Коррекционная программа для детей с РАС и ЗПР
рабочая программа по коррекционной педагогике

Чиркина Виктория Анатольевна

Целью индивидуальной образовательной программы является создание оптимальных условий для коррекции психических и физических качеств ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями.Задачи физической культуры - это формировать правильную осанку, накапливать опыт ориентироваться и двигаться в пространстве, обучение действиям с различными предметами, формирование двигательных умений и навыков, развитие двигательных способностей в процессе обучения, укрепление здоровья организма и коррекция нарушений физического развития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл korrektsionnaya_programma_dlya_detey_s_ras_i_zpr.docx662.61 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\22\Desktop\сканы\Педагог года\программа рас.jpg

Пояснительная записка.

На современном этапе концепции интегрированного обучения воспитание является ведущим направлением в развитии специального образования в нашей стране. Это означает равноправное включение личности, развивающейся в условиях недостаточности (психической, физической, интеллектуальной) во все возможные и необходимые сферы жизни социума, достойный социальный статус и самореализацию в обществе.

Распространение процесса интеграции и инклюзии детей с ограниченными возможностями психического (физического) здоровья в образовательных учреждениях является не только отражением времени, но и представляет собой реализацию прав детей на образование в соответствии с ФЗ «Об образовании» РФ. Инклюзивное обучение реализует обеспечение равного доступа к получению того или иного вида образования и создание необходимых условий для достижения успеха в образовании всеми детьми.

Расстройство аутистического спектра (сокращённо РАСангл. autism spectrum disorderASD; включающее в себя устаревшие диагнозы: детский аутизм, ранний инфантильный аутизм, атипичный аутизм, аутизм Каннера, высокофункциональный аутизм, первазивное расстройство развития без дополнительных уточнений, детское дезинтегративное расстройство и синдром Аспергера) — нейроонтогенетическое расстройство, то есть расстройство психического развития с наступлением в младенчестве или детстве, характеризующееся стойким дефицитом способности начинать и поддерживать социальное взаимодействие и общественные связи, а также ограниченными интересами и часто повторяющимися поведенческими действиями[. Основная характеристика расстройства — перманентный дефицит в социальной коммуникации и социальном взаимодействии. Главным дефицитом у детей с расстройством аутистического спектра являются навыки разделённого внимания и взаимности при контакте (согласованности с партнёром по общению). Среди лиц с расстройством аутистического спектра часто встречается умственная отсталость, однако, встречаются и высокофункциональные личности с данным расстройством.

Цель индивидуальной образовательной программы: создание оптимальных условий для коррекции психических и физических качеств ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями.

Задачи:

Физическая культура.

- Формировать правильную осанку.

- Накапливать опыт ориентироваться и двигаться в пространстве.

          - Обучение действиям с различными предметами;

          - Формирование двигательных умений и навыков;

          - Развитие двигательных способностей в процессе обучения;

          - Укрепление здоровья организма,

          - Коррекция нарушений физического развития;

  Развитие:

- Оптико-пространственных представлений и навыков;

- Зрительной ориентировки;

- Координации движений;

- Мелкой моторики пальцев рук.

- Использование психогимнастики с целью коррекции психических процессов детей с нарушениями речи и интеллекта.

- Формирование психофизической основы речи и мышления путем развития процессов восприятия, внимания, мышления на занятиях.

- Закрепления правильно произносимых звуков с помощью подвижных игр и самомассажа с речевым сопровождением.

- Соблюдение оптимального двигательного режима на занятиях.

-Сопряжённая гимнастика, для развития физических навыков, речи и интеллекта

Учебный план.

Образовательная деятельность в группе направлена на реализацию основной общеобразовательной Программы дошкольного образования: «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Учитывая, что состояние психического и физического здоровья ребенка с ЗПР препятствует освоению некоторых разделов образовательной программы дошкольной организации вне специальных условий воспитания и обучения, с данным ребенком реализуется программа С.Г. Шевченко "Подготовка к школе детей с задержкой психического развития".

Непосредственно образовательная деятельность для ребенка регламентирована учебным планом. Учебный план составлен с учётом требований, определённых программой Г. Шевченко "Подготовка к школе детей с задержкой психического развития".

Учебный план ориентирован на дифференциацию обучения, на развитие воспитанника и его подготовку к школе, на сохранение и укрепление психического здоровья, коррекции психических процессов и речевых навыков.

Учебный план составлен на пятидневную учебную неделю.

Продолжительность непосредственной образовательной деятельности– до 20 минут.

Образовательный материал отбирается с учётом индивидуальных особенностей ребенка, щадящего режима, дополняется эмоциально-игровыми элементами. Поскольку результативность проведения фронтальных занятий очень низкая, вся работа с ребёнком проводится в индивидуальной и подгрупповой форме. Количество занятий в неделю не превышает установленных норм (3 занятия в неделю).

