Картотека развивающих игр и упражнений для детей дошкольного возраста с ОВЗ
картотека по коррекционной педагогике
Игры и упражнения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka_razvivayushchih_igr_i_uprazhneniy_dlya_detey_doshkolnogo_vozrasta_s_ovz.docx | 25.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Картотека развивающих игр и упражнений для детей дошкольного возраста с ОВЗ
Развитие внимания
Упражнение «Построй дорожку» Цель: развитие устойчивости внимания. Содержание: Ребенку предлагают помочь герою сказки добраться до определенного места путем построения дорожки. Чтобы построить дорожку, необходимо закрывать фишками названные взрослым определенные геометрические фигуры. Инструкция: «Посмотри внимательно на эту таблицу. Помоги герою сказки добраться по дорожке к нужному ему месту. А для этого закрой фишками слева направо: а) все треугольники (круги, квадраты); б) только заштрихованные треугольники (круги, квадраты). Примечание. Если ребенок самостоятельно не справляется с заданием, то рассмотрите с ним таблицу. Особо выделите те при- знаки геометрических фигур, на которые он должен ориентиро- ваться при выполнении задания. | Упражнение «Определи на ощупь» Цель: развить память, внимание, наблюдательность, восприятие формы и качества предмета. Содержание: На столе нужно разложить все предметы. Затем в течение нескольких минут дать возможность ребенку изучить эти предметы. Затем вы должны завязать ему глаза и внести среди этих предметов какие-то изменения. Вы можете заменить один предмет другим, можете поменять их местами и т. д. Ребенок должен обнаружить все изменения и рассказать вам о них. Если с закрытыми глазами ему это не удается, можно проводить это упражнение и с открытыми глазами. |
Упражнение «Найди игрушку» Цель: развить память, внимание, аналитические способности. Содержание: Завяжите глаза вашему ребенку и объясните, что сейчас вы спрячете его игрушку, которою ему затем необходимо будет найти. При этом вы не прячете игрушку, а кладете ее па самое видное место. Когда вы развяжете ему глаза, он должен приступить к поискам. | Упражнение «Лабиринт» Цель: развитие произвольной регуляции и устойчивости внимания. Содержание: «Посмотри на рисунок, на нем изображен лабиринт, вход и выход показаны стрелками. Тебе надо помочь Зайке пройти по этому лабиринту и добраться к морковке (к елочке). Проходить лабиринт необходимо, не выходя за контуры линии, не касаясь палочкой стенок лабиринта, не пропуская петель, стараться не возвращаться назад». |
Развитие моторики рук
Упражнение пальчиковая гимнастика «Цепочка» Пальчики перебираем и цепочку получаем. Содержание: Большой и указательный пальцы левой руки в кольце. Через него попеременно пропускаются колечки из пальчиков правой руки: большой - указательный, большой средний и т. д. Это упражнение можно варьировать, меняя положения пальчиков. В этом упражнении участвуют все пальчики. | Упражнение «Мозаика» Цель: самомасаж кистей и пальцев рук. Содержание: Соберите пуговицы разных цветов и размеров. Их можно, во-первых, сортировать по диаметру, цвету и фактуре (гладкие-шершавые). Во-вторых, из них можно составлять картины, выкладывать на листе бумаге разные фигуры. Получается пуговичная мозаика. |
Упражнение «Пластилинография» Цель: снятие излишнего напряжения, управление пальцами своих рук. | Упражнение «Шнуровка» Цель: Развитие мелкой моторики пальцев, учить завязывать шнурки. |
Упражнение с бумагой. Цель: Учить детей различным приемам работы с бумагой: сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание. Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, развить глазомер. | Упражнение «Штриховка» Цель: укрепляют мышцы детской руки, способствуют концентрации внимания, развитию аккуратности и навыка доведения дела до конца приучать ребёнка действовать по установленным (описанным) правилам, учить усидчивости. |
Пальчиковая игра«Колечко» Цель: развитие мелкой моторики рук Содержание: Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. Проба выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. В начале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе. | Упражнение «Кулак - ребро – ладонь» Цель: развитие мелкой моторики рук Содержание: Три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяя друг друга. Ладонь на плоскости, сжатая в кулак ладонь, распрямленная ладонь на плоскости стола. Выполняется сначала правой рукой, потом - левой, затем двумя руками вместе. Количество повторений - по 8-10 раз. |
Игра «Зеркальное рисование» Цель: развитие мелкой моторики рук Содержание: Положите на стол чистый лист бумаги. Возьмите в обе руки по карандашу или фломастеру. Начните рисовать одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, фигуры | Игра «Ухо – нос» Цель: развитие мелкой моторики рук Содержание: Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой - за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук,с точностью до наоборот. |
Коррекция фонетико-фонематическим недоразвитие речи
Упражнение «Артикуляционная гимнастика для развития подвижности губ» Цель: Выработка дифференцированных движений органов артикуляционного аппарата.
