Выступление на родительском собрании "Очень сложно быть другим, не похожим, не таким..."
презентация к уроку по коррекционной педагогике (средняя группа)
Целью данного выступления является установление партнерских отношений с семьями воспитанников, направленные на формирование у родителей элементарных представлений, о структуре дефектов имеющихся у детей с нарушением зрения, повышение педагогической компетентности родителей по вопросам формирования психических процессов и двигательной сферы ребенка со зрительной патологией, ознакомление родителей на примере презентации с виденьем детей при различных глазных заболеваниях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_roditelskom_sobranii.docx | 19.76 КБ |
master-klass_dlya_roditeley.pptx | 1.26 МБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на родительском
собрании на тему:
«Очень трудно быть другим, непохожим,
не таким…»
Подготовила:
учитель-дефектолог (тифлопедагог)
Мустафина Р.А.
2022г.
Задачи:
- Установить партнерские отношения с семьями воспитанников, направленные на формирование у родителей элементарных представлений, о структуре дефектов имеющихся у детей с нарушением зрения.
- Повысить педагогическую компетентность родителей по вопросам формирования психических процессов и двигательной сферы ребенка со зрительной патологией.
- Познакомить родителей на примере презентации с виденьем детей при различных глазных заболеваниях.
У преобладающего большинства дошкольников, посещающих МДОУ № 28 основным диагнозом является амблиопия и косоглазие.
Косоглазие - заболевание, характеризующееся нарушением бинокулярного зрения в результате отклонения одного из глаз от совместной точки фиксации. В большинстве случаев при косоглазии в косящем глазу развивается понижение остроты зрения типа амблиопии приводящее к расстройствам бинокулярного зрения.
Амблиопия от греческого amblys- тупой, opsis – зрение: снижение остроты зрения, причину которого не удаётся установить путём объективного исследования; чаще один глаз поражается сильнее.
Косоглазие нередко сочетается с аномалией рефракции глаза. Причин появления косоглазия много: заболевания и травмы органа зрения, заболевания и травмы нервной системы, осложнения после соматических заболеваний, близорукость или дальнозоркость. Чаще всего данное нарушение является врожденным.
(Показ презентации «Виденье при глазных заболеваниях»)
Раннее выявление патологии, своевременное начало офтальмологической помощи и коррекционно-педагогической работы ослабляет степень выраженности, а порой и предупреждает развитие вторичных отклонений.
Структура дефекта при зрительной патологии.
Нарушение зрения влечет за собой появление многочисленных вторичных отклонений. Нарушения зрительной системы наносят огромный ущерб формированию психических процессов и двигательной сферы ребенка, его физическому и психическому развитию. Эти отклонения от нормы затрагивают деятельность многих систем организма. Вторичные отклонения могут быть внутрисистемными, а могут - межсистемными.
Внутрисистемные отклонения.
Ведущим и определяющим появление различных отклонений при нарушении органа зрения является искажение зрительного восприятия. Этот недостаток обусловлен снижением остроты зрения. Нарушение центрального зрения в свою очередь ведет к нарушениям периферического и бинокулярного зрения, приводит к недоразвитию или нарушению глазодвигательных функций, затрудняет фиксацию взора. У многих детей с нарушениями зрения встречаются аномалии цветовосприятия.
При амблиопии острота зрения снижается более выражено на одном глазу, что затрудняет развитие бинокулярного стереоскопического зрения. Это вызывает искажение в оценке пространственного положения предметов, их частей. При косоглазии и сужении поля зрения выявляют недостатки прослеживающей функции зрения. Перечисленные отклонения носят внутрисистемный характер. Данные недостатки корректируются при своевременном медико-педагогическом воздействии.
II. Межсистемные отклонения в психическом развитии.
Зрительное восприятие связано со всей сенсорной системой человека, влияет на психофизическое развитие ребенка, формирование эмоционально - волевой сферы. Вторичные отклонения затрагивают познавательные процессы, речь и мышление слабовидящих дошкольников.
Восприятие.