Содержательный раздел.

В осуществлении индивидуальной образовательной программы активную работу проводят воспитатель, педагог-психолог, учитель–дефектолог, инструктор по физической культуре. Каждый из специалистов осуществляет свою работу в рамках образовательного процесса.

Для контроля и слаженной работы специалисты используют «Тетрадь взаимодействия», в которой отражается вся коррекционная работа с ребёнком.

Раздел

Задачи

Методы и приемы

Ответственный

Физическая культура

Учить: бегать, не наталкиваясь на препятствия;

Ловить мяч;

Бросать мяч;

Ударить ногой по мячу;

Ходить по лестнице попеременным шагом;

Играть в ладушки»

Уметь стоять на одной ноге;

Уметь прыгать вверх на двух ногах;

Пальчиковые упражнения: «Коза», «Зайчик», «Колечко».

Физические упражнения, подвижные игры.

Инструктор по физической культуре

Воспитатель.

Материально-техническое обеспечение:

Вид помещения.

Функциональное использование

Оснащение

Спортивный зал:

Создание благоприятных условий для физического воспитания и оздоровления детей с.

Все необходимые физкультурные пособия и гимнастические снаряды.

Использование здоровьесберегающих технологий.

Проведение оздоровительных досугов для детей.

Кабинеты соответствуют требованиям СанПиН, охраны труда, пожарной безопасности, защиты от чрезвычайных ситуаций, антитеррористической безопасности учреждения дошкольного образования, соответствуют Правилам охраны жизни и здоровья воспитанников.

Ребёнок с РАС, поступающий в ДОУ

- Первичная встреча с семьёй, сбор информации о развитии ребёнка, выяснение образовательного запроса.

- Специалисты Первичные беседы, консультации

- Проведение углубленной диагностики различных сфер развития ребёнка с РАС

- Разработка индивидуального образовательного маршрута. Выбор образовательного содержания видов помощи с учётом имеющихся нарушений у ребёнка с РАС

- Реализация индивидуального образовательного маршрута.

- Проведение промежуточной диагностики, изменение (дополнение) содержания воспитательно-образовательной деятельности.

- Анализ и дальнейшая реализация образовательной программы для ребёнка с РАС

- Итоговая диагностика различных сфер развития ребёнка с РАС.

- Итоговая встреча с родителями (законными представителями), определение дальнейших форм работы с ребёнком (рекомендации, памятки, буклеты, консультации).

Основные направления коррекционной работы по освоению образовательных областей

Образовательная область «Физическое развитие».

Правильная организация режим дня в детском саду и дома, чередование различных видов деятельности и отдыха, способствующие четкой работе организма. В коррекционной работе наряду с образовательными и оздоровительными решаются специальные коррекционные задачи:

 развивать речь посредством движения;

формировать в процессе двигательной деятельности различных видов познавательной деятельности;

 учить ребенка управлять своей эмоциональной сферой,

 развивать морально-волевые качества личности, формирующихся в процессе специальных двигательных игр-занятий, игр, эстафет.

 формировать у ребенка осознанного отношения к своим силам в сравнении с силами здоровых сверстников;

развивать способность к преодолению не только физических, но и психологических барьеров, препятствующих полноценной жизни;

 формировать компенсаторные навыки, умение использовать функции разных систем и органов вместо отсутствующих или нарушенных;

 развивать способность к преодолению физических нагрузок, необходимых для полноценного функционирования в обществе;

 формировать адекватную потребность быть здоровым и вести здоровый образ жизни; стремление к повышению умственной и физической работоспособности

 формировать осознание необходимости личного вклада в жизнь общества;

 формировать желание улучшать свои личностные качества.

Для выявления динамики развития ребенка, инструктором по физической культуре проводится обследование ребенка в течение 2-х недель в начале и в конце срока реализации индивидуальной программы.

I этап – Инструктор по физкультуре собирает первоначальные данные об индивидуально-типологических особенностях ребенка, социальной ситуации его развития, выявляет структуру дефекта, разрабатывает индивидуальный план коррекционной работы на год, осуществляет вариативный набор разных по срокам обучения программ для детей с учётом их личностных особенностей и резервных возможностей.

II этап – Инструктор по физкультуре определяет характер динамики усвоения программного материала и разрабатывает дальнейший индивидуальный образовательный маршрут ребёнка.

В декабре проводится анализ динамики развития ребёнка по результатам деятельности ребёнка в непосредственной образовательной деятельности. Динамика может быть выраженной положительной, умеренно – положительной, слабо - положительной, может быть отсутствие динамики, либо отрицательная. В двух последних случаях ребёнок направляется повторно на ПМПК, затем на ТПМПК. Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения программы обеспечивает комплексный подход к оценке итоговых и промежуточных результатов (диагностик) освоения программы дошкольного образования, позволяет осуществлять оценку динамики достижений.

