Театрализованная деятельность в коррекционной педагогике
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа)

Татьяна Юрьевна Момот
Каждый ребёнок достоин прожить разнообразную и интересную жизнь. Театрализованная деятельность помогает детям раскрыть не только свои таланты, но и подготовиться к школе: выступая на сцене, дети учатся не бояться выступать перед коллективом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tema.doc36.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Театрализованные игры в коррекционной педагогике».

Игра является основной деятельностью ребёнка дошкольного возраста. Для детей с ОВЗ игровая деятельность – это необходимое условие развитие интеллекта, психических процессов, речевой активности, личности в целом.

Однако ряд факторов, характерных для детей с ЗПР, ЗРР, ОНР (неустойчивость внимания, плохая слуховая и зрительная память, недостаточная скоординированность движений, нарушение грамматического строя речи, трудности усвоения лексико-грамматических конструкций и т.д.) в различной степени влияют на их игровую деятельность. Дети, склонные к тормозным процессам, проявляют в игре робость, скованность, быструю утомляемость; детям с повышенной возбудимостью не хватает внимания, сосредоточенности.

И, как показывают наблюдения, особая роль в коррекционной работе с детьми с ОВЗ принадлежит театрализованным играм. Участвуя в них, дети познают окружающий мир, становятся участниками событий из жизни людей, животных, растений.

Исходя из особенностей психического развития детей, все театрализованные игры строятся на материале сказок. При выборе игр я руководствуюсь индивидуальными возможностями каждого ребёнка.

Младшие воспитанники вначале являются зрителями: они не могут сразу овладеть творческим процессом, необходимым для участия в театрализованных играх. Моя речь на этом этапе служит образцом для подражания. Дети наблюдают, как я говорю, имитирую ролевые движения. Особое внимание уделяется анализу сюжета игры, разбору действий и поступков героев, уточнению знаний о предметах, явлениях, их назначении, сравнительным характеристикам героев.

Постепенно творческая активность детей возрастает. Этому помогают различные упражнения. Например, упражнения с различным интонированием слов (радостно, удивлённо, грустно, тихо, громко, быстро, медленно). Так у детей развивается мелодико-интонационная выразительность, плавность речи. Во время дыхательной гимнастики, я давала детям различные игровые упражнения. Например «Ветер, ветер».

У весны ветер ласковый и нежный (ф-ф-ф)

У лета жаркий согревающий (х-х-х)

У осени прохладный (с-с-с-с)

У зимы холодный студеный (в-в-в).

Для развития памяти проводилось много игр. Например: «Запомни и повтори движение».

Работа над сказкой воспитанников более старшего возраста велась следующим образом: сначала я читала детям сказку, старалась чтобы речь моя была неторопливой, громкой, эмоциональной и богатой интонацией. Затем шла беседа о прочитанном. Я просила детей высказывать свое отношение к героям сказки, к их поступкам, чтобы формировать основы нравственного воспитания. Затем показала бумажных героев сказки и дети составляли описательные рассказы. Пытались к существительным подбирать, как можно больше прилагательных. Например:

Белочка (умная, хитренькая, серенькая)

Мышка (серенькая, добрая)

Старичок - лесовичок (добрый, мудрый, умный).

После вторичного прочтения мы пробовали пересказывать сказку своими словами, затем близко к тексту. А дальше я просила рассказать сказку по ролям. И здесь уже шла работа над интонацией. Дети одевали на руки рукавички с мордочками животных и говорили, как я просила, «по доброму», «зло», «грустно», «ласково», «обиженно». А затем я просила, чтобы дети превратились в зайцев веселых (грустных), таким образом, мы работали над мимикой. Дети пытались изобразить на своих лицах то грусть, то обиду, то веселье, то сделать злое лицо. Потом я проводила игру «Угадай мое настроение», когда один ребенок с помощью мимики изображал какое-то настроение, а мы отгадывали. Также проводились игры «Едим варенье» (клюквенное, клубничное, лимонное). Дети мимикой показывали, кто какое варенье съел. Игры на развитие слухового восприятия «Кто позвал?», «Найди берлогу, в которой спит медведь» и т. д. Игра на развитие мышления «Кто лишний среди веселых картинок». Так же проводились этюды «Кто как ходит». Предлагаю превратиться в героев сказки и показать, как они умеют ходить. На занятиях по изодеятельности дети рисовали понравившихся им героев, делали аппликацию, лепили их. Затем, рассматривая получившиеся работы, пытались определить, какой получился старичок-лесовичок, какая получилась мышка. И вот мы идем на репетицию в наш прекрасный театр, как мне кажется, это любимое место наших детей. Я вижу, как они преображаются на сцене. Речь детей уже не монотонна, она более эмоциональна,  внятно стараются произносить все звуки,  двигаются по сцене, имитируя движения животных. Театральная деятельность необычно эмоциональна, что делает ее привлекательной для детей, она приносит ребенку огромную радость, в театральной деятельности заложены истоки творчества, а также происходит живое воздействие художественного образа на личность ребенка (дети познают, дети сопереживают). Театрализованная деятельность позволяет решать многие проблемы ситуации от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость.

