Картотека игр для познавательного развития
картотека по коррекционной педагогике
Предварительный просмотр:
Дидактическая игра «Кто больше назовёт действий»
(игра для детей 5 –7 лет)
Дидактическая игра: Закрепить умение детей соотносить действия людей с их профессиями. Активизировать словарь детей за счет слов действий (глаголов).
Игровая задача: Назвать действия людей соответствующие профессии.
Игровые действия:
- Дети, я работаю в детском саду воспитателем. Это моя профессия. Мама Никиты лечит больных, она – врач. Это её профессия. Каждый человек, имея профессию, работает, выполняет какие-то действия. Что делает продавец? Дети – продает, отрезает, расставляет, и др. Что делает врач? Дети – осматривает людей, слушает, дает лекарство, делает уколы.
Правило игры: Назвать профессии и действия которые предполагает профессия.
Результат: За каждый правильный ответ дети получают фишку. Побеждает тот, кто наберёт больше фишек. Подобраны ко всем перечисленным профессиям слова означающие действия.
Дидактическая игра «Лавина»
( игра для детей 5-7 лет)
Дидактическая задача: развивать память, умение классифицировать предметы по группам.
Игровая задача: называть предметы по группам в определенной последовательности.
Игровые действия: ведущий сообщает участникам тему игры, на основе которой им предстоит называть предметы, при этом запоминая и воспроизводя все слова, названные предыдущим участником игры. Например: яблоко; яблоко, груша; яблоко, груша, слива и т.д.
Правило игры: Называть предметы, а тот, кто не может назвать свое слово или пропустит сказанное ранее, выбывает из игры (или пропускает ход). Например: яблоко; яблоко, груша; яблоко, груша, слива и т.д.
Результат: правильно называть предметы классифицируя по группам
Дидактическая игра «Если бы…»
( для детей 5 – 7 лет)
Дидактическая задача: развивать формы мышления: анализ, синтез, прогнозирование, творческую связную речь.
Игровая задача: продолжи предложение.
Игровые действия: предложите детям пофантазировать на самые разнообразные темы: «Если бы я был президентом…» (каким, зачем? Что делал бы?), «Если бы вдруг исчезло солнце…» (Что в этом хорошего и плохого?) и т.д.
Правило игры: Педагог говорит фразу, а дети продолжают.
Результат: продолженные предложения детьми имеют логически связную речь.
Дидактическая игра «Переезжаем на новую квартиру»
( для детей 3 – 4 года)
Дидактическая задача: формирование умения сравнивать предметы, сходные по назначению и похожие внешне.
Игровая задача: Правильно подобрать и показать картинку соответствующую данному предмету.
Правила игры: играют 6—9 детей. Показать картинку, которую называет воспитатель.
Игровые действия: воспитатель вручает каждому ребенку 2—3 пары картинок, например: чашка — стакан, платок — косынка, ранец — портфель. Рассказывает: «Дети, мы получили новую квартиру. Надо собрать все вещи и упаковать их для переезда. Сначала я буду упаковывать посуду. Вы мне будете помогать. Подавайте мне только ту вещь, которую я назову. Будьте внимательны — многие вещи внешне похожи. Не спутайте, например, кружку с чашкой, чайник с кофейником. Собранную посуду я сложу в синюю коробку». Воспитатель называет по одному предмету из каждой пары, например кофейник. Если ребенок ошибается (предъявляет чайник), картинка остается у него. К концу игры у детей не должно остаться ни одной картинки. Проигравшим считается тот, у кого остались картинки.Затем для активизации в речи детей соответствующего словаря воспитатель предлагает одному ребенку вынимать из коробки собранные картинки и говорить, что он достал, а остальным — называть предмет, объединенный в пару с предъ-являемым. Например, ведущий говорит: «Перчатки».— «Варежки»,— отвечает партнер по игре и отдает ему свою картинку.
Результат: Правильно подбирать картинки. Проигравшим считается тот, у кого остались картинки.
Дидактическая игра «Угадай по описанию»
(для детей 4 – 5 лет)
Дидактическая задача: формирование умения сравнивать по признакам предмета.
Игровая задача: называть отличия предметов.