В мониторинговом исследовании используются следующие способы получения информации:

 наблюдение;

 беседы;

 изучение медицинских карт детей;

 проведение оценочно-контрольных НОД и срезов;

 изучение продуктов детской деятельности;

 проведение обследования;

Оценка качества образовательного процесса осуществляется с использованием оценочной шкалы, фиксирующей степень проявления выделенных показателей в уровневом выражении:

- В (высокий);

- С (средний);

- Н (низкий).

Для отслеживания результатов нами используются следующие методики:

- педагогический мониторинг социального развития воспитанников (методические рекомендации, разработанные педагогами ДОУ);

- итоговые занятия по программе.

Диагностическая карта обследования ребенка.

ФИО

Возраст

Ловля мяча

Бросание мяча

Ударить ногой по мячу

Х. по лест-це попер-ым шагом

Игра в ладушки

Стоять на одной ноге

прыгать вверх на 2ногах

Паль-ые упражнения: «Коза»

Паль-ые упражнения: Зайчик

Паль-ые упражнения «К-ко»

Баженова Анисья

Фамилия, имя ________________________________________________________

Дата рождения _______________________________________________________

Ловля мяча __________________________________________________________

Бросание мяча._______________________________________________________

Ударить ногой по мячу ________________________________________________

Ходьба по лестнице попеременным шагом. _______________________________

____________________________________________________________________

Игра в ладушки ______________________________________________________

Умение стоять на одной ноге.___________________________________________

Умение прыгать вверх на двух ногах.____________________________________

____________________________________________________________________

Пальчиковые упражнения: «Коза» _____, «Зайчик» _____, «Колечко»____

Заключение: _____________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Дата ____________________________________________________________________

Инструктор по физической культуре_________________________________________

ПЕРЕЧЕНЬ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ДИАГНОСТИКИ

1. ЗАДАНИЕ: Ловля мяча.

Материалы: Большой резиновый мяч.

Указания: Встаньте и выйдите из-за стола. Попросите ребенка сделать то же самое. Покажите ему мяч и объясните, что хотите бросить его ребенку. Встаньте около ребенка и тихонько бросьте ему мяч. Посмотрите, как он будет его ловить.

Функциональная зона: Крупная моторика.

Результат:

В: ребенок в состоянии поймать мяч по крайней мере один раз из трех попыток.

С: ребенок безуспешно пытается поймать мяч все три раза (пропускает или роняет его).

Н: ребенок даже не пытается ловить мяч.

2. ЗАДАНИЕ: Бросание мяча.

Материалы: То же, что 1.

Указания: Во время выполнения предыдущего задания, посмотрите, как ребенок бросает мяч.

Функциональная зона: Крупная моторика.

Результат:

В: ребенок бросает мяч Вам или около Вас по крайней мере один раз из трех.

С: ребенок безуспешно пытается бросить мяч в нужном направлении все три раза (крутит его, бросает вверх или себе за спину).

Н: ребенок не делает никаких попыток бросить мяч или отказывается это делать все три раза.

3. ЗАДАНИЕ: Удар ногой по мячу.

Материалы: Большой резиновый мяч.

Указания: Покажите ребенку, как ударить ногой по мячу. Попросите его сделать то же самое. Затем дайте ему мяч и посмотрите, как он будет это делать. Дайте ему три попытки.

Функциональная зона: Крупная моторика.

Результат:

В: ребенок в состоянии ударить мяч ногой, по крайней мере, один раз из трех попыток.

С: ребенок безуспешно пытается ударить мяч все три раза (стучит по нему или тихо толкает ногой).

Н: ребенок даже не пытается, ударит по мячу (не отрывает ноги от пола)

4. ЗАДАНИЕ: Ходьба по лестнице попеременным шагом.

Материалы: Лестница, желательно без перил.

Указания: Встаньте вместе с ребенком перед лестницей. Покажите ему, как надо подниматься по ней. Потом попросите его повторить это. Если ребенок испытывает трудности, поддерживайте его одной рукой.

Функциональная зона: Крупная моторика.

Результат:

В. ребенок ходит попеременным шагом самостоятельно без поддержки.

С: ребенок может ходить приставным шагом или, держась за одну руку.

Н: ребенок не может и даже не пытается идти (например, ползет).

5. ЗАДАНИЕ: Игра в ладушки.

Материалы: Отсутствует.

Указания: Покажите ребенку, как Вы хлопаете в ладоши. Похлопайте несколько раз. Потом попросите его повторить это.

Функциональная зона: Крупная моторика.

Результат:

В: ребенок повторяет движения и хлопает в ладоши.

С: ребенок безуспешно пытается хлопать в ладоши, но создается впечатление, что он знает правильные движения.

Н: ребенок безуспешно пытается хлопать в ладоши, создается впечатление, что он не знает правильные движения, или даже не пытается хлопать.

6. ЗАДАНИЕ: Умение стоять на одной ноге.

