Проект "НейроЛогоБум"
проект по коррекционной педагогике

Цель проекта- повышение эффективности логопедической работы с детьми посредством взаимодействия учителя-логопеда и родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt-neyrologobum.docx722.61 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Малышок»

ПРОЕКТ

«НейроЛОГОБум»

Подготовил: учитель-логопед

                                                                                                                                                                                                                                                              Ключникова О.Е.

Перевоз-2021 г.

«Изменяя свой мозг,

вы изменяете свою жизнь»

                                                                                                                Рик Хансон

Проблемы и актуальность проекта

Согласно требованиям ФГОС дошкольного образования, одним из приоритетов образования является речевое развитие ребенка-дошкольника, позволяющее успешно общаться в кругу взрослых и сверстников. Согласно стандарту, «речевое развитие включает владение речью как средством общения: обогащения активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речью; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте».

На сегодняшний день — образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое, а количество детей с нарушениями устной и письменной речи увеличивается год от года. Это подтверждают данные статистики. Трудности овладения грамотной письменной речью с возрастом только усугубляются, правила орфографии с каждым годом кажутся ученику-первокласснику все сложнее и недоступнее. Педагоги и родители, сталкиваясь с безграмотным школьником, обычно обвиняют того в лености и нежелании учиться. Однако, согласно данным Т.В. Ахутиной, Л.С. Цветковой, Л.В.Семенович, ребенок с сохранным слухом, зрением и интеллектом, может писать неграмотно из-за незрелости различных отделов головного мозга вследствие нарушения любого из функциональных компонентов письма: операций по переработке слуховой, кинестетической, зрительной и зрительно-пространственной информации; серийной организации движений и речи, программирования и контроля деятельности, избирательной активации.

В связи с этим возникла необходимость проанализировать существующие организационные формы, методы и приемы коррекционного воздействия на детей с речевой патологией.

Одним из актуальных и эффективных методов коррекции различных нарушений в речевом и интеллектуальном развитии является применение современных инновационных технологий с элементами нейропсихологического сопровождения, основанных на методах сенсомоторной коррекции, биологической обратной связи, мозжечковой стимуляции и  межполушарного взаимодействия.

Таким образом, предлагается использование в коррекционной практике учителем- логопедом, педагогами ДОУ, а также законными представителями воспитанников не только традиционных форм работы с детьми с ТНР, но и нейропсихологических приемов по мозжечковой стимуляции и межполушарному взаимодействию.

                                 Основное содержание проекта

Вид проекта: долгосрочный

Тип: коррекционно-развивающий, творческий

Сроки реализации: 1 год

Руководители проекта: учитель-логопед: Ключникова О.Е.

Участники проекта: учитель-логопед, родители, дети с нарушениями речи

        Цель проекта: повышение эффективности логопедической работы с детьми посредством взаимодействия учителя-логопеда и родителей.

Задачи проекта:

  • изучить учебно-методическую литературу по проблеме взаимоотношений и сотрудничества учителя-логопеда и родителей;
  • создать условия для педагогической компетентности родителей в вопросах использования нейропсихологических технологий в развитии речи детей и активного участия родителей в процессе коррекционной деятельности;
  • разработать технологию взаимодействия учителя-логопеда с родителями по речевому развитию дошкольников;
  • привлечь родителей в процесс коррекционной работы по исправлению нарушений речи дошкольников посредством нейропсихологических приемов;
  • проанализировать результат и перспективность работы учителя-логопеда с семьей по развитию речи детей;

Ожидаемые результаты:

  • активное включение родителей в коррекционный процесс;
  • умение родителей самостоятельно выстраивать пути решения, возникающих у них трудностей, опираясь на приобретенные практические умения и навыки, использование нейропсихологических упражнений родителями в домашних условиях в соответствии с рекомендациями и учетом возрастных и психических особенностей детей
  • повышение уровня компетентности по данному вопросу родителей; включение родителей в коррекционно-образовательный процесс с детьми;
  • положительная динамика речевого развития детей, свидельствующая об  эффективности проведенной работы с родителями;

2.        Содержание проектной деятельности

2.1        Стратегия достижения

1. Подготовительный этап (информационно-аналитический)

Раскрытие смысла и содержания предстоящей работы, выработка необходимых педагогических условий для реализации проекта с учетом речевых, физических и психических возможностей детей.

