развиваем внимание дошкольника
методическая разработка по коррекционной педагогике (подготовительная группа)
Недостаточное развитие внимания у дошкольников при поступлении в школу создаёт немало проблем в обучении и самим детям, и их педагогам. У дошкольников основные свойства внимания развиты ещё очень слабо: оно имеет небольшой объём, плохо распределяется, неустойчиво. Сосредоточенным внимание остаётся до тех пор, пока у ребёнка сохраняется интерес к воспринимаемым объектам. К началу обучения в школе у ребёнка постепенно формируется произвольное внимание. Оно требует от ребёнка волевых усилий: приходится делать не то, что хочется, а то, что необходимо.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvivaem_vnimanie_doshkolnika.docx | 567.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитель-дефектолог Чимаева Н.В.
РАЗВИВАЕМ ВНИМАНИЕ ДОШКОЛЬНИКА.
Сегодня мы поговорим о том, как подготовить ребёнка к школе в аспекте развития внимания.
ЧТО ТАКОЕ ВНИМАНИЕ?
На этот вопрос я уже отвечала ранее. Сегодня мы рассмотрим насколько развитие внимания, внимательности важно для успешного обучения в школе, в жизни и как его развивать.
Недостаточное развитие внимания у дошкольников при поступлении в школу создаёт немало проблем в обучении и самим детям, и их педагогам. У дошкольников основные свойства внимания развиты ещё очень слабо: оно имеет небольшой объём, плохо распределяется, неустойчиво. Сосредоточенным внимание остаётся до тех пор, пока у ребёнка сохраняется интерес к воспринимаемым объектам. К началу обучения в школе у ребёнка постепенно формируется произвольное внимание. Оно требует от ребёнка волевых усилий: приходится делать не то, что хочется, а то, что необходимо.
В последнее время всё чаще говорят о «дефиците внимания» - неспособности ребёнка сконцентрировать внимание в течение короткого промежутка времени. Ребёнок не только не способен завершить выполнение поставленной задачи, но и небрежен в её выполнении. На занятии он не может работать вместе со всеми детьми, он постоянно отвлекается на окружающие звуки или зрительные раздражители, не способен до конца выполнить задание, делает много ошибок, но не из-за непонимания, а из-за невнимательности.
ВНИМАТЕЛЬНОСТЬ – это важнейшее качество, которое помогает отделять второстепенное от главного и сосредотачивать мыслительные процессы на объекте. Мир переполнен информацией и объектами. В головной мозг каждую секунду поступают тысяча сигналов из внешней среды. Если бы мы не фильтровали информацию, наш мозг был бы перегружен.
О ДЕФИЦИТЕ ВНИМАНИЯ у своего ребёнка родители обычно узнают в начале первого года обучения в школе. Так как внимание является важнейшей психической функцией, обеспечивающей успешность обучения, то в конце первого полугодия такой ребёнок уже заметно отстаёт в учёбе. Чтобы избежать таких проблем, родителям необходимо выяснить насколько соответствует развитие внимания возрастным нормам, а так же заняться тренировкой внимания у дошкольника.
К сожалению, или к счастью, внимание не врожденное свойство, а приобретенное и приобретается оно большей частью в дошкольном детстве.
Если ВНИМАНИЕ – приобретенное свойство, значит, его МОЖНО РАЗВИВАТЬ! И для этого существуем множество различных упражнений. Как правило, многие из них широко используют в детском саду и школе, но есть и такие упражнения, которые можно и нужно использовать дома, в семье.
Сразу хочу Вас успокоить. Для большинства таких упражнений не нужны какие-то знания и специальное оборудование, не нужно время и подготовка. Все, что необходимо – это ваше желание. А желание у ребенка появится сразу, как только Вы скажете: «Давай, поиграем!»
ВО ЧТО ИГРАТЬ?
Вот несколько простейших игр.
Как часто вы ходите с ребенком по улице? Каждый день. В сад, в магазин, на прогулку… А Вы обращаете внимание на людей, которые проходят мимо? Нет? Зря! Всех прохожих вы можете использовать для интересной игры «Кто внимательнее?»