Материалы: Отсутствует.

Указания. Покажите ребенку, как стоять на одной ноге. Потом попросите его повторить это. Убедитесь, что он ни на что не может опереться. Если ребенок испытывает трудности в поддержании равновесия, поддержите его одной рукой.

Функциональная зона: Крупная моторика.

Результат:

В: ребенок способен стоять на одной ноге без поддержки.

С: ребенок безуспешно пытается стоять самостоятельно и нуждается в поддержке одной рукой.

Н: ребенок не делает никаких попыток стоять на одной ноге (не поднимает ногу).

7. ЗАДАНИЕ: Умение прыгать вверх на двух ногах.

Материалы: Отсутствует.

Указания: Покажите ребенку, как прыгать на двух ногах вверх-вниз на месте. Потом попросите его повторить это.

Функциональная зона: Крупная моторика.

Результат:

В: ребенок способен прыгать на двух ногах на месте.

С: ребенок безуспешно пытается прыгать на двух ногах (сгибает колено, но не отрывает обеих ног от пола; прыгает на одной ноге, приземляется на одну ногу).

Н: ребенок не делает никаких попыток прыгать.

Комплекс занятий для детей с РАС.

Занятия по адаптивной физической культуре необходимо начинать с того, что ребенку уже знакомо, и что он умеет выполнять. Новый материал необходимо вводить постепенно, чтобы не вызвать негативные реакции на занятия или полный отказ от них. Важно учитывать особенности ребенка, его интересы и уровень развития.

Для ребенка с РАС необходим твердый график занятий и четкая структура занятия: ритуалы приветствия и прощания, порядок выполнения упражнений на занятии.

Для оценки физического развития и двигательного развития детей данной нозологической группы можно применить следующие тесты.

Проба Ромберга – ортостатическая проба. При выполнении этой пробы испытуемый стоит с опорой на две ноги (пятки вместе, носки немного врозь), глаза закрыты, руки вытянуты вперёд, пальцы несколько разведены. Определяется время и степень устойчивости (неподвижно стоит исследуемый или покачивается) в данной позе, а также обращают внимание на наличие дрожания – тремора – век и пальцев рук.

Отбивание мяча от пола – оценивается координация движений рук, скорость выполнения упражнения.

В занятия необходимо включить:

  1. Упражнения на коррекцию и развитие общей и мелкой моторики, активизацию межполушарного взаимодействия (пальчиковые игры, игры с различными фактурными поверхностями).
  2. Упражнения, включающие лазания, залезания, перелезания, подлезания, ползания различными способами (можно использовать различные спортивные модули, комплексы, либо выстроить полосу препятствий из подручных материалов с учетом техники безопасности).
  3. Упражнения на освоение телесного и окружающего пространства (задания можно выполнять в различных исходных положениях).
  4. В конце занятия, а также между заданиями и упражнениями необходимо использовать самомассаж, растяжки и дыхательные упражнения.
  5. При необходимости включить в занятие упражнения на снятие и устранение навязчивых движений.

Возможно использование на занятии музыкального сопровождения, в зависимости от предпочтений ребенка (классические инструментальные произведения, звуки природы, шум воды, дождя и т.д.)

Плаксунова Э.В. дает следующие рекомендации по физическому развитию детей с аутизмом. «Детей с аутизмом сначала рекомендуется обучать восприятию и воспроизведению движений в пространстве собственного тела — начиная с движений головой, руками, кистями и пальцами рук, а затем переходя к движениям туловищем и ногами.

При двигательном и эмоциональном тонизировании ребенка, после телесно ориентированных игр или во время упражнений на тоническую стимуляцию у ребенка часто устанавливается прямой взгляд, он начинает разглядывать педагога и окружающий мир (Е.В. Максимова, 2008).

Чтобы побудить ребенка наблюдать за движениями, узнавать, ощущать и называть их, необходимо:

  • медленно и четко выполнять движения, комментируя их;
  • описывать выполняемые упражнения просто, но образно, пользуясь одинаковой терминологией для повторяющихся движений;
  • проговаривать выполняемые движения, в том числе вместе с ребенком, и предлагать ему называть их;
  • начинать упражнения с простейших движений (растираний ладоней и хлопков в ладоши; растираний рук и движений руками вперед, вверх, вниз; растираний ног, наклонов туловища, различных движений ногами и др.);
  • одновременно работать над небольшим количеством упражнений, повторяя их;
  • сопровождать движения ритмичным стихотворением или счетом;
  • помогать ребенку и ободрять его, исправлять неправильные движения, поощрять даже малейшие успехи.

Если ребенок демонстрирует страх перед телесным контактом или отказывается от него, а любая попытка принудить его к этому влечет за собой проявление тревоги и агрессии, то можно помогать выполнять упражнения, сидя или стоя за спиной ребенка, так как приближение со стороны спины переживается им как меньшее вторжение, а значит, и меньшая опасность. Можно использовать также спортивный инвентарь, например, гимнастическую палку, за которую ребенок держится и выполняет все необходимые движения.