| Упражнение «Артикуляционная гимнастика для развития подвижности губ» Цель: Выработка дифференцированных движений органов артикуляционного аппарата.
|
Упражнение «Хлопни в ладоши, если услышишь звук» Упражнение на определение места звука в словах (начало, середина, конец) Упражнение «Хлопни в ладоши, если услышишь звук» Цель: Различение звуков. | Упражнение «Слушай и выбирай» Упражнение «Верно – неверно» Упражнение «Подбери рифму» Упражнение «Повтори слоговой ряд». Цель:Различение сходных между собой по звучанию слов. |
Развитие мышления
Игра «Дружные фигурки» Цель: развить образное мышление, произвольную память. Развивающая среда: бумага, карандаш. Содержание: Нарисуйте на листе бумаги круг, звездочка, квадрат, ромбик и т. д. Среди них — две одинаковых. Ребенок должен найти их и заштриховать, а как — пусть придумает сам. Самое главное — не выходить за контуры. Закрепляем: вместо геометрических фигур можно нарисовать фрукты, мебель, игрушки или цифры и буквы. Вариантов много. | Игра «Нужные вещи» Цель: знакомить с многофункциональностью некоторых вещей Содержание: С показом или без него спросить ребенка: «Для чего нужна щетка?» — «Для чистки обуви, зубов, ковра, одежды, посуды». «А бумага?» — «Рисовать, заворачивать, для книг и газет» и т. д. А стекло, песок, зонт? Закрепляем: «А палочка для чего нужна?» — «Рисовать, для постового, для флажка». |
Делим - собираем Цель: учить вычленять из целого части и объединять их (анализу - синтезу) Содержание: один из играющих перечисляет: колеса, мотор, руль, кабина. Другой называет предмет, который состоит из этих частей, — машина. Аналогично: стебель, листья, лепестки? Четыре ножки, крышка? Окна, двери, потолок, стены? И т. д. | Заколдованные сказки Цель: развивать наглядно-образное мышление, творческое воображение Развивающая среда: кружочки разного размера и цвета. Содержание: играем с заколдованными героями сказки «Теремок». Выложите на стол маленький и большой серый кружочки и попросите ребенка «расколдовать» их — определить, кто здесь |
Играем наоборот: стул — спинка, ножки, сиденье. Телефон — кнопки с цифрами, корпус. И т. д. А апельсин? Дольки, кожура. А суп? Вода, картофель, капуста, лук. А персик? Мякоть, косточка. А наволочка, букет?. Закрепляем: нарисуйте части предмета, например: длинные уши, маленький хвостик, — попросите ребенка догадаться, чьи это части (зайчик, и дорисовать предмет. Покажите часть предмета — ребенок должен определить, что это такое. | заяц, а кто мышка; потом — оранжевый и коричневый: кто лиса, а кто медведь и т. д. А кто их заколдовал — придумайте сами. Таким же образом обыграйте сказки «Колобок», «Репка», «Лиса, заяц и петух» и другие любимые сказки ребенка. Закрепляем: в коробке лежат цветные кружочки — ищите в них героев сказок. Фантазируем. Например, зеленый кружочек — это и лягушка из «Теремка», и крокодил из «Мойдодыра» |
Игра «Пригласим на день рождения» Цель: учить соотносить группы предметов по их количеству, развивать наглядно—образное мышление Развивающая среда: бумага, карандаш. Содержание: покажите ребенку одинаковое (или разное) количество точек в двух кругах — это гости и конфеты. Как узнать, всем ли хватит угощения? Провести от одной точки первого круга черточку к другой точке второго круга. Так мы устанавливаем взаимные соответствия. Закрепляем: сравнивать в кругах можно любые предметы и любое их количество — больше или меньше на 1- 3 предмета. Можно ставить знак равенства между двумя кругами, если количество точек одинаково. | Игра «Дает корова …» Цель: развивать внимание, память. Развивающая среда: карточки с изображениями животных, продуктов, получаемых от животных (молоко, яйца, шерсть и т. п.). Содержание: разложить карточки в произвольном порядке. Предложить ребенку рядом с изображением каждого животного положить изображение того, что дает нам это животное. Например: курица - яйцо, перья (можно нарисовать подушку); корова - молоко (творог, сметана, кефир); коза - пуховая пряжа (нарисовать носочки, варежки) и т. д. |
