Конспекты занятий по детской журналистике
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Феденых Наталья Владимировна

В процессе обучения детей приемам журналистики, используются занятия, направленные на обучение тем или иным приемам. Предлагаю несколько конспектов по данной теме.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Мы – журналисты»

Цель: знакомство детей с профессией журналиста.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:расширять и активизировать словарный запас по профессии журналист, составлять высказывание, строить фразы с использованием предлогов, рассказы по наглядной модели-схеме, уметь задавать вопросы как показатель самостоятельности мышления, совершенствовать умение строить диалог с использованием опорных карт-схем.

Коррекционно-развивающие:включаться в совместнуюсо взрослыми игровую ситуацию, логически мыслить,  запоминать и сохранять в памяти поставленные задачи на протяжении игровой ситуации, концентрировать зрительное и слуховое внимание для выполнения задания, развивать способность к сотрудничеству, умение выдерживать паузы во время разговора, слушать и слышать других.

Коррекционно-воспитательные:совершенствовать навыки общения с детьми и взрослыми в определенной ситуации, уметь регулировать эмоциональные проявления, уважая чувства окружающих людей вырабатывать навыкивнимательно слушать объяснение педагога и сверстника, использовать  навык самоконтроля и взаимооценки.

Оборудование: микрофон, карточки, изображающие человеческие эмоции.

Предварительная работа: тематические беседы, сюжетно-ролевые, тематические игры направленные на накопление и активизацию словаря по теме, экскурсии по ознакомлению с профессиями.

Ход:

  1. Мотивация

(Формирование положительной установки детей на участие в занятии.  Объявление темы занятия. Развитие диалогической речи.)

  • Педагог: Сегодня мы поговорим с вами о журналистах.

- Чем они занимаются?

Дети: Журналисты занимаются поиском наиболее значимых и важных событий, которые происходят в мире.

- Как они рассказывают о них?

Дети: Они рассказывают о них устно или письменно – в газетах, журналах или на телевидении и радио.

- Что должен уметь журналист?

Дети: Он должен много знать, хорошо говорить, писать, запоминать.

- Зачем журналисту хорошая память?

Дети: Он должен записывать и запоминать, то, что ему говорят.

- Почему журналист должен быть наблюдательным?

Дети: Журналист описывает события. Он много видит и должен не пропустить ни единую деталь, иначе события окажутся не достоверными.

  • Игра «Острый глаз»

(Развитие внимания, зрительного восприятия.)

Ведущий предлагает детям ответить на вопросы о том, что они видели:

  • Какого цвета футболка у Лизы?
  • Сколько картин в кабинете?
  • Сколько окон в группе?
  • В какую игру играли Назар и Егор утром? и т.д.
  1. Основная часть
  • Речевые упражнения

(Развитие фонематических представлений, дифференциация звука –л-. Работа над слоговой структурой слова. Составление простых предложений по набору слов. Развитие слухового восприятия, логического мышления, активизация словаря.)

Педагог: Чтобы описать событие в газете или журнале, журналист должен знать много слов русского языка. Проверить словарный запас помогут следующие задания:

  • Найти как можно больше слов, которые начинаются со звука «л».
    Найди синонимы к слову «красивый» (очаровательный, прекрасный, великолепный)
  • Найти животных, название которых состоит из одного слога (кит, кот, лев, лис, вол, бык и т.д.)
  • Скажи наоборот

чистый –

весело –

сладкий –

большой –

твердый –

белый –

теплый –

Педагог: Журналист должен не только знать много слов, но и уметь правильно и понятно для слушателя строить предложения. В каждом предложении слова строятся в беспорядке порядке. Попробуйте построить предложение из следующих слов, переставив их местами:

  • мама, магазин, конфеты, и, зашла, купила, в
  • Оля, одежда, шкаф, убрала, в
  • Саша, блюдце, котенок, молоко, в, налил

Педагог: Журналист умеет правильно, кратко и понятно объяснять. Это мы проверим при помощи следующей игры.

  • Игра «Инопланетянин»

(Совершенствование активного и пассивного словаря.)

Ребенок выступает в роли инопланетянина. Он показывает предмет и просит объяснить, что это такое, остальные отвечают.