Вы отмечаете у встречного человека, какую-то особенность: цвет пальто, рост, цвет волос, наличие сумки, количество пуговиц, и спрашиваете у ребенка: «Какого цвета была сумка у того человека»?
Например, сидит на соседней скамейке человек. Вы отметили, что у него в руках книга. По возможности делаете так, чтобы ребенок не мог повернуться в сторону этого человека и спрашиваете: «Что у этого человека в руках?» Если ребенок заметил – отлично! Если нет, позвольте ему повернуться и посмотреть, а если он опять не заметил, только тогда скажите.
Сели в маршрутку или троллейбус. Спросите и ребенка: «Какого цвета эта маршрутка?»
Выйдите из магазина, а потом поинтересуйтесь, сколько человек было в магазине? Или какого цвета там дверь? Или сколько окон было в магазине?
Первое время, Вы и сами не всегда будете замечать такие вещи. К слову, дети очень часто оказываются внимательнее нас, взрослых.
Вы можете играть так по очереди. Задаете вопрос Вы, а потом – ребенок. Такие игры носят развлекательный характер, очень нравятся детям, потому что они часто ставят взрослых в положение Незнайки и радуются тому, что хоть иногда могут быть умнее нас.
Вы думаете, что это баловство? А разве баловство не может приносить пользы? Таким способом мы учим ребенка замечать различные мелочи, запоминать все, что есть вокруг него, развиваем познавательную активность. Это значит, что мозг ребенка постоянно находится в активном поиске интересных моментов, впитывает, как губка, все, что замечает, и учится замечать все больше и больше мелочей.
С детьми постарше можно усложнить работу, побуждая их считать предметы без присчитывания, воспринимая картинку целиком: Сколько машин красного цвета стоит во дворе? Сколько скамеек было на этой дорожке парка? Сколько ступенек в этом магазине? Причем, спрашивать это тогда, когда объект уже не в поле зрения ребенка. Пусть постарается припомнить. Оптимально, если после ответа ребенка, Вы можете вернуться в это место и проверить ответ ребенка.
Существует множество ИГР для развития внимания. Приведу лишь некоторые из них.
- Игра с мячом «съедобное-несъедобное» помогает развивать быстроту не только физической, но и умственной реакции.
- Искать на картинках «10 отличий».
- Таблицы Шульте с цифрами и буквами (табличка с расположенными в ней в хаотическом порядке знаками, которые нужно отыскивать и называть в порядке алфавита для букв или убывания-возрастания для цифр).
- В тексте находить буквы: например, зачеркивать все буквы «а», а буквы «р» обводить в кружочек.
- Предлоги.
- Выполнять графические диктанты и мн. др.
«Игра предлоги»
Повторяем предлоги, строим предложения с предлогами, тренируем наблюдательность. Например, Расскажи, где стоит трактор? Трактор стоит на тумбочке. И др.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развиваем внимание дошкольника.
Развиваем внимание дошкольника1.Реже говорите ребенку: «Не отвлекайся4 смотри внимательно; сколько раз можно повторять тебе одно и то же». Не спешите возмущаться.2. Придайте собственным интонациям эмо...
Консультация "Развиваем память и внимание дошкольников"
Консультация-практикум для родителей с подбором игр для развития памяти и внимания дошкольников....
Развиваем внимание дошкольника
Внимание – основной психический процесс, который помогает человеку выделять важную информацию о мире, а незначительную – игнорировать. Это явление начинает свой путь с рождения ребенк...
Консультация для родителей на тему: «Важно ли быть внимательным: «Как развивать внимание дошкольников 5 – 7 лет»
laquo;Важно ли быть внимательным: «Как развивать внимание дошкольников 5 – 7 лет»...
Развиваем внимание дошкольника
Развитие внимание дошкольника...
Развиваем внимание дошкольников
Игры на развитие процессов внимания...
Развиваем внимание дошкольника
Одно из самых важных качеств, благодаря которому мы можем познавать и изучать что-то новое- это внимание.Внимание обладает определенными свойствами, объемом, устойчивостью, концентрацией, избира...