Нейропсихологические игры с мячами
картотека по коррекционной педагогике (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Нейропсихологические игры с мячами, растяжки, релаксации
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka_igr_s_myachom.docx | 28.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Картотека
«Нейропсихологические игры с мячами»
Картотека
Оптимизация и стабилизация общего тонуса тела.
Растяжки.
Релаксация.
Упражнение № 1 «Слева направо»
Первое упражнение крайне простое – перекидывайте мячик из одной руки в другую. Основное правило – бросать на уровне глаз. В любом случае не выше головы.
Упражнение №2 «Нарисовать восьмерку»
Представьте перед собой школьную доску и пальцем одной из рук нарисуйте лежащую на боку восьмерку – знак бесконечности. Повторите то же самое другой рукой. Затем сложите руки следующим образом: указательный палец к указательному, большой палец – к большому. Смотрите во время выполнения упражнения в образовавшееся отверстие. Нарисуйте максимально большую «лежащую восьмерку», с каждым оборотом делайте ее все меньше и меньше.
Несмотря на то, что это упражнение выполняется без мячиков, оно очень важно для обучения жонглированию, так как при его выполнении активируется мозолистое тело - широкий пучок комиссуральных нервных волокон, соединяющий два полушария большого мозга.
Упражнение №3 «Восьмерка. Поймать у головы»
Бросайте мяч по траектории «лежащей восьмерки». Мяч ловите как можно более широко и высоко.
Упражнение №4 «Восьмерка. Поймать внизу»
Это упражнение очень напоминает предыдущее, но до мячика следует дотрагиваться, только когда он окажется внизу.
Упражнение №5 «Вниз-вверх. Л.»
Исходное положение: ведущая рука находится на уровне лба с мячом, вторая – на уровне пояса. Бросаете мяч вертикально вниз, ловите его внизу, затем поднимаете руку. Бросаете снова.
Упражнение №5 «Вниз-вверх. П.»
То же самое, что и упражнение 5, но поменять местами руки.
Упражнение №6 «Бросил – взмахнул – поймал»
Упражнение начинаем делать более слабой рукой. Для правшей – это будет левая. Бросаете мяч вертикально вверх – на высоту глаз, затем резко поднимаете руку на высоту мячика, затем ловите мячик. Потом тренируете это же упражнение другой рукой.
Упражнение №7 «Слева направо»
Аналогично упражнению 1. Но теперь оно будет получаться более уверенно и осмысленно.
Упражнение №8 «Двойной бросок»
Обе руки находятся на уровне пояса. В каждой руке – по мячику. Одновременно бросаете оба мячика. Высота броска – не выше уровня глаз.
Упражнение №9 «Двойной бросок крест- накрест»
Обе руки находятся на уровне пояса. В каждой руке – по мячику. Одновременно бросаете оба мячика крест-накрест. Высота броска – не выше уровня глаз.
Упражнение №10 «Двойной бросок с хлопком в ладоши»
Обе руки находятся на уровне пояса. В каждой руке – по мячику. Одновременно бросаете оба мяча- хлопок и ловим. Высота броска – не выше уровня глаз.
Упражнение №11 «Подбросил, прикоснулся и обратно»
Одной рукой подбрасываете мяч вверх, пока мяч находится в воздухе, следует дотронуться мячом, находящимся в другой руке, до ладони освободившейся руки. В тот момент, когда первый мяч достигнет апогея и начнет падать, вторая рука возвращается в первоначальное положение. Потом делаем то же самое, только руки меняются ролями.
Упражнение №12 «Падение мяча с движением рук»
Поднимаете правую руку с мячом примерно до уровня глаз и отпускаете мяч. Ловите его этой же рукой. Пока мяч падает, поднимаете вторую руку вверх.
Делаете то же самое, сменив руки.