Игра «Как же их отличить?» Цель: развивать навык сравнительного анализа предметов посредством наложения их друг на друга. Развивающая среда: одинаковые геометрические фигуры с незначительной разницей в размерах (вырезанные из бумаги). Содержание: рассказать ребенку, что фигурки - пирожные для кукол. Рассеянные наши куклы перепутали все пирожные и не могут определить, где чье. Ведь пирожное для Маши больше, чем пирожное для Оли, а пирожное для Светы - самое маленькое. Надо куклам помочь. Пусть ребенок подумает, как это можно сделать. Показать ему, как, накладывая фигурки друг на друга, выяснить, какое пирожное больше, а какое - меньше. Раздать куклам их десерт. | Игра «Сравнение величин» Цель: развивать навык сравнительного анализа, речь, логическое мышление. Развивающая среда: широкая и узкая полоски бумаги, кубики. Содержание: предложить ребенку построить домики для мышки и для зайки: «Как ты думаешь, мы им построим одинаковые по размеру домики?» Побудить ребенка сделать вывод, что домик мышки должен быть меньше домика зайки. |
Снятие тревожности
Игра «Драка» Цель: расслабление мышцы нижней части лица и кистей рук Содержание: «Дети, представьте, что вы поссорились с другом. Вот-вот начнется драка. Глубоко вдохните, крепко сожмите челюсти. Пальцы рук сожмите к кулаки, до боли вдавите пальцы в ладони. Затаите дыхание на несколько секунд. Задумайтесь: а может не стоит драться? Выдохните и расслабьтесь. Ура! Неприятности позади!» | Игра «Слепой танец» Цель: развитие доверия друг к другу, снятие излишнего мышечного напряжения Содержание: «Разбейтесь на пары, один из вас будет «Слепой». Другой останется «Зрячим» и сможет водить слепого. Теперь возьмитесь за руки и потанцуйте друг с другом под легкую музыку. Теперь поменяйтесь ролями. Помогите партнеру завязать глаза» |
Игра «Гусеница» Цель: учить доверять Содержание: «Ребята, мы сейчас с вами будем одной большой гусеницей и будем все вместе передвигаться по комнате. Постройтесь цепочкой, руки положите на плечи впереди стоящего. Между животом и спиной детей зажимается мяч. Дотрагиваться руками запрещено. Первый в цепочке держит свой мяч на вытянутых руках. Дети должны пройти по определенному маршруту» | Игра «Ласковый мелок» Цель: снятие мышечных зажимов, развитие тактильных ощущений Содержание: Модификация для тревожных деток: «Мы с тобой будем рисовать друг другу на спине. Что ты хочешь, чтобы я нарисовал? Солнышко? Хорошо». Мягким прикосновеньем пальцев изображается солнцу. «Похоже? А как бы ты нарисовал на моей спине или руке? А хочешь я тебе нарисую солнце «Ласковым мелком? А хочешь чтобы белка или лиса нарисовала своим «ласковым» хвостиком?» После окончания взрослый нежными движениями руки стирает все, что нарисовал. |
Коррекция агрессии