Игровые действия: воспитатель показывает картинки, например снеговиков, и объясняет: «Перед вами шесть снеговиков. На первый взгляд они как будто одинаковые. Но если их внимательно рассмотреть, то можно заметить различия». Затем педагог предлагает детям поучиться находить сходство и различия.
-Посмотрите на лица снеговиков. Они? У каждого два глаза и оранжевый нос.
-На головах? Головные уборы разного цвета.
-В руках?
-Метлы, лопатки, веточка. Одни снеговики держат предмет в правой руке, другие – в левой.
Правила игры: Найти сходства и различия предметов.
Результат: умеют находить свойства и различия предметов.
Дидактическая игра «Задумай слово»
(для детей 5 – 7 лет)
Дидактическая игра: Систематизирование представления детей, учить выражать свои мысли в краткой форме, обозначать качество, предметы, действия с ними.
Игровая задача: отгадать какой предмет подходит под описание.
Игровые действия: педагог предлагает поиграть в интересную игру, дети должны задумать слово, которое все знают, но не называть его, а только рассказать, что оно обозначает: какое и что можно с ним делать или что делает, а все будут отгадывать. Например: Он пушистый, лакает и мурлыкает. (Котенок). Он кукарекает. (Петух). Она металлическая, ею можно есть суп, борщ. (Ложка). Она оранжевая, вкусная, длинная. (Морковка). Оно белое, по небу плывет. (Облако).
Правила игры: рассказать о предмете и действии с ним.
Результат: отгадать по описанию о каком предмете идет речь.
Дидактическая игра «Кто подберет больше слов?»
(для детей 5 – 7 лет)
Дидактическая задача: Развивать анализ и синтез, активизировать словарный запас.
Игровая задача: назвать как можно больше слов к вопросам.
Игровые действия:
Взрослый предлагает детям назвать как можно больше слов, отвечая на вопросы. При этом можно использовать предметы или картинки.
- Что можно шить? (Платье, пальто, сарафан, рубашку, шубу, сапоги, панаму, юбку, блузку и т. д.)
- Что можно связать? (Шапочку, варежки, шарф, кофту, жилетку, платье, скатерть, салфетку и т. д.)
- Что можно штопать? (Носки, чулки, варежки, шарф и т. д.)
- Что можно завязывать? (Шапку, шарф, ботинки, платок, косынку и т. д.)
- Что можно надеть? (Пальто, платье, кофту, шубу, плащ, юбку, колготки и т. д.)
- Что можно обуть? (Тапки, туфли, ботинки, сапоги и т. д.)
- Что можно «надвинуть» на голову? (Шапку, фуражку, панаму, кепку и т. д.)
Правила игры: подобрать как можно больше слов к одной группы.
Результат: побеждает тот, кто подобрал больше слов.
Игры, направленные на развитие внимания
«В магазине зеркал»
Цель: развитие наблюдательности, внимания, памяти; создание положительного эмоционального фона; формирование чувства уверенности, умения подчиняться требованиям другого человека.
Описание: взрослый (а затем ребёнок) показывает движения, которые за ним в точности должны повторять все игроки.
Инструкция: «Сейчас я расскажу вам историю про обезьянку. Представьте себе, что вы попали в магазин, где стоит много больших зеркал. Туда вошёл человек, на плече у него была обезьянка. Она увидела себя в зеркалах и подумала, что это другие обезьянки, и стала корчить им рожицы. Обезьянки в ответ состроили ей точно такие же рожицы. Она погрозила им кулаком, и ей из зеркал погрозили. Она топнула ногой, и все обезьянки топнули. Что ни делала обезьянка, все остальные в точности повторяли её движения. Начинаем играть».
«Четыре стихии»
Цель: развитие внимания, координация слухового и двигательного анализаторов.
Описание: играющие сидят по кругу и выполняют движения в соответствии со словами взрослого: «земля» - руки вниз; «вода» - руки вытянуты вперёд; «воздух» - поднять руки вверх; «огонь» - произвести вращение руками в лучезапястных и локтевых суставах. Кто ошибается, считается проигравшим.
«Не пропусти растение»
Цель: развитие способности к переключению внимания.