Упражнение №13 «Подбросил - поймал сверху»
Левая рука полусогнута, локоть почти прикасается к телу. Правая рука находится под левой. Подбрасываете ей мячик вертикально вверх, пока он находится в полете, перемещаете правую руку в положение над левой. Ловите мяч. Повторяете.
Упражнение №14 «Подбросил, сделал полукруг»
Одной рукой подбрасываете мяч, другой описываете дугу в воздухе - с одной стороны до другой. То же самое, но сменив руки.
Упражнение №15 «Двойной обмен»
Это самое важное упражнение при обучении жонглированию.
Руки полусогнуты. Локти почти дотрагиваются до тела. Правая рука подбрасывает мяч вверх к середине. После того, как мяч достигнет апогея, левая рука подбрасывает другой мяч по аналогичной траектории. Мяч, брошенный правой рукой, ловится левой и наоборот.
Упражнение 15 без пауз. Следите за чередованием бросков:
справа (первый бросок) - слева (второй бросок)
слева (первый бросок) - справа (второй бросок)
Оптимизация тонуса является одной из самых важных задач. Любое отклонение от оптимального тонуса (гипо-или гипертонус) может являться как причиной, так и следствием возникших изменений в соматическом, эмоциональном, познавательном статусе ребенка и негативно сказываться на общем ходе его развития. В ходе занятий педагог должен подойти к каждому ребенку и проверить, полностью ли расслаблено его тело, указать места зажимов, объяснить, как можно их «сбросить».
Упражнение №1 «Силач». Выполнить контрастное напряжение и расслабление плечевого пояса, рук и ног, представляя, что вы: держите в руках (ногой, на плече) тяжелые гири; поднимаете над головой тяжелую корзину с яблоками; отжимаете штангу; удерживаете ногой закрывающуюся дверь, раздвигаете руками тесно переплетенные ветви деревьев в лесной чаще.
Упражнение №2 «Огонь и лед» И.п. — стоя в кругу. По команде «Огонь!» — дети начинают интенсивные движения всем телом. Плавность и степень интенсивности движений каждый ребенок выбирает произвольно. По команде «Лед!» дети застывают в позе, в которой их застигла команда, напрягая до предела все тело. Педагог несколько раз чередует обе команды, меняя время выполнения той и другой.
Упражнение №3 «Потянулись — сломались».Руки и все тело ребенка устремлены вверх (пятки от пола не отрывать). Логопед: «Тянемся, тянемсявверх, выше и выше... Мысленно отрываем пятки от пола, чтобы статьеще выше (реально пятки на полу)... А теперь нашикисти как бы сломались (хлопок), безвольно повисли. Теперь руки сломались в локтях(хлопок), в плечах (хлопок), упали. Повисла голова (хлопок), сломались в талии (хлопок), подогнулись колени (хлопок), опустились(упали) на пол... Лежим расслабленно, безвольно, удобно... Прислушайтесь к себе. Осталось ли где-нибудь напряжение? Сбросили его».
Растяжки — система специальных упражнений на растягивание, основанных на естественном движении. При их выполнении в мышцах должно быть ощущение мягкого растяжения, но не напряжения. Выполнение растяжек способствует преодолению разного рода мышечных дистоний, зажимов и патологических ригидных телесных установок; оптимизации мышечного тонуса и повышению уровня психической активности. Растяжки выполняются лёжа, сидя, стоя.
Упражнение №4 «Потягивание». Ноги на ширине плеч, руки сжаты в кулак, большие пальцы внутри ладоней; кулаки прижаты к низу живота. Поднять кулаки к плечам и прогнуться в спине, разводя плечи и запрокидывая голову. Потянуться вверх, распрямляя руки и поднимаясь на цыпочки, постепенно напрягая все тело как «струнку» (представьте, что вы только что проснулись и сладко потягиваетесь). Вернуться в И.п., выполняя движения в обратном порядке.