Обучать детей с аутизмом выполнению движений во внешнем пространстве следует, начиная с упражнений на перемещение и переходя затем к упражнениям на преодоление и обход внешних препятствий. Эти упражнения распределяются на 4 группы, по степени нарастания координационной сложности: упражнения в ползании, в ходьбе, в беге и в прыжках.

Чтобы научить ребенка различным видам перемещений и движений во внешнем пространственном поле, необходимо:

  • начинать обучение с коротких перемещений по прямой;
  • постепенно переходить к передвижению на более длинные дистанции и к перемещениям с изменением направления движения: по кругу, дуге, зигзагообразно и др.;
  • облегчить выполнение заданий, разметив помещение сплошными цветными линиями или другими ориентирами, четко обозначив линии «старт» и «финиш», а также «зону отдыха»;
  • формулировать задания точно и таким образом, чтобы они побуждали ребенка к действию, например: «Проползи рядом со мной», «Пробеги по линии»;
  • показывать и называть незнакомые движения, используя пошаговую инструкцию;
  • сопровождать выполняемые движения ритмичными словами, хлопками в ладоши и т. д., что является существенной помощью ребенку;
  • формировать у ребенка указательный жест и указательный взгляд;
  • не утомлять ребенка, чередовать выполнение упражнений во внешнем пространстве с упражнениями в пространстве;
  • формировать ощущение собственного тела, дозировать нагрузку;
  • двигаться вместе с ребенком, рядом с ним;
  • поощрять даже малейшие успехи.

Обучив ребенка движениям на перемещение во внешнем пространстве, можно переходить к обучению точным действиям во внешнем пространственном поле.

Развивать умение выполнять точные действия в пространственном поле рекомендуется с помощью, во-первых, упражнений на точность перемещений во внешнем пространственном поле и, во-вторых, упражнений на развитие умения выполнять точные действия в пространственном поле с предметами.

Чтобы научить ребенка выполнять точные действия в пространственном поле, необходимо:

  • сопровождать образцы движений коротким, но образным объяснением, относящимся только к одному из аспектов движения или к одному действию;
  • выполнять движение (или действие) вместе с ребенком (хотя бы частично), обязательно сопровождать движение (действие) инструкцией, в том числе пошаговой;
  • использовать для облегчения выполнения заданий различные ориентиры и четко обозначать зоны пространства, например «зону для выполнения упражнений», «зону для игр», «зону для отдыха» и др.;
  • давать ребенку по ходу движения (или действия) словесные объяснения;
  • создавать интересные ситуации и побуждать ребенка реализовывать их, например: «Этот мячик с колокольчиком внутри; попади в него другим мячиком — и он зазвенит»;
  • исправлять неправильные движения ребенка;
  • радоваться вместе с ребенком его успехам, помогать, ему, преодолевать чувство страха перед незнакомыми предметами или движениями.

В процессе обучения детей с аутизмом необходимо соблюдать определенные правила:

  • предъявлять материал в соответствии с индивидуальными особенностями восприятия аутичного ребенка (выполнение упражнений с помощью взрослого, по подражанию взрослому, по инструкции и показу);
  • соблюдать правило «от взрослого к ребенку»: взрослый выполняет движение вместе с ребенком, комментируя каждое его пассивное или активное движение и давая таким образом почувствовать, как правильно нужно выполнять движение и какое именно движение выполняется в данный момент;
  • соблюдать правило «от простого к сложному»: начинать с простых движений в пространстве тела и постепенно переходить к движениям внешнего пространственного поля (различным видам перемещений), таким образом постепенно усложняя двигательный репертуар и добиваясь автоматизации базовых движений;
  • соблюдать цефалокаудальный закон, сущность которого заключается в том, что развитие движений в онтогенезе происходит от головы к ногам: сначала ребенок осваивает контроль за мышцами шеи, рук, затем — спины и ног;
  • соблюдать проксимодистальный закон: развитие идет по направлению от туловища к конечностям, от ближних частей конечностей к дальним (ребенок учится сначала опираться на локти, затем на ладони; сначала — стоять на коленях, потом — на выпрямленных ногах и т. д.);
  • обеспечивать последовательное освоение ребенком различных уровней пространства — нижнего (лежа на спине, на животе), среднего (сидя), верхнего (стоя);
  • соотносить степень оказания помощи с той ступенью развития, на которой в данный момент находится ребенок. В частности, упражнения могут выполняться ребенком пассивно или пассивно-активно, первоначально с максимальной помощью, а в дальнейшем с постепенной минимизацией помощи и стимуляцией самостоятельного выполнения движения.

