Картотека игр дл детей с дцп
методическая разработка по коррекционной педагогике (средняя группа)

Людмила Михайловна Мацуева

КАРТ КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР НА РАЗВИТИЕ ВРЕМЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ДЦП

Время

1 ГОД ОБУЧЕНИЯ:

Дидактические игра «Когда это бывает» (части суток)

Дидактическая задача: закрепить представление о частях суток, научить правильно употреблять слова «утро», «день», «вечер», «ночь».

Игровая задача: правильно определяют часть суток.

Оборудование. Картинки, на которых показаны действия детей в разное время суток.

Ход игры: Педагог при помощи куклы производит различные действия, по которым дети должны определить часть суток: кукла встает с постели, одевается, причесывается (утро), обедает (день) и т. д. Затем В. называет действие, например: «Кукла умывается», предлагает ребенку назвать часть суток, соответствующую этому действию (утро или вечер). Педагог читает отрывок из стихотворения Петрушиной:

Кукла Валя хочет спать.

Уложу ее в кровать.

Принесу ей одеяло,

Чтоб быстрее засыпала.

Дети говорят, когда это бывает. Педагог показывает картинки во временной последовательности и спрашивает, в какую часть суток происходят эти действия. Затем перемешивает картинки и вместе с детьми располагает их в порядке следования действий суток.

2 ГОД ОБУЧЕНИЯ:

Дидактическая игра: «Когда это бывает»

Дидактическая задача: закреплять знания детей о временах года, их характерных признаках; развивать связную речь, внимание и находчивость, выдержку.

Игровая задача: рассказывают про времена года.

Оборудование: картинки по временам года.

Ход игры: Дети сидят вокруг стола. У воспитателя в руках несколько картинок с изображением разных времён года, для каждого времени года по 2-3 картинки. Воспитатель разъясняет правила игры, воспитатель раздаёт всем по картинке. Затем вращает стрелку по кругу. Тот, на кого она указала, внимательно рассматривает свою картинку и затем рассказывает о её содержимом. Затем опять крутят стрелку и тот на кого она указала угадывает время года. Вариантом этой игры может быть чтение воспитателем отрывков из художественных произведений о сезонных природных явлениях и поиск картинок с соответствующим содержанием.

 

 

Дидактическая игра: «Назови пропущенное слово»

Дидактическая задача: учить называть временные отрезки: утро, вечер, день, ночь.

Игровая задача: досказывают названия частей суток, катают мяч.

Оборудование: мяч.

Ход игры: Дети образуют полукруг. Воспитатель катит кому-нибудь из детей мяч. Начинает предложение, пропуская названия частей суток: - Мы завтракаем утром, а обедаем... Дети называют пропущенное слово.- Утром ты приходишь в детский сад, а уходишь домой ….-Днем ты обедаешь, а ужинаешь…

 

3 ГОД ОБУЧЕНИЯ:

 

Дидактическая игра «Часы и время»

Дидактическая задача: Научить детей ориентироваться во времени. Совершенствовать навыки определения времени по часам, фиксируя его значение на циферблате.

Игровая задача: быстро и правильно называют время, отмечают на циферблате.

Оборудование: Циферблаты изготовленные из дисков с наклеенными цифрами. Карточки и изображением времени. Минутная и секундная стрелочки.

Ход игры: В игре могут принимать участие от 4 до 6 детей.

Перед началом игры дети берут себе циферблаты и стрелочки.

Ведущий, смешав маленькие карточки со временем, укладывает их стопкой на стол изображением вниз. Далее он открывает одну карточку и называет время - дети должны правильно и быстро установить нужное время у себя на циферблате. Кто выполнил первым – получает фишку. В конце игры определяется победитель.

 

 

Дидактическая игра «Назови пропущенное слово»

Дидактическая задача: закрепить знания о днях недели, частях суток.

Игровая задача: быстро и правильно отвечают на вопросы о временах года.

Оборудование: Мяч.

Ход игры: Воспитатель и прокатывает мяч по полу одному из играющих:

- Солнышко светит днем, а луна.. .

- Утром я пришла на работу, а вернулась домой.. .

- Если вчера была пятница, то сегодня.. .

- Если за понедельником был вторник, то за четвергом.. .

Аналогично можно проводить игру о временах года, месяцах.

 

 

Пространство

 

1 ГОД ОБУЧЕНИЯ:

Дидактическая игра «Вверху – внизу. Кто выше?»