Ребятам становится интересно, когда они не только говорят, но и действуют как сказочные герои. Воспитанники пытаются имитировать ролевые движения, наблюдают друг за другом, стараются всё лучше и лучше играть роль.

В театрализованных играх используется музыка, которая подчёркивает характер героев и помогает детям имитировать движения персонажей, при этом совершенствуется их координация, вырабатывается чувство ритма. А движения в свою очередь повышают активность речедвигательного анализатора, «балансируют» процессы возбуждения и торможения. Движения обычно сопровождаются репликами, стихами или пением.

От игры к игре нарастает активность детей, они запоминают текст, перевоплощаются, «входят в образ», овладевают средствами выразительности.

Большое значение придаётся обсуждению вместе с детьми атрибутов игры, костюмов героев. Это особенно важно для детей с ЗПР, у которых слабо развито воображение. Любой творческий процесс доставляет большую радость малышам.

Воспитательное значение театрализованных игр состоит в формировании уважительного отношения детей друг к другу, развитии умения действовать по сюжету в коллективе. Особенно важны нравственные уроки сказок-игр, которые дети получают в результате совместного анализа каждой игры. Развитие эмоций, познавательной деятельности, с одной стороны, и решение задач коррекционного обучения (расширение знаний об окружающем мире, становление основных психических процессов, развитие речи: словарного запаса, грамматического строя, звукопроизношения и т.д.) – с другой, тесно взаимосвязаны между собой в театрализованных  играх.

Итак, театрализованные игры – один из самых эффективных способов коррекционного воздействия на ребёнка, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя.

Очевидно, что в будущем не каждый ребёнок станет актёром. Но в любом деле ему помогут творческая активность и развитое воображение, которые не возникают сами по себе, а их необходимо развивать.

        Таким образом, занятия театральной деятельностью с детьми не только развивают, активизируют словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, навыки связной речи, психические функции личности ребенка, художественные способности, но и общечеловеческую универсальную способность к межличностному взаимодействию, творчеству в любой области. К тому же ребенка театрализованное представление - это хорошая возможность хотя бы ненадолго стать героем, поверить в себя, услышать первые в своей жизни аплодисменты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РОЛЬ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ

Виды театрализованной деятельности используемой в дошкольной педагогике(из опыта работы с детьми с нарушением зрения)...

Организация театрализованной деятельности в коррекционном детском саду

Данный материал будет полезен музыкальным руководителям ДОУ...

Практическое пособие "ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ НАРУШЕНИЯ ЗРЕНИЯ

В пособии представлены авторские сценарии в стихах для дошкольников, сценарии в обработке, написанные по мотивам известных сказок....

Использование элементов театрализованной деятельности в коррекционной работе учителя-логопеда с заикающимися детьми.

Презентация предназначена для работы с дошкольниками 5-7 лет ,посещающими группы компенсирующей направленности (диагноз- заикание).Составлена специалистом высшей квалификационной категории....

Выступление "Театрализованная деятельность в коррекционной работе с детьми"

laquo;Театрализованная деятельность в коррекционной работе с детьми»«Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, ...

Презентация «Театрализованная деятельность в коррекционной работе учителя – логопеда (опыт работы)»

laquo;Театр – это волшебный мир.Он дает уроки красоты, морали и нравственности.А чем они богаче, тем успешнее идёт развитие духовного мира детей…»...

«Театрализованные игры в коррекционной педагогике».

laquo;Театрализованные игры в коррекционной педагогике»....