Одной из конечных целей программы адаптивного физического воспитания детей с аутизмом является обучение аутичного ребенка выполнять упражнения без помощи взрослых. Ускорить этот процесс помогают однообразные занятия. Следует придерживаться последовательного структурированного однообразного порядка, а в программу обучения включать разные виды упражнений, так как аутичные дети способны концентрировать внимание только в течение короткого периода времени».

Комплекс занятий для детей с РАС

1.Занятия с мячом, которые развивают моторные навыки в процессе движения ребенком за мячом, а также зрительные навыки при становлении зрительного контакта за объектом:

- перекатывание мяча к себе — от себя;

- ловля мяча двумя руками, подбрасывание мяча, усложнение – отбивание мяча от пола.

2. Укрепление мышц ног и развитие их координации:

ходьба на месте, усложнение – ходьба с продвижением вперед;

-катание на велосипеде/ велотренажере;

- прыжки на месте на двух ногах, усложнение – прыжки на одной ноге;

- прыжки на двух ногах с продвижением вперед-назад;

- прыжки на батуте.

3. Развитие чувства равновесия:

- стоять с закрытыми глазами неподвижно, усложнение – увеличение времени;

- ходьба по линии, усложнение – ходьба по скамейке,

- ходьба по линии с препятствиями.

4. Развитие навыков лазания и перелезания:

- лазание по лестнице;

- перелезание через скамью.

        Дети с расстройством аутистического спектра могут успешно заниматься различными видами адаптивного спорта. Для них больше подходят индивидуальные, а не командные виды спорта: они не могут понять, зачем необходимо отдавать пас в хоккее и футболе, с трудом взаимодействуют в команде.  Особенно детям данной нозологической группы полезно плавание: оно успокаивает, позволяет снизить сенсорные перегрузки, оптимизировать мышечный тонус. Также полезно занятие конным спортом, верховой ездой: зачастую таким детям проще взаимодействовать с животными, чем с людьми. Среди детей с РАС встречаются прекрасные наездники.

Легкая атлетика также очень подходит для занятий с детьми с аутизмом, прежде всего потому, что имеет индивидуальную форму. Бег, прыжки, ходьба помогают ребенку стать сильнее и выносливее. Очень нравится детям данной нозологической группы боулинг, они даже могут играть в него с нейротипичными сверстниками.

Успешно занимаются дети с РАС и боевыми искусствами. В них сочетаются приятные для людей с РАС элементы предсказуемости и алгоритмизации и коммуникационные задачи, связанными с физическим взаимодействием с другими людьми. Для многих детей с аутизмом боевые искусства – отличный способ стать крепче физически и одновременно повысить самооценку.

 Символические игры

Символические игры зачастую представляют собой серьезную проблему для аутичных детей. Многим из них будет легче работать над своим воображением, если подобные игры будут предполагать двигательную активность. Вот несколько идей символических игр для развития моторных навыков:

  • «Летаем как самолетик»
  • «Прыгаем как кролик»
  • «Едим как паравозик»

Туннель

Ползание по туннелю зачастую оказывается невероятно увлекательной деятельностью для ребенка, который одновременно тренирует свои моторные навыки и развивает чувство неизменности и устойчивости объектов. В этот вид деятельности также можно включить социальные навыки, используя такие игры как «прятки», поиск спрятанных вещей и символические игры.

Необязательно покупать специальный туннель для того, чтобы ребенок мог насладиться этим занятием. Можно выстроить в ряд большие картонные коробки или построить туннель из стульев и одеял. Игры в туннеле могут быть преобразованы во множество других занятий, начиная от игры в поезд и заканчивая воображаемым лагерем.

 Полоса препятствий

Полоса препятствий представляет собой уникальный комплекс упражнений для развития навыков крупной моторики. Кросс не обязательно должен быть сложным для того, чтобы быть эффективным. На самом деле, инструктора (воспитатели) и родители могут начать с кросса, который будет состоять всего лишь из одного препятствия, и постепенно дополнять его различными упражнениями. Самые простые идеи для полосы препятствий включают в себя:

  • «Крабовую» походку
  • Прыжки лягушкой
  • Перекатывания
  • Ходьбу по линии
  • Лазание по предметам и т. п.

Полоса препятствий представляет собой прекрасную возможность использования разнообразных упражнений на крупную моторику, кроме того, их можно применять для занятий с аутичными детьми по упорядочиванию последовательности действий. Такая физическая активность является отличным способом достижения целей обучения, касающихся выполнения инструкций.

Работа с родителями ребенка с РАС.

месяц

Вид деятельности

Сентябрь.

Беседа с родителями с целью сбора информации о происходящих изменениях в состоянии ребенка после летних каникул.

Обсуждения с родителями задач, содержания и форм работы с ребенком.

Октябрь – май.

Предоставить родителям цикл рекомендаций и консультаций по темам: «Игра в развитии ребенка», «Как помогать ребенку в домашних условиях», «Развиваем руку, а значит и речь», «Как выбрать игру.