Дидактическая задача: Развитие пространственных представлений.

Игровая задача:

Оборудование: декоративная таблица, на которой изображено голубое небо, в разных местах таблицы пришиты крючки. Фигурки звездочек, самолетиков, птичек, стрекоз, лягушек, рыбок, зверюшек и т. д

Ход игры: Ребенок вытягивает фигурку. Называет взятый предмет и прикрепляет его на картоне так, чтобы было отражено реальное положение его в пространстве. Например, если ребенок взял самолет, то он прикрепляет его вверху, а если он взял рыбку, то внизу. При этом он говорит: «Самолет летает вверху. Рыба плавает внизу».

В данной игре закрепляются понятия вверху – внизу, выше – ниже. Дети учатся соотносить предметы с той реальной обстановкой, в которой они могут находиться.

 

 

2 ГОД ОБУЧЕНИЯ:

Дидактическая игра «Что я загадал?»

 

Дидактическая задача: развивать умение ориентироваться в окружающем пространстве; понимать смысл пространственных отношений (вверху — внизу, впереди (спереди) — сзади (за), слева — справа, между, рядом с, около).

Игровая задача: загадать предмет в группе.

Ход игры: Воспитатель предлагает ребенку загадать предмет, находящийся в группе. Например, часы, которые висят на стене. Вопросы необходимо задавать так, чтобы сначала искать не предмет, а место где он расположен. Другой ребенок задает вопросы, например: «Это висит на стене? Да. Это висит на дальней стене? Нет. Это висит рядом со шкафом? Да. Это часы? Да». Затем дети меняются ролями.

 

Дидактическая игра «Графический диктант»


Дидактическая задача: развивать умение ориентироваться на листе бумаги (справа — слева, вверху — внизу, в середине, в углу).
Игровая задача: расколдовать волшебного персонажа.

Оборудование: бумага, карандаш.
Ход игры: Воспитатель предлагает детям расколдовать волшебного персонажа и задаёт инструкцию: «Найдите пожалуйста точку и от точки проведите 3 клетки вправо, 1 вверх, 1 вправо, 4 вниз, 7 вправо, 1 вверх, 1 влево, 8 вниз, 1 влево, 3 вверх, 5 влево, 3 вниз, 1 влево, 7 вверх, 3 влево, 3 вверх, соединить в начальной точке». Воспитатель спрашивает у детей, что у них получилось.

 

3 ГОД ОБУЧЕНИЯ:

 

Дидактическая игра «Веселые фигуры»


Дидактическая задача: развивать умение ориентироваться на листе бумаги (справа — слева, вверху — внизу, в середине, в углу).
Игровая задача: расселить геометрические фигуры.

Оборудование: лист бумаги, карандаши, геометрические фигуры.
Ход игры: Воспитатель предлагает детям расселить геометрические фигуры на листе бумаги. Воспитатель задаёт инструкцию: «Вдоль верхней стороны листа слева на право провидите прямую линию красным карандашом (вдоль нижней стороны – зеленым карандашом, вдоль левой – синим карандашом, вдоль правой – желтым карандашом). В верхнем левом углу нарисуйте круг красного цвета (в нижнем левом углу – квадрат синего цвета, в верхнем правом – треугольник желтого цвета, в нижнем правом – прямоугольник зеленого цвета, в середине листа – оранжевый овал)».

 


Дидактическая игра «Незнайка ищет дом»

 

Дидактическая задача: развивать умение ориентироваться на ограниченной плоскости (лист бумаги) и отражать в речи пространственное расположение.
Игровая задача: найти дом Незнайки.
Оборудование: лист бумаги, карандаш.
Ход игры: Воспитатель сообщает детям, что Незнайка потерялся и не может найти путь домой. Воспитатель сообщает, что адреса каждого из домов зашифрованы на схемах пути, путь к домику обозначен красной линией. Вот по ней то и нужно найти домик Незнайки, красные линии расположены в разных направлениях. Сначала воспитатель демонстрирует образец прохождения пути на своём примере. Затем просит провести красную линию по дорожке, согласно их схеме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_na_vremya_i_prostranstvo_detey_s_dtsp.docx17.57 КБ

Предварительный просмотр:

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР НА РАЗВИТИЕ ВРЕМЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ДЦП

Время

1 ГОД ОБУЧЕНИЯ:

Дидактические игра «Когда это бывает» (части суток)

Дидактическая задача: закрепить представление о частях суток, научить правильно употреблять слова «утро», «день», «вечер», «ночь».

