Консультация для педагогов "Ребенок с РАС"
консультация по коррекционной педагогике
Консультация для педагогов "Ребенок с расстройством аутистического спектра (РАС)" предназначена для обучения педагогического персонала, включая учителей, специалистов по специальному образованию и других профессионалов, работающих с детьми с РАС. Консультация предлагает рекомендации и советы по обеспечению успешной адаптации и обучения детей с РАС в образовательной среде.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klassifikatsiya_detskogo_autizma.docx | 18.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Уважаемые педагоги!
Ваша роль в жизни детей с расстройством аутистического спектра (РАС) является невероятно важной и влияет на их развитие и успех в учебе. Ребенок с РАС может иметь особенности, которые требуют специального подхода по отношению к ним. Вот несколько рекомендаций, которые могут помочь вам в образовании и поддержке детей с РАС:
1. Образуйте команду: Обратитесь к специалистам, таким как психологи, педиатры и терапевты, чтобы получить дополнительные сведения о РАС и эффективных стратегиях обучения. Сотрудничество с родителями также очень важно, чтобы иметь полное представление о ребенке и его потребностях. Создание команды, включающей все заинтересованные стороны, позволит оптимизировать образовательный процесс и достичь наилучших результатов.
2. Создайте структурированную и предсказуемую среду: Дети с РАС обычно лучше адаптируются в структурированной и предсказуемой среде. Создайте расписание дня с четкими временными рамками и установите правила и ожидания в классе. Используйте визуальные поддержки, такие как картинки, диаграммы и расписания, чтобы помочь детям понять, что происходит и что от них ожидается. Это уменьшит стресс и позволит им лучше ориентироваться.
3. Используйте конкретные инструкции: Ребенок с РАС может испытывать трудности с пониманием или интерпретацией невербальных сигналов или намеков. Дайте четкие и ясные инструкции, используя простой и понятный язык. Разбивайте задачи на маленькие шаги и давайте четкие описания того, что нужно сделать. Проследите, чтобы дети поняли инструкции, и задавайте вопросы или просите повторить, чтобы убедиться в их понимании.
4. Учитывайте индивидуальные потребности каждого ребенка: Разные дети с РАС могут иметь разные потребности и особенности. Важно принять во внимание эти различия и адаптировать свой подход и методы обучения в соответствии с ними. Некоторым детям может потребоваться больше конкретных или визуальных поддержек, в то время как другим может потребоваться больше поддержки в области социальных навыков. Активно наблюдайте и адаптируйте свои стратегии, чтобы удовлетворить потребности каждого ребенка.
5. Разработайте план поддержки и взаимодействия: Разработайте индивидуальный план для каждого ребенка с РАС, который будет включать стратегии обучения, подходы к управлению поведением и меры поддержки. Установите систему наград и похвалы, чтобы поощрять положительное поведение и достижения. Важно также учесть потребности ребенка в области социальной поддержки и взаимодействия, содействуя его включению в социальные активности и групповую работу.
6. Постоянно развивайтесь и обучайтесь: Философия и подходы в работе с детьми с РАС могут меняться и развиваться. Постоянно обучайтесь и ищите новые стратегии и методы, чтобы быть максимально подготовленными и эффективными. Проявляйте гибкость, открытость и стремление к улучшению, и это отразится на успехах ваших учеников.
Работа с детьми с РАС требует терпения, понимания и индивидуального подхода.
