Консультация для родителей: «Развитие речи детей раннего возраста через дидактические игры»
консультация по коррекционной педагогике (младшая группа)

Тундалева Вера Евгеньевна

Овладение правильной речью способствует формированию у ребенка уверенности в себе, развитию мышления, коммуникативных качеств. Одной из главных задач детского сада считают – развитие речи. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvit_rechi_cherez_d_igry.docx26.28 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей:

«Развитие речи детей раннего возраста

через дидактические игры»

Развитие речи детей раннего возраста через дидактические игры

Тема развития речи для дошкольного образования очень актуальна. Овладение правильной речью способствует формированию у ребенка уверенности в себе, развитию мышления, коммуникативных качеств. Одной из главных задач детского сада считают – развитие речи. Так как речь дает смысловое и полноценное взаимодействие детей и взрослых. А так же дает возможность поделиться впечатлениями, получить необходимую информацию.

Игра – основной и наиболее доступный для ребенка вид деятельности. Играя, дети обучаются всему тому, что так пригодиться в жизни. Поэтому именно с помощью «дидактической игры» лучше всего развивать речь у детей: пополнять и активировать словарь, формировать правильное звукопроизношение, развивать связную речь, умение правильно выражать свои мысли.

Дидактические игры, направленные на развитие речевого аппарата, являются неотъемлемой частью образовательного и воспитательного процессов в дошкольных учреждениях. Игры отличаются друг от друга в зависимости от возраста, для которого они предназначены, потому что для каждого возраста преобладают свои цели речевого развития, помимо тех особенностей произношения, которые присущи каждому ребенку.

Очень важно вовремя исправить недостатки речи, так как труднее это сделать впоследствии, когда они укрепятся. Дошкольный возраст – это время энергичного развития речи. Кроме речевого развития, в игре осуществляется познавательное развитие, так как дидактическая игра способствует расширению представлений об окружающей действительности, совершенствованию наблюдательности, мышления, внимания и памяти.

Сейчас великое множество книг и пособий по дидактическим играм любой направленности. Картотека таких игр постоянно пополняется.

Примеры дидактических игр для развития речи

«Какое время года?»

Цели: учить детей соотносить описание природы в стихах или прозе с определенным временем года; развивать слуховое внимание, быстроту мышления.

Содержание. У воспитателя на карточках выписаны короткие тексты о разных временах года. Тексты даются вперемешку. Воспитатель спрашивает: «Кто знает, когда это бывает?» Показывать карточку можно только после того, как дети правильно назвали времена года.

«Доскажи слово»

Цели: формировать умение отчетливо произносить многосложные слова громко,  развивать слуховое внимание.

Содержание. Воспитатель произносит фразу, но не договаривает слог в последнем слове. Дети должны закончить это слово.

Ра-ра-ра — начинается иг ….

Ры-ры-ры — у мальчика ша...

Ро-ро-ро — у нас новое вед...

Ру-ру-ру — продолжаем мы иг..

Ре-ре-ре — стоит дом на го...

Ри-ри-ри — на ветках снеги...

Ар-ар-ар — кипит наш само....

Ры-ры-ры — детей много у го...

«Какая, какой, какое?»

Цели: формировать умение подбирать определения, соответствующие данному примеру, явлению; активизировать усвоенные ранее слова.

Содержание. Воспитатель называет какое-нибудь слово, а играющие по очереди называют как можно больше признаков, соответствующих данному предмету.

Белка — рыжая, шустрая, большая, маленькая, красивая.....

Пальто — теплое, зимнее, новое, старое …..

Мама — добрая, ласковая, нежная, любимая, дорогая …

Дом — деревянный, каменный, новый, панельный …

«У кого кто?»

Цели: закрепить знания о животных,  развивать внимание, память.

Содержание. Воспитатель называет животное, а дети называют детеныша в единственном и множественном числе. Ребенок, который правильно назовет детеныша, получает фишку.

«Кто больше назовет действий?»

Цели: формировать умение подбирать глаголы, обозначающие действия,  развивать память, внимание.

Содержание. Воспитатель задает вопросы, дети отвечают глаголами. За каждый правильный ответ дети получают фишку.

  • Что можно делать с цветами? (рвать, нюхать, смотреть, поливать, дарить, сажать)
  • Что делает дворник? (подметает, убирает, поливает, чистит дорожки от снега)

«Загадай, мы отгадаем»

Цели: закрепить знания о растениях сада и огорода; умение называть их признаки, описывать и находить их по описанию, развивать внимание.