Задачи:

  • Изучение состояние исследуемой проблемы в теории и практике.
  • Выявление проблемы – диагностика актуального уровня речевого, физического и психического уровня  детей 4-6 летнего дошкольного возраста

2 этап - основной   (практический)

Задачи:

  • разработать и апробировать систему методических мероприятий для участников проекта по вопросам коррекции речевого, физического и психического развития дошкольников, посредством нейропсихологических технологий.

III. 3этап -заключительный

Задачи:

  • Анализ и оценка результатов эффективности применения проекта

«НейроЛОГОБум» в коррекционном процессе.

2.2План реализации проекта

Этапы

Содержание

Задачи

Сроки

Ответствен- ные

Подготовите льный        этап (информа- ционно- аналитиче-

ский)

  1. Составление плана реализации проекта.
  2. Изучение методической литературы по теме.

3.Подбор        и        изготовление        картотеки        игр        и комплексов упражнений.

  1. Диагностика актуаль- ного уровня речевого развития детей разно- возрастного дошколь- ного возраста 4-6 лет.
  2. Подбор нейроигр, дидактических

 пособий по теме.

01.09.2021-

01.10.2022

Учитель- логопед

Основной (практиче- ский)

 Информационно-просветительская работа с родителями в формате: онлайн-консультаций, семинаров-практикумов, мастер-классов, консультаций на информационном стенде учителя-логопеда:

 -  «Артикуляционная

гимнастика-основа правильной речи»

-  «Кинезиологические упражнения как средство активизации межполушарного взаимодействия и стимулирования познавательной активности у детей»

-  «Учим детей читать… Когда? Советы нейропсихолога»

 -«Как правильно выполнять дыхательную гимнастику».

  • «Общие движения (кинезиотерапия)»
  • «Использование        приемов        нейропсихологии        в развитии речи детей».
  • «Использование        межполушарных        досок        в автоматизации звуков».
  • «Как эффективное развития мозжечка влияет на правильное звукопроизношения».

- «Метод биоэнергопластики в логопедической работе».

Разработать

и апробировать систему методических меро- приятий для участников проекта по вопросам речевого        развития дошкольников, посред- ством использования нейротренажеров

01.10.2021-

01.05.2022

Учитель- логопед

Заключите- льный        этап реализации проекта

Презентация результатов проектной деятельности через:

-показ открытой НОД «Первые весенние цветы»;  

-фото и видео упражнений с детьми;

-картотеки дидактических   пособий   по   нейропсихологии;

Анализ и оценка результатов эффек- тивности применения проекта «НейроЛОГОБум»

01.05.2022-

31.05.2022

Учитель- логопед

  1. Перспектива проекта:

Планируется продолжить работу в 2022-2023 учебном году. Поиск и разработка новых инновационных форм нейропсихологической коррекционной работы с детьми с речевыми нарушениями во взаимодействии со всеми участниками образовательного процесса.

   4.Выводы

По результатам проведённой работы можно сделать вывод, что при совместной работе учителя-логопеда и родителей, создании определённых условий и использовании разнообразных форм, методов работы и заинтересованности всех участников педагогического процесса у дошкольников происходят значительные позитивные изменения показателей сформированности всех компонентов речевого развития и высших психических функций.

Использование данных нейропсихологических технологий вызывает у детей живой интерес, повышает их мотивацию, эмоциональный подъем и положительную реакцию на занятия с учителем-логопедом, воспитателем и родителями дома.