Использование наглядного моделирования , приёмов мнемотехники и ТРИЗ технологии в коррекционной работе
учебно-методическое пособие по коррекционной педагогике (подготовительная группа)
Дошкольный возраст – самый благоприятный период для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи, что является важным условием умственного воспитания ребенка. Но, на сегодняшний день – образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей – явление очень редкое, так как растет число детей с речевой патологией. Использование приёмов мнемотехники, ТРИЗ технологии помогут в работе над развитием речи и подготовят дошкольников к школьному обучению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_modelirovaniya_triz.docx | 882.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование наглядного моделирования, приёмов мнемотехники и ТРИЗ технологии в коррекционной работе
Дошкольный возраст – самый благоприятный для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи, что является важным условием умственного воспитания ребенка. Но, на сегодняшний день – образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей – явление очень редкое, так как растет число детей с речевой патологией.
Дошкольный возраст – это возраст образных форм сознания, и основными средствами, которыми овладевает ребёнок в этом возрасте, являются образные средства: сенсорные эталоны, различные символы, знаки, наглядные модели.
Перспективным направлением совершенствования процесса коррекционно-развивающего обучения детей с ОВЗ, ОНР является использование наглядного моделирования: мнемотехники, ТРИЗ технологии.
У детей с речевыми нарушениями существуют следующие проблемы:
• Скудный словарный запас;
• Неумение согласовывать слова в предложении;
• Нарушение звукопроизношения;
• У большинства детей нарушено внимание;
• Несовершенно логическое мышление;
• Дети с речевыми нарушениями не любят учить стихи, пересказывать тексты;
• Не владеют приемами и методами запоминания;
• Заучивание стихов вызывает у них большие трудности, быстрое утомление и отрицательные эмоции;
• На этапе автоматизации звуков в стихотворных текстах у детей снижается самоконтроль за речью.
Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.
Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки ребенок легко воспроизводит текст, стихотворение, скороговорку, загадку.
Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному:
Воробьева В.К. - сенсорно-графическими схемами;
ТкаченкоТ.А.– предметно-схематическими моделями,
Глухов В. П. – блоками-квадратами,
Большева Т. В. – коллажем,
Ефименкова Л. Н – схемой составления рассказа.
Актуальность использования наглядного моделирования в работе с детьми коррекционного детского сада состоит в том, что:
- во-первых, ребенок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для большинства детей с ограниченными возможностями характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию.
- во-вторых, использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью. Ведь одно из правил укрепления памяти гласит: “Когда учишь – записывай, рисуй схемы, диаграммы, черти графики”;
- в-третьих, применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания.
Как любая методика, мнемотехника строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам и позже - к мнемотаблицам и коллажам.
Мнемодорожка – это таблица из 4 и более клеток, расположенных линейно. Основой мнемодорожек послужили короткие чистоговорки, стихи, схемы артикуляции зуков, загадки.
Эффективно используются мнемодорожки при составлении предложений.
Мнемотаблица – это рисуночное письмо, схема, в которую заложена определенная информация. Делится на 6,9 и более частей (с учетом возраста детей и уровня их развития) и применяется при рассказывании сказок, составлении рассказов, заучивании и воспроизведении стихов, проведении пальчиковой и артикуляционной гимнастики, закреплении алгоритмов выполнения режимных процессов и т.д.
В коррекционной работе по автоматизации звуков подбираются небольшие стихотворные тексты или загадки на автоматизацию определённого звука или дифференциацию звуков. Затем при помощи простых и доступных для восприятия ребёнка символов рисуются мнемотаблицы.
Автоматизация звука С
Самостоятельное составление мнемотаблицы на автоматизацию звука Р
Чёрной ночью, чёрный кот
Прыгнул в чёрный дымоход.
В дымоходе чернота, отыщите там кота.
При заучивании скороговорок можно использовать готовые мнемосхемы, предложенные коллегами в интернет – ресурсах.
При пересказе текстов работа с опорой на мнемотаблицы проводится в следующей последовательности: чтение рассказа, рассматривание мнемотаблицы, чтение рассказа 2-й раз с использованием мнемотаблицы с установкой на пересказ. Работать с такими таблицами очень удобно, дети с удовольствием запоминают тексты.
Элементы мнемотехники помогают научить детей составлять описательные рассказы о предметах, объектах и явлениях природы в определенной последовательности.
Примеры мнемотаблиц по составлению описательного рассказа
Наглядное моделирование широко используется в ТРИЗ технологии.
С помощью дидактических пособий «Одуванчик», «Лягушка» ребёнку легко изложить последовательность развития лягушки, растения.
В игре «Составь рифму» с помощью картинного материала и схем дети учатся придумывать рифмованные строки.
Пособие «Причина-следствие» способствует моделированию причинно-следственных отношений.
Таким образом, с помощью мнемотехники и ТРИЗ технологии удается достичь таких результатов:
- увеличивается круг знаний об окружающем мире;
- развививается мышление, внимание;
- появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;
- появляется интерес к заучиванию стихов и потешек;
- словарный запас выходит на более высокий уровень.
Считаю, чем раньше будем использовать в работе с детьми методику мнемотехники, ТРИЗ технологии тем лучше подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщенный опыт работы учителя-логопеда на тему "Применение метода наглядного моделирования, приемов мнемотехники и пиктограмм при обучении детей с общим недоразвитием речи пересказу текстов и заучиванию стихотворений"
Материал из обобщенного опыта работы по теме: Применение метода наглядного моделирования, приемов мнемотехники и пиктограмм при обучении детей с ОНР пересказу текста и заучивании стихотворений" можно ...
«Игры в коррекционной логопедической работе с использованием наглядного моделирования посредством ИКТ» (старший дошкольный возраст)
Современные требования к организации педагогического процесса детей дошкольного возраста предусматривают использование в работе логопеда информационно – коммуникац...
Использование наглядного моделирования в коррекционно - речевой работе с детьми с диагнозом задержка психического развития
Материалы из опыта работы...
Использование приёмов здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе учителя-логопеда
Использование приёмов здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе учителя-логопеда...
Работа к презентации "Развитие связной речи дошкольников методом наглядного моделирования и мнемотехники"
Развитие связной речи дошкольников методом наглядного моделирования и мнемотехникиСлайд 1Развитие связной речи дошкольников методом наглядного моделирования и мнемотехники Слайд 2К. Д. Ушинский ...
Материал из опыта работы " Применение метода наглядного моделирования, приемов мнемотехники и пиктограмм при обучении детей с общим недоразвитием речи пересказу текстов и заучиванию стихотворений"
В представленной работе раскрывается организация занятий по развитию связной речи и внедрению в образовательный процесс метода наглядного моделирования. Представленный материал, поможет решить п...
Опыт работы по теме « Формированию связной речи старших дошкольников с использованием мнемотехники и ТРИЗ-технологий»
Связная речь представляет собой развернутое, законченное, композиционно и грамматически оформленное, смысловое и эмоциональное высказывание, состоящее из ряда логически связанных предложений. Согласно...