План по самообразованию 2022-2023 гг
учебно-методический материал по коррекционной педагогике

Тема: «Сказкотерапия - как средство формирования речи дошкольников».

Сказкотерапия – это метод, использующий сказочную форму для речевого развития личности, расширения сознания и совершенствования взаимодействия через речь с окружающим миром. Основной принцип сказкотерапии – это целостное развитие личности.

 

Язык и речь - это основное средство проявления важнейших психических процессов памяти, восприятия, мышления, а также развития других сфер: коммуникативной и эмоционально-волевой. Этим и обусловлен выбор моей темы. В то время, как развивается наука, в жизнь внедряется компьютеризация, народный язык начинает терять эмоциональность. Его заполонили иностранные слова, а язык компьютера лишен окраски, образности. Через сказки ребёнок не только развивает свою речь, но и, осваивая его красоту, лаконичность, приобщается к культуре. К тому же словесное творчество народа представляет собой особый вид искусства, то есть вид духовного освоения действительности человеком с целью творческого преобразования окружающего мира «по законам красоты».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 22-23_plan_samoobrazovanie.docx25.35 КБ

Предварительный просмотр:

Перспективный план работы по самообразованию на 2022-2023 г.г.

Учителя-логопеда подготовительной к школе группы № 6 Денисовой С.В.

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 68»

Тема: «Сказкотерапия - как средство формирования речи дошкольников».

Проблема: 

Развитие речи становится всё более актуальной проблемой в нашем обществе. Предпосылки и прямую угрозу надвигающейся языковой катастрофы создают такие явления как неуклонно снижающийся уровень общей и бытовой культуры, широкое распространение бульварной литературы, агрессивно-примитивная речь телевизионной рекламы, зарубежных боевиков и мультфильмов.
На современном этапе поиск новых форм и методов обучения, развития и воспитания детей – один из насущных вопросов дошкольной педагогики. В настоящее время наблюдается повышенное внимание к развитию личности ребёнка. Это связывает возможность обновления и качественного улучшения его речевого развития. Показатели речи и свойства личности взаимосвязаны, и они должны быть в центре внимания взрослых, заботящихся о своевременном и гармоничном развитии ребёнка.
Сказка как жанр художественной литературы находит применение в различных областях работы с детьми – дошкольниками, имеющими нарушения речи. Многочисленные исследования учёных-педагогов в области дошкольной и коррекционной педагогики (Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Аникин В. П., Большунова Н. Я., Кабачек О. А. и др.) показали, что проблему общего недоразвития речи детей дошкольного возраста можно решать через использование метода сказкотерапии, потому как именно дошкольный возраст является сензитивным периодом речевого развития и творчества детей.
Сейчас многие педагоги в своей практике сталкиваются с тем, что  родители не читают сказки. А ведь это так важно! В сказках дети находят частички своей души, отголоски своей жизни. Кроме того, сказки вселяют в ребенка надежду. Чем дольше ребенок верит в волшебного Деда Мороза, который приносит подарки в новогоднюю ночь, тем оптимистичнее будут его взгляды на жизнь.

Само слово СКАЗКА – это устное, художественное произведение, преимущественно прозаического, волшебного, авантюрного или бытового характера, с установкой на вымысел.

Сказкотерапия – это метод, использующий сказочную форму для речевого развития личности, расширения сознания и совершенствования взаимодействия через речь с окружающим миром. Основной принцип сказкотерапии – это целостное развитие личности.

Язык и речь - это основное средство проявления важнейших психических процессов памяти, восприятия, мышления, а также развития других сфер: коммуникативной и эмоционально-волевой. Этим и обусловлен выбор моей темы. В то время, как развивается наука, в жизнь внедряется компьютеризация, народный язык начинает терять эмоциональность. Его заполонили иностранные слова, а язык компьютера лишен окраски, образности. Через сказки ребёнок не только развивает свою речь, но и, осваивая его красоту, лаконичность, приобщается к культуре. К тому же словесное творчество народа представляет собой особый вид искусства, то есть вид духовного освоения действительности человеком с целью творческого преобразования окружающего мира «по законам красоты».

Цель: совершенствование профессиональной деятельности, повышение профессионального развития по теме.

Задачи:

1.Проанализировать педагогическую, психологическую, методическую литературу по данной теме.

2. Подобрать и разработать картотеки сказок (художественных, психотерапевтических, психокоррекционных, дидактических, медитативных), речевых игр и упражнений; сценарии сказок, картотеки театрализованных игр, этюдов; картотеки литературных викторин, мнемотаблицы по сказкам.

3. Организовать работу по развитию словесного творчества старших дошкольников, начиная с обучения составлению репродуктивно-творческих импровизаций по содержанию знакомых сказок и последующего придумывания собственных сказок, их драматизаций.

