Конспекты занятий по детской журналистике
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (подготовительная группа)
В процессе обучения детей приемам журналистики, используются занятия, направленные на обучение тем или иным приемам. Предлагаю несколько конспектов по данной теме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
my_-_zhurnalisty.docx | 21.42 КБ |
tvorcheskoe_rasskazyvanie_intervyu_u_osennego_lesa.docx | 22.38 КБ |
puteshestvie_v_mir_knigi.docx | 22.06 КБ |
tok-shou_vstrecha_s_interesnymi_lyudmi_2.docx | 26.25 КБ |
Предварительный просмотр:
«Мы – журналисты»
Цель: знакомство детей с профессией журналиста.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:расширять и активизировать словарный запас по профессии журналист, составлять высказывание, строить фразы с использованием предлогов, рассказы по наглядной модели-схеме, уметь задавать вопросы как показатель самостоятельности мышления, совершенствовать умение строить диалог с использованием опорных карт-схем.
Коррекционно-развивающие:включаться в совместнуюсо взрослыми игровую ситуацию, логически мыслить, запоминать и сохранять в памяти поставленные задачи на протяжении игровой ситуации, концентрировать зрительное и слуховое внимание для выполнения задания, развивать способность к сотрудничеству, умение выдерживать паузы во время разговора, слушать и слышать других.
Коррекционно-воспитательные:совершенствовать навыки общения с детьми и взрослыми в определенной ситуации, уметь регулировать эмоциональные проявления, уважая чувства окружающих людей вырабатывать навыкивнимательно слушать объяснение педагога и сверстника, использовать навык самоконтроля и взаимооценки.
Оборудование: микрофон, карточки, изображающие человеческие эмоции.
Предварительная работа: тематические беседы, сюжетно-ролевые, тематические игры направленные на накопление и активизацию словаря по теме, экскурсии по ознакомлению с профессиями.
Ход:
- Мотивация
(Формирование положительной установки детей на участие в занятии. Объявление темы занятия. Развитие диалогической речи.)
- Педагог: Сегодня мы поговорим с вами о журналистах.
- Чем они занимаются?
Дети: Журналисты занимаются поиском наиболее значимых и важных событий, которые происходят в мире.
- Как они рассказывают о них?
Дети: Они рассказывают о них устно или письменно – в газетах, журналах или на телевидении и радио.
- Что должен уметь журналист?
Дети: Он должен много знать, хорошо говорить, писать, запоминать.
- Зачем журналисту хорошая память?
Дети: Он должен записывать и запоминать, то, что ему говорят.
- Почему журналист должен быть наблюдательным?
Дети: Журналист описывает события. Он много видит и должен не пропустить ни единую деталь, иначе события окажутся не достоверными.
Игра «Острый глаз»
(Развитие внимания, зрительного восприятия.)
Ведущий предлагает детям ответить на вопросы о том, что они видели:
- Какого цвета футболка у Лизы?
- Сколько картин в кабинете?
- Сколько окон в группе?
- В какую игру играли Назар и Егор утром? и т.д.
- Основная часть
- Речевые упражнения
(Развитие фонематических представлений, дифференциация звука –л-. Работа над слоговой структурой слова. Составление простых предложений по набору слов. Развитие слухового восприятия, логического мышления, активизация словаря.)
Педагог: Чтобы описать событие в газете или журнале, журналист должен знать много слов русского языка. Проверить словарный запас помогут следующие задания:
- Найти как можно больше слов, которые начинаются со звука «л».
Найди синонимы к слову «красивый» (очаровательный, прекрасный, великолепный) - Найти животных, название которых состоит из одного слога (кит, кот, лев, лис, вол, бык и т.д.)
- Скажи наоборот
чистый –
весело –
сладкий –
большой –
твердый –
белый –
теплый –
Педагог: Журналист должен не только знать много слов, но и уметь правильно и понятно для слушателя строить предложения. В каждом предложении слова строятся в беспорядке порядке. Попробуйте построить предложение из следующих слов, переставив их местами:
- мама, магазин, конфеты, и, зашла, купила, в
- Оля, одежда, шкаф, убрала, в
- Саша, блюдце, котенок, молоко, в, налил
Педагог: Журналист умеет правильно, кратко и понятно объяснять. Это мы проверим при помощи следующей игры.
