Проект "Фотострана"
проект по коррекционной педагогике
Предварительный просмотр:
- Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
- «Детский сад №6 «Дюймовочка»
- ПРОЕКТ психологического сопровождения дошкольников: «FOTO-точка»
- Руководитель проекта:
Педагог-психолог
Протиняк А.И.
Урай 2022
- ПРОЕКТ: «FOTO-точка»
АННОТАЦИЯ :
Ф. И.О. автора проекта, контактная информация:
Протиняк Алёна Игоревна – педагог–психолог МБДОУ «Детский сад №6 «Дюймовочка»
628285, Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ, город Урай, мкр.2, д.85, тел.:+79505065883, электронная почта: samolovaai@mail.ru
География проекта: 628285, Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ, город Урай, мкр.2, д.85, МБДОУ «Детский сад №6 «Дюймовочка», руководитель: Лошкарева Марина Владимировна
Целевая группа: воспитанники ДОУ (в том числе и с ограниченными возможностями здоровья).
Цели инновационного программы:
1. Сохранение и укрепление психофизического здоровья детей дошкольного возраста.
2. Развитие и гармонизация личности, выражение своих мыслей и чувств посредством образов фотографии.
- Задачи и система показателей по достижению цели программы
Задачи | Система показателей |
1. Акцентировать внимание ребёнка на его чувствах и ощущениях | 1. Результаты опроса воспитанников и родителей |
2. Помочь ребёнку найти социально-приемлемый выход, как позитивным, так и негативным чувствам и эмоциям. | 2. Данные результатов итогового занятия |
3. Создание условий для благоприятной адаптации детей (в том числе детей с ОВЗ) к условиям ДОУ | 3. Данные анализа адаптации |
4. Коррекция психических процессов, различных сенсомоторных нарушений. | 4. Данные результатов психического развития. |
5. Стимуляция познавательных процессов. | 5. Данные мониторинга познавательного развития детей. |
6. Развитие позитивного общения детей и взаимодействия друг с другом | 6. Данные наблюдений за коммуникативным общением воспитанников |
7. Помочь педагогам найти новые пути, открыть для себя интересные методы и возможности в преодолении психологических проблем, имеющихся у детей. | Результаты опроса педагогов |
8. Распространение опыта работы. | 6. Обобщение и представление опыта работы на муниципальном уровне, в сети интернет через сайт ДОУ и профессиональные сайты. |
Обоснование социальной значимости
Программа «FOTO-точка» создана с целью психологического сопровождения дошкольников. Она способствует раскрытию творческого потенциала, помогает расширить границы восприятия ребёнка себя как личности, своего собственного видения.
Фотография – это язык, говорящий на уровне эмоций. Причем, язык этот достаточно сильный. Порой он вызывает такое волнение у зрителя, такую бурю чувств, что человек в одних случаях начинает плакать, в других - громко и искренне, от души, смеяться… Языком фотографии можно рассказать историю не только одного конкретно взятого человека, но и целой семьи, целого рода, а порой даже и всего человечества. Фотография показывает нам мир таким, какой он был в ту секунду, когда был сделан снимок. И этот запечатленный мир остается с нами навсегда.
В Интернете сейчас существует множество сайтов, на которых люди делятся своими фотографиями. Эти фотографии очень разнообразны: порой они очень личные, эмоциональные: страстные, грустные… Порой они причудливы и смешны, порой отображают какие-то интересные места, интересных людей…С помощью таких фотографий мы обмениваемся с другими людьми своими впечатлениями о том, что мы переживаем.
Фотография может стать отличным средством самовыражения и самопознания, социализации и эмоционального воспитания, оказывая значительную пользу психическому и физическому здоровью наших детей. На фотографии ребёнок может посмотреть на себя со стороны и самостоятельно прочувствовать то, что он запечатлел в кадре, когда делал снимок самостоятельно.
Вместе с тем, это возможность в течение короткого времени придумать идею и получить результат. Возможность быстро приложить руку к искусству. Основной навык, который развивается – умение с помощью фотографии наблюдать за миром вокруг. Умение видеть свет, композицию, ракурс, сочетание цветов, а так же всматриваться в события и искать интересное в обыденном – все это добавляет красок привычной тусклой жизни.
Какие чувства вызывает фотография любимого человека у ребёнка, проходящего адаптацию в детском саду? Ему становится легче от ощущения «присутствия» родного человека, пусть даже и просто на фото. На опыте подмечено, что если в период адаптации ребёнок может видеть фото своих родителей, находясь в детском саду, то и адаптация у него проходит легче.
В более старшем возрасте, дошкольники с помощью фотографий могут изучать весь окружающий мир. Картинки, либо изображения из интернета не так сильно затрагивают чувства ребёнка как фото, сделанное им самим или знакомыми ему людьми. Ребёнок может рассказать о чувствах, которые у него или родных были в момент съёмки, он может подробно описать происходящее на фото.
Материально-техническое оснащение:
Фотокамера телефона
Общие вопросы по организации работы программы
Педагог организует чат в любом удобном мессенджере или социальной сети, подключает остальных участников (родители, педагоги группы) для того, чтобы давать задания и общаться между собой.