Классификация детского аутизма
По книге Никольской О.С., Баенской Е.Р., Либлиг М.М. «Аутичный ребенок: пути помощи»
Первая группа | Вторая группа | Третья группа | Четвертая группа | |
Общая характеристика | Полная отрешенность от происходящего. Данная группа аутизма является самой тяжелой. | Активное отвержение происходящего | Погружение в аутистические интересы | Имеются трудности в организации общения и взаимодействия с ребенком |
Речь | Дети практически не говорят. При аффектах могут произнести короткие слова и однотипные фразы, отчего складывается впечатление, что они только частично понимают речь. Используют звуки неречевого характера: щебет, свист, бормотание. | Характерны эхолалии. Например, всякий раз, когда ребенок голоден, он повторяет: «Кушать бутерброд», о себе говорит в третьем лице: «Вова идет гулять». Дети вообще часто предпочитают обходится без речи, а свои просьбы высказывают криком или показывают на интересующий предмет пальцем | Много говорят и часто цитируют целые страницы любимых литературных произведений. В общении собеседника не слышат, не склонны к диалогу. Речь смазана, тороплива, дети говорят «захлебываясь», в разговоре могут переставлять слова по смыслу. Речь отличается сложностью и интеллектуальностью, но нередко интонации не соответствуют тексту. Разговаривая, смотрят на собеседника, но обращаются не к конкретному человеку, а к человеку вообще, не учитывая личности и интересов партнера по общению. | Речь тихая, нечеткая. Общаясь, ребенок прибегает к речи и диалогу, но пересказ текста затруднен. Порой складывается впечатление, что ребенок не понимает простую инструкцию, зато живо реагирует на задевшую его (по непонятной причине) ситуацию или образ. |
Поведение | Не реагирует на внешние раздражители: боль, холод, голод. Не проявляет испуга даже в ситуациях, угрожающих их жизни. Не используют целенаправленного взгляда. Время проводят бесцельно, пассивно передвигаясь по комнате: лазают, карабкаются по мебели, бегают по очертаниям паркета. При попытке заставить обратить внимание на кого-либо или на что-либо возникает реакция самоагрессии. | Аутизм проявляется как неприятие мира, если последний не укладывается в понимание ребенка. Моторно дети очень неловки. Складывается впечатление, что ноги и руки их не слушаются. Но иногда дети достигают большого мастерства в действиях определенного характера. Например могут высокохудожественно нарисовать любимое животное, наиграть на пианино музыкальное произведение. Мышление буквально, не символично, указание на наличие подтекста вызывает напряжение. | «Книжные» дети, рано набирают знания и словарный запас по определенной теме, часто поражает своей неорганизованностью в быту. Не умеют и не знают элементарных способов самообслуживания. Эти дети не стремятся к новому. Боятся перемен в жизни, если они неожиданны или исходят от другого человека. Способны принять новшество только под собственным контролем. Дети «зацикливаются» на удовольствия от проговаривания, проигрывания неприятных ситуаций. Часто говорят и рассуждают о пожарах, бандитах, пиратах, помойках. Пугающая ситуация таким образом становится аутостимулирующей. | На первый план выходит ранимость, беззащитность детей. В отличи от других групп аутизма, дети способны установить с собеседником контакт глаз. Но взаимодействие немедленно прекращается, если а пути встречается препятствие. Дети способны обратиться за помощью и эмоциональной поддержкой к близким людям. Данная сверхзависимость от взрослого выражается в безмолвном вопросе ребенка: «Что вы считаете правильным?» или «Какого ответа вы ждете от меня?» |
Стереотипы | Стереотипы выражаются в монотонности ролевого поведения. Эти дети могут часами наблюдать луч света, падающий на пол, или улицу за окном. | Проявляют явные предпочтения в еде. Например, едят только длинный рис и белый шоколад в виде квадрата. Если шоколад фигурный или слишком маленького размера - отказываются от еды. Прогулка должна проходить по привычному маршруту, а на ногах одеты ботинки со шнурками определенного цвета. Данные дети могут существовать только в узких рамках расписания, привычном укладе жизни, разрушение которого вызывает панический страх. | Дети производят впечатление захваченности определенными действиями. Они могут годами говорить на волнующую тему или рисовать излюбленных животных. В отличие от детей второй группы, не столько склонны к сохранению постоянства в окружающей обстановке, сколько к желанию отстоять стереотипность собственного поведения. | В стереотипах, как средствах защиты, на первое место выходит «правильность». Словчить, схитрить, обмануть для них неприемлемо. Дети делают все так, как учили взрослые, отчего зачастую выглядят «туповатыми» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация - парадокс или консультация с запланированными ошибками
Консультация -парадокс "Методика иллюстрирования литературных произведений"...
Консультация для родителей группы НПОЗ. Тема: «Техника проведения артикуляционной гимнастики». Проводит консультацию учитель-логопед Петрова Татьяна Николаевна
Данная консультация знакомит родителей с тем, как организуется и проводится работа по артикуляционной гимнастике в домашних условиях....
Консультация: «О значимости уровня развития мелкой моторики рук для овладения письмом» Консультация: «О значимости уровня развития мелкой моторики рук для овладения письмом»
подготовка руки к письму...
Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".
Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...
Дистанционная консультация для родителей. Консультации.
Зимние травмы. Меры предосторожности.Игры в жизни семьи.Кризис 6-7 лет.Памятка для родителей детей младшего школьного возраста. Основы ПДД....
Консультация для родителей из цикла: «Правила безопасности для детей. Безопасность на дорогах» Подготовила и провела: Воспитатель группы №5: Дудорова Т.Е..; Консультация для родителей из цикла: «Дорожная азбука» Подготовила и провела: Воспит
Консультация для родителей из цикла:«Правила безопасности для детей.Безопасность на дорогах» Подготовила и провела:Воспитатель группы №5:Дудорова Т.Е.....