Игра «Инопланетянин»
(Совершенствование активного и пассивного словаря.)
Ребенок выступает в роли инопланетянина. Он показывает предмет и просит объяснить, что это такое, остальные отвечают.
Игра «Рассеянный»
(Развитие мышления.Оживление личного опыта ребенка.)
Ребенок выступает в роли Рассеянного, он забыл, как называется предмет и может только его описать, остальные должны отгадать о каком предмете он говорит.
Педагог:Журналисту приходится общаться с незнакомыми людьми. Поэтому он должен понимать настроение своего собеседника по выражению лица и интонации, с которой он произносит ту или иную фразу. Я буду показывать фотографии людей, вы определите, какие чувства, эмоции испытывает этот человек.
Игра «Настроение»
(Развитие диалогической речи, слухового внимания, эмоционального восприятия.)
Выбирается ведущий, который должен взять интервью у остальных детей. Они выбирают настроение, которое должны передать через ответы журналисту. Журналист, в свою очередь, должен определить настроение собеседника по интонации, с которой отвечают.
Игра «Дружеское интервью»
(Развитие диалогической речи. Совершенствование грамматического строя речи (употребление простых предложений, согласование окончаний частей речи.).
Ребенок садится в центр круга на стул. Остальные задают ему дружеские вопросы: «У тебя есть брат или сестра?», «Какое животное тебе нравится?» и т.д. пока все дети зададут вопрос. Затем садится другой ребенок и игра продолжается.
Рефлексия:
- Что должен уметь журналист?
- Какие задания вам понравились?
- Какие задания было трудно выполнять?
- В какие игры вы еще хотели бы поиграть?
Домашнее задание:
Прочитать с родителями интервью журналистов в газетах и журналах. Посмотреть телепередачи, где корреспонденты берут интервью.
Предварительный просмотр:
«Интервью у осеннего леса»
Цель: формирование навыков составления интервью.
Задачи:
Коррекционно-образовательные: познакомить детей с интересной формой работы – интервью; формулировать и задавать вопросы, правильно отвечать на них, быть внимательными к деталям; обогащать через речь чувственный опыт; пополнять лексику разнообразием слов; закрепить умение выражать свои мысли полными предложениями.
Коррекционно-развивающие: включаться в совместную со взрослыми игровую ситуацию; логически мыслить, запоминать и сохранять в памяти поставленные задачи на протяжении игровой ситуации; концентрировать зрительное и слуховое внимание для выполнения задания; развивать способность к сотрудничеству, умение выдерживать паузы во время разговора, слушать и слышать других.
Коррекционно-воспитательные: формировать навыки общения с детьми и взрослыми в определенной ситуации; регулировать эмоциональные проявления, уважая чувства окружающих людей; слушать объяснение педагога и сверстника; использовать навык самоконтроля и взаимооценки.
Предметно-развивающая среда на занятии: атрибуты для журналистов, костюмы жителей осеннего леса.
Предварительная работа: тематические беседы, сюжетно-ролевые, тематические игры, направленные на накопление и активизацию словаря по теме.
Ход:
- Мотивация
(Объявление темы занятия. Создание эмоционально положительного фона.)
Педагог: Сегодня мы с вами отправляемся в осенний лес на прогулку. Но это будет не простая прогулка, мы пойдем туда, как журналисты, чтобы взять интервью.
-Кто знает, что такое интервью?
Дети: беседа или рассказ о чем то.
- У кого можно взять интервью в осеннем лесу?
Дети: у ежика, белочки, муравья, скворца, паучка, зайца, медведя. У березки, у травы, у солнца, у ветра и т.д.
- Основная часть
- Интервью
(Уточнение и активизация словаря по теме «Осень». Совершенствование грамматического строя речи (составление простых предложений с опорой на картинки и их распространение).
Педагог предлагает детям распределить, кто будет журналистом, а кто обитателем осеннего леса. Журналисты задают вопросы, обитатели осеннего леса рассказывают о своих осенних заботах.
Например:
1. Корреспондент: Здравствуй, березка! Как ты себя чувствуешь в этот осенний день?