Игровая задача: правильно определяют часть суток.

Оборудование. Картинки, на которых показаны действия детей в разное время суток.

Ход игры: Педагог при помощи куклы производит различные действия, по которым дети должны определить часть суток: кукла встает с постели, одевается, причесывается (утро), обедает (день) и т. д. Затем В. называет действие, например: «Кукла умывается», предлагает ребенку назвать часть суток, соответствующую этому действию (утро или вечер). Педагог читает отрывок из стихотворения Петрушиной:

Кукла Валя хочет спать.

Уложу ее в кровать.

Принесу ей одеяло,

Чтоб быстрее засыпала.

Дети говорят, когда это бывает. Педагог показывает картинки во временной последовательности и спрашивает, в какую часть суток происходят эти действия. Затем перемешивает картинки и вместе с детьми располагает их в порядке следования действий суток.

2 ГОД ОБУЧЕНИЯ:

Дидактическая игра: «Когда это бывает»

Дидактическая задача: закреплять знания детей о временах года, их характерных признаках; развивать связную речь, внимание и находчивость, выдержку.

Игровая задача: рассказывают про времена года.

Оборудование: картинки по временам года.

Ход игры: Дети сидят вокруг стола. У воспитателя в руках несколько картинок с изображением разных времён года, для каждого времени года по 2-3 картинки. Воспитатель разъясняет правила игры, воспитатель раздаёт всем по картинке. Затем вращает стрелку по кругу. Тот, на кого она указала, внимательно рассматривает свою картинку и затем рассказывает о её содержимом. Затем опять крутят стрелку и тот на кого она указала угадывает время года. Вариантом этой игры может быть чтение воспитателем отрывков из художественных произведений о сезонных природных явлениях и поиск картинок с соответствующим содержанием.

Дидактическая игра: «Назови пропущенное слово»

Дидактическая задача: учить называть временные отрезки: утро, вечер, день, ночь.

Игровая задача: досказывают названия частей суток, катают мяч.

Оборудование: мяч.

Ход игры: Дети образуют полукруг. Воспитатель катит кому-нибудь из детей мяч. Начинает предложение, пропуская названия частей суток: - Мы завтракаем утром, а обедаем... Дети называют пропущенное слово.- Утром ты приходишь в детский сад, а уходишь домой ….-Днем ты обедаешь, а ужинаешь…

3 ГОД ОБУЧЕНИЯ:

Дидактическая игра «Часы и время»

Дидактическая задача: Научить детей ориентироваться во времени. Совершенствовать навыки определения времени по часам, фиксируя его значение на циферблате.

Игровая задача: быстро и правильно называют время, отмечают на циферблате.

Оборудование: Циферблаты изготовленные из дисков с наклеенными цифрами. Карточки и изображением времени. Минутная и секундная стрелочки.

Ход игры: В игре могут принимать участие от 4 до 6 детей.

Перед началом игры дети берут себе циферблаты и стрелочки.

Ведущий, смешав маленькие карточки со временем, укладывает их стопкой на стол изображением вниз. Далее он открывает одну карточку и называет время - дети должны правильно и быстро установить нужное время у себя на циферблате. Кто выполнил первым – получает фишку. В конце игры определяется победитель.

Дидактическая игра «Назови пропущенное слово»

Дидактическая задача: закрепить знания о днях недели, частях суток.

Игровая задача: быстро и правильно отвечают на вопросы о временах года.

Оборудование: Мяч.

Ход игры: Воспитатель и прокатывает мяч по полу одному из играющих:

- Солнышко светит днем, а луна.. .

- Утром я пришла на работу, а вернулась домой.. .

- Если вчера была пятница, то сегодня.. .

- Если за понедельником был вторник, то за четвергом.. .

Аналогично можно проводить игру о временах года, месяцах.

Пространство

1 ГОД ОБУЧЕНИЯ:

Дидактическая игра «Вверху – внизу. Кто выше?»

Дидактическая задача: Развитие пространственных представлений.

Игровая задача:

Оборудование: декоративная таблица, на которой изображено голубое небо, в разных местах таблицы пришиты крючки. Фигурки звездочек, самолетиков, птичек, стрекоз, лягушек, рыбок, зверюшек и т. д

Ход игры: Ребенок вытягивает фигурку. Называет взятый предмет и прикрепляет его на картоне так, чтобы было отражено реальное положение его в пространстве. Например, если ребенок взял самолет, то он прикрепляет его вверху, а если он взял рыбку, то внизу. При этом он говорит: «Самолет летает вверху. Рыба плавает внизу».