1 раз в неделю прописывает задание по определённой тематике. Когда ребёнок сам или с помощью родителей сделает фотографию, по ней необходимо провести беседу с ним, обсудить все детали, спросить о чувствах и настроении, которое присутствовало на момент съемки фото.
Тематические задания можно варьировать, добавлять свои темы.
Ожидаемый результат реализации программы:
- Создание условий для сохранения и укрепления психологического здоровья воспитанников, имеющих проблемы психоэмоционального характера
- Развитие психических процессов
- Развитие эмоциональной сферы детей, коррекция поведения, создание предпосылок дальнейшей успешной социализации и адаптации в современных условиях.
- Улучшение микроклимата в социуме
- В результате проведения познавательных, развивающих мероприятий улучшится познавательная активность воспитанников
- Будут сглажены процессы адаптации детей на различных ступенях образовательного процесса
- Появится возможность для организации и проведения различных форм работы с воспитанниками по широкому кругу психологических проблем.
Дальнейшее развитие проекта, длительность:
- Программа рассчитана на 1 учебный год. Виды и формы работы с детьми будут расширяться и совершенствоваться.
- Все необходимые материалы и дополнительное оборудование в дальнейшем будут совершенствоваться.
План мероприятий:
Мероприятие | Сроки |
Ознакомление педагогов и родителей/законных представителей с данной программой, консультирование по возникающим вопросам | На начальном этапе работы с воспитанниками |
Знакомство детей с фотоснимком с фотографией | Начальный этап работы с ребёнком |
Тематические беседы с детьми по вновь заданным темам и фотоснимкам | В течение учебного года |
Открытые занятия (в том числе и в формате «онлайн») с целью обмена опытом в рамках социокультурного взаимодействия | По запросам администрации, родителей В течение учебного года |
Ознакомление родителей/законных представителей и педагогов с промежуточными и итоговыми результатами работы психолога с воспитанниками в сенсорной комнате психологической разгрузки. | По запросам, в течение учебного года |
Изготовление коллажа из фотографий, выставка, показ фотографий в «интернет-галерее» | Завершающий этап работы с воспитанниками |
Первичная встреча с родителями (ознакомительная)
Теоретическая часть:
В целях психологического сопровождения дошкольников программа «Foto-точка» расширяет границы восприятия ребёнка себя как личности, своего собственного видения. На фотографии ребёнок может посмотреть на себя глазами другого человека и самостоятельно прочувствовать то, что запечатлено в кадре.
Вместе с тем, это возможность в течение короткого времени придумать идею и получить результат. Возможность быстро приложить руку к искусству. Основной навык, который развивается – умение с помощью фотографии наблюдать за миром вокруг. Умение видеть свет, композицию, ракурс, сочетание цветов, а также, всматриваться в события и искать интересное в обыденном – все это добавляет красок привычной тусклой жизни.
Какие чувства вызывает фотография любимого человека у ребёнка, проходящего адаптацию в детском саду? Ему становится легче от ощущения «присутствия» родного человека, пусть даже и просто на фото. На опыте подмечено, что если в период адаптации ребёнок может видеть фото своих родителей, находясь в детском саду, то и адаптация у него проходит легче.
В более старшем возрасте, дошкольники с помощью фотографий могут изучать весь окружающий мир. Картинки, либо изображения из интернета не так сильно затрагивают чувства ребёнка как фото, сделанное им самим или знакомыми ему людьми. Ребёнок может рассказать о чувствах, которые у него или родных были в момент съёмки, он может подробно описать происходящее на фото.
Практическая часть:
1 задание. Оценить эмоцию человека по фото (Презентация)
2 задание. Отметить детали на фото (Презентация)
3 задание. Цвет на фото. Сделать фото, на котором будет преобладать какой-то 1 цвет. Рассказать о цветотерапии (Презентация)
4 задание. Сделать фото, на котором будет видно количество объектов
5 задание. Сделать фото разных эмоциональных состояний
6 задание Д.З. Сделать фото негативного момента
7 задание Д.З. Сделать фото счастливого момента жизни
8 задание. Сделать фото совместно с ребёнком, спросить у него о цели его фотографии, обсудить чувства
9 задание. Сделать совместное фото с группой.
Игра «Угадай место»
Игра «Опиши чувства по фото»
Предложить родителям поучаствовать в реализации проекта «Foto-точка»
Тематический план (примерный)
Сентябрь
- Вот какой я бываю
- Любимая игрушка
- Признаки осени
- Волшебный лес
Октябрь
- Мой город
- Мои обязанности дома
- Мои родители
- Я и мои друзья
Ноябрь
- Любимое животное
- Любимое занятие
- Любимое блюдо
- Любимая цифра
Декабрь
- Любимое место в доме
- Радость
- Признаки зимы
- Новый год
Январь
- Мои новогодние каникулы
- Мое увлечение
- Зимующие птицы
- Ой, мороз, мороз!...
Февраль
- Цветы в моей квартире
- Мой рисунок
- Зимние забавы
- 23 февраля
Март
- Моя мама
- Мои друзья в детском саду
- Любимые воспитатели
- Любимый цвет
Апрель
- Что интересного я увидел(а)
- Рассвет
- Закат
- Признаки весны
Май
- Майские выходные
- 9 мая
- Растение, которое растет в мае
- Коллаж по итогам года