развиваем внимание дошкольника
методическая разработка по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Недостаточное развитие внимания у дошкольников при поступлении в школу создаёт немало проблем в обучении и самим детям, и их педагогам. У дошкольников основные свойства внимания развиты ещё очень слабо: оно имеет небольшой объём, плохо распределяется, неустойчиво. Сосредоточенным внимание остаётся до тех пор, пока у ребёнка сохраняется интерес к воспринимаемым объектам. К началу обучения в школе у ребёнка постепенно формируется произвольное внимание. Оно требует от ребёнка волевых усилий: приходится делать не то, что хочется, а то, что необходимо.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvivaem_vnimanie_doshkolnika.docx567.79 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель-дефектолог Чимаева Н.В.

РАЗВИВАЕМ ВНИМАНИЕ ДОШКОЛЬНИКА.

Сегодня мы поговорим о том, как подготовить ребёнка к школе в аспекте развития внимания.

ЧТО ТАКОЕ ВНИМАНИЕ?

На этот вопрос я уже отвечала ранее. Сегодня мы рассмотрим насколько развитие внимания, внимательности важно для успешного обучения в школе, в жизни и как его развивать.

Недостаточное развитие внимания у дошкольников при поступлении в школу создаёт немало проблем в обучении и самим детям, и их педагогам. У дошкольников основные свойства внимания развиты ещё очень слабо: оно имеет небольшой объём, плохо распределяется, неустойчиво. Сосредоточенным внимание остаётся до тех пор, пока у ребёнка сохраняется интерес к воспринимаемым объектам. К началу обучения в школе у ребёнка постепенно формируется произвольное внимание. Оно требует от ребёнка волевых усилий: приходится делать не то, что хочется, а то, что необходимо.

В последнее время всё чаще говорят о «дефиците внимания» - неспособности ребёнка сконцентрировать внимание в течение короткого промежутка времени. Ребёнок не только не способен завершить выполнение поставленной задачи, но и небрежен в её выполнении. На занятии он не может работать вместе со всеми детьми, он постоянно отвлекается на окружающие звуки или зрительные раздражители, не способен до конца выполнить задание, делает много ошибок, но не из-за непонимания, а из-за невнимательности.

ВНИМАТЕЛЬНОСТЬ – это важнейшее качество, которое помогает отделять второстепенное от главного и сосредотачивать мыслительные процессы на объекте. Мир переполнен информацией и объектами. В головной мозг каждую секунду поступают тысяча сигналов из внешней среды. Если бы мы не фильтровали информацию, наш мозг был бы перегружен.

О ДЕФИЦИТЕ ВНИМАНИЯ у своего ребёнка родители обычно узнают в начале первого года обучения в школе. Так как внимание является важнейшей психической функцией, обеспечивающей успешность обучения, то в конце первого полугодия такой ребёнок уже заметно отстаёт в учёбе. Чтобы избежать таких проблем, родителям необходимо выяснить насколько соответствует развитие внимания возрастным нормам, а так же заняться тренировкой внимания у дошкольника.

К сожалению, или к счастью, внимание не врожденное свойство, а приобретенное и приобретается оно большей частью в дошкольном детстве.

Если ВНИМАНИЕ – приобретенное свойство, значит, его МОЖНО РАЗВИВАТЬ! И для этого существуем множество различных упражнений. Как правило, многие из них широко используют в детском саду и школе, но есть и такие упражнения, которые можно и нужно использовать дома, в семье.

Сразу хочу Вас успокоить. Для большинства таких упражнений не нужны какие-то знания и специальное оборудование, не нужно время и подготовка. Все, что необходимо – это ваше желание. А желание у ребенка появится сразу, как только Вы скажете: «Давай, поиграем!»

ВО ЧТО ИГРАТЬ?

Вот несколько простейших игр.

Как часто вы ходите с ребенком по улице? Каждый день. В сад, в магазин, на прогулку… А Вы обращаете внимание на людей, которые проходят мимо? Нет? Зря! Всех прохожих вы можете использовать для интересной игры «Кто внимательнее?»

Вы отмечаете у встречного человека, какую-то особенность: цвет пальто, рост, цвет волос, наличие сумки, количество пуговиц, и спрашиваете у ребенка: «Какого цвета была сумка у того человека»?

