Картотека развивающих игр и упражнений для детей дошкольного возраста с ОВЗ
картотека по коррекционной педагогике

Орлова Марина Вячеславовна

Игры и упражнения

Скачать:


Предварительный просмотр:

Картотека развивающих игр и упражнений для детей дошкольного возраста с ОВЗ

Развитие внимания

Упражнение «Построй дорожку» Цель: развитие устойчивости внимания.

Содержание: Ребенку предлагают помочь герою сказки добраться до определенного места путем построения дорожки. Чтобы построить дорожку, необходимо закрывать фишками названные взрослым определенные геометрические фигуры.

Инструкция: «Посмотри внимательно на эту таблицу. Помоги герою сказки добраться по дорожке к нужному ему месту. А для этого закрой фишками слева направо:

а) все треугольники (круги, квадраты);

б) только заштрихованные треугольники (круги, квадраты). Примечание. Если ребенок самостоятельно не справляется с заданием, то рассмотрите с ним таблицу. Особо выделите те при- знаки геометрических фигур, на которые он должен ориентиро- ваться при выполнении задания.

Упражнение «Определи на ощупь»

Цель: развить память, внимание, наблюдательность, восприятие формы и качества предмета.

Содержание: На столе нужно разложить все предметы. Затем в течение нескольких минут дать возможность ребенку изучить эти предметы. Затем вы должны завязать ему глаза и внести среди этих предметов какие-то изменения. Вы можете заменить один предмет другим, можете поменять их местами и т. д. Ребенок должен обнаружить все изменения и рассказать вам о них. Если с закрытыми глазами ему это не удается, можно проводить это упражнение и с открытыми глазами.

Упражнение «Найди игрушку»

Цель: развить память, внимание, аналитические способности. Содержание: Завяжите глаза вашему ребенку и объясните, что сейчас вы спрячете его игрушку, которою ему затем необходимо будет найти. При этом вы не прячете игрушку, а кладете ее па самое видное место. Когда вы развяжете ему глаза, он должен приступить к поискам.

Упражнение «Лабиринт»

Цель: развитие произвольной регуляции и устойчивости внимания.

Содержание: «Посмотри на рисунок, на нем изображен лабиринт, вход и выход показаны стрелками. Тебе надо помочь Зайке пройти по этому лабиринту и добраться к морковке (к елочке). Проходить лабиринт необходимо, не выходя за контуры линии, не касаясь палочкой стенок лабиринта, не пропуская петель, стараться не возвращаться назад».

Развитие моторики рук

Упражнение пальчиковая гимнастика «Цепочка»

Пальчики перебираем и цепочку получаем.

Содержание: Большой и указательный пальцы левой руки в кольце. Через него попеременно пропускаются колечки из пальчиков правой руки: большой - указательный, большой средний и т. д. Это упражнение можно варьировать, меняя положения пальчиков. В этом упражнении участвуют все пальчики.

Упражнение «Мозаика»

Цель: самомасаж кистей и пальцев рук.

Содержание: Соберите пуговицы разных цветов и размеров. Их можно, во-первых, сортировать по диаметру, цвету и фактуре (гладкие-шершавые). Во-вторых, из них можно составлять картины, выкладывать на листе бумаге разные фигуры.

Получается пуговичная мозаика.

Упражнение «Пластилинография»

Цель: снятие излишнего напряжения, управление пальцами своих рук.

Упражнение «Шнуровка»

Цель: Развитие мелкой моторики пальцев, учить завязывать шнурки.

Упражнение с бумагой.

Цель: Учить детей различным приемам работы с бумагой: сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание. Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, развить глазомер.

Упражнение «Штриховка»

Цель: укрепляют мышцы детской руки, способствуют концентрации внимания, развитию аккуратности и навыка доведения дела до конца приучать ребёнка действовать по установленным (описанным) правилам, учить усидчивости.

Пальчиковая игра«Колечко» Цель: развитие мелкой моторики рук

Содержание: Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. Проба выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. В начале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.

Упражнение «Кулак - ребро – ладонь» Цель: развитие мелкой моторики рук

Содержание: Три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяя друг друга. Ладонь на плоскости, сжатая в кулак ладонь, распрямленная ладонь на плоскости стола.