Березка: Мне очень нравится прохладный осенний воздух в лесу.
Корреспондент: У тебя новое платье?
Березка: Да, я уже поменяла свой зеленый сарафан на желтое платье. Посмотрите, какое оно красивое, золотом светится на солнце. Елочка тоже захотела такое платье, она мне сказала, что у нее никогда такого не было.
Корреспондент: Березка, с кем ты дружишь в осенние дни?
Березка: Ветерок прилетает со мной поиграть, заплетает ветви в косы, рассыпает вокруг мои резные листики. Недавно налетел сильный ветер, оборвал с веток мои листья, закружил их в веселом хороводе, оставил мои ветки голыми.
Корреспондент: Тебе не жалко своих листьев?
Березка: Сначала было жалко. А потом я почувствовала, что веткам стало легко и свободно. А на ветках остались маленькие почки. Пусть они укрепляются, подрастают, набухают от осенних дождей. В моих почках уже осенью прячутся будущие листики.
2. Корреспондент: Добрый день, белочка! Остановись, не спеши, поговори со мной.
Белочка: Остановлюсь ненадолго, некогда мне, уже холодные деньки наступают.
Корреспондент: Белочка, чем ты занимаешься в этот теплый осенний день?
Белочка: Пока солнышко светит, и сильные дожди не начались, мне надо грибов на сучках насушить, шишек насобирать, орехов натаскать. Весь день прыгаю с ветки на ветку, с дерева на дерево в поисках запасов.
Корреспондент: Белочка, а где твой домик?
Белка: Мой домик – дупло на высокой сосне. Стены новым мхом обложила. На полу коврик из пуха и перьев настелила.
3. Корреспондент: Добрый день. Разрешите задать вам вопрос?
Божья коровка: Меня зовут Божья коровка, и я отвечу на все ваши вопросы.
Корреспондент: Чем ты занимаешься осенью?
Божья коровка: Я ищу себе укрытие на зиму. Скоро наступят холод, и я засну, пока не настанут теплые деньки.
Корреспондент: Где ты ищешь себе укрытия?
Божья коровка: Я прячусь под корой деревьев, зарываюсь в листву или землю, а еще я прячусь в щели домов людей.
4. Корреспондент: Травка, что произошло с твоим нарядом?
Травка: Наступила осень, а ночами сейчас холодно. Когда холодно мои травинки замерзают и засыхают.
Корреспондент: Как ты прожила лето?
Трава: Летом было тепло, вокруг меня порхали бабочки, в травинках прятались кузнечики, ползали жучки и гусеницы.
Корреспондент: Где же будут играть насекомые, когда наступят теплые дни?
Травка: Зимой под снегом у меня отрастут новые травинки, и когда растает снег, у меня будет новый наряд.
- Упражнение «Осенью»
(Координация речи с движениями. Совершенствовать умение прыгать на носочках, приседать без опоры, ходить, высоко поднимая колени.)
Вдруг накрыли небо тучи, /поднимаются на носочки, руки вверху
перекрещены.
Начал капать дождь колючий. /прыжки на носках, руки на поясе.
Долго будет дождик плакать,
Разведет повсюду слякоть. /приседают, руки на поясе.
Грязь и лужи на дороге, /идут по кругу, высоко поднимают ноги.
Поднимай повыше ноги.
- Дети продолжают по очереди задавать вопросы зайцу,
медведю, журавлям и т.д.
- Педагог: Вот мы собрали интервью у лесных обитателей и теперь можем возвращаться в детский сад, там мы расскажем о том, что узнали в осеннем лесу всем детям.
- Рефлексия
(Оценка работы детей.)
- В чем вы испытывали трудность?
- Куда бы вы еще хотели отправиться?
- У кого бы вы хотели взять интервью?
Предварительный просмотр:
«Путешествие в мир книги»
Цель: расширение представлений о роли книг в жизни человека.
Задачи
Коррекционно-образовательные: обобщить знания детей о многообразии книг, о ее формах (книга на бумажном носителе, на электронном носителе, аудиокнига), формировать представление об издательстве книг.