Упражнение №5 «Скручивание корпуса». И.п. — то же, колени слегка согнуты, и стопы параллельны друг другу. Тело полностью расслаблено. Скручивать тело вправо и влево, захлестывая расслабленные руки за спину. Подошвы ступней полностью, не отрываясь при поворотах, касаются пола; позвоночник — вертикальная, неподвижная ось вращения. Голова сначала неподвижна, затем поворачивается вместе с руками, потом — в противоположную от рук сторону.
Упражнение №6 «Стрельба из лука». Правая нога впереди, согнута в коленном суставе, пальцы стопы направлены прямо вперед, опора на эту ногу. Левая нога выпрямлена, стопа повернута под углом 90° вовне. Правая рука вытянута вперед, как будто держит лук, левая — максимально отведена
назад, натягивая тетиву лука. Руки растягивают лук так, чтобы в груди чувствовалось напряжение. Повторить, поменяв положение ног и рук.
При выполнении специальных упражнений на релаксацию, а также в начале, середине или конце занятия, когда необходимо сбросить накопившееся напряжение и восстановить силы, рекомендуется принять удобную позу, расслабившись и закрыв глаза, выполнить несколько циклов глубокого дыхания, прослушивая соответствующую музыку и вызывая в воображении (визуализируя, представляя) нужные цвета или образы. Продуманное применение музыки, цвета и запахов может повысить эффективность выполняемых упражнений, создавая дополнительный потенциал для развития ребенка. Так, ритмичная, быстрая, громкая музыка оказывает стимулирующее и тонизирующее действие, аналогичное влиянию красного, оранжевого, желтого цветов. Напротив, медленная, плавная, негромкая музыка оказывает успокаивающее и расслабляющее действие, как и зеленый, голубой, синий цвета. Упражнения на расслабление выполняются для шеи, плеч, рук.
- Поставить ноги шире плеч, немного согнуть их в коленях, мыски развернуть внутрь. Руки не касаются тела, слегка округлены, опущены вниз, ладони развернуты назад. Спина прямая. Глаза закрыты. Сохраняя позу, максимально расслабиться, представляя, как напряжение «стекает» по телу вниз. Шея отдыхает, голова соответственно занимает свободное, произвольное положение, удобное для ребенка (откинута назад или к плечу, слегка опущена вниз).
Упражнение №7«Упрямая шея». Скрестить пальцы на затылке (локти в стороны), поднять голову, смотреть вверх. Руками стараться наклонить голову вперед, шея сопротивляется. Выполнить 3—5 раз. Аналогично — ладони на лоб.
Упражнение №8 «Разминаем плечи». Ноги на ширине плеч, руки расслаблены. Все внимание — на мышцах плечевого пояса, на плечевых суставах, на ощущении их растягивания и расслабления: 1) выполнить контрастное напряжение и расслабление плеч; 2) плечи поднять и опустить, отвести назад, затем вперед — одновременно и попеременно; 3) вращать плечами вперед и назад (одновременно и попеременно), не прогибая и прогибая спину назад и вперед.
Упражнение №9 «Черепаха». Ребенок имитирует медленные движения головы черепахи, которая то выглядывает из панциря (плечи опускаются, подбородок тянется вперед и вверх), то прячется в него (плечи поднимаются, подбородок — к груди), то крутит головой по сторонам. Более сложный вариант движения выполняется с неподвижными расслабленными плечами — голова как бы «вкручивается» в плечи.
Эти упражнения, помимо снятия напряжения с плеч и шеи, способствуют улучшению кровообращения головы, движению спинномозговой жидкости.
Упражнение № 10«Разминка и расслабление рук». Встряхнуть руки, как будто вы пытаетесь стряхнуть с них воду. Растереть руки от плеча к кисти и обратно, как будто вы замерзли; последовательно размять плечи, предплечья и кисти рук. Выполнить контрастное напряжение и расслабление рук.