  • Игра «Рассеянный»

(Развитие мышления.Оживление личного опыта ребенка.)

Ребенок выступает в роли Рассеянного, он забыл, как называется предмет и может только его описать, остальные должны отгадать о каком предмете он говорит.

Педагог:Журналисту приходится общаться с незнакомыми людьми. Поэтому он должен понимать настроение своего собеседника по выражению лица и интонации, с которой он произносит ту или иную фразу. Я буду показывать фотографии людей, вы определите, какие чувства, эмоции испытывает этот человек.

  • Игра «Настроение»

(Развитие диалогической речи, слухового внимания, эмоционального восприятия.)

Выбирается ведущий, который должен взять интервью у остальных детей. Они выбирают настроение, которое должны передать через ответы журналисту. Журналист, в свою очередь, должен определить настроение собеседника по интонации, с которой отвечают.

  • Игра «Дружеское интервью»

(Развитие диалогической речи. Совершенствование грамматического строя речи (употребление простых предложений, согласование окончаний частей речи.).

Ребенок садится в центр круга на стул. Остальные задают ему дружеские вопросы: «У тебя есть брат или сестра?», «Какое животное тебе нравится?» и т.д. пока все дети зададут вопрос. Затем садится другой ребенок и игра продолжается.

  1. Рефлексия:

- Что должен уметь журналист?

- Какие задания вам понравились?

- Какие задания было трудно выполнять?

- В какие игры вы еще хотели бы поиграть?

Домашнее задание:

Прочитать с родителями интервью журналистов в газетах и журналах. Посмотреть телепередачи, где корреспонденты берут интервью.



Предварительный просмотр:

 «Интервью у осеннего леса»

Цель: формирование навыков составления интервью.

  Задачи:

Коррекционно-образовательные: познакомить детей с интересной формой работы – интервью; формулировать и задавать вопросы, правильно отвечать на них, быть внимательными к деталям; обогащать через речь чувственный опыт; пополнять лексику разнообразием слов; закрепить умение выражать свои мысли полными предложениями.

Коррекционно-развивающие: включаться в совместную со взрослыми игровую ситуацию; логически мыслить,  запоминать и сохранять в памяти поставленные задачи на протяжении игровой ситуации;  концентрировать зрительное и слуховое внимание для выполнения задания; развивать способность к сотрудничеству, умение выдерживать паузы во время разговора, слушать и слышать других.

Коррекционно-воспитательные: формировать навыки общения с детьми и взрослыми в определенной ситуации;  регулировать эмоциональные проявления, уважая чувства окружающих людей;  слушать объяснение педагога и сверстника;  использовать  навык самоконтроля и взаимооценки.

Предметно-развивающая среда на занятии: атрибуты для журналистов, костюмы жителей осеннего леса.

Предварительная работа: тематические беседы, сюжетно-ролевые, тематические игры, направленные на накопление и активизацию словаря по теме.

Ход:

  1. Мотивация

(Объявление темы занятия. Создание эмоционально положительного фона.)

Педагог:   Сегодня мы с вами отправляемся в осенний лес на прогулку. Но это будет не простая прогулка, мы пойдем туда, как журналисты, чтобы взять интервью.

-Кто знает, что такое интервью?

Дети: беседа или рассказ о чем то.

- У кого можно взять интервью в осеннем лесу?

Дети: у ежика, белочки, муравья, скворца, паучка, зайца, медведя. У березки, у травы, у солнца, у ветра и т.д.

  1. Основная часть
  • Интервью

(Уточнение и активизация словаря по теме «Осень». Совершенствование грамматического строя речи (составление простых предложений с опорой на картинки и их распространение).

Педагог предлагает детям распределить, кто будет журналистом, а кто обитателем осеннего леса. Журналисты  задают вопросы, обитатели осеннего леса рассказывают о своих осенних заботах.

Например:

1. Корреспондент: Здравствуй, березка! Как ты себя чувствуешь в этот осенний день?

Березка: Мне очень нравится прохладный осенний воздух в лесу.

Корреспондент: У тебя новое платье?

