуй снежинку».
На скамейке лежат ватные шарики – «снежинку». Необходимо улыбнуться, язык положить на нижнюю губу, сдуть вату. Щёки не надувать!
Креативный тренинг (продолжение).
- Назовите зимние месяцы (декабрь, январь, февраль)
- А какой сейчас зимний месяц? А какой зимний месяц наступит вторым (третьим)?
Игра «Назови месяц» (запомнить название зимних месяцев).
Мячик волшебный,
В руки будет к вам скакать
Зимние месяцы называть.
Игра «Снежинки» (учить соотносить движения с текстом).
- Посыпались из тучи на землю снежинки.
- Какие они? (маленькие, холодные, белые)
- Что снежинки умеют делать? (кружиться, падать, летать)
- Вокруг ножки обернитесь и в снежинки превратитесь – проводится игра.
Падают первые с неба снежинки,
Кружатся лёгкие словно пушинки,
Медленно, плавно на землю ложатся
Белым ковром под ногами искрятся.
(Уронить кисти, согнуть локти, опустить руки. Покружиться. «Волны перед собой». Присесть на одно колено.)
Игра «Рукавички мы наденем» (учить соотносить движения с текстом).
- Много снегу выпало. Давайте поиграем в снежки! Только вот рукавички надеть не забудьте!
Рукавички мы надели, фонарики
Поглядите вы на нас: фонарики
В наших новых рукавичках
Мы начнём весёлый пляс. руки на пояс, покружиться
Мы похлопаем в ладоши, хлопки
Мы потопаем немножко, притопы
Рукавички отряхнём встряхнуть кисти рук
И опять плясать пойдём. Пружинки
Игра «Попади снежком в цель» (развитие меткости).
Выпал беленький снежок, всюду посветлело.
Лепим, лепим мы снежок, быстро и умело (лепят снежки)
Топ, топ, не зевай и скорей в меня бросай (бросают снежки в цель).
Дыхательно-артикуляционный тренинг.
Упражнение «Вьюга» (развитие плавного и длительного выдоха, закрепление правильной артикуляции звука [у]).
- Слышите, сюда летят вьюга и ветер.
Кто там воет, завывает,
Все дорожки заметает?
Кто бросает снег в лицо,
Наметает на крыльцо?
Вьюга старая, седая, с ледяной клюкой,
Вьюга ковыляет Бабою Ягой.
Воет вьюга: «з-з-з-з».
Застонал лес от вьюги: «м-м-м-м» (тихо, высоким голосом).
Тяжело стонут дубы: «м-м-м-м» (громко, низким голосом).
Стонут берёзы: «м-м-м-м» (тихо, высоким голосом).
Шумят ели «ш-ш-ш-ш».
Стихает вьюга: «с-с-с-с».
Самомассаж.
- Мороз всё злее становится, как бы нос вам не отморозил!
Вот на улице мороз! Указательным пальцем массировать точку между бровями
Эй, потри скорее нос, В другую сторону
Подбородок отогрей мороз!. Массаж точки под нижней губой
Улыбнулись все скорей! В другую сторону
И у глаз потрём дружнее, Круговые движения на висках
Веселее, веселее. В другую сторону
Ну-ка взялись все за уши,
Ни к чему нам бить баклуши,
Покрутили, повертели –
Вот и уши отогрели.
Большие пальцы рук за ушами, выполнять круговые вращения в одну и другую сторону
Каждый палец согреваем,
Сильно-сильно растираем.
«снимать кольцо» с каждого пальца на одной и другой руке
Игроритмика.
«Обойди сугробы» (учить соотносить движения с текстом).
- Ребята, пока мы с вами грелись – выпал снег.
Вился, вился белый рой Ходьба обычная
Лег на землю, - стал горой
Мы след в след пошли Ходьба след в след
И сугробы обошли Ходьба змейкой
Игроритмика.
Игра «Как мы гуляли» (учить соотносить движения с текстом).
- Давайте расскажем как мы гуляли.
Маленькие ножки шли по дорожке. Идем частыми, короткими шагами.
Большие ноги шагали по дороге Идём большими шагами. Отмечая каждое слово.
Скрип-скрип, топ-топ! Провалились мы в сугроб! Падаем и замираем на 10-12 сек.
Из сугроба вылезаем Поднимаемся.
И штанишки отряхаем, Отряхаемся
И пальтишки отряхаем,
Шапки тоже отряхаем.
Путь свой дальше продолжаем. Идем дальше.
А мороз-то крепчает! Ёжимся будто от холода.
И за носик нас кусает,
И за ушки щиплет,
И за щёчки кусает.
Ты, мороз-мороз-мороз! Грозим друг другу пальцем в ритме стиха.
Не хватай меня за нос!
Не щипай меня за ушки!
Не кусай меня за щёчки!
А мороз то крепчает, Ёжимся будто от холода.
Метель-вьюгу призывает.
Вьюжки-вьюжки-вьюжки-вью Вращаем перед собой согнутыми в локтях руками.
Колотушки колочу. Кулачки друг об друга энергично постукивают.
Заколачиваю, приколачиваю.
9. Вокальное музицирование.
Игра «Да или нет» (развитие слухового внимания на речевом материале). Вы, ребятки, громко, дружно
Отвечайте то, что нужно.
Педагог задаёт вопрос. Дети, в зависимости от ответа, пропевают «Да-да-да» или «Нет-нет-нет». - Январь – второй месяц зимы. - Зимой на деревьях появляются почки. - Зимой медведь спит в берлоге.
- Зимой птицы вьют гнёзда.
- Зимой часто идёт снег.
- Зимой листья зеленеют.
- Зимой дети катаются на санках.
- Декабрь – первый месяц зимы.
- После зимы наступит весна.
- Февраль – третий месяц зимы.
10. Итог занятия.
а). Упражнение на релаксацию (развитие воображения). Дети в свободных позах с закрытыми глазами слушают спокойную вальсовую музыку, стараясь представить картину тихо подающего снега. Педагог читает слова:
Снежинки падают и весело кружатся,
Ведь им опасно в жизни лишь тепло.
Снежинки падают, им хочется смеяться,
Ведь на земле от них так будет всем светло!
Снежинки падают, зима уже крадется
И злой метелицей промчалась по полям.
Снежинки падают, и сердце громко бьется:
Идет зима, идет зима надолго к нам.