Работа учителя-логопеда при сенсомоторной алалии.
статья по коррекционной педагогике

Сенсомоторная алалия – это системное недоразвитие речи, которое вызвано поражением коркового речедвигательного и речеслухового анализатора у ребенка. Речь у детей с этим расстройством либо значительно не доразвивается, либо полностью отсутствует. Помимо этого, присутствует непонимание обращенной речи, а также нарушения внимания, моторики и гиперактивность.

Успешность коррекции этого грубого нарушения речи напрямую зависит от того, как быстро она была начата, от активного участия родителей и медицинских специалистов в тандеме с дефектологом и логопедом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл alaliya.docx19.51 КБ

Предварительный просмотр:

Алалия – отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка

Сенсомоторная алалия — это самый грубый вариант нарушения развития речи, при котором поражаются все центры коры головного мозга, ответственные за понимание речи, произнесение звуков, словарный запас, навык построения фраз и предложений. Дети с этим заболеванием не могут разговаривать и не понимают, что им говорят.

Сенсомоторная алалия является алалией смешанного типа и объединяет в себя сразу две формы алалии: расстройство развития экспрессивной и импрессивной речи.

Без вовремя оказанной помощи, может развиться грубая задержка психоречевого развития. Как следствие ребёнку трудно запоминать правила игры и концентрироваться на чём-либо, у него возникают проблемы в познавательной активности, словарь остаётся очень скудным. Со временем отсутствие психоречевого развития может привести к дезадаптации и даже умственной отсталости.

Дети с сенсомоторной алалией нуждаются в систематической медико-педагогической реабилитации .

Ключевой особенностью занятий педагога с ребенком-алаликом является направленность на активизацию и усиленное функционирование сохраненных речевых каналов, вместо коррекции нарушенных каналов. Сохранившиеся каналы при правильной методике начинают выполнять удвоенную функцию.

Алалия является сложным нарушением, требует особого подхода логопеда и индивидуальных занятий с учетом степени запущенности дефекта. На занятиях педагог задействует жесты и мимику, ритмику и движения под музыку, подражание различным звукам. Также детей обучают простым понятиям (цвет, форма, размер), учат группировать овощи/фрукты, животных, мебель, транспорт и пр. Затем с помощью наглядных пособий (карточек) приступают к формированию словарного запаса — заучиванию названий предметов, животных, продуктов питания [3][20]

Когда ребенок научится воспринимать эти звуки, педагог переходит к звукам человеческой речи, учит ребенка воспринимать на слух разные звуки и подражать им, показывая правильную артикуляцию и положение органов речи.

После того как усвоены базовые знания педагоги учат ребёнка произносить звуки, а затем и простые слова и т.д.

Система коррекционной работы с детьми при сенсомоторной алалии

Этапы коррекционной работы:

1. Подготовительный этап. Работа ведется на основе зрительной подражательности с минимальным использованием речи.

Задачи: установить формальный контакт; вовлечь ребенка в учебный процесс; привлечь его внимание к предмету; научить понимать несложные инструкции: «Собирай, возьми, поставь, положи, дай, двигай, покажи». 

 2. Развитие слухового восприятия. Привлечение внимания к звучащему предмету; совершение действий в соответствии со звуковым сигналом; определение местонахождения и направленности звука;

Задача: пробудить интерес к звукам окружающего мира, речевым звукам, желание и возможность подражать им.

3. Развитие способности к использованию невербальных компонентов коммуникации.

Задача: развитие невербальных коммуникаций как функции языка для выражения коммуникативных потребностей .

4. Развитие импрессивной и экспрессивной речи.

Задачи: развитие понимания ситуативной и бытовой речи; формирование первичных коммуникативных навыков и лексики на материале звукоподражаний и звукосочетаний, имитирующих неречевые комплексы звуков, восклицания, крики птиц и голоса животных, слов, обозначающих наиболее употребляемые предметы и простые действия;

5. Развитие артикуляционного праксиса.

Задача: опираясь на спонтанные артикуляции ребенка, сформировать произвольное произнесение звуков речи. Приёмы: механическое формирование артикуляционных укладов; знакомство ребенка с символами, жестами и пиктограммами, обозначающими звук.

6. Глобальное чтение. Глобальное чтение помогает выяснить, насколько неговорящий ребенок понимает обращенную речь, повышает его самооценку и уверенность в собственных силах.

7. Развитие зрительно-моторной координации, мелкой моторики рук и артикуляционной моторики.

Задачи: развитие манипулятивной деятельности и мелкой моторики рук, тактильной памяти; восприятие артикуляционных укладов звуков путём развития зрительно-кинестетических ощущений.

8. Развитие сенсорно-перцептивной деятельности.

Задачи: формирование сенсорного и тактильного гнозиса; восприятия цвета и пространственных признаков плоских и объёмных предметов; дифференциация сходных цветовых тонов и геометрических форм; формирование пространственного моделирования образов и конструктивного праксиса. Развитие действий с предметами.

9. Совершенствование грамматического строя речи. Избирательная лексика должна отойти на второй план, т. к. дальнейшее ее использование также может привести к нарушению речевого развития ребенка.

10. Способствование к появлению самостоятельной речи.

Задачи: развитие грамматического строя речи и элементарной выразительности голоса; обучение ребенка внимательно слушать речь взрослого, выполнять словесные поручения, отвечать на его вопросы; расширение ориентировки в окружающем (учить различать и называть окружающие предметы и их основные свойства , их отличительные признаки).