Обучение родителей элементам коррекционно-развивающей работы с ребенком в домашних условиях.

Привлекать родителей к совместной продуктивной деятельности с ребенком в домашних условиях

Ознакомление родителей с формами и результатами продуктивной деятельности ребенка в детском саду.

Взаимодействие инструктора по физкультуре с родителями предполагает взаимопомощь, взаимоуважение и взаимодоверие, знание и учет инструктором по физкультуре условий семейного воспитания, а родителями – условий воспитания в детском саду. Также оно подразумевает обоюдное желание родителей и инструктора по физкультуре поддерживать контакты друг с другом.

Взаимодействие с родителями строится на принципе сотрудничества, как межличностного общения инструктора по физкультуре с родителями диалогической направленности, а не простому обмену информации. При этом решаются приоритетные задачи:

- повышение педагогической культуры родителей;

- приобщение родителей к участию в жизни детского сада;

- изучение семьи и установление контактов с ее членами для согласования воспитательных воздействий на ребенка.

Родители должны стать полноценными и полноправными участниками в образовательной деятельности собственного ребенка.

Перспективное планирование.

Месяц

Тема

Цель

Сентябрь

Наблюдение за ребёнком. Диагностика

Налаживание контакта с ребенком.

- Определение направления построения учебной деятельности инструктора по физкультуре

Октябрь

«Ладушки, ладушки»

- развитие моторики, координация движений, подражание действиям взрослого.

«Имитация движения рук»

- подражание простым движениям рук без поддержки.

Ноябрь

«Умение ловить мяч»

- обучение взаимодействию с другим человеком, развитие произвольности

«Колечко»

- развитие мелкой моторики рук.

Декабрь

«Умение бросать мяч»

- обучение взаимодействию с другим человеком, развитие произвольности

«Коза»

- развитие мелкой моторики рук.

Январь

«Умение ударить ногой по мячу»

- обучение взаимодействию с другим человеком, развитие произвольности

«Заяц»

- развитие мелкой моторики рук

Февраль

«Умение ходить по лестнице попеременным шагом»

- развитие равновесия, подражание действиям взрослого

«Ладушки, ладушки»

- развитие моторики, координации движений, подражание действиям взрослого

Март

«Умение стоять на одной ноге»

- развитие равновесия, подражание действиям взрослого

«Колечко»

- развитие мелкой моторики рук.

Апрель

«Умение прыгать вверх на двух ногах»

- обучение взаимодействию с другим человеком, развитие произвольности

«Коза»

- развитие мелкой моторики рук.

Май

Диагностика

Выявление динамики изменений физического развития ребенка за учебный год

ПЕРЕЧЕНЬ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ

ЗАНЯТИЕ № 1

1.Упражнение "Ладушки, ладушки"

Цель: развитие моторики, координация движений, подражание действиям взрослого.

Содержание: посадить ребенка перед собой, хлопать в ладоши и спеть песенку: "Ладушки, ладушки, мы были у бабушки". После взять руки ребенка и повторить песенку, хлопая в ладоши его руками. Постепенно ребенок должен выполнять упражнения сам.

2.Упражнение "Имитация движения рук"

Цель: подражание простым движениям рук без поддержки.

Содержание: Ребенку показываются движения рук "вверх", "в сторону", "вниз". При помощи взрослого повторяются эти движения самостоятельно. Далее ребенок должен выполнить эти движения самостоятельно.

3.Релаксация: растяжка "Струночка".

Исходная позиция – лежа на спине.

Инструктор по физической культуре по очереди растягивает сначала руки, потом ноги.

ЗАНЯТИЕ № 2

1.Упражнение: " Умение ловить мяч"

Цель: обучение взаимодействию с другим человеком, развитие произвольности психических процессов, контроля за собственными действиями.

Содержание: дать ребенку мячик. Встать перед ребенком на небольшом расстоянии и попросить его дать вам мяч. Такое же упражнение можно выполнять сидя на ковре (перекатывать мяч друг другу).

2.Упражнение: "Колечко"

Цель: развитие мелкой моторики рук.

Содержание: поочередно ребенок перебирает пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем.

3.Релаксация: Растяжка " Звезда".

Исходная позиция – лежа на спине, а потом на животе. Слегка развести руки и ноги, а затем выполнить растяжки

ЗАНЯТИЕ № 3

1.Упражнение: "Умение бросать мяч "

Цель: обучение взаимодействию с другим человеком, развитие произвольности психических процессов, контроля за собственными действиями.

Содержание: дать ребенку мячик. Встать перед ребенком на небольшом расстоянии и попросить его дать вам мяч. Такое же упражнение можно выполнять сидя на ковре (перекатывать мяч друг другу).

2.Упражнение: "Коза"

Цель: развитие мелкой моторики рук.

