Статья "Сверхкомпенсация"
статья по коррекционной педагогике
Разработка теории о развитии личности через преодоление своей неполноценности путем компенсации недостатков является заслугой психолога и психиатра родом из Австрии Альфреда Адлера. Он выделял несколько видов компенсации. Так появилась теория сверхкомпенсации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sverhkompensatsiya.docx | 19.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Сверхкомпенсация
Сверхкомпенсация – это психологический феномен, проявляющийся при наличии реальной или надуманной физической, или психической неполноценности человека, которую он стремится преодолеть, компенсировать, прикладывая максимальные усилия.
Разработка теории о развитии личности через преодоление своей неполноценности путем компенсации недостатков является заслугой психолога и психиатра родом из Австрии Альфреда Адлера. Он выделял несколько видов компенсации. Так появилась теория сверхкомпенсации.
Суть данной теории заключается в стремлении человека преодолеть свою неполноценность и побороть недостатки путем их сверхкомпенсирования. Возможны несколько исходов сверхкомпенсации. Результаты сверхкомпенсации зависят от степени развития чувства общности.
Если чувство общности не развито, то сверхкомпенсация неполноценности будет выходить в желание доминировать и властвовать, подчинять себе общество посредством применения агрессивных мер и унижения. В качестве примера такой отрицательной сверхкомпенсации Альфред Адлер приводил деятельность Наполеона Бонапарта и Адольфа Гитлера.
Если ребенок рос в хороших для его психологического здоровья условиях, в атмосфере любви и ласки, то считается, что его чувство общности развито хорошо. Тогда, будучи взрослым, он будет искать свой смысл жизни в создании благ для окружающих, в поиске новых знаний. Иными словами он будет самосовершенствоваться для блага общества.
Сверхкомпенсация заключается в том, что человек стремится развить те данные, которые у него являются дефектными или слабо развитыми. Более всего данный феномен распространен среди людей, имеющих реальные физические недостатки. 3 декабря отмечается Международный день инвалидов. Существует много примеров, когда люди с ограниченными возможностями не просто выживают, а становятся знаменитыми. Истории известны следующие примеры:
1. Людвиг ван Бетховен - немецкий композитор, представитель венской классической школы. В 1796 году, будучи уже известным композитором, Бетховен начал терять слух: у него развился тинит - воспаление внутреннего уха. К 1802 году Бетховен полностью оглох, но именно с этого времени композитор создал свои самые известные произведения. В 1803 -1804 годах Бетховеном была написана «Героическая симфония», в 1803-1805 годах - опера «Фиделио». Кроме того, в это время Бетховеном были написаны фортепианные сонаты с «Двадцать восьмой» по последнюю - «Тридцать вторую», две сонаты для виолончели, квартеты, вокальный цикл «К далекой возлюбленной». Будучи абсолютно глухим, Бетховен создал два своих самых монументальных сочинения - «Торжественную мессу» и «Девятую симфонию с хором» (1824).
2. Франклин Делано Рузвельт - 32-й президент США - также был инвалидом. В 1921 году Рузвельт тяжело заболел полиомиелитом. Несмотря на предпринимаемые в течение многих лет попытки победить болезнь, Рузвельт остался парализованным и прикованным к инвалидной коляске. С его именем связаны одни из самых значительных страниц в истории внешней политики и дипломатии США, в частности, установление и нормализация дипломатических отношений с Советским Союзом и участие США в антигитлеровской коалиции.
3. Летчик Алексей Маресьев, по истории которого была написана «Повесть о настоящем человеке», всю жизнь был очень активен и боролся за права инвалидов. Он один из немногих, кто прошел медкомиссию после ампутации и стал летать с протезами. После войны Маресьев очень много ездил, стал почетным гражданином многих городов. Он стал живым доказательством того, что обстоятельства можно преодолеть.
4. Майлз Хилтон-Барбер (1948) с детства мечтал стать летчиком, как его отец, однако в 21 год полностью потерял зрение из-за наследственной болезни. Тем не менее в 55 лет он становится первым в мире слепым пилотом, совершившим перелет на легкомоторном самолете из Великобритания в Австралию.