Выполняется сначала правой рукой, потом - левой, затем двумя руками вместе. Количество повторений - по 8-10 раз.

Игра «Зеркальное рисование» Цель: развитие мелкой моторики рук

Содержание: Положите на стол чистый лист бумаги. Возьмите в обе руки по карандашу или фломастеру. Начните рисовать одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, фигуры

Игра «Ухо – нос»

Цель: развитие мелкой моторики рук

Содержание: Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой - за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук,с точностью до наоборот.

Коррекция фонетико-фонематическим недоразвитие речи

Упражнение «Артикуляционная гимнастика для развития подвижности губ»

Цель: Выработка дифференцированных движений органов артикуляционного аппарата.

  • рассмешить ребенка (непроизвольное растягивание губ);
  • намазать губы сладким («слизывание» — поднятие кончика языка вверх или вниз);
  • поднести ко рту длинный леденец (вытягивание губ ребенка вперед).

Упражнение «Артикуляционная гимнастика для развития подвижности губ»

Цель: Выработка дифференцированных движений органов артикуляционного аппарата.

  • рассмешить ребенка (непроизвольное растягивание губ);
  • намазать губы сладким («слизывание» — поднятие кончика языка вверх или вниз);
  • поднести ко рту длинный леденец (вытягивание губ ребенка вперед).

Упражнение «Хлопни в ладоши, если услышишь звук» Упражнение на определение места звука в словах (начало, середина, конец)

Упражнение «Хлопни в ладоши, если услышишь звук» Цель: Различение звуков.

Упражнение «Слушай и выбирай» Упражнение «Верно – неверно» Упражнение «Подбери рифму» Упражнение «Повтори слоговой ряд».

Цель:Различение сходных между собой по звучанию слов.

Развитие мышления

Игра «Дружные фигурки»

Цель: развить образное мышление, произвольную память.

Развивающая среда: бумага, карандаш.

Содержание: Нарисуйте на листе бумаги круг, звездочка, квадрат, ромбик и т. д. Среди них — две одинаковых. Ребенок должен найти их и заштриховать, а как — пусть придумает сам. Самое главное — не выходить за контуры.

Закрепляем: вместо геометрических фигур можно нарисовать фрукты, мебель, игрушки или цифры и буквы. Вариантов много.

Игра «Нужные вещи»

Цель: знакомить с многофункциональностью некоторых вещей Содержание: С показом или без него спросить ребенка: «Для чего нужна щетка?» — «Для чистки обуви, зубов, ковра, одежды, посуды». «А бумага?» — «Рисовать, заворачивать, для книг и газет» и т. д. А стекло, песок, зонт?

Закрепляем: «А палочка для чего нужна?» — «Рисовать, для постового, для флажка».

Делим - собираем

Цель: учить вычленять из целого части и объединять их (анализу

- синтезу)

Содержание: один из играющих перечисляет: колеса, мотор, руль, кабина. Другой называет предмет, который состоит из этих частей, — машина. Аналогично: стебель, листья, лепестки?

Четыре ножки, крышка? Окна, двери, потолок, стены? И т. д.

Заколдованные сказки

Цель: развивать наглядно-образное мышление, творческое воображение

Развивающая среда: кружочки разного размера и цвета. Содержание: играем с заколдованными героями сказки «Теремок». Выложите на стол маленький и большой серый кружочки и попросите ребенка «расколдовать» их — определить, кто здесь

Играем наоборот: стул — спинка, ножки, сиденье. Телефон — кнопки с цифрами, корпус. И т. д. А апельсин? Дольки, кожура. А суп? Вода, картофель, капуста, лук. А персик? Мякоть, косточка. А наволочка, букет?.

Закрепляем: нарисуйте части предмета, например: длинные уши, маленький хвостик, — попросите ребенка догадаться, чьи это части (зайчик, и дорисовать предмет. Покажите часть предмета — ребенок должен определить, что это такое.

заяц, а кто мышка; потом — оранжевый и коричневый: кто лиса, а кто медведь и т. д. А кто их заколдовал — придумайте сами. Таким же образом обыграйте сказки «Колобок», «Репка», «Лиса, заяц и петух» и другие любимые сказки ребенка.