Например, сидит на соседней скамейке человек. Вы отметили, что у него в руках книга. По возможности делаете так, чтобы ребенок не мог повернуться в сторону этого человека и спрашиваете: «Что у этого человека в руках?» Если ребенок заметил – отлично! Если нет, позвольте ему повернуться и посмотреть, а если он опять не заметил, только тогда скажите.

Сели в маршрутку или троллейбус. Спросите и ребенка: «Какого цвета эта маршрутка?»

Выйдите из магазина, а потом поинтересуйтесь, сколько человек было в магазине? Или какого цвета там дверь? Или сколько окон было в магазине?

Первое время, Вы и сами не всегда будете замечать такие вещи. К слову, дети очень часто оказываются внимательнее нас, взрослых.

Вы можете играть так по очереди. Задаете вопрос Вы, а потом – ребенок. Такие игры носят развлекательный характер, очень нравятся детям, потому что они часто ставят взрослых в положение Незнайки и радуются тому, что хоть иногда могут быть умнее нас.

Вы думаете, что это баловство? А разве баловство не может приносить пользы? Таким способом мы учим ребенка замечать различные мелочи, запоминать все, что есть вокруг него, развиваем познавательную активность. Это значит, что мозг ребенка постоянно находится в активном поиске интересных моментов, впитывает, как губка, все, что замечает, и учится замечать все больше и больше мелочей.

С детьми постарше можно усложнить работу, побуждая их считать предметы без присчитывания, воспринимая картинку целиком: Сколько машин красного цвета стоит во дворе? Сколько скамеек было на этой дорожке парка? Сколько ступенек в этом магазине? Причем, спрашивать это тогда, когда объект уже не в поле зрения ребенка. Пусть постарается припомнить. Оптимально, если после ответа ребенка, Вы можете вернуться в это место и проверить ответ ребенка.

Существует множество ИГР для развития внимания. Приведу лишь некоторые из них.

  • Игра с мячом «съедобное-несъедобное» помогает развивать быстроту не только физической, но и умственной реакции.
  •  Искать на картинках «10 отличий».
  • Таблицы Шульте с цифрами и буквами (табличка с расположенными в ней в хаотическом порядке знаками, которые нужно отыскивать и называть в порядке алфавита для букв или убывания-возрастания для цифр).
  • В тексте находить буквы: например, зачеркивать все буквы «а», а буквы «р» обводить в кружочек.
  • Предлоги.
  • Выполнять графические диктанты и мн. др.

«Игра предлоги»

Повторяем предлоги, строим предложения с предлогами, тренируем наблюдательность. Например, Расскажи, где стоит трактор? Трактор стоит на тумбочке. И др.

https://mail.yandex.ru/message_part/20231026_064516.jpg?_uid=86190220&name=20231026_064516.jpg&hid=1.2&ids=184366109745572041&no_disposition=y&exif_rotate=yC:\Users\3455\Desktop\20231026_064549.jpgC:\Users\3455\Desktop\20231026_064533.jpg

C:\Users\3455\Desktop\20231026_064516.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развиваем внимание дошкольника.

Развиваем внимание дошкольника1.Реже говорите ребенку: «Не отвлекайся4 смотри внимательно; сколько раз можно повторять тебе одно и то же». Не спешите возмущаться.2. Придайте собственным интонациям эмо...

Консультация "Развиваем память и внимание дошкольников"

Консультация-практикум  для родителей с подбором игр для развития памяти и внимания дошкольников....

Развиваем внимание дошкольника

Внимание – основной психический процесс, который помогает человеку выделять важную информацию о мире, а незначительную – игнорировать. Это явление начинает свой путь с рождения ребенк...

Консультация для родителей на тему: «Важно ли быть внимательным: «Как развивать внимание дошкольников 5 – 7 лет»

laquo;Важно ли быть внимательным: «Как развивать внимание дошкольников 5 – 7 лет»...

Развиваем внимание дошкольника

Развитие внимание дошкольника...

Развиваем внимание дошкольников

Игры на развитие процессов внимания...

Развиваем внимание дошкольника

Одно из самых  важных качеств, благодаря которому мы можем познавать и изучать что-то новое- это внимание.Внимание обладает определенными свойствами, объемом, устойчивостью, концентрацией, избира...