Коррекционно-развивающие: развивать познавательный интерес к книге, как источнику знаний, развивать элементарные творческие способности через создание книг-самоделок, активизировать и расширять словарь (библиотекарь, словарь, энциклопедия, картотека).
Коррекционно-воспитательные: воспитывать эмоционально-ценностное отношение к книге, совершенствовать навыки сотрудничества со сверстниками в процессе совместной деятельности.
Материалы:
Книги разного формата, письмо, стулья с наклеенными номерами для постройки автобуса, руль, билеты, презентация о печати книг, карандаши и четверть альбомного листа для формуляров на каждого ребенка, книжки-малышки.
Взаимодействие с семьёй:
Изготовление книг совместно с детьми. Экскурсия в книжный магазин, библиотеку. Знакомство с книгами домашней библиотеки.
Ход:
- Мотивация
- Письмо
(Объявление темы занятия. Развитие диалогической и связной речи.)
Воспитатель: Сегодня к нам в группу пришло письмо из библиотеки. Нас приглашают посетить выставку книг и привезти свои книги-самоделки.
- Что такое библиотека?
Дети: Дом книги. В ней хранятся книги.
- Откуда берутся книги?
Дети: Их пишут писатели, а потом на специальных машинах печатают. Из магазинов.
- Для чего они нужны?
Дети: Чтобы читать. В них много интересных историй. Можно узнать много нового.
- На чем можно добраться до библиотеки?
Дети: На автобусе, пешком, на машине.
- Основная часть
- Сюжетно-ролевая игра «Автобус»
(Развитие коммуникативных навыков, пространственного мышления, общей моторики, творческого воображения. Отработка звукопроизношения шипящих звуков.)
Дети выбирают водителя, который выдает билеты. Дети занимают места в автобусе согласно номерам на билетах. Дети имитируют движение автобуса, произнося звук «ж-ж-ж».
- В библиотеке
(Развитие связной речи, четкости дикции, интонационной выразительности.)
Детей встречает специально подготовленный ребенок-библиотекарь.
Рассказ ребенка-библиотекаря: Библиотека – это хранилище для книг. В библиотеке есть два зала. Зал, в котором выдают книги на дом, называется абонентным. Выдает книги читателям библиотекарь. Выбранные книги библиотекарь записывает в формуляр. Зал, в котором можно почитать книги, называется читальным. Здесь уютно, тихо и спокойно. Книги бывают разные большие и маленькие, толстые и тонкие. Есть книги для взрослых и для детей, для развлечения и для учебы. У книг бывают толстые и мягкие обложки. И все книги печатаются на специальном печатном станке.
Предлагает посмотреть книги разных форматов и фильм о печати книг.
- Презентация о печатании книг.
(Развитие зрительного и слухового восприятия, памяти.)
После просмотра презентации дети дарят свои книжки-самоделки библиотеке. Библиотекарь благодарит, принимает книги, которые подарили дети, ставит их на полки.
- Работа с карандашами.
(Развитие связной речи, тонкой моторики.)
Воспитатель: Теперь ваши книги будут стоять в библиотеке и чтобы их быстро найти, нужен формуляр. Я предлагаю сделать его каждому к своей книге.
Дети рисуют на листе картинку в соответствии с содержанием книги. По окончании работы снова садятся в автобус и возвращаются в детский сад.
- Рефлексия (Оценка работы детей)
- Что нового вы узнали из нашей экскурсии?
- О чем бы вы написали свою книгу?
- О чем бы вы хотели поговорить на следующем занятии?
Предварительный просмотр:
Ток-шоу «Встреча с интересными людьми»
Цель: развитие связной диалогической речи; коммуникативного и личного взаимодействия детей друг с другом.
Задачи:
Коррекционно-образовательные: расширять и активизировать словарный запас по профессиям: воспитатель, музыкальный руководитель, повар, старшая медсестра, составлять высказывание, строить фразы с использованием предлогов, составлять рассказы по наглядной модели-схеме, уметь задавать вопросы как показатель самостоятельности мышления, совершенствовать умение строить диалог с использованием опорных карт-схем.
Коррекционно-развивающие: включаться в совместную со взрослыми игровую ситуацию, логически мыслить, запоминать и сохранять в памяти поставленные задачи на протяжении игровой ситуации, концентрировать зрительное и слуховое внимание для выполнения задания, развивать способность к сотрудничеству, умение выдерживать паузы во время разговора, слушать и слышать других.