Вследствие поражения органа зрения ведущие, ядерные отклонения затрагивают зрительное восприятие. Зрительное восприятие у слабовидящих детей отличается большой замедленностью, узостью обзора, сниженной точностью. Формирующиеся у них зрительные представления менее четкие и яркие, чем у нормально видящих сверстников. Часто зрительные представления искажены. Несмотря на это, зрение остаётся ведущим анализатором. Слабовидящий пользуется зрением как основным средством восприятия. Осязание и слух не заменяют зрительных функций ребенка.
Внимание.
Внимание — обязательное условие всякой деятельности. Развитие внимания в детском возрасте состоит в постепенном овладении произвольным вниманием, а также в увеличении объёма внимания и его устойчивости, в улучшении его распределения и в более быстром его переключении. Так как у ребенка с аномалиями зрения низкая познавательная активность, то развитие внимания как непроизвольного, так впоследствии и произвольного замедляется. В компенсаторном развитии слабовидящих детей большая роль принадлежит совершенствованию внимания во всем многообразии его качеств.
Память.
Память дошкольников с патологией органа зрения также имеет свои особенности. Неточность зрительных представлений, малый чувственный зрительный опыт затрудняет формирование процессов памяти: запоминания, воспроизведения, узнавания и забывания.
Наиболее уязвимыми оказываются процессы воспроизведения и узнавания зрительных образов. Это связано с особенностями зрительных ощущений и восприятий слабовидящих дошкольников. У детей с амблиопией и косоглазием затрудняется выработка системы сенсорных эталонов. Это вторичное отклонение в свою очередь влияет на качество запоминания зрительного материала и оказывает в дальнейшем негативное влияние на формирование мыслительных процессов.
Речь.
Зрительная патология влияет на формирование речи дошкольников с амблиопией и косоглазием. В психологии различают следующие функции речи: коммуникативная, обобщающая, регулирующая. Особенности формирования коммуникативной функции речи заключается в трудностях восприятия образцов артикуляции. Это осложняет формирование фонетической стороны устной речи. Затруднено и овладение словарным запасом, т. к. у слабовидящих дошкольников сужен объём воспринимаемого пространства и ограниченно поле деятельности. Это, в свою очередь, ведет к отклонению в формировании и смысловой стороны коммуникативной функции речи. Обобщающая сторона речи является оперативным инструментом мышления человека.
Не дифференцированность зрительных образов, бедность зрительных представлений, не сформированность системы сенсорных эталонов детей с косоглазием и амблиопией затрудняет качественное формирование данной речевой функции. Особенности регулирующей функции речи связанны с характерологическими особенностями каждого человека. Это общее положение характерно и для слабовидящих.
Мыслительныепроцессы.
Особенности формирования мыслительных процессов у детей с косоглазием и амблиопией зависят от индивидуальных особенностей развития всех психических процессов ребенка. В человеческом развитии нет ничего изолированного. Отклонение любой функции организма, любой стороны психического развития влечет за собой изменения и перестройку всех функций и сторон. Мышление, как высшая форма отражения действительности, в детском возрасте связанно со всеми перечисленными психическими процессами. Как уже было указано, особенности ощущения и восприятия, внимания и памяти влияют на формирование всех мыслительных процессов. Для качественного процесса обобщения необходимо иметь достаточный запас чувственного опыта, уметь выделять главное, существенное. Следовательно, этот процесс может быть сформирован только в работе над зрительным восприятием, вниманием, памятью. Для развития аналитико-синтетической деятельности необходимо овладение сенсорными эталонами, прочными динамическими стереотипами, стойкими процессами дифференцирования поступающих сигналов из внешнего мира. Следовательно, эти процессы вырабатываются в деятельности ребенка. На формирование процесса абстрагирования влияет практический опыт ребенка, что тоже возможно только в деятельности.
Межсистемные отклонения в физическом развитии.