Березка: Да, я уже поменяла свой зеленый сарафан на желтое платье. Посмотрите, какое оно красивое, золотом светится на солнце. Елочка тоже захотела такое платье, она мне сказала, что у нее никогда такого не было.

Корреспондент: Березка, с кем ты дружишь в осенние дни?

Березка: Ветерок прилетает со мной поиграть, заплетает ветви в косы, рассыпает вокруг мои резные листики. Недавно налетел сильный ветер, оборвал с веток мои листья, закружил их в веселом хороводе, оставил мои ветки голыми.

Корреспондент: Тебе не жалко своих листьев?

Березка: Сначала было жалко. А потом я почувствовала, что веткам стало легко и свободно. А на ветках остались маленькие почки. Пусть они укрепляются, подрастают, набухают от осенних дождей. В моих почках уже осенью прячутся будущие листики.

2. Корреспондент: Добрый день, белочка! Остановись, не спеши, поговори со мной.

Белочка: Остановлюсь ненадолго, некогда мне, уже холодные деньки наступают.

Корреспондент: Белочка, чем ты занимаешься в этот теплый осенний день?

Белочка: Пока солнышко светит, и сильные дожди не начались, мне надо грибов на сучках насушить, шишек насобирать, орехов натаскать. Весь день прыгаю с ветки на ветку, с дерева на дерево в поисках запасов.

Корреспондент: Белочка, а где твой домик?

Белка: Мой домик – дупло на высокой сосне. Стены новым мхом обложила. На полу коврик из пуха и перьев настелила.

3. Корреспондент: Добрый день. Разрешите задать вам вопрос?

Божья коровка: Меня зовут Божья коровка, и я отвечу на все ваши вопросы.

Корреспондент: Чем ты занимаешься осенью?

Божья коровка: Я ищу себе укрытие на зиму. Скоро наступят холод, и я засну, пока не настанут теплые деньки.

Корреспондент: Где ты ищешь себе укрытия?

Божья коровка: Я прячусь под корой деревьев, зарываюсь в листву или землю, а еще я прячусь в щели домов людей.

4. Корреспондент:  Травка, что произошло с твоим нарядом?

Травка: Наступила осень, а ночами сейчас холодно. Когда холодно мои травинки замерзают и засыхают.

Корреспондент: Как ты прожила лето?

Трава: Летом было тепло, вокруг меня порхали бабочки, в травинках прятались кузнечики, ползали жучки и гусеницы.

Корреспондент: Где же будут играть насекомые, когда наступят теплые дни?

Травка: Зимой под снегом у меня отрастут новые травинки, и когда растает снег, у меня будет новый наряд.

  • Упражнение «Осенью»

(Координация речи с движениями. Совершенствовать умение прыгать на носочках, приседать без опоры, ходить, высоко поднимая колени.)

Вдруг накрыли небо тучи,            /поднимаются на носочки, руки вверху

                                                        перекрещены.

Начал капать дождь колючий.      /прыжки на носках, руки на поясе.

Долго будет дождик плакать,

Разведет повсюду слякоть.            /приседают, руки на поясе.

Грязь и лужи на дороге,               /идут по кругу, высоко поднимают ноги.

Поднимай повыше ноги.

  • Дети продолжают по очереди задавать вопросы зайцу,

медведю, журавлям и т.д.

  • Педагог: Вот мы собрали интервью у лесных обитателей и теперь можем возвращаться в детский сад, там мы расскажем о том, что узнали в осеннем лесу всем детям.
  1. Рефлексия

(Оценка работы детей.)

- В чем вы испытывали трудность?

- Куда бы вы еще хотели отправиться?

- У кого бы вы хотели взять интервью?

 



Предварительный просмотр:

 «Путешествие в мир книги»

Цель: расширение представлений о роли книг в жизни человека.

Задачи

Коррекционно-образовательные: обобщить знания детей о многообразии книг, о ее формах  (книга на бумажном носителе, на электронном носителе, аудиокнига), формировать представление об издательстве книг.

 Коррекционно-развивающие: развивать познавательный интерес к книге, как источнику знаний, развивать элементарные  творческие способности через создание книг-самоделок, активизировать и расширять словарь (библиотекарь, словарь, энциклопедия, картотека).