Описание: играющие садятся по кругу и слушают слова, которые произносит водящий. Например, пенал, дуб, рыба, телевизор, тюльпан… Если встретится название растения, то дети должны встать и сесть. Кто допустил ошибку, выходит из игры. Выигрывает тот, кто окажется самым внимательным.
Примечание: можно провести аналогичные игры: профессии, птицы и т. д. Изменить движение: подпрыгнуть, хлопнуть в ладоши, покачать головой и т. д.
«Будь внимателен!»
Цель: стимулирование внимания, развитие скорости реакции.
Оборудование: музыка (марш).
Описание: каждый ребёнок должен выполнять движения, соответственно командам взрослого: «зайчики» - прыгать; «лошадки» - ударять «копытом о пол»; «раки» - пятиться; «птицы» - бегать, раскинув руки; «аист» - стоять на одной ноге.
«Слушай хлопки»
Цель: развитие произвольного внимания.
Описание: движущиеся по кругу дети принимают позы в зависимости от команды ведущего: 1 хлопок – принять позу «аиста» (стоять на одной ноге, руки в стороны); 2 хлопка - позу «лягушки» (присесть, пятки вместе, носки врозь, руки между ногами на полу); 3 хлопка – возобновить ходьбу.
«Запрещённое движение»
Цель: развитие зрительного внимания.
Описание: педагог встает перед участниками игры. Дети следят за руками педагога и повторяют его простые движения. Существует одно условие – запрещается движение рук вниз. Как только руку ведущего будут опущены вниз – дети должны поднять. Кто ошибется – выходит из игры.
Игры, направленные на развитие памяти
«Запоминаем вместе»
Цель: развитие слуховой памяти детей возраста 4—5—6 лет.
Описание: один ребенок называет какой-нибудь предмет. Второй повторяет названное слово и добавляет какое-либо свое. Третий ребенок повторяет первые два слова и добавляет третье. Четвертому ребенку придется повторить уже три слова, а потом назвать свое и т. д.
Это упражнение целесообразно проводить неоднократно. От разу к разу будет увеличиваться количество слов, которые запоминают дети, то есть будет увеличиваться объем памяти.
«Мамины помощники»
Цель: развитие словесной памяти.
Оборудование: предметные картинки из настольных игр.
Описание: воспитатель берет на себя роль мамы. Дети - помощники. Она дает детям поручения – запомнить и принести то, что нужно для дома. Ребенок выбирает нужные картинки, показывает детям и, проверяют правильность.
«Запомни пару»
Цель: развитие зрительной памяти.
Оборудование: картинки с изображением предметов: 1)тучка и зонт; 2)тетрадь и карандаш; 3)ведро и лопата; 4)горшок и цветок; 5)елка и гриб; 6)дом и забор, но другие картинки перепутались.
Описание: «Посмотри картинки, которые нарисовал зайка. Постарайся запомнить пару к каждой картинке. Зайкины картинки перепутались. Попробуй вспомнить, какая была у каждой картинки».
Игры, направленные на развитие мышления
«Парные картинки»
Цель: развитие мыслительных операций: анализа и синтеза.
Оборудование: предметные картинки (по 2 шт.).
Описание: ребенку дается половина картинок. У педагога имеется вторая половина таких же картинок. Педагог выбирает одну из картинок и описывает предмет, изображенный на листе. Если у ребенка есть описание картинки, то он должен продемонстрировать ее. Обе картинки откладывают. После шести предъявленных меняются ролями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека игр для познавательного развития ребенка раннего возраста
Картотека игр для познавательного развития ребенка раннего возраста...
Картотека игр по познавательному развитию
Закреплять и уточнять знания детей о природе, правилах поведения в природе....
"Картотека игр по познавательному развитию в средней группе"
Интересная подборка игр....
Картотека Игр по познавательному развитию
Дидактические игры которые помогут расширить кругозор ребенка...
"Картотека игр по познавательному развитию"
Данный материал можно использовать в работе с детьми дошкольного возраста при составлении планирования по формированию элементарных математических представлений....
картотека игр по познавательному развитию для подготовительной группы
Игры с целями и описанием...
картотека игр по познавательному развитию детей в средней группе
картотека игр по познавательному развитию детей в средней группе...