5. Константин Эдуардович Циолковский (1857–1935), в 10 лет переболев скарлатиной, теряет слух, однако, несмотря ни на что, становится советским ученым-самоучкой, основоположником теоретической космонавтики и разрабатывает конструкцию первой космической ракеты. Он так писал о своей тяжелой тугоухости: «Глухота заставляла непрерывно страдать мое самолюбие, была моим погоняем, кнутом, который гнал меня всю жизнь и теперь гонит, она отделила меня от людей, от шаблонного счастья, заставила меня сосредоточиться, отдаться своим и навеянным наукой мыслям. Без нее я никогда бы не сделал и не закончил столько работ».
6. Слепой американский музыкант, Стиви Уандер, оказавший огромное влияние на развитие музыки XX века в целом, был одним из основоположников классического соула и R’n’B. Стиви Уандер находится на втором месте среди музыкантов эстрадного направления по количеству полученных им премий Грэмми: он получал их 25 раз, в том числе за жизненные достижения. Музыкант ослеп вскоре после рождения.
7. Рэй Чарльз, знаменитый американский слепой музыкант, автор более 70 студийных альбомов, один из известнейших в мире исполнителей музыки в стилях соул, джаз и ритм-энд-блюз, 17 раз был награжден премиями Грэмми, попал в залы славы рок-н-ролла, джаза, кантри и блюза, его записи были включены в Библиотеку Конгресса США. Он ослеп еще в детстве.
8. Ирландец Кристи Браун, в отличие от предыдущих знаменитых инвалидов, родился с ограниченными возможностями – ему был поставлен диагноз ДЦП. Врачи сочли его бесперспективным – ребенок не мог ходить и даже передвигаться, отставал в развитии. Но мать не отказалась от него, а ухаживала за малышом и не оставляла надежды научить его ходить, говорить, писать, читать. Ее поступок заслуживает глубокого уважения – семья Брауна была очень бедной, а отец вообще не воспринимал «неполноценного» сына. Фактически, полноценно Браун управлял только левой ногой. И именно ею он и начал рисовать и писать, освоив сначала мел, потом кисть, затем ручку и печатную машинку. Он не просто научился читать, говорить и писать, но и стал известным художником и новеллистом. О его жизни был снят фильм «Кристи Браун: Моя левая нога», сценарий к которому написал сам Браун.
9. Лауреат Нобелевской премии Стивен Вильям Хокинг изучает фундаментальные законы, которые управляют Вселенной. Он является обладателем двенадцати почетных ученых званий. Его книги «Кратная история времени» и «Черные дыры, молодая Вселенная и другие очерки» стали бестселлерами. При всем при этом еще в 20 лет Хокинг был практически полностью парализован из-за развития неизлечимой формы атрофирующего склероза и остается в этом состоянии всю свою оставшуюся жизнь. У него двигаются только пальцы правой руки, которыми он управляет своим движущимся креслом и специальным компьютером, который за него говорит.
10. Эрик Вайхенмайер - первый в мире скалолаз, который достиг вершины Эвереста, будучи незрячим. Он потерял зрение, когда ему было 13 лет. Однако, Эрик закончил учебу, а потом и сам стал учителем средней школы, затем - тренером по борьбе и спортсменом мирового класса. О путешествии Вайхенмайера режиссер Питер Уинтер снял игровой телевизионный фильм «Коснуться вершины мира». Кроме Эвереста Вайхенмайер покорил семерку самых высоких горных пиков мира, включая
Килиманджаро и Эльбрус.
11. Оскар Писториус - инвалид с рождения. Этот человек достиг выдающихся результатов в сфере, где традиционно люди с ограниченными возможностями не могут соревноваться со здоровыми людьми. Не имея ног ниже колена, он стал легкоатлетом-бегуном, причем после многочисленных побед на соревнованиях для инвалидов он добился права соревноваться с полностью здоровыми спортсменами и достиг больших успехов. Он также является популяризатором спорта среди людей с ограниченными возможностями, активным участником программ поддержки инвалидов и своеобразным символом того, сколь высоких успехов может достичь человек с физическими недостатками, даже в такой специфической сфере, как спорт.
12. Ольга Скороходова (1911–1982) в возрасте 5 лет после заболевания менингитом полностью потеряла зрение, а затем постепенно и слух. Тем не менее данные дефекты не помешали ей закончить МГУ имени М. В. Ломоносова и стать первым в мире слепоглухим научным сотрудником. Ольга была советским ученым-дефектологом, литератором, педагогом и создала серию научных работ, посвященных теме воспитания и обучения слепоглухих детей.