Коррекционная работа на основе объединения подходов Эй-БиЭй терапии и обучения навыкам глобального чтения Домана-Маниченко


Эй-Би Эй терапия позволяет улучшить навыки коммуникации, адаптационного поведения, способности к обучению, и достичь соответствующего поведения, обусловленного социально. Проявления поведенческих отклонений при этом значительно уменьшаются. Кроме того, получены неопровержимые доказательства в пользу утверждения, что чем ранее начинается терапевтический курс (дошкольный возраст, предпочтительнее), тем более значимыми являются его результаты. Эй-Би Эй терапия сочетает целый ряд методов коррекции поведенческих отклонений, разработанных учеными. В основе этих методов, прежде всего, принципы прикладного поведенческого анализа. При данном подходе все сложные для неговорящих детей навыки, включая речь, контактность, творческую игру, умение слушать, смотреть в глаза, и прочее, разбиваются на отдельные мелкие блоки – действия. Затем каждое действие разучивается отдельно с ребенком, а впоследствии действия соединяются в единую цепь, образуя одно сложное действие.

Методика Домана - Маниченко развивает активную и пассивную речь, учит строить фразы, развивает логику и мышление, стимулирует творческое воображение.

Суть методики в том, что информация поступает одновременно по двум каналам – зрительному и слуховому, поэтому мозг воспринимает ее целостно. Педагог показывает ребенку карточку с рисунком, графическим изображением, цифрой и одновременно громко и ясно произносит название-слово. На показ каждой карточки уходит одна-две секунды, а сам урок продолжается одну минуту. В день необходимо провести до пятидесяти таких занятий.
Кроме того, обучение глобальному чтению позволяет развивать импрессивную речь и мышление ребенка до овладения произношением. Т.е. таким методом можно научить даже неговорящего ребёнка воспринимать написанную информацию и затем писать или набирать на компьютере несложный текст.
Технология глобального чтения позволяет устранить трудности и устойчивые ошибки у детей при чтении:

-замены и смешения звуков при чтении,
- побуквенное чтение - нарушение слияния звуков в слоги и слова,
- искажения звуко-слоговой структуры слова, которые проявляются в разнообразных ошибках: в пропусках согласных при стечении, пропусках согласных и гласных при отсутствии стечения, добавлении звуков, перестановках звуков, пропусках, перестановках слогов и др. 
-нарушения понимания прочитанного,
аграмматизмы при чтении.

Кроме того, глобальный метод активизирует работу обоих полушарий головного мозга, улучшает интеграцию мозга (взаимодействие между полушариями), что также способствует устранению признаков дислексии.

Методика знакомит малышей со словообразованием, даёт возможность понять, как из одних слов в русском языке образуются другие, позволяет понять структуру и грамматику языка. Дети учатся говорить красиво и правильно.
Методика Домана-Маниченко предусматривает весёлые игры, развивающие моторику ребенка. Это не просто показ карточек, это комплекс занятий, в котором к эмоциональному и интеллектуальному развитию добавляется успешное физическое развитие. В наши дни методику глобального чтения с успехом используют среди «особых» детей. По завершении работы по данным методикам, ПМПК констатирует выход дошкольников из алалии и ставит в заключении диагноз «общее недоразвитие речи» первый уровень речевого развития, позволяющий в дальнейшем использовать в речевом развитии ребенка общепринятые логопедические методики. Полученные к сегодняшнему дню результаты выглядят весьма обнадеживающе и подтверждают перспективность предлагаемого подхода в коррекционной работе с неговорящими детьми младшего дошкольного возраста .

Методика коррекционного воздействия при сенсомоторной алалии должна

носить комплексный психолого-медико-педагогический характер. Ребенок, страдающий таким расстройством, нуждается в объективном обследовании невролога и логопеда. Лечение нарушения должно включать в себя медикаментозную терапию, активное развитие психических реакций, логопедическую коррекцию (развитие фонеко-фонематических и лексико-грамматических процессов). При алалии важно работать над развитием общей и ручной моторики, психических функций (памяти, внимания, представлений, мышления). Использовать разнообразные методики коррекционного воздействия, в том числе предназначенные для «особых» детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Эффективные формы работы учителя-логопеда по формированию устной речи у детей с моторной алалией»

В данной работе описан опыт работы по сопровождению детей с речевым диагнозом алалия с учетом структуры речевого дефекта, прописаны этапы логопедической работы с детьми, страдающих алалией, инновацион...

Работа учителя - логопеда при сенсомоторной алалии.

Основным принципом работы является последова­тельное и систематическое воздействие на все стороны речевой деятельности ребенка в их взаимосвязи. Работа оказывается результативной только при провед...

презентация "Использование песочной терапии в работе учителя-логопеда по развитию сенсомоторных навыков у не говорящих детей."

в презентации представлены основные этапы работы в проекте по использованию песочной терапии для развития сенсомоторных навыков у неговорящих детей. Данный м атериал будет полезен логопедам, психолога...

Работа учителя-логопеда при сенсомоторной алалии

Суть логопедической работы состоит не в том, чтобы обучить алалика правилам грамматики, письма, чтения, а в том, чтобы вместо нарушенных каналов речевой деятельности включить те, которые сохранились, ...

Работа учителя-логопеда при сенсомоторной алалии

Суть логопедической работы состоит не в том, чтобы обучить алалика правилам грамматики, письма, чтения, а в том, чтобы вместо нарушенных каналов речевой деятельности включить те, которые сохранились, ...

Работа учителя-логопеда при сенсомоторной алалии

Материал включает краткое описание сути лого-коррекционной работы с детьми с сенсомоторной алалией, этапы работы и индивидуальный план водействия....

Работа учителя-логопеда при сенсомоторной алалии

Суть логопедической работы состоит не в том, чтобы обучить алалика правилам грамматики, письма, чтения, а в том, чтобы вместо нарушенных каналов речевой деятельности включить те, которые сохранились, ...