План по самообразованию 2022-2023 гг
учебно-методический материал по коррекционной педагогике
Тема: «Сказкотерапия - как средство формирования речи дошкольников».
Сказкотерапия – это метод, использующий сказочную форму для речевого развития личности, расширения сознания и совершенствования взаимодействия через речь с окружающим миром. Основной принцип сказкотерапии – это целостное развитие личности.
Язык и речь - это основное средство проявления важнейших психических процессов памяти, восприятия, мышления, а также развития других сфер: коммуникативной и эмоционально-волевой. Этим и обусловлен выбор моей темы. В то время, как развивается наука, в жизнь внедряется компьютеризация, народный язык начинает терять эмоциональность. Его заполонили иностранные слова, а язык компьютера лишен окраски, образности. Через сказки ребёнок не только развивает свою речь, но и, осваивая его красоту, лаконичность, приобщается к культуре. К тому же словесное творчество народа представляет собой особый вид искусства, то есть вид духовного освоения действительности человеком с целью творческого преобразования окружающего мира «по законам красоты».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
22-23_plan_samoobrazovanie.docx | 25.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Перспективный план работы по самообразованию на 2022-2023 г.г.
Учителя-логопеда подготовительной к школе группы № 6 Денисовой С.В.
МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 68»
Тема: «Сказкотерапия - как средство формирования речи дошкольников».
Проблема:
Развитие речи становится всё более актуальной проблемой в нашем обществе. Предпосылки и прямую угрозу надвигающейся языковой катастрофы создают такие явления как неуклонно снижающийся уровень общей и бытовой культуры, широкое распространение бульварной литературы, агрессивно-примитивная речь телевизионной рекламы, зарубежных боевиков и мультфильмов.
На современном этапе поиск новых форм и методов обучения, развития и воспитания детей – один из насущных вопросов дошкольной педагогики. В настоящее время наблюдается повышенное внимание к развитию личности ребёнка. Это связывает возможность обновления и качественного улучшения его речевого развития. Показатели речи и свойства личности взаимосвязаны, и они должны быть в центре внимания взрослых, заботящихся о своевременном и гармоничном развитии ребёнка.
Сказка как жанр художественной литературы находит применение в различных областях работы с детьми – дошкольниками, имеющими нарушения речи. Многочисленные исследования учёных-педагогов в области дошкольной и коррекционной педагогики (Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Аникин В. П., Большунова Н. Я., Кабачек О. А. и др.) показали, что проблему общего недоразвития речи детей дошкольного возраста можно решать через использование метода сказкотерапии, потому как именно дошкольный возраст является сензитивным периодом речевого развития и творчества детей.
Сейчас многие педагоги в своей практике сталкиваются с тем, что родители не читают сказки. А ведь это так важно! В сказках дети находят частички своей души, отголоски своей жизни. Кроме того, сказки вселяют в ребенка надежду. Чем дольше ребенок верит в волшебного Деда Мороза, который приносит подарки в новогоднюю ночь, тем оптимистичнее будут его взгляды на жизнь.
Само слово СКАЗКА – это устное, художественное произведение, преимущественно прозаического, волшебного, авантюрного или бытового характера, с установкой на вымысел.
Сказкотерапия – это метод, использующий сказочную форму для речевого развития личности, расширения сознания и совершенствования взаимодействия через речь с окружающим миром. Основной принцип сказкотерапии – это целостное развитие личности.
Язык и речь - это основное средство проявления важнейших психических процессов памяти, восприятия, мышления, а также развития других сфер: коммуникативной и эмоционально-волевой. Этим и обусловлен выбор моей темы. В то время, как развивается наука, в жизнь внедряется компьютеризация, народный язык начинает терять эмоциональность. Его заполонили иностранные слова, а язык компьютера лишен окраски, образности. Через сказки ребёнок не только развивает свою речь, но и, осваивая его красоту, лаконичность, приобщается к культуре. К тому же словесное творчество народа представляет собой особый вид искусства, то есть вид духовного освоения действительности человеком с целью творческого преобразования окружающего мира «по законам красоты».
Цель: совершенствование профессиональной деятельности, повышение профессионального развития по теме.
Задачи:
1.Проанализировать педагогическую, психологическую, методическую литературу по данной теме.
2. Подобрать и разработать картотеки сказок (художественных, психотерапевтических, психокоррекционных, дидактических, медитативных), речевых игр и упражнений; сценарии сказок, картотеки театрализованных игр, этюдов; картотеки литературных викторин, мнемотаблицы по сказкам.
3. Организовать работу по развитию словесного творчества старших дошкольников, начиная с обучения составлению репродуктивно-творческих импровизаций по содержанию знакомых сказок и последующего придумывания собственных сказок, их драматизаций.