Патология органа зрения опосредованно влияет на физическое развитие ребенка с амблиопией и косоглазием. При правильно организованной коррекционной работе отклонения в физическом развитии могут не проявиться. Однако следует помнить, что при более грубых, значительных отклонениях развитие всей двигательной сферы требует пристального внимания со стороны взрослых. Для предупреждения и коррекции возможных отклонений необходима целенаправленная систематическая работа.
Отклонения в двигательных навыках проявляются, прежде всего, в нарушениях координации и ориентировки в большом пространстве. Со стороны моторики у слабовидящих детей встречаются стертые двигательные нарушения, проявляющиеся в неловкости, некоординированности, скованности движений, быстрой утомляемости, в неумении выполнять сложные двигательные акты. Данные нарушения исправляются путем выполнения двигательных заданий, которые имеют целью развитие мышечно-суставного чувства, ориентировки в пространстве и времени, способности ощущать темп, быстроту движений, их амплитуду.
Вторичным отклонением при низкой остроте зрения является нарушение осанки. Впоследствии сколиоз становится самостоятельным нарушением, влекущим за собой новые отклонения развития: гиподинамию, нарушение обмена веществ, нарушение в работе внутренних органов и др.
Нарушения в формировании навыков мелкой моторики также являются вторичными отклонениями патологии органа зрения. Движения руки у ребенка с амблиопией и косоглазием носят неточный, скованный характер. Работа мелкой моторики сопровождается повышенным, чрезмерным напряжением, что в свою очередь ведет к быстрой утомляемости и нежеланию выполнять ребенком задания, связанные с мелкими точными движениями руки: вырезывание по контуру, рисование, штриховка и т. п.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ГЛАЗА – ОКНО В ОКРУЖАЮЩИЙ МИР. ОЧЕНЬ ТРУДНО БЫТЬ ДРУГИМ НЕПОХОЖИМ, НЕТАКИМ
ЦЕЛЬ: Повышение компетенции родителей по вопросам воспитания и обучения детей с нарушением зрения Задачи: Формировать у родителей представления о возможностях детей с нарушением зрения. Знакомить родителей с особенностями коррекционной работы. Способствовать сближению родителей и детей с целью их дальнейшего участия в жизни группы. Оптимизировать детско-родительские отношения.
МЫ ВИДИМ МИР НЕМНОГО ПО-ДРУГОМУ МИОПИЯ
АМБЛИОПИЯ
АСТИГМАТИЗМ
ГЛАУКОМА
КАТАРАКТА ДАЛЬТОНИЗМ
Трудно ли вам, уважаемые родители, выполнять задания?
ТРУДНОСТИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ Недостаточно зрительных образов Искаженное восприятие сенсорных эталонов Нарушение ориентировки в пространстве Бедный словарный запас… незрелая эмоционально-волевая сфера Бедный эмоциональный мир Нарушение общей и мелкой моторики
КАК ПРЕОДОЛЕТЬ ЭТИ ТРУДНОСТИ ПРАВИЛЬНЫЙ РЕЖИМ ДНЯ СОБЛЮДЕНИЕ ЗРИТЕЛЬНЫХ НАГРУЗОК ПРАВИЛЬНЫЙ ПОДБОР НАГЛЯДНОГО И РАЗДАТОЧНОГО МАТЕРИАЛА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СПЕЦ.СРЕДСТВ ДЛЯ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ М/С ОРТОПТИСТКИ И ПЕДАГОГОВ
КАК ПРЕОДОЛЕТЬ ЭТИ ТРУДНОСТИ ПРАВИЛЬНЫЙ ПОДБОР НАГЛЯДНОГО И РАЗДАТОЧНОГО МАТЕРИАЛА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СПЕЦ.СРЕДСТВ ДЛЯ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ Видео для родителей 7 группа готово. avi
ОШИБКИ РОДИТЕЛЕЙ Чрезмерная опека Неадекватность предъявляемых действий к ребенку в семье Воспитание в стиле «кумир семьи.