Игра «Добрые привидения» Цель: научить в приемлемой форме, выплеснуть накопившийся гнев. Содержание: Ведущий предлагает детям поиграть роль добрых приведений, чтобы немного похулиганить и слегка попугать друг друга. По хлопку ведущего нужно согнуть руки в локтях, растопырив пальцы и произносить страшным голосом звук "у". | Упражнение «Два барана» Цель: помочь снять физическое напряжение, не принося вред другому человеку. Содержание: Для этой игры попросите малышей разделиться на пары, потом встать, широко расставив ноги, наклонить туловище впереди упереться ладонями и лбами друг в друга. Причем с места сдвигаться нельзя! Кто сдвинулся — проиграл. |
Упражнения на релаксацию с сосредоточением на дыхании «Задуй свечу» Содержание: Глубоко вдохнуть, набирая в легкие как можно больше воздуха. Затем, вытянув губы трубочкой, медленно | Игры с мукой. Дети сами высыпают муку из пакетов в ванночку, «закапывают» в нее руки, прячут «сокровища» (ракушки, монетки, бусики, маленькие игрушки) и ищут их. Затем добавляют в муку соль и |
выдохнуть, как бы дуя на свечу, при этом длительно произносить звук "у”. | воду - месят тесто. Строят из теста замки, а также все, что хочется им самим. |
Упражнение «Рисуем настроение» Цель: выразить свое настроение в рисунке. Содержание: При обсуждении рисунков предложить детям отгадать, где какое настроение. | Упражнение «Ленивая кошечка» Содержание: Поднять руки вверх, затем вытянуть вперед, потянуться, как кошечка. Почувствовать, как тянется тело. Затем резко опустить руки вниз, произнося звук "а”. |
Игра «Дракон кусает свой хвост» Цель: снятие напряженности, невротических состояний, страхов. Содержание: Под веселую музыку дети встают друг за другом и крепко держат друг друга за плечи. Первый ребенок - "голова дракона", последний - "хвост дракона". "Голова дракона" пытается поймать "хвост", а тот уворачивается от нее. | Игра «Кляксы» Цель: снятие агрессии и страхов, развитие воображения. Содержание: Подготовлены чистые листы бумаги, жидкая краска (гуашь). Детям предлагается взять на кисточку немного краски того цвета, который им хочется, плеснуть "кляксу" на лист краски и сложить лист вдвое так, чтобы "клякса" отпечаталась на второй половине листа. Затем лист развернуть и постараться понять, на кого или на что похожа полученная "клякса". Можно дорисовать кляксу для полного образа. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека психологических игр и упражнений для детей дошкольного возраста
В картотеке представлены игры, направленные на повышение самооценки детей, снижение агрессивности, развитие эмоциональной сферы и коммуникативных навыков....
Картотека психологических игр и упражнений для детей дошкольного возраста
Эмоциональные игры в детском саду направленные на снятие агрессии, помогают детям выплеснуть гнев, снять лишнее мышечное и эмоциональное напряжение, направить энергию в нужное, «созидающее»...
Коррекционно-развивающие игры и упражнения для детей дошкольного возраста.
Коррекционно-развивающие игры и упражнения для детей дошкольного возраста....
Картотека психологических игр и упражнений для детей дошкольного возраста
Картотека психологических игр и упражнений для детейдошкольного возраста...
Картотека «Экологических игр и упражнений для детей дошкольного возраста»
Экологические игры способствуют не только получению знаний о предметах и явлениях природы, но и формируют навыки бережного и неразрушающего обращения с окружающей природой.Играя, дети учат...
Картотека пальчиковых игр и упражнений для детей дошкольного возраста
Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук....
Картотека развивающих игр и упражнений для детей дошкольного возраста с ОВЗ
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"23311100","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]...