Мимические и пантомимические этюды для дошкольников c ОВЗ
картотека по коррекционной педагогике

Кудашкина Наталья Александровна

На групповых коррекционно-развивающих занятиях с дошкольниками часто применяю мимические и пантомимические этюды. Они направлены на обучение элементам техники выразительных движений, на использование выразительных движений  в воспитании эмоций и высших чувств и на приобретение навыков в расслаблении. В материале представлены этюды и упражнения по теме "Лес"  в детском саду

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл etyudy_konsultatsiya.docx128.13 КБ

Предварительный просмотр:

Мимические и пантомимические этюды для дошкольников

На групповых коррекционно-развивающих занятиях с детьми с ОВЗ в детском саду часто использую мимические и пантомимические этюды, игры и упражнения. Целью таких этюдов и игр является выразительное изображение отдельных эмоциональных состояний, связанных с переживанием телесного и психического довольства и недовольства; выразительное изображение черт, порождаемых социальной средой. Модели выражения основных эмоций (радость, удивление, интерес, гнев, отвращение, презрение, страх и др.) и некоторых эмоционально окрашенных чувств (гордость, застенчивость, уверенность и др.), модели поведения персонажей с теми или иными чертами характера.  Дети знакомятся с элементами выразительных движений: мимикой, жестом, позой, походкой. При изображении эмоций внимание детей привлекается ко всем компонентам выразительных движений одновременно. Используются мимические и пантомимические способности детей для предельно естественного воплощения в заданный образ. Во время проведения некоторых этюдов происходит снятие психоэмоционального напряжения, внушение желаемого настроения, поведения, черт характера.

Далее представлены этюды и игры, которые проигрываем с детьми с ОВЗ по теме «Лес» в детском саду.

Этюд «На лесной полянке» (психомышечная тренировка с фиксацией внимания на дыхании). Все упражнения выполняются лежа. Педагог: Дети, представьте, что вы на лесной поляне, но перед эти закройте глазки. Представьте себе, как шумит листва, как пахнет цветами и душистой травой. Вы ложитесь на прогретую солнцем мягкую траву. Вы закрываете глаза от яркого солнца, раскидывайте в приятной лени руки и ноги. А теперь открывайте глазки и медленно поднимаемся.

Этюд «На полянке»

Педагог: «Давайте сядем на ковер, закроем глаза и представим, что мы находимся в лесу на полянке. Ласково светит солнышко, поют птички, нежно шелестят деревья. Наши тела расслаблены. Нам тепло и уютно. Рассмотрите цветы вокруг себя. Какой цветок вызывает у вас чувство радости? Какого он цвета?».

После небольшой паузы педагог предлагает детям открыть глаза и рассказать, удалось ли им представить полянку, солнышко, пение птиц, как они себя чувствовали во время проведения этого упражнения. Увидели ли они цветок? Какой он был?

Этюд «Тень» (развитие памяти, пантомимики). Музыка А.Петрова «Зов синевы». Педагог распределяет детей по парам, один из которых  - тень. Два ребенка идут по дороге: один впереди, а другой на 2-3 шага сзади. Второй ребенок – это «тень» первого. «Тень» должна повторять точно все действия первого ребенка, который то потянется за камнем, то поскачет на одной ноге, то остановится и посмотрит из-под руки и т.п. затем дети в парах меняются ролями.

Этюд «Камень» (расслабление мышц). Ребенок поднимает «тяжелый камень», потом бросает его и отдыхает (обозначение словом напряжения и расслабления педагогом) (3-4 раза)

Этюд «Золотые капельки» (эмоции радости). С музыкальным сопровождением. Педагог: Дети пошли гулять в лес, и вдруг начался теплый летний дождик. А из-за тучки выглянуло солнце, и дождь стал золотым. Как-кап-кап – капает золотой дождь. Дети подставляют лицо к золотым капелькам дождя. Как приятен летний теплый дождь. Солнышко нагрело капельки, и они стали теплыми. Покажите, как вы рады золотому дождику, как вы нежитесь под его теплыми капельками (голова запрокинута, рот полуоткрыт, глаза закрыты, мышцы лица расслаблены, плечи опущены).

Этюд «Перемена погоды» (эмоции страдания и печали). С музыкальным сопровождением. Педагог: Но вдруг резко переменилась погода: солнышко спряталось за тучу, подул холодный ветер. Дети дрожат от холода. Покажите, как вы замерзли (брови приподняты и сдвинуты, зубы стучат, руки обхватывают плечи). Побежали скорее домой (2-3 раза со сменой эмоций).

Этюд «Колокольчик». (на внимание и память)

Педагог:

Я бегу, бегу, бегу (один ребенок выполняет легкий бег или прыжки с высоким подниманием колен),

Колокольчики несу (представляет, что сорвал цветок и несет его: имитация его в руке),

Колокольчик в руки дам (имитирует передачу цветка тому ребенку, около которого остановился)

 И на место сяду сам (садится на его место). (проигрывается 2-3 раза). Колокольчик вручается только тому ребенку, который еще не получал.

Этюд «Еж и Лягушка»

Детям предлагается послушать историю про Ежа и Лягушку: «Договорились как-то Еж и Лягушка вместе позавтракать. Ранним солнечным утром они встретились на полянке. Лягушка принесла на тарелочке много мух и комаров, которых она наловила для своего друга накануне, а Ежик в качестве угощения приготовил грибы и ягоды. Каждый из них хотел порадовать другого. Но, когда Лягушка поставила на пенек тарелку, Еж воскликнул: «Ой, да разве это можно есть? Ну и гадость! И где ты только это взяла?» «Ну это же так вкусно! – недоумевала Лягушка. – Я выбрала самое лучшее, посмотри какие они жирненькие!» Долго еще был слышен в лесу их спор, который так ничем и не закончился. Они не знали одного: у каждого свои вкусы. И то, что любит один, другому может совершенно не нравиться».