НАШИ СОВЕТЫ ЧАЩЕ РАЗГОВАРИВАЙТЕ С ДЕТЬМИ,ОЗВУЧИВАЙТЕ ТО, ЧТО ВЫ ДЕЛАЕТЕ СПОКОЙНО ПОВТОРЯЙТЕ ПРОСЬБЫ, ИЗ-ЗА НЕУСТОЙЧИВОГО ВНИМАНИЯ УЧИТЕ РЕБЕНКА ВНИМАТЕЛЬНО И ДО КОНЦА ВЫСЛУШИВАТЬ ВЗРОСЛОГО И ОТВЕЧАТЬ НА ВОПРОСЫ «ВСЕ, ЧТО МОЖНО, ПРЕДСТАВЬТЕ РЕБЕНКУ НАГЛЯДНО» УЧИТЕ МАЛЫША ОБСЛЕДОВАТЬ ОКРУЖАЮЩИЕ ПРЕДМЕТЫ НЕ ТОЛЬКО С ПОМОЩЬЮ ЗРЕНИЯ, НО И С ПОМОЩЬЮ ОСЯЗАНИЯ
ПРАВИЛА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ Самая важная цель для слабовидящего ребёнка – стать самостоятельным человеком Ребёнку с нарушением зрения нужны все те же самые знания, умения и опыт, что и зрячему Важно научить ребёнка выполнять задачу самостоятельно, а не делать всё за него Ребёнок должен получить информацию об окружающем мире через собственные ощущения: трогая, слушая, нюхая, пробуя на вкус, действуя с предметами. Помогите ребёнку с нарушениями зрения участвовать во ВСЁМ
Л.С.Выготский «Аномальное развитие – не дефектное, а своеобразное развитие, не ограничивающееся отрицательными признаками, а имеющие целый ряд положительных, возникающих в силу приспособления ребёнком с дефектом к миру».
Литература и электронные ресурсы: Психология воспитания детей с нарушением зрения. Под ред. Л.И. Солнцевой, В.З. Денискиной. 2004 г. Подготовка детей дошкольного возраста к плеопто-ортоптическому лечению. З.П. Малеева.2009 г. Ж. Воспитание и обучение № 3 2009 г., статья М.П. Бондаренко. poglazam.ru t-zrenie.ru yazdorov.kz
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на родительской конференции "Что такое родительский авторитет?"
«Что такое авторитет?» - этот вопрос волнует многих из нас. Родительская семья считается одним из самых важных и влиятельных факторов воспитания любого ребенка. Семейные условия, включая социальное по...
Консультация для родителей по гендерному воспитанию "Мальчишки и девчонки. Такие похожие и такие разные!"
Консультация для родителей по гендерному воспитанию "Мальчишки и девчонки. Такие похожие и такие разные!" младший возраст...
Конспект родительского собрания в средней группе ДОО на актуальную тему: "Есть способ иметь друга-это БЫТЬ другом".
Конспект родительского собрания в средней группе ДОО на актуальную тему: "Есть способ иметь друга-это БЫТЬ другом".Цель собрания: привлечь внимание родителей к проблеме общения детей....
Выступление на родительском собрании: «Мы должны быть примером для своих детей или несколько правил для родителей»
Цель: способствовать формированию ситуации общности интересов между педагогами и родителями....
Консультация для родителей «Мальчишки и девчонки… » - такие похожие, но такие разные! Воспитатель: Койносова Елена Станиславовна МАДОУ ЦРР д/с №14 г.Кропоткин
Консультация для родителей «Мальчишки и девчонки… » - такие похожие, но такие разные! Воспитатель: Койносова Елена Станиславовна МАДОУ ЦРР д/с №14 г.Кр...
буклет – памятка для родителей о толерантности «Будь не таким, как другие, и позволь другим быть другими!»
Буклет – памятка для родителей о толерантности «Будь не таким, как другие, и позволь другим быть другими!»...
Выступление на родительском собрании: «Кто такой логопед и что такое логопедическая группа?»
Очень часто встречала в своей практике боязнь родителей определить своего ребёнка в логопедический детский сад. Часто слышала такую фразу: «В логопедическую группу? У меня ребёнок «нормаль...