4. Создать уголок сказки. Заботиться об оснащении театрализованных игр: приобретение театральных игрушек, изготовление игрушек-самоделок, костюмов, декораций, атрибутов, отражающими театрализованные игры воспитанников;

5. Уделять серьезное внимание подбору литературных произведений для пересказа и театрализованных игр: с понятной для детей моральной идеей, с динамичными событиями, с персонажами, наделенными выразительными характеристиками.

6. Оптимизировать работу с родителями: подготовить консультативный материал для родителей, провести анкетирование с целью выявления компетенции родителей в вопросах речевого развития детей, установления обратной связи.

Гипотеза.

Считаю, что в настоящее время, когда сказка совершенно незаслуженно отодвинута всеми на второе место после мультфильмов и компьютерных игр, использование метода сказкотерапии будет способствовать не только развитию связной речи детей-дошкольников, но и становлению ребёнка как личности.

Предполагаемые результаты:

- Положительная динамика развития связной речи детей.

-Развитие речи методом сказкотерапии поможет развить интересы и способности ребенка, научит преодолевать робость, застенчивость и неуверенность в себе.    

-Будет способствовать проявлению любознательности, стремлению к познанию нового, развитию ассоциативного мышления, эмоций при пересказе знакомых произведений, сочинении своих сказок, проигрывании ролей.

-Повышение культуры речевого общения, обогащение словарного запаса детей.

-В процессе знакомства с художественной литературой, дети учатся применять грамматические навыки и умения в диалогической (ответы на вопросы, беседы) и монологической (словесное творчество) речи, использовать средства художественной выразительности языка и его грамматических средств.

-Совместная работа педагогов и родителей способствует интеллектуальному, эмоциональному и эстетическому развитию детей.

Основные направления реализации программы саморазвития:

1.Самообразование по теме «Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста методом сказкотерапии».

2.Взаимодействие с детьми по поводу апробации материалов.

3.Взаимодействие с коллегами по проблеме.

4.Взаимодействие с родителями (законными представителями) в вопросах выбранной темы.

Этапы реализации:

2 этап: практический.

Формы работы.

- Чтение детям сказок, рассматривание иллюстрации для правильного восприятия текста.

- Беседы по содержанию сказок.

- Инсценировка сказок.

-Пальчиковые игры по сказам.

- Дидактические игры.

Просмотр мультфильмов.

- Отгадывание загадок по сказкам.

Содержание работы по самообразованию (на учебный год 2022-2023)

Этап работы по

самообразованию

Содержание работы

Сроки выполнения

Результат

1I этап: практический

 1.   Изучение методической, педагогической и предметной литературы, изучение опыта педагогов ДОУ:  

1.  Быстрова Г. А., Сизова Э. А., Шуйская Т. А. «Логосказки» - СПб. «КАРО», 2001

2. Громова О. Е. «Инновации – в логопедическую практику», М. : Линка-Пресс, 2008

3. Лапковская В. П., Володькова Н. П. «Рече-вые развлечения в детском саду», М. : Мозаика-Синтез, 2009

     4. В.П. Глухов «Методика формирования навыков связных высказываний у дошкольников с общим недоразвитием речи»

     5.А.А.Гуськова «Мультфильмы в детском саду»-М,ТЦ «Сфера»-2010

     6.А.А. Гуськова «Развитие монологической речи детей 6-7 лет .Занятия на основе сказок»

     7.И.Н.Лебедева «Развитие связной речи дошкольников», -Спб-2009

     8.Нищева Н.Н. «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста», Спб-2009

     9. Л.Н.Шаманская, Л.Ю.Козина «Путешествие по сказкам»,М-ТЦ «Сфера» 

     

Сентябрь

Ноябрь

Январь

Март

 

В течение учебного года

Аннотация на методическую литературу.

Изучение литературы по проблеме, систематизация имеющегося опыта.

Планирование конспектов занятий.

Изучение статьи, подготовка консультации для выступления на педагогическом часе в ДОУ.

Изучение статьи, составление консультации для родителей.

2.Обзор в Интернете информации по теме

В течение учебного года

Изучить публикации, статьи теме: «Сказкотерапия - как средство формирования речи дошкольников» и использовать методический материал в работе и в календарном планировании.

3. Планирование участия в педагогических советах, МО, семинарах, конкурсах (по плану ДОУ, УДО):

- Консультация для педагогов ДОУ 68 «Театрализованная деятельность детей, как средство преодоления речевых нарушений».

- Консультация с целью изучения и приобретения опыта. Памятка «Что такое сказкотерапия?».

- Консультация для родителей «Логосказки в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи»

- Участие в Республиканском конкурсе профессионального мастерства «Открытое занятие года»

- Участие в Республиканском творческом конкурсе «Растём, читая С. Маршака» в номинации: «Чтение вслух и наизусть», со стихотворением «Волк и лиса». (На базе библиотеки №5 Набережные Челны).