Закрепляем: в коробке лежат цветные кружочки — ищите в них героев сказок. Фантазируем. Например, зеленый кружочек — это и лягушка из «Теремка», и крокодил из «Мойдодыра»

Игра «Пригласим на день рождения»

Цель: учить соотносить группы предметов по их количеству, развивать наглядно—образное мышление

Развивающая среда: бумага, карандаш.

Содержание: покажите ребенку одинаковое (или разное) количество точек в двух кругах — это гости и конфеты. Как узнать, всем ли хватит угощения? Провести от одной точки первого круга черточку к другой точке второго круга. Так мы устанавливаем взаимные соответствия.

Закрепляем: сравнивать в кругах можно любые предметы и любое их количество — больше или меньше на 1- 3 предмета. Можно ставить знак равенства между двумя кругами, если количество точек одинаково.

Игра «Дает корова …»

Цель: развивать внимание, память.

Развивающая среда: карточки с изображениями животных, продуктов, получаемых от животных (молоко, яйца, шерсть и т. п.).

Содержание: разложить карточки в произвольном порядке. Предложить ребенку рядом с изображением каждого животного положить изображение того, что дает нам это животное.

Например: курица - яйцо, перья (можно нарисовать подушку); корова - молоко (творог, сметана, кефир); коза - пуховая пряжа (нарисовать носочки, варежки) и т. д.

Игра «Как же их отличить?»

Цель: развивать навык сравнительного анализа предметов посредством наложения их друг на друга.

Развивающая среда: одинаковые геометрические фигуры с незначительной разницей в размерах (вырезанные из бумаги). Содержание: рассказать ребенку, что фигурки - пирожные для кукол. Рассеянные наши куклы перепутали все пирожные и не могут определить, где чье. Ведь пирожное для Маши больше, чем пирожное для Оли, а пирожное для Светы - самое маленькое. Надо куклам помочь. Пусть ребенок подумает, как это можно сделать.

Показать ему, как, накладывая фигурки друг на друга, выяснить, какое пирожное больше, а какое - меньше. Раздать куклам их десерт.

Игра «Сравнение величин»

Цель: развивать навык сравнительного анализа, речь, логическое мышление.

Развивающая среда: широкая и узкая полоски бумаги, кубики. Содержание: предложить ребенку построить домики для мышки и для зайки: «Как ты думаешь, мы им построим одинаковые по размеру домики?» Побудить ребенка сделать вывод, что домик мышки должен быть меньше домика зайки.

Снятие тревожности

Игра «Драка»

Цель: расслабление мышцы нижней части лица и кистей рук Содержание: «Дети, представьте, что вы поссорились с другом. Вот-вот начнется драка. Глубоко вдохните, крепко сожмите челюсти. Пальцы рук сожмите к кулаки, до боли вдавите пальцы в ладони. Затаите дыхание на несколько секунд. Задумайтесь: а может не стоит драться? Выдохните и расслабьтесь. Ура!

Неприятности позади!»

Игра «Слепой танец»

Цель: развитие доверия друг к другу, снятие излишнего мышечного напряжения

Содержание: «Разбейтесь на пары, один из вас будет «Слепой». Другой останется «Зрячим» и сможет водить слепого. Теперь возьмитесь за руки и потанцуйте друг с другом под легкую музыку. Теперь поменяйтесь ролями. Помогите партнеру завязать глаза»

Игра «Гусеница» Цель: учить доверять

Содержание: «Ребята, мы сейчас с вами будем одной большой гусеницей и будем все вместе передвигаться по комнате.

Постройтесь цепочкой, руки положите на плечи впереди стоящего. Между животом и спиной детей зажимается мяч. Дотрагиваться руками запрещено. Первый в цепочке держит свой мяч на вытянутых руках. Дети должны пройти по определенному маршруту»

Игра «Ласковый мелок»

Цель: снятие мышечных зажимов, развитие тактильных ощущений

Содержание: Модификация для тревожных деток:

«Мы с тобой будем рисовать друг другу на спине. Что ты хочешь, чтобы я нарисовал? Солнышко? Хорошо». Мягким прикосновеньем пальцев изображается солнцу. «Похоже? А как бы ты нарисовал на моей спине или руке? А хочешь я тебе нарисую солнце «Ласковым мелком? А хочешь чтобы белка или лиса нарисовала своим «ласковым» хвостиком?»