Коррекционно-воспитательные: упражнять в умении общаться с детьми и взрослыми в определенной ситуации, регулировать эмоциональные проявления, уважая чувства окружающих людей, отрабатывать навыки самоконтроля и взаимооценки.
Оборудование: фотоаппараты, диктофон, микрофоны, кепки с символикой, опорные карточки - символы, блокноты, карандаши, ребус, иллюстрации музыкальных инструментов, медицинские инструменты.
Предварительная работа: тематические беседы, сюжетно-ролевые, тематические игры, направленные на накопление и активизацию словаря по теме, экскурсии по ознакомлению с профессиями.
Ход:
- Мотивация (Объявление темы занятия. Активизация зрительного и слухового восприятия.)
- Ведущий: Здравствуйте, здравствуйте, здравствуйте. Мы рады приветствовать вас на нашем шоу «Встреча с интересными людьми». Я – постоянная ведущая шоу (имя, отчество) рада вас видеть в нашем уютном зале. Сегодня, мы находимся в одном из ДОУ г. Новокузнецка Кемеровской области, называется оно «Солнышко», что означает, что наши дети, сотрудники и педагоги стараются освещать подобно лучикам жизнь друг другу и окружающим. Вы видите героев сегодняшнего шоу, т.е. людей, с которыми нам предстоит сегодня поближе познакомиться.
В зале находятся и юные внештатные корреспонденты, с различных каналов ТВ, они являются воспитанниками этого дошкольного учреждения, им интересно познакомиться с людьми, которых объединяет одна общая цель – создать для юных граждан города все условия, чтобы им было хорошо в детском саду, чтобы они с радостью его посещали. А также наши гости – это родители наших воспитанников.
- Основная часть:
- Интервью (Развитие диалогической речи, логического мышления.)
Итак, начинаем.
(звучит музыка)
Первым, у кого хочется взять интервью, это…
Детский сад весёлый, славный!
Ну, а кто здесь самый главный?
В кабинете кто сидит?
Всеми кто руководит?
Ночами не спящая,
За бюджетом следящая,
С мамами беседующая,
Добрая………….. Заведующая!
(Автор стихов: Ирина Гурина)
Дети отгадывают загадку и на экране появляется фото заведующей. Заведующий выходит к столу, который стоит в середине зала, к ней подходит корреспондент и задаёт интересующие его вопросы используя мнемотаблицу:
-Здравствуйте. Представьтесь, пожалуйста.
- Разрешите задать Вам несколько вопросов?
- Скажите, трудно быть заведующей?
- Где учат на заведующую?
- Спасибо, вам за интересный рассказ.
По окончании интервью дети вручают поделку заведующему.
- Звучит песня: «Про детский сад»
(Развитие музыкального слуха, памяти, четкости дикции, интонационной выразительности речи.)
Ведущая. Следующая не менее важная профессия в детском саду.
Возможно, у ребенка есть проблемы с речью.
Тогда мы можем дать практический совет:
Решение вопроса обеспечит
Лишь только профессиональный…. Логопед.
К столу выходит логопед, и следующий ребенок-корреспондент берет у него интервью.
- Здравствуйте, представьтесь, пожалуйста.
- Как долго вы учились, чтобы стать логопедом?
- Любите ли, вы свою профессию?
- Что главное в вашей работе?
- Вы очень хорошо рассказали о своей профессии. Большое спасибо.
Дети дарят поделку.
- Сценка (Развитие творческих способностей. Совершенствование диалогической речи и коммуникативных способностей.)
- А на нашем канале – такая долгожданная реклама.
Автор:
Встретил жук в одном лесу симпатичную осу…
Жук:
Ах, какая модница! Пож-ж-жвольте пож-ж-жнакомиться.
Оса:
Уваз-з-заемый прохоз-з-зый! Ну, на сто з-з-з это похоз-зе!
Вы не представляете, как вы сепелявите!
Автор:
И красавица оса улетела в небеса.
Жук:
Штранная гражданка, наверно, иноштранка!