4. Создать уголок сказки. Заботиться об оснащении театрализованных игр: приобретение театральных игрушек, изготовление игрушек-самоделок, костюмов, декораций, атрибутов, отражающими театрализованные игры воспитанников;
5. Уделять серьезное внимание подбору литературных произведений для пересказа и театрализованных игр: с понятной для детей моральной идеей, с динамичными событиями, с персонажами, наделенными выразительными характеристиками.
6. Оптимизировать работу с родителями: подготовить консультативный материал для родителей, провести анкетирование с целью выявления компетенции родителей в вопросах речевого развития детей, установления обратной связи.
Гипотеза.
Считаю, что в настоящее время, когда сказка совершенно незаслуженно отодвинута всеми на второе место после мультфильмов и компьютерных игр, использование метода сказкотерапии будет способствовать не только развитию связной речи детей-дошкольников, но и становлению ребёнка как личности.
Предполагаемые результаты:
- Положительная динамика развития связной речи детей.
-Развитие речи методом сказкотерапии поможет развить интересы и способности ребенка, научит преодолевать робость, застенчивость и неуверенность в себе.
-Будет способствовать проявлению любознательности, стремлению к познанию нового, развитию ассоциативного мышления, эмоций при пересказе знакомых произведений, сочинении своих сказок, проигрывании ролей.
-Повышение культуры речевого общения, обогащение словарного запаса детей.
-В процессе знакомства с художественной литературой, дети учатся применять грамматические навыки и умения в диалогической (ответы на вопросы, беседы) и монологической (словесное творчество) речи, использовать средства художественной выразительности языка и его грамматических средств.
-Совместная работа педагогов и родителей способствует интеллектуальному, эмоциональному и эстетическому развитию детей.
Основные направления реализации программы саморазвития:
1.Самообразование по теме «Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста методом сказкотерапии».
2.Взаимодействие с детьми по поводу апробации материалов.
3.Взаимодействие с коллегами по проблеме.
4.Взаимодействие с родителями (законными представителями) в вопросах выбранной темы.
Этапы реализации:
2 этап: практический.
Формы работы.
- Чтение детям сказок, рассматривание иллюстрации для правильного восприятия текста.
- Беседы по содержанию сказок.
- Инсценировка сказок.
-Пальчиковые игры по сказам.
- Дидактические игры.
- Просмотр мультфильмов.
- Отгадывание загадок по сказкам.
Содержание работы по самообразованию (на учебный год 2022-2023)
Этап работы по самообразованию | Содержание работы | Сроки выполнения | Результат |
1I этап: практический | 1. Изучение методической, педагогической и предметной литературы, изучение опыта педагогов ДОУ: 1. Быстрова Г. А., Сизова Э. А., Шуйская Т. А. «Логосказки» - СПб. «КАРО», 2001 2. Громова О. Е. «Инновации – в логопедическую практику», М. : Линка-Пресс, 2008 3. Лапковская В. П., Володькова Н. П. «Рече-вые развлечения в детском саду», М. : Мозаика-Синтез, 2009 4. В.П. Глухов «Методика формирования навыков связных высказываний у дошкольников с общим недоразвитием речи» 5.А.А.Гуськова «Мультфильмы в детском саду»-М,ТЦ «Сфера»-2010 6.А.А. Гуськова «Развитие монологической речи детей 6-7 лет .Занятия на основе сказок» 7.И.Н.Лебедева «Развитие связной речи дошкольников», -Спб-2009 8.Нищева Н.Н. «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста», Спб-2009 9. Л.Н.Шаманская, Л.Ю.Козина «Путешествие по сказкам»,М-ТЦ «Сфера»
| Сентябрь Ноябрь Январь Март
В течение учебного года | Аннотация на методическую литературу. Изучение литературы по проблеме, систематизация имеющегося опыта. Планирование конспектов занятий. Изучение статьи, подготовка консультации для выступления на педагогическом часе в ДОУ. Изучение статьи, составление консультации для родителей. |
2.Обзор в Интернете информации по теме | В течение учебного года | Изучить публикации, статьи теме: «Сказкотерапия - как средство формирования речи дошкольников» и использовать методический материал в работе и в календарном планировании. | |