В данной игре закрепляются понятия вверху – внизу, выше – ниже. Дети учатся соотносить предметы с той реальной обстановкой, в которой они могут находиться.

2 ГОД ОБУЧЕНИЯ:

Дидактическая игра «Что я загадал?»

Дидактическая задача: развивать умение ориентироваться в окружающем пространстве; понимать смысл пространственных отношений (вверху — внизу, впереди (спереди) — сзади (за), слева — справа, между, рядом с, около).

Игровая задача: загадать предмет в группе.

Ход игры: Воспитатель предлагает ребенку загадать предмет, находящийся в группе. Например, часы, которые висят на стене. Вопросы необходимо задавать так, чтобы сначала искать не предмет, а место где он расположен. Другой ребенок задает вопросы, например: «Это висит на стене? Да. Это висит на дальней стене? Нет. Это висит рядом со шкафом? Да. Это часы? Да». Затем дети меняются ролями.

Дидактическая игра «Графический диктант»


Дидактическая задача:
развивать умение ориентироваться на листе бумаги (справа — слева, вверху — внизу, в середине, в углу).
Игровая задача: расколдовать волшебного персонажа.

Оборудование: бумага, карандаш.
Ход игры: Воспитатель предлагает детям расколдовать волшебного персонажа и задаёт инструкцию: «Найдите пожалуйста точку и от точки проведите 3 клетки вправо, 1 вверх, 1 вправо, 4 вниз, 7 вправо, 1 вверх, 1 влево, 8 вниз, 1 влево, 3 вверх, 5 влево, 3 вниз, 1 влево, 7 вверх, 3 влево, 3 вверх, соединить в начальной точке». Воспитатель спрашивает у детей, что у них получилось.

3 ГОД ОБУЧЕНИЯ:

Дидактическая игра «Веселые фигуры»


Дидактическая задача: развивать умение ориентироваться на листе бумаги (справа — слева, вверху — внизу, в середине, в углу).
Игровая задача: расселить геометрические фигуры.

Оборудование: лист бумаги, карандаши, геометрические фигуры.
Ход игры: Воспитатель предлагает детям расселить геометрические фигуры на листе бумаги. Воспитатель задаёт инструкцию: «Вдоль верхней стороны листа слева на право провидите прямую линию красным карандашом (вдоль нижней стороны – зеленым карандашом, вдоль левой – синим карандашом, вдоль правой – желтым карандашом). В верхнем левом углу нарисуйте круг красного цвета (в нижнем левом углу – квадрат синего цвета, в верхнем правом – треугольник желтого цвета, в нижнем правом – прямоугольник зеленого цвета, в середине листа – оранжевый овал)».


Дидактическая игра «Незнайка ищет дом»

Дидактическая задача: развивать умение ориентироваться на ограниченной плоскости (лист бумаги) и отражать в речи пространственное расположение.
Игровая задача: найти дом Незнайки.
Оборудование: лист бумаги, карандаш.
Ход игры: Воспитатель сообщает детям, что Незнайка потерялся и не может найти путь домой. Воспитатель сообщает, что адреса каждого из домов зашифрованы на схемах пути, путь к домику обозначен красной линией. Вот по ней то и нужно найти домик Незнайки, красные линии расположены в разных направлениях. Сначала воспитатель демонстрирует образец прохождения пути на своём примере. Затем просит провести красную линию по дорожке, согласно их схеме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека игр для детей для детей 5-6 лет

Картотека игр для детей для детей 5-6 лет...

Картотека игр для детей для детей 5-6 лет

Картотека игр для детей для детей 5-6 лет...

Картотека игр для детей для детей 5-6 лет

Картотека игр для детей для детей 5-6 лет...

Картотека дидактических игр Картотека дидактических игрдля детей старшей группы по образовательным областям ФГОСРечевое развитие

Картотека дидактических игр для детей старшей группы по образовательным областям ФГОС Речевое развитие...

Картотека "Рассказы о детях-героях ВОВ" (для детей старшего дошкольного возраста)

В картотеке собраны рассказы о детях-героях ВОВ из методического пособия Шорыгиной Т.А....