После того, как педагог прочитал историю, в группе начинается обсуждение. Затем дети делятся на пары и проигрывают эту историю. В конце педагог еще раз обращает внимание детей на то, что у всех разные вкусы и их надо уважать.

Этюд «Березки».  Педагог. Встаньте там, где вы хотите. Представьте, что вы превращаетесь в березки, а все вместе образуете березовую рощу. (Далее включается легкая музыка; дети изображают деревья в разное время года, следуя словам-подсказкам педагога.)

Лето. Березки разговаривают друг с другом, шелестя листочками, помахивая веточками.

Осень. Облетают листья на березках. Все чаще дует сильный, порывистый ветер, который качает деревья из стороны в сторону, заставляет дрожать их ветки.

Зима. Веточки на березках дрожат от холода. Снег пригибает их к земле.

Весна. Снег тает. Ветки поднимаются вверх. Набухшие почки лопаются, и из них появляются нежные листочки.

Игра «Угадай и изобрази эмоцию»C:\Users\Пользователь\Desktop\1686908775_kartin-papik-pro-p-kartinki-tsveti-nastroeniya-dlya-detei-2.jpg

На столе лежат пиктограммы различных эмоций. Каждый ребенок берет себе карточку, не показывая ее остальным. После этого дети по очереди пытаются показать эмоции, нарисованные на карточках. Зрители, они должны угадать, какую эмоцию им показывают и объяснить, как они определили, что это за эмоция. Педагог следит за тем, чтобы в игре участвовали все дети. Эта игра поможет определить, насколько дети умеют правильно выражать свои эмоции и "видеть" эмоции других людей.  Помимо основного психотерапевтического эффекта упражнение также развивает подвижность лицевой мимики ребенка. 

Этюд «Страшный зверь» (для детей 5-6 лет).

Цель: Через пантомиму передавать черты характера и поведения персонажей (смелый, трусливый, глупый, осторожный).

Ход: Педагог читает стихотворение В. Семерина «Страшный зверь». Дети, получившие роли, действуют по тексту.

«Прямо в комнатную дверь,

Проникает хищный зверь!

У него торчат клыки

И усы топорщатся-

У него горят зрачки-

Испугаться хочется!

Может это львица?

Может выть волчица?

Глупый мальчик крикнул:

- Рысь!!

Храбрый мальчик крикнул:

- Брысь!»

Упражнение «Мое настроение». Детям предлагается рассказать о своем настроении: можно сравнить с каким-то цветом, животным, состоянием, погодой и т. д.

Игра «Изобрази».

Педагог. Сейчас я назову по имени одного из вас, брошу ему клубок и попрошу, например, так: «Саша, изобрази медвежонка». Саша должен будет поймать клубок и сказать: «Я ― медвежонок. Я радуюсь, когда...». Саша расскажет нам, когда медвежонок радуется, изобразит его, а затем бросит клубок кому-нибудь из вас и, назвав его по имени, в свою очередь скажет: «Изобрази...» и назовет любое животное, птицу или предмет. (Дети выполняют задание.)

Упражнение «Разминка»  А теперь давайте поупражняемся в изображении этого лютого Змея. Вам нужно:

© изобразить злость на лице (мимическая разминка);

© подвигаться, как лютая Змея (физическая разминка);

©  пошипеть, поговорить, попеть, как Змея (голосовая разминка);

 © подышать, как свирепая Змея (дыхательная разминка.)

Этюд «Я и животное».

Педагог. А теперь давайте немного пофантазируем. Представьте, что к нам в комнату по очереди друг за другом входят разные животные. Они невидимые, видеть их могу только я в своих волшебных очках. Я называю животное, а вы представляете, что оно оказалось рядом с вами, и реагируете на него. Например, я говорю: «змея». Наверняка, это животное, которого вы боитесь, или, по крайней мере, опасаетесь. И поэтому нужно сделать испуганное лицо, поджать ноги, чтобы нечаянно не наступить на нее. (Далее педагог называет животных. Это могут быть: кошка, собака, жираф, еж, хомячок, лев, лиса и др.)

Этюд «Изобрази животное».

 Педагог. А теперь закройте глаза и представьте себе любое животное. Рассмотрите его хорошенько ― как оно выглядит, как двигается. Теперь мы будем по очереди показывать движения животного, не называя его. Остальные дети должны угадать, что это за животное. (Дети выполняют задание.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка:"Мимические и пантомимические этюды в театрализованной деятельности дошкольников".

Цель:выразительное изображение отдельных эмоциональных состояний.Знакомство детей с элементами выразительных движений:мимикой,жестом,позой,той или иной походкой....

Картотека театрализованных игр и этюдов для дошкольников

Картотека театрализованных игр и этюдов для дошкольников...

Пантомимические этюды

Пантомимические этюды способствуют пониманию детьми эмоционального состояния другого человека и умению выразить своё. Дети учаться понимать какое поведение, какой черте характера соответствует....

Мимические и пантомимические игры и упражнения для детей

Формирование навыков невербального общения...

Пантомимические этюды для самых маленьких.

Игры и упражнения на развитие мимики и формирование  эмоций у детей раннего возраста, имеющих тяжелые нарушениря речи....