После окончания взрослый нежными движениями руки стирает все, что нарисовал.

Коррекция агрессии

Игра «Добрые привидения»

Цель: научить в приемлемой форме, выплеснуть накопившийся гнев.

Содержание: Ведущий предлагает детям поиграть роль добрых приведений, чтобы немного похулиганить и слегка попугать друг друга. По хлопку ведущего нужно согнуть руки в локтях, растопырив пальцы и произносить страшным голосом звук "у".

Упражнение «Два барана»

Цель: помочь снять физическое напряжение, не принося вред другому человеку.

Содержание: Для этой игры попросите малышей разделиться на пары, потом встать, широко расставив ноги, наклонить туловище впереди упереться ладонями и лбами друг в друга. Причем с места сдвигаться нельзя! Кто сдвинулся — проиграл.

Упражнения на релаксацию с сосредоточением на дыхании

«Задуй свечу»

Содержание: Глубоко вдохнуть, набирая в легкие как можно больше воздуха. Затем, вытянув губы трубочкой, медленно

Игры с мукой.

Дети сами высыпают муку из пакетов в ванночку, «закапывают» в нее руки, прячут «сокровища» (ракушки, монетки, бусики, маленькие игрушки) и ищут их. Затем добавляют в муку соль и

выдохнуть, как бы дуя на свечу, при этом длительно произносить

звук "у”.

воду - месят тесто. Строят из теста замки, а также все, что хочется

им самим.

Упражнение «Рисуем настроение»

Цель: выразить свое настроение в рисунке.

Содержание: При обсуждении рисунков предложить детям отгадать, где какое настроение.

Упражнение «Ленивая кошечка»

Содержание: Поднять руки вверх, затем вытянуть вперед, потянуться, как кошечка. Почувствовать, как тянется тело. Затем резко опустить руки вниз, произнося звук "а”.

Игра «Дракон кусает свой хвост»

Цель: снятие напряженности, невротических состояний, страхов. Содержание: Под веселую музыку дети встают друг за другом и крепко держат друг друга за плечи. Первый ребенок - "голова дракона", последний - "хвост дракона". "Голова дракона" пытается поймать "хвост", а тот уворачивается от нее.

Игра «Кляксы»

Цель: снятие агрессии и страхов, развитие воображения. Содержание: Подготовлены чистые листы бумаги, жидкая краска (гуашь). Детям предлагается взять на кисточку немного краски того цвета, который им хочется, плеснуть "кляксу" на лист краски и сложить лист вдвое так, чтобы "клякса" отпечаталась на второй половине листа. Затем лист развернуть и постараться понять, на кого или на что похожа полученная "клякса". Можно дорисовать кляксу для полного образа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека психологических игр и упражнений для детей дошкольного возраста

В картотеке представлены игры, направленные на повышение самооценки детей, снижение агрессивности, развитие  эмоциональной сферы  и  коммуникативных навыков....

Картотека психологических игр и упражнений для детей дошкольного возраста

Эмоциональные игры в детском саду направленные на снятие агрессии, помогают детям выплеснуть гнев, снять лишнее мышечное и эмоциональное напряжение, направить энергию в нужное, «созидающее»...

Коррекционно-развивающие игры и упражнения для детей дошкольного возраста.

Коррекционно-развивающие игры и упражнения для детей дошкольного возраста....

Картотека психологических игр и упражнений для детей дошкольного возраста

Картотека психологических игр и упражнений для детейдошкольного возраста...

Картотека «Экологических игр и упражнений для детей дошкольного возраста»

Экологические игры способствуют  не только получению знаний о предметах и явлениях природы, но и формируют навыки бережного и неразрушающего обращения с окружающей природой.Играя,  дети учат...

Картотека развивающих игр и упражнений для детей дошкольного возраста с ОВЗ

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"23311100","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]...

Картотека развивающих игр и упражнений для детей дошкольного возраста с ОВЗ

Картотека развивающих игр и упражнений для детей дошкольного возраста с ОВЗ...