Упражнение №11 «Краб». Покажите ребенку, как передвигается краб (лягушка, гусеница, змея и т.д.). Предложите ему имитировать их движения своими руками (прямыми или согнутыми в локтях); затем руками совершать рывки в стороны, вверх — вниз (бросать руки в разных направлениях).
Упражнение №12 «Клешня краба». Средний палец накладывается и зажимает указательный, безымянный кладется на средний, а мизинец на безымянный. Поза удерживается 10—20 сек. После выполнения правой рукой то же — левой, а затем — двумя руками одновременно.
Следующие упражнения выполняются сначала отдельно каждой рукой, затем двумя руками одновременно. При двуручном выполнении обе руки сначала двигаются в одну сторону (направо, налево, вперед, назад), а затем — в противоположные.
Упражнение «Змейки». Предложите ребенку представить, что его пальцы — маленькие змейки. Они могут двигаться и извиваться, вращаясь направо, налево, снизу вверх и сверху вниз. Последовательно каждый палец изображает «змейку» (если не получается нужное движение, помочь другой рукой).Ладони при этом сначала повернуты к ребенку, потом — от него, при двуручном упражнении — друг к другу. В последнем случае сначала прорабатываются одноименные пальцы рук, а затем — разноименные (например, большой палец правой руки и мизинец левой руки).
Приведённые упражнения, проводимые в комплексе, стабилизируют общий энергетический потенциал ребенка. Обогащают и совершенствуют его двигательный и сенсорный репертуар, расширяют представление о собственном теле и владение им; развивают внимание, произвольность, успокаивают и уравновешивают эмоционально.
Формирование и коррекция базовых сенсомоторных (одновременных и реципрокных) взаимодействий
На формирование одновременных и реципрокных координации оказывают положительное влияние не только упражнения, включающие взаимодействия рук или ног, но также и сочетанные движения правой и левой половин тела. Рисование на доске, стене, листе бумаги сначала каждой рукой, а затем одновременно обеими.
Важно, чтобы синхронно двигались обе руки — в одну сторону, в противоположные, навстречу друг другу и т.д. Сначала ребенок рисует (обводит нарисованный образец) прямые линии — вертикальные, горизонтальные, наклонные; затем разнообразные круги, овалы, восьмерки и орнаменты в разных положениях; одинаковые и разные фигуры на левой и правой половинах листа (вначале — ближе к центру, затем — ближе к краям листа); одно симметрично расположенное изображение; законченный сюжетный рисунок.
Формирование операционального обеспечения вербальных и невербальных психических процессов. Оптимизацию и коррекцию межполушарных взаимодействий правого и левого полушарий мозга.
1.Упражнение «Хасты» Ребенок воспроизводит одну за другой ряд ручных поз, каждая из которых фиксируется в течение 20—30 сек. (двух-трех циклов дыхания); обязательное условие — полная сосредоточенность на каждой позе. Это упражнение хорошо выполнять несколько раз в день 5—7 мин. Хасты выполняются в той же последовательности, что и на рисунке.
2. Упражнение. «Угадай часть тела и запомни ее название». Дотроньтесь (погладьте, помассируйте, потрите и т.д.) до какой-либо части тела ребенка (например, до локтевого сустава) и предложите ему вслепую показать ее на себе. Затем, открыв глаза, на вас; назвать ее. Это необходимо проделать со всеми частями тела, а затем сделать то же с 2—3 точками. После того как ребенок запомнит все названия, сыграйте в ту же игру, поменявшись ролями. Или иначе: дотроньтесь до своего тела и попросите его показать на себе и назвать этот участок. Более сложный вариант: взрослый дотрагивается до одной (нескольких) частей тела с одной стороны, а ребенок должен показать и назвать ее с другой стороны тела. Желательно, чтобы в процессе выполнения этого упражнения в работу включались все части тела: лицо, пальцы рук и ног, спина и т.д.