3.Релаксация: "Солнышко"

Ребенок лежит на полу. Инструктор по физической культуре легкими движениями рук поглаживает руки и ноги ребенка.

ЗАНЯТИЕ № 4

1.Упражнение: "Умение ударить ногой по мячу.

Цель: обучение взаимодействию с другим человеком, развитие произвольности

Содержание: покажите ребенку, как ударить ногой по мячу. Попросите его сделать то же самое. Затем дайте ему мяч и посмотрите, как он будет это делать. Дайте ему три попытки.

2.Упражнение: "Заяц"

Цель: развитие мелкой моторики рук.

3.Релаксация

ЗАНЯТИЕ № 5

1.Упражнение: "Умение ходить по лестнице попеременным шагом.»

Цель: -развитие равновесия, подражание действиям взрослого.

Содержание: встаньте вместе с ребенком перед лестницей. Покажите ему, как надо подниматься по ней. Потом попросите его повторить это. Если ребенок испытывает трудности, поддерживайте его одной рукой.

2.Упражнение: "Ладушки, ладушки"

Цель: развитие моторики, координация движений, подражание

действиям взрослого.

Содержание: посадить ребенка перед собой, хлопать в ладоши и спеть песенку: "Ладушки, ладушки, мы были у бабушки". После взять руки ребенка и повторить песенку, хлопая в ладоши его руками. Постепенно ребенок должен выполнять упражнения сам."

3.Релаксация.

ЗАНЯТИЕ № 6

1.Упражнение: "Умение стоять на одной ноге».

Цель: -развитие равновесия, подражание действиям взрослого

Содержание: покажите ребенку, как стоять на одной ноге. Потом попросите его повторить это. Убедитесь, что он ни на что не может опереться. Если ребенок испытывает трудности в поддержании равновесия, поддержите его одной рукой.

2.Упражнение: "Колечко"

Цель: развитие мелкой моторики рук.

3.Релаксация.

ЗАНЯТИЕ № 7

1.Упражнение: "Умение прыгать вверх на двух ногах»

Цель: - обучение взаимодействию с другим человеком, развитие произвольности.

Содержание: покажите ребенку, как прыгать на двух ногах вверх-вниз на месте. Потом попросите его повторить это.

2.Упражнение: "Коза"

Цель: развитие мелкой моторики рук.

3.Релаксация.

Заключение.

Корректировка содержания индивидуальной образовательной программы для воспитанника осуществляется на основе анализа результатов промежуточной диагностики, проводимой в декабре текущего учебного года.

В конце учебного года по итогам реализации индивидуальной образовательной программы в рамках психолого-медико-педагогического комиссии (ПМПК) проводится анализ итоговой диагностики различных сфер развития ребенка, обосновывается внесение корректировок, формулируются рекомендации с целью обеспечения преемственности в процессе индивидуального сопровождения ребенка-инвалида специалистами на следующем этапе его воспитания и обучения. Педагогами организации проводится итоговая встреча с родителями (законными представителями) для определения дальнейших форм работы с ребенком, даются рекомендации, советы, консультации, памятки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Давайте жить дружно» (коррекционная программа для детей дошкольного возраста по снижению агрессивности)

Поводом для составления программы занятий послужило увеличение обращений педагогов и родителей детей на конфликтность и агрессивность детей, склонность к «взрывному» и импульсивному поведению. И...

Сказкотерапевтическая коррекционная программа для детей школьного возраста "Ребенок и развод родителей"

Данная программа состоит из серии специально организованных коррекционных занятий составленных с учетом уровня развития детей, их возрастных и индивидуальных особенностей.Программа состоит из де...

Анималотерапия, как психолого-коррекционная программа для детей испытывающих трудности в адаптации и общении.

В последнее время социальный уклад нашего общества породил ряд проблем, которые возникают уже в дошкольном возрасте. Это агрессия, повышенная тревожность, страхи, дезадаптация в поведении, вхождение в...

«Психолого-коррекционная программа для детей, недостаточно подготовленных к школьному обучению».

 Эту программу можно использовать  при  организации специальной помощи детям,  которые после комплексной диагностики показали  низкий уровень развития познавательных пр...

Индивидуально ориентированная адаптированная коррекционная программа для детей с ранним детским аутизмом.

В индивидуально ориентированной адаптированной коррекционной программе для детей с РДА коррекция поведения базируется на обучении малыми измеряемыми циклами систематически. Каждый навык, который ребен...

"Ловкие ручки" коррекционная программа для детей 5-7 лет.

Данная программа расчитана на детей, нуждающихся в дополнительной работе по развитию мелкой моторики, осуществляется при индивидуальном подходе с учетом индивидуального маршрута развития воспитанника....

Коррекционная программа для детей с РДА

Коррекционная программа для детей с ранним детским аутизмом. Группа РДА: 3 и 4 группа. (заранее диагностика для определения группы, просмотр карты)...