Содержание. Дети описывают любое растение в следующем порядке6 форма, окраска, вкус. Водящий по описанию должен узнать растение.

Не зря все учебные заведения создают картотеку дидактических игр по развитию речи с учетом требований ФГОС. Составляя игры под возраст ребенка, можно не нагружая его, учить, основам правилам грамматического строя речи. Каждый родитель хочет, чтобы речь его малыша была грамотной и красивой. Но не все понимают, что речь зависит не только от их пожелания, но и требует непосредственного участия, в том числе и в совместных играх для ее развития.

Развитие речи с использованием дидактических игр

Цель:

Создание благоприятных условий для развития речи детей дошкольного возраста через дидактические игры

Задачи:

* Обогащать словарный запас детей;

*Познакомить детей с обобщающим понятием слов, основанных на выделении общих характерных признаков предметов (действия, явления);

* Развивать логическое и образовательное мышление для решения поставленных игровых задач.

Хорошая речь – важное условие развития личности ребёнка. Чем богаче и правильнее речь у ребёнка, тем легче высказывать ему свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающего мира, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.

Гораздо успешнее это осуществлять, используя игры. Так как в дошкольном возрасте игровая деятельность является ведущей. Игровой метод обучения способствует созданию

заинтересованной, непринуждённой обстановки;

повышает речевую мотивацию; побуждает детей

к общению друг с другом; процесс мышления

протекает быстрее, новые навыки усваиваются прочнее.

Дидактическая игра – прекрасное средство обучения и развития, используемое при усвоении любого программного материала. В игре ребёнок получает возможность обогатить и закрепить словарь, развивать связную речь, расширить знания об окружающем мире, развивать словесное творчество, развивать коммуникативные навыки

Виды дидактических игр

Настольно-печатные игры используются как наглядные пособия направленные на развитие зрительной памяти и внимания: «Что из чего сделано»?; «Ассоциации»; «Большой-маленький» и т. д.

Игры с предметами или игрушками направлены на развитие тактильных ощущений, умение манипулировать с различными предметами и игрушками, развитие творческого мышления и воображения: «Что изменилось?»; «Магазин»;

«Кто скорее соберёт?»; «Парикмахерская» и др.

Словесные игры способствуют развитию слуховой памяти, внимания, коммуникативных способностей, а также развитию связной речи: «Доскажи словечко»;

«Назови одним словом»; «Когда это бывает?» и т. д.

Дидактические игры с мячом являются уникальной формой развития грамматического строя речи, т. к. работа проводится в игровой форме, где речь сочетается с движениями, игры проводятся эмоционально, живо и непринуждённо. При проведении дидактических игр с мячом развитие новых способностей происходит значительно успешнее. Дидактические игры с мячом совершенствуют моторику рук детей, укрепляют мышцы пальцев и кистей. («Мяч бросай и животных называй»;

«Мяч бросай, чётко овощи называй»; «Назови ласково»;

«Съедобное – не съедобное»).

Таким образом, использование дидактических игр даёт больше возможности для развития речи у детей-дошкольников:

Повышается речевая мотивация, успешно развиваются коммуникативные навыки;

Обеспечивается психологический комфорт;

Дети запоминают большее количество речевого материала;

Активизируются высшие психологические функции (память, внимание, мышление


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация для родителей: "Развитие речи детей раннего возраста посредством дидактической игры"

Данный материал содержит дидактические игры способствующие развитию речи детей раннего возраста...

Консультация для родителей «Развитие речи детей раннего возраста через дидактическую игру»

Материал для родителей по развитию речи детей раннего возраста...

Консультация для родителей "Развитие речи детей раннего возраста через дидактические игры"

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение"Средняя общеобразователная школа № 6" дошкольные группы Консультация для родителейна тему: "Развитие речи детей раннего ...

Консультация для родителей «Развитие речи детей раннего возраста через дидактическую игру» 13.10.21.

Консультация для родителей «Развитие речи детей раннего возраста через дидактическую игру»                                                                         Игра – основной вид деятельности...

Консультация для родителей «Развитие речи детей раннего возраста через дидактическую игру»

В раннем детстве ребёнок овладевает величайшим достоянием человечества - речью. На втором году он понимает обращённую к нему речь, сам начинает говорить и к трём годам довольно свободно объясняется с ...