Статья: «Развитие творческих способностей детей c ЗПР посредством нетрадиционных техник изо-деятельности и аппликации».
статья по коррекционной педагогике (старшая группа)

Ольга Валерьевна Плеханова

В данной статье я хочу представить свой опыт работы с детьми ЗПР в творческой мастерской.  Работа с различным материалом является прекрасным тренажором для рук, развивает физическую силу, моторику, коорденирует движение не только рук но и глаз. Формирование речевой области совершается под влиянием импульсов, идущих от пальцев, поэтому стимулирование речевого развития ребенка путем тренировки движений пальцев рук особенно важно в тех случаях, когда у детей является задержка развития речи. Входе занятий в творческой мастерской удовлетворяется потребность детей в признании, ощущений собственной успешности и значимости. Ребенок чувствует  себя спокойно и ему комфортно. Агрессия и тревожность проподает, ребенок получает удовольствие от собственной деятельности. Работа в творческой мастерской способна реально помочь ребенку социально адаптироваться, найти применение полученным знаниям в жизни. что является главной целью моей работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx468.59 КБ

Предварительный просмотр:

«Развитие творческих способностей детей c ЗПР посредством нетрадиционных техник изо-деятельности».

Изучив научно-методическую литературу и другие информационные источники по данной проблеме с детьми ЗПР мы сделали для себя следующие выводы:

- Основные трудности, которые испытывают дети с ЗПР, связаны прежде всего с социальной адаптацией и обучением.

- У детей с задержкой психического развития в большинстве случаев бывает нарушено восприятие, внимание, мышление, память, речь.

- Главным образом страдает техника движений и двигательные качества (быстрота, ловкость, сила, точность, координация).  Слабо сформированы навыки самообслуживания, технические навыки в изо-деятельности, лепке, аппликации.

- Для таких детей характерна рассеяность внимания, они не способны удерживать внимания достаточно длительное время, быстро переключать его при смене деятельности.

Работая над коррекцией недостатков развития детей, большое значение придаем творческой деятельности.

Процесс детского творчества тесно связан с интеллектуальным, сенсорным, личностным формированием ребенка.

Творческая продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных изобразительных технологий является наиболее благоприятной для развития способностей детей, т.к. в ней особенно проявляются разные стороны развития ребенка.

Нетрадиционные техники – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, способствует развитию у ребёнка мелкой моторики и тактильного восприятия, пространственной ориентировки на листе бумаги, зрительного восприятия и глазомера; позволяет сформировать координацию движений пальцев рук, развить речевую и умственную деятельность

В основном, дети с ЗПР копируют образец, предъявленный им, а нетрадиционные техники изображения не позволяют им этого сделать, так как педагог вместо образца показывает только способ действия. Это дает толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы.

Дети данной категории плохо воспринимают и накапливают образы окружающей действительности, у них не формируются механизмы воспроизведения образов представлений в умственном плане, затрудненно создание их на основе новых или видоизмененных образов. Детям требуется гораздо большее время для первичного восприятия предмета.

Поэтому возникла необходимость подобрать оптимальные формы работы с детьми ЗПР. Такой формой может быть нетрадиционная техника изо-деятельности.

Целью моей работы стало:

Развитие творческих способностей дошкольников с ЗПР на основе изучения и освоения нетрадиционных техник аппликаций.

Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:  

1. Отобрать и внедрить необходимые техники нетрадиционного рисования доступные для детей с ЗПР.

2. Использовать в работе по развитию художественного творчества технологии и методы, направленные на:

  • мотивацию к деятельности
  • развитие сенсорных эталонов
  • развитие речи;
  • развитие пространственных ориентировок
  • развитие общей и мелкой моторики.

 3. Разработать комплексно-тематическое планирование занятий по изо-деятельности с использованием нетрадиционных техник соответственно лексическим темам.

 4. Создать развивающую предметно-пространственную среду для свободного экспериментирования и проявления инициативы детей   с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках

Для того чтобы у детей развить творческие способности по средствам нетрадиционных техник изо-деятельности нужно учитывать:

  • условия отбора различных нетрадиционных техник рисования с учетом особенностей детей с ЗПР;
  • сформированность навыков и умений детей на данном этапе работы;
  • возрастных особенностей развития детей ;
  • текущую воспитательно-образовательную, коррекционную работу с детьми;
  • времена года;
  • соответствие лексическим темам;
  • усвоение уже знакомых детям способов рисования и наличие необходимых условий и материалов.

В своей работе я использую различные нетрадиционные техники, которые ввожу поэтапно: от простого к сложному. Это аппликация: ребята сначала рвут на мелкие кусочки гофрированную бумагу, потом катают шарики и приклеивают к рисункам. Эти развивает не только воображение, фантазию, творчество, но и глазомер, координацию, чувство цвета и формы, способствуют развитию исследовательских способностей, так как им предоставляется возможность экспериментировать в процессе творческой деятельности.

Таким образом, использование нетрадиционных техник изо-деятельности способствует развитию познавательной деятельности, коррекции психических процессов и личностной сферы дошкольников с ЗПР в целом. Эти техники развивают воображение, дают полную свободу для самовыражения.

В группе оформлен творческий уголок с работами детей.  В свободном доступе находятся материалы для нетрадиционного рисования.

Таким образом, применение нетрадиционных техник изо-деятельности благоприятно влияют на развитие творческих способностей детей с ЗПР.

https://sun9-34.userapi.com/impg/8bI9QJdhi3EKXP4E73ssqrJ8TdHK3afHPImB6A/gr6G63bJzDw.jpg?size=2560x2108&quality=95&sign=7420630a594adf1e71097f470628bacc&type=album 

                                              https://sun9-44.userapi.com/impg/YYNhnpZM0Tg-Zp9g0SAK4qvU0Hi0K5jvBiFLqg/WsLmaZ5i2xs.jpg?size=2560x1920&quality=95&sign=2c8170a3a0f8abb57b6bf99576589ac1&type=album

https://sun9-50.userapi.com/impg/SAdpHZaDk-iR4NaFWAlGcmdhtJeS5CPAwOCVOw/TKOwVOwbRhM.jpg?size=1152x864&quality=95&sign=79dfa20f474c7e2ad10012bbbee1d0be&type=album


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческая презентация "Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования"

Дошкольное детство важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разносторон...

Педсовет на тему: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования»

       Дошкольное детство важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя. Чем разнообразнее детская деятельно...

Развитие творческих способностей детей среднего возраста, посредством нетрадиционных техник аппликации

Консультация для педагогов из опыта работы "Развитие творческих способностей, посредством нетрадиционных техник аппликации"...

Мастер - класс для родителей «Развитие творческих способностей детей раннего возраста посредством нетрадиционных техник ИЗОдеятельности»

Мастер - класс для родителей«Развитие творческих способностей детей раннего возраста посредством нетрадиционных техник ИЗОдеятельности»Цель: повысить мотивацию родителей дошкольников...

Самообразование «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования»

laquo;Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования» 2019 – 2020 учебный год....

Аннотация опыта работы по теме: "Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования"

Обобщенный опыт работы содержит теоретический и практический материал по проблеме развития творческих способностей детей дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник   рисования...

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования

laquo;И  в  десять  лет,  и в  семь,  и в  пятьВсе  дети  любят  рисовать.  И  каждый   смело  нарисуетВсё,  что  его и...