3. Упражнение «Телесные фигуры, буквы и цифры». Придумать вместе с ребенком, как можно изобразить пальцами рук, а также всем телом фигуры, буквы и цифры. Проиграть все варианты перед зеркалом. В этой игре могут участвовать несколько человек, тогда «телесные» буквы и цифры будут составляться всеми детьми одновременно.
4. Упражнение «Рисунки и буквы на спине и на ладонях». «Нарисуйте» пальцем на спине ребенка одну из знакомых ему фигур (треугольник, круг, квадрат и т.д.). Попросите его сказать, какая фигура нарисована. Если он затрудняется, нарисуйте прямую (горизонтальную, вертикальную, наклонную) и попросите его изобразить ее на стене или на листе бумаги. То же проделайте сначала на его правой, а потом левой руке, «рисуя» на обеих сторонах кисти.
5. Упражнение «Игра с палочками». Предложите ребенку комплект палочек разной длины (2—7 см), толщины и фактуры. Пусть он с закрытыми глазами разложит их на однородные кучки.
Самомассаж различных частей тела способствует повышению стато-кинетического уровня психической активности ребенка, увеличению его энергетического и адаптационного потенциала. Необходимо отметить, что обучение ребенка самомассажу лучше проводить в несколько этапов. Сначала взрослый массирует его тело сам, затем — руками самого ребенка, наложив сверху свои руки, только после этого ребенок выполняет самомассаж самостоятельно.
1. Упражнение «Обезьяна расчесывается».
Правая рука массирует пальцамиголову от левого виска к правой части затылка и обратно. Затем леваярука — от правого виска к левой части затылка. В более сложном варианте рукиперекрещиваются у линии роста волос (большие пальцы — по средней линии!); в такой позе ребенок интенсивно массирует голову ото лба к шее и обратно.
2. Упражнение «Ушки».
Уши растираются ладонями, как будто они замерзли; разминаются три раза сверху вниз (по вертикали); возвратно-поступательным движением растираются в другом направлении (по горизонтали) (пальцы, исключая большие, соединены и направлены кзатылку, локти вперед). Затем уши закрыть ладонями, а пальцы приложить к затылку, сблизив их. Указательными пальцами слегка постукивать по затылку до трех раз. Это упражнение тонизирует кору головного мозга, уменьшает ощущение шума в ушах, головную боль, головокружение.
3. Упражнение «Веселые носики».
Потереть область носа пальцами, затем ладонями до появления чувства тепла. Повращать кончик носа вправо и влево 3—5 раз. После этого проделать 3—5 поглаживающих, вращательных движений указательными пальцами обеих рук вдоль носа сверху вниз с обеих сторон. Это упражнение предохраняет от насморка, улучшает кровообращение верхних дыхательных путей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нейропсихологические игры с мячом
Описаны варианты игр и упражнения с мячом, которые могут быть использованы как в развивающих занятиях, так и в совместной деятельности детей и родителей....
Нейропсихологические игры с мячом.
Варианты игр с усложнением...
НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ С МЯЧОМ
1. Взрослый произносит слово и кидает мяч, а ребенок ловит мяч и называет слово, связанное со словом взрослого, например: взрослый говорит: «Небо», а ребенок отвечает: «Облако»...
Нейропсихологические игры с мячом
НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ С МЯЧОМ Игры с мячом активируют весь организм: развивают ориентировку в пространстве глазомер, координацию, регулируют силу и точность броска, о...
Нейропсихологические игры с мячом .
Картотека игр для детей дошкольного возраста....
Консультация для родителей "Нейропсихологические игры с мячом в помощь родителям для детей 5-7 лет"
Несмотря на внешнюю простоту, каждая игра требует от ребенка одновременного выполнения нескольких действий и задействования нескольких зон мозга, что, несомненно, вызывает трудности. В ходе игры мы не...
Мастер - класс для воспитателей "Нейропсихологические игры с мячом"
Организация и проведение нейропсихологических игр с мячом для детей разного возраста...