Коррекционно-воспитательные: воспитывать эмоционально-ценностное отношение к книге, совершенствовать навыки сотрудничества со сверстниками в процессе совместной деятельности.

Материалы:

 Книги разного формата, письмо, стулья с наклеенными номерами для постройки автобуса, руль, билеты, презентация о печати книг, карандаши и четверть альбомного листа для формуляров на каждого ребенка, книжки-малышки.

Взаимодействие с семьёй:

Изготовление книг совместно с детьми. Экскурсия в книжный магазин, библиотеку. Знакомство с книгами домашней библиотеки.

Ход:

  1. Мотивация
  • Письмо

 (Объявление темы занятия. Развитие диалогической и связной речи.)

Воспитатель: Сегодня к нам в группу пришло письмо из библиотеки. Нас приглашают посетить выставку книг и привезти свои книги-самоделки.

- Что такое библиотека?

Дети: Дом книги. В ней хранятся книги.

- Откуда берутся книги?

Дети: Их пишут писатели, а потом на специальных машинах печатают. Из магазинов.

- Для чего они нужны?

Дети: Чтобы читать. В них много интересных историй. Можно узнать много нового.

- На чем можно добраться до библиотеки?

Дети: На автобусе, пешком, на машине.

  1. Основная часть
  • Сюжетно-ролевая игра «Автобус»

(Развитие коммуникативных навыков, пространственного мышления, общей моторики, творческого воображения. Отработка звукопроизношения шипящих звуков.)

Дети выбирают водителя, который выдает билеты. Дети занимают места в автобусе согласно номерам на билетах. Дети имитируют движение автобуса, произнося звук «ж-ж-ж».

  • В библиотеке

(Развитие связной речи, четкости дикции, интонационной выразительности.)

Детей встречает специально подготовленный ребенок-библиотекарь.

Рассказ ребенка-библиотекаря: Библиотека – это хранилище для книг. В библиотеке есть два зала. Зал, в котором выдают книги на дом, называется абонентным. Выдает книги читателям библиотекарь. Выбранные книги библиотекарь записывает в формуляр. Зал, в котором можно почитать книги, называется читальным. Здесь уютно, тихо и спокойно. Книги бывают разные большие и маленькие, толстые и тонкие. Есть книги для взрослых и для детей, для развлечения и для учебы. У книг бывают толстые и мягкие обложки. И все книги печатаются на специальном печатном станке.

Предлагает посмотреть книги разных форматов и фильм о печати книг.

  • Презентация о печатании книг.

(Развитие зрительного и слухового восприятия, памяти.)

После просмотра презентации дети дарят свои книжки-самоделки библиотеке.  Библиотекарь благодарит, принимает книги, которые подарили дети, ставит их на полки.

  • Работа с карандашами.

(Развитие связной речи, тонкой моторики.)

Воспитатель: Теперь ваши книги будут стоять в библиотеке и чтобы их быстро найти, нужен формуляр. Я предлагаю сделать его каждому к своей книге.

Дети рисуют на листе картинку в соответствии с содержанием книги. По окончании работы снова садятся в автобус и возвращаются в детский сад.

  1. Рефлексия (Оценка работы детей)

- Что нового вы узнали из нашей экскурсии?

- О чем бы вы написали свою книгу?

- О чем бы вы хотели поговорить на следующем занятии?



Предварительный просмотр:

Ток-шоу «Встреча с интересными людьми»

Цель: развитие связной диалогической речи;  коммуникативного и личного    взаимодействия детей друг с другом.

Задачи:

Коррекционно-образовательные: расширять и активизировать словарный запас по профессиям: воспитатель, музыкальный руководитель, повар, старшая медсестра, составлять высказывание, строить фразы с использованием предлогов, составлять рассказы по наглядной модели-схеме, уметь задавать вопросы как показатель самостоятельности мышления, совершенствовать умение строить диалог с использованием опорных карт-схем.

Коррекционно-развивающие: включаться в совместную со взрослыми игровую ситуацию, логически мыслить,  запоминать и сохранять в памяти поставленные задачи на протяжении игровой ситуации, концентрировать зрительное и слуховое внимание для выполнения задания, развивать способность к сотрудничеству, умение выдерживать паузы во время разговора, слушать и слышать других.