Автор: Жук с досады кренделями
По поляне носится:
Жук:
– Это надо было так
Опроштоволоситься?!
Как бы вновь не окаж-жаться
В полож-жении таком!
Нужно шрочно ж-жаниматься
Иноштранным яж-ж-жыком!
(автор стихов А. Крылов)
- Интервью (Развитие диалогической речи, логического мышления. Совершенствование грамматического строя речи (согласование окончаний частей речи).)
Ведущая: Вот мы узнали, уже две интересные и очень значимые профессии. Ну, что ж продолжим знакомство дальше.
На мольберте выставлены картинки с изображением инструментов врача.
-Как вы думаете, кому могут принадлежать эти инструменты?
Дети: врачу, доктору.
Следующий ребенок-корреспондент задает вопросы медицинской сестре.
- Представьтесь, пожалуйста.
- Где Вы учились?
- За что вы любите свою профессию?
- Как давно вы работаете медицинской сестрой?
- Спасибо, за интересный рассказ.
Дети дарят поделку.
- Игра: «Окажи первую помощь».
(Развитие коммуникативных навыков и способностей взаимодействия друг с другом.)
Детям задаются игровые ситуации, которые они их выполняют:
- человек перегрелся на солнце;
- мальчик споткнулся, упал и ободрал коленку;
- во время игры дети столкнулись и у мальчика потекла кровь из носа.
- Интервью
(Развитие диалогической речи и коммуникативных способностей.)
Ведущая: Продолжаем наше знакомство. Сейчас речь пойдет о человеке, который близок каждому ребенку в детском саду:
Доброты, тепла души
Мамочке не жалко.
Ждут мамулю малыши -
Вася, Маша, Галка,
Паша, Сеня и Марат -
Ждет ее весь детский сад!..................Воспитатель
Стихи Натальи Ивановой
Ребенок-корреспондент:
- Мы рады с вами познакомиться, представьтесь, пожалуйста.
- Разрешите, задать вам несколько вопросов?
- Где учились, чтобы стать воспитателем?
- Что вы считаете главным в вашей работе?
- Большое, вам спасибо.
Дарят поделку. Исполняется песня « Воспитатель».
- Рефлексия
Ведущая: Вот подходит к концу наша встреча. Мы познакомились с интересными людьми, разных профессий работающих в детском саду вместе, сообща, дружно, чтобы вам ребятам было хорошо и уютно. Нашу встречу мне хочется закончить словами:
Есть одна страна на свете,
Не найти другой такой.
Не отмечена на карте,
И размер-то небольшой.
Но живет в стране той славной
Замечательный народ,
И куда не кинешь взглядом
Рядом друг с тобой идет.
В той стране такой порядок:
Все во власти у ребят,
И живут они все дружно
Как семья, один отряд!
Вы, наверно, догадались,
Где живут одной семьей?
Ну, конечно, все узнали -
Это садик наш родной!
На этом я с вами прощаюсь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия в детском саду по развитию речи
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Устное народное творчество, в том числе и прежде всего сказки, неиссякаемая сокровищница мудрости и фантазии, опыта и наблюдательности. Вобрав в себя исторически...
Конспект занятий для детского сада - Творческие вариации с солёным тестом «Cказочные деревья».
Занятия с соленым тестом комплексно воздействуют на развитие ребенка – способствуют тонкому восприятию формы, фактуры, веса, пластики, повышают сенсорную чувствительность, развивают воображ...
методические разработки, презентации и конспекты занятий в детском саду (ДОУ
Организация досуговой деятельности детей....
План-конспект занятия в детском саду по развитию речи.
Занятие в игровой форме, предназначеное для детей в средней группе....
Конспект занятия в детском саду "Детский сад второй наш дом"
Конспект занятия в детском саду "Детский сад второй наш дом"...
«Цикл конспектов занятий по детскому экспериментированию». Конспекты занятий.
laquo;Цикл конспектов занятий по детскому экспериментированию».Конспекты занятий. Занятие № 1. Тема: «Вода».Задачи:образовательные:- познакомить детей со следующими свойст...
Конспект НОД по детской журналистике "Встреча с интересными людьми" в подготовительной группе
Интересное занятие с использованием ИКТ...