- Участие в конкурсе методических разработок «Вернисаж». Презентация из опыта работы: ковробук - «Волшебный мир природы».

- Муниципальный конкурс «Лучшая игровая среда по речевому развитию дошкольников» (ДОУ № 3)

- Зональный конкурс «Брейн - ринг».

Сентябрь -май

Участие в конкурсах, выставках и мероприятиях, УДО, ДОУ с консультациями, авторской дидактической игрой, подготовка выступления из опыта работы.

4. Реализация авторской программы кружковой деятельности (бесплатной).

Октябрь-май

Внедрить в работу авторскую программу «Сказочная планета» по речевому развитию в соответствии с годовым планом ДОУ и возрастными особенностями детей.

5.Дополнительная работа с детьми: диагностика детей по выбранной теме в начале и конце учебного года, беседы, праздники и развлечения, выставки детских работ, кружки и т.д:

  1. Развлечение «Путешествие в волшебную страну звуков»
  2. ООД по развитию речи «Страна волшебных сказок»»
  3. Театрализованные игры «Теремок для малышей», «Сундучок с сюрпризом»
  4. Досуг «Путешествие по сказкам»

Сентябрь- май

- Проведение занятий по развитию речи для молодых специалистов МДОУ №68.

Работа с детьми над развитием речи через театральную деятельность.

6.Проведение мониторинга согласно теме самообразования.

Май 2023

Мониторинг согласно теме самообразования. Составление отчета по результатам мониторинга.

7.Изготовление пособий и атрибутов:

- Пополнение РППС атрибутами к играм:

«По грибы», «Что у лисы в лесу», «Авторский альбом по обучению грамоте, автоматизации звуков (Р Л)»

«Игры по развитию речевого дыхания»

Д/И «Расскажи сказку по картинке».

      Октябрь-май

Разработка и изготовление развивающих игр, картотеки, пополнение игровых центров.

8.Проведение открытых ООД для анализа со стороны коллег:

- ООД по формированию грамматического строя речи «Маленькая страна»;

- ООД по развитию фонематического восприятия «Лексические упражнения»

 - Проведение занятия по развитию речи для молодых специалистов МДОУ №68 и родителей.

9.Посещение МО, КПК, семинаров, конференций, ООД коллег:

- Публикация статьи: «Конспект образовательной деятельности по речевому развитию на тему: «Ребятам о зверятах»», в №2 (сентябрь)2022 года в сетевом издании «Интеллект».

- Муниципальный семинар «Развитие высших психических функций, эмоционально-волевой сферы дошкольников коррекционных групп посредством внедрения инновационных технологий» (ДОУ № 53)

Выступление из опыта работы: «Использование инновационного, многофункционального пособия «Логопедический дворик» в индивидуальной и подгрупповой работе с детьми с ОНР»

- Зональный семинар-практикум «Эффективные средства, формы, современные методики по запуску и развитию речи детей с ОВЗ» (ДОУ № 57)

- Всероссийский вебинар «Оперативное создание интерактивной документации для логопедов, психологов и дефектологов в условиях ДОУ»

Участие и выступления из опыта работы на МО, семинарах среди ДОУ НМР.

10.Помещение своих разработок на сайтах в Интернете (личный сайт педагога)

Сентябрь-май

Публикации в специализированных изданиях, статьи в методические журналы, буклеты, размещение материалов на образовательных сайтах в Интернете.

                         

                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

план по самообразованию 2022-2023 учебный год

Поступление в школу - это новый этап в жизни ребёнка. Многие дети с трепетом и тревогой и волнением переступают порог школы. Ведь их личность стала занимать более значимую социальную позицию - школьни...

план по самообразованию 2022-2023 учебный год

Актуальность темыРебёнок дошкольного возраста – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний....

План по самообразованию 2022-2023 уч. год Тема: «Развитие речи детей 3-4 лет через чтение сказки»

Статистика свидетельствует, что в последние десятилетия число детей, имеющих речевые нарушения, значительно увеличилось. Что же делать? Как помочь нашим детям? Необходимо читать ребёнку, рассказы...

План по самообразованию 2022-2023 гг. «Сенсорное развитие детей среднего дошкольного возраста посредством дидактических игр».

Тема: «Сенсорное развитие детей среднего дошкольного возрастапосредством дидактических игр»....

План по самообразованию 2022-2023 учебный год " Экологическое воспитание дошкольников в различных видах деятельности с использованием интерактивных технологий".

План по самообразованию 2022-2023 учебный год " Экологическое воспитание дошкольников в различных видах деятельности  с использованием интерактивных технологий"....

План по самообразованию 2022-2023

Именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Уч...

план по самообразованию 2022-2023

Повысить  профессиональное мастерство и компетентность в работе над формированием экологической культуры у детей дошкольного возраста...