Коррекционно-воспитательные: упражнять в умении общаться с детьми и взрослыми в определенной ситуации, регулировать эмоциональные проявления, уважая чувства окружающих людей, отрабатывать навыки самоконтроля и взаимооценки.

Оборудование: фотоаппараты, диктофон, микрофоны, кепки с символикой, опорные карточки - символы, блокноты, карандаши, ребус, иллюстрации музыкальных инструментов, медицинские инструменты.

Предварительная работа: тематические беседы, сюжетно-ролевые, тематические игры, направленные на накопление и активизацию словаря по теме, экскурсии по ознакомлению с профессиями.

Ход:

  1. Мотивация (Объявление темы занятия. Активизация зрительного и слухового восприятия.)
  • Ведущий: Здравствуйте, здравствуйте, здравствуйте. Мы рады приветствовать вас на нашем шоу «Встреча с интересными людьми». Я – постоянная ведущая шоу (имя, отчество) рада вас видеть в нашем уютном зале. Сегодня, мы находимся в одном из ДОУ г. Новокузнецка Кемеровской области, называется оно «Солнышко», что означает, что наши дети, сотрудники и педагоги стараются освещать подобно лучикам жизнь друг другу и окружающим. Вы видите героев сегодняшнего шоу, т.е. людей, с которыми нам предстоит сегодня поближе познакомиться.

В зале находятся и юные внештатные корреспонденты, с различных каналов ТВ, они являются воспитанниками этого дошкольного учреждения, им интересно познакомиться с людьми, которых объединяет одна общая цель – создать для юных граждан города все условия, чтобы им было хорошо в детском саду, чтобы они с радостью его посещали. А также наши гости – это родители наших воспитанников.

  1. Основная часть:
  • Интервью (Развитие диалогической речи, логического мышления.)

Итак, начинаем. 

(звучит музыка)

Первым, у кого хочется взять интервью,  это…

   Детский сад весёлый, славный!

   Ну, а кто здесь самый главный?

   В кабинете кто сидит?

   Всеми кто руководит?

   Ночами не спящая,

   За бюджетом следящая,

   С мамами беседующая,

   Добрая………….. Заведующая!

(Автор стихов:  Ирина Гурина)

Дети отгадывают загадку и на экране появляется фото заведующей. Заведующий выходит к столу, который стоит в середине зала, к  ней подходит корреспондент и задаёт интересующие его вопросы используя мнемотаблицу:

-Здравствуйте. Представьтесь, пожалуйста.

- Разрешите  задать Вам несколько вопросов?

- Скажите, трудно быть заведующей?

- Где  учат  на заведующую?

- Спасибо,  вам за интересный  рассказ.

По окончании интервью дети вручают поделку заведующему.

  • Звучит песня: «Про детский сад»

 (Развитие музыкального слуха, памяти, четкости дикции, интонационной выразительности речи.)

Ведущая. Следующая не менее важная профессия в детском  саду.  

Возможно,  у  ребенка есть проблемы с речью.

Тогда мы можем дать практический совет:

Решение вопроса обеспечит

Лишь только профессиональный…. Логопед.

К  столу выходит логопед, и следующий ребенок-корреспондент берет  у него интервью.

- Здравствуйте, представьтесь, пожалуйста.

- Как долго вы учились, чтобы стать логопедом?

- Любите ли, вы   свою профессию?

- Что главное в вашей работе?

- Вы очень хорошо рассказали о своей профессии. Большое спасибо.

Дети дарят поделку.

  • Сценка (Развитие творческих способностей. Совершенствование диалогической речи и коммуникативных способностей.)

- А на нашем канале – такая долгожданная реклама.

Автор:

 Встретил жук в одном лесу симпатичную осу…

Жук:

Ах, какая модница! Пож-ж-жвольте пож-ж-жнакомиться.

Оса:

Уваз-з-заемый прохоз-з-зый! Ну, на сто з-з-з это похоз-зе!

Вы не представляете, как вы сепелявите!

Автор:

И красавица оса улетела в небеса.