3. Планирование участия в педагогических советах, МО, семинарах, конкурсах (по плану ДОУ, УДО): - Консультация для педагогов ДОУ 68 «Театрализованная деятельность детей, как средство преодоления речевых нарушений». - Консультация с целью изучения и приобретения опыта. Памятка «Что такое сказкотерапия?». - Консультация для родителей «Логосказки в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи» - Участие в Республиканском конкурсе профессионального мастерства «Открытое занятие года» - Участие в Республиканском творческом конкурсе «Растём, читая С. Маршака» в номинации: «Чтение вслух и наизусть», со стихотворением «Волк и лиса». (На базе библиотеки №5 Набережные Челны). - Участие в конкурсе методических разработок «Вернисаж». Презентация из опыта работы: ковробук - «Волшебный мир природы». - Муниципальный конкурс «Лучшая игровая среда по речевому развитию дошкольников» (ДОУ № 3) - Зональный конкурс «Брейн - ринг». | Сентябрь -май | Участие в конкурсах, выставках и мероприятиях, УДО, ДОУ с консультациями, авторской дидактической игрой, подготовка выступления из опыта работы. | |
4. Реализация авторской программы кружковой деятельности (бесплатной). | Октябрь-май | Внедрить в работу авторскую программу «Сказочная планета» по речевому развитию в соответствии с годовым планом ДОУ и возрастными особенностями детей. | |
5.Дополнительная работа с детьми: диагностика детей по выбранной теме в начале и конце учебного года, беседы, праздники и развлечения, выставки детских работ, кружки и т.д:
| Сентябрь- май | - Проведение занятий по развитию речи для молодых специалистов МДОУ №68. Работа с детьми над развитием речи через театральную деятельность. | |
6.Проведение мониторинга согласно теме самообразования. | Май 2023 | Мониторинг согласно теме самообразования. Составление отчета по результатам мониторинга. | |
7.Изготовление пособий и атрибутов: - Пополнение РППС атрибутами к играм: «По грибы», «Что у лисы в лесу», «Авторский альбом по обучению грамоте, автоматизации звуков (Р Л)» «Игры по развитию речевого дыхания» Д/И «Расскажи сказку по картинке». | Октябрь-май | Разработка и изготовление развивающих игр, картотеки, пополнение игровых центров. | |
8.Проведение открытых ООД для анализа со стороны коллег: - ООД по формированию грамматического строя речи «Маленькая страна»; - ООД по развитию фонематического восприятия «Лексические упражнения» | - Проведение занятия по развитию речи для молодых специалистов МДОУ №68 и родителей. | ||
9.Посещение МО, КПК, семинаров, конференций, ООД коллег: - Публикация статьи: «Конспект образовательной деятельности по речевому развитию на тему: «Ребятам о зверятах»», в №2 (сентябрь)2022 года в сетевом издании «Интеллект». - Муниципальный семинар «Развитие высших психических функций, эмоционально-волевой сферы дошкольников коррекционных групп посредством внедрения инновационных технологий» (ДОУ № 53) Выступление из опыта работы: «Использование инновационного, многофункционального пособия «Логопедический дворик» в индивидуальной и подгрупповой работе с детьми с ОНР» - Зональный семинар-практикум «Эффективные средства, формы, современные методики по запуску и развитию речи детей с ОВЗ» (ДОУ № 57) - Всероссийский вебинар «Оперативное создание интерактивной документации для логопедов, психологов и дефектологов в условиях ДОУ» | Участие и выступления из опыта работы на МО, семинарах среди ДОУ НМР. | ||
10.Помещение своих разработок на сайтах в Интернете (личный сайт педагога) | Сентябрь-май | Публикации в специализированных изданиях, статьи в методические журналы, буклеты, размещение материалов на образовательных сайтах в Интернете. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
план по самообразованию 2022-2023 учебный год
Поступление в школу - это новый этап в жизни ребёнка. Многие дети с трепетом и тревогой и волнением переступают порог школы. Ведь их личность стала занимать более значимую социальную позицию - школьни...
план по самообразованию 2022-2023 учебный год
Актуальность темыРебёнок дошкольного возраста – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний....
План по самообразованию 2022-2023 уч. год Тема: «Развитие речи детей 3-4 лет через чтение сказки»
Статистика свидетельствует, что в последние десятилетия число детей, имеющих речевые нарушения, значительно увеличилось. Что же делать? Как помочь нашим детям? Необходимо читать ребёнку, рассказы...
План по самообразованию 2022-2023 гг. «Сенсорное развитие детей среднего дошкольного возраста посредством дидактических игр».
Тема: «Сенсорное развитие детей среднего дошкольного возрастапосредством дидактических игр»....
План по самообразованию 2022-2023 учебный год " Экологическое воспитание дошкольников в различных видах деятельности с использованием интерактивных технологий".
План по самообразованию 2022-2023 учебный год " Экологическое воспитание дошкольников в различных видах деятельности с использованием интерактивных технологий"....
План по самообразованию 2022-2023
Именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Уч...
план по самообразованию 2022-2023
Повысить профессиональное мастерство и компетентность в работе над формированием экологической культуры у детей дошкольного возраста...