Жук:

Штранная гражданка, наверно, иноштранка!  

Автор: Жук с досады кренделями

По поляне носится:

Жук:

– Это надо было так

Опроштоволоситься?!

Как бы вновь не окаж-жаться

В полож-жении таком!

Нужно шрочно ж-жаниматься

Иноштранным яж-ж-жыком!

                            (автор стихов А. Крылов)

  • Интервью (Развитие диалогической речи, логического мышления. Совершенствование грамматического строя речи (согласование окончаний частей речи).)

Ведущая: Вот мы узнали, уже  две интересные и очень значимые профессии. Ну, что ж продолжим знакомство дальше.

На мольберте выставлены картинки с изображением инструментов врача.

-Как вы думаете, кому могут принадлежать эти инструменты?

Дети: врачу, доктору.

Следующий ребенок-корреспондент задает вопросы медицинской сестре.

- Представьтесь, пожалуйста.

- Где Вы учились?

- За что вы любите свою профессию?

- Как давно  вы работаете медицинской сестрой?

- Спасибо, за интересный  рассказ.

Дети дарят поделку.

  • Игра:  «Окажи первую помощь».

(Развитие коммуникативных навыков и способностей взаимодействия друг с другом.)

Детям задаются игровые ситуации, которые они их выполняют:

  • человек перегрелся на солнце;
  • мальчик споткнулся, упал и ободрал коленку;
  • во время игры дети столкнулись и у мальчика потекла кровь из носа.
  • Интервью

(Развитие диалогической речи и коммуникативных способностей.)

Ведущая: Продолжаем наше знакомство. Сейчас речь пойдет  о человеке, который близок каждому ребенку в детском саду:

   Доброты, тепла души

   Мамочке не жалко.

    Ждут мамулю малыши -

    Вася, Маша, Галка,

    Паша, Сеня и Марат -

    Ждет ее весь детский сад!..................Воспитатель

       Стихи Натальи  Ивановой

Ребенок-корреспондент:

- Мы рады  с вами познакомиться, представьтесь, пожалуйста.

- Разрешите, задать вам  несколько вопросов?

- Где учились, чтобы стать воспитателем?

- Что вы считаете главным в вашей работе?

- Большое, вам спасибо.

Дарят поделку. Исполняется песня « Воспитатель».

  1. Рефлексия

Ведущая: Вот подходит к концу наша встреча. Мы познакомились  с интересными людьми, разных профессий работающих в детском саду вместе, сообща, дружно, чтобы вам ребятам было  хорошо и уютно. Нашу встречу мне хочется закончить словами:

   Есть одна страна на свете,

   Не найти другой такой.

   Не отмечена на карте,

   И размер-то небольшой.

   Но живет в стране той славной

   Замечательный народ,

   И  куда не кинешь взглядом

   Рядом друг с тобой идет.

   В той стране такой порядок:

   Все во власти у ребят,

   И живут они все дружно

   Как семья, один отряд!

   Вы, наверно, догадались,

   Где живут одной семьей?

   Ну, конечно, все узнали -

   Это садик наш родной!

   На этом я с вами прощаюсь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в детском саду по развитию речи

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ   ЗАПИСКА Устное народное творчество, в том числе и прежде всего сказки, неиссякаемая сокровищница мудрости и фантазии, опыта и наблюдательности. Вобрав в себя исторически...

Конспект занятий для детского сада - Творческие вариации с солёным тестом «Cказочные деревья».

Занятия с соленым тестом комплексно воздействуют на развитие ребенка – способствуют тонкому восприятию формы, фактуры, веса, пластики, повышают сенсорную чувствительность, развивают воображ...

План-конспект занятия в детском саду по развитию речи.

Занятие в игровой форме, предназначеное для детей в средней группе....

Конспект занятия в детском саду "Детский сад второй наш дом"

Конспект занятия в детском саду "Детский сад второй наш дом"...

«Цикл конспектов занятий по детскому экспериментированию». Конспекты занятий.

laquo;Цикл конспектов занятий по детскому экспериментированию».Конспекты занятий. Занятие № 1. Тема: «Вода».Задачи:образовательные:- познакомить детей со следующими свойст...