Cловоизменение
консультация по коррекционной педагогике

Ионова Ольга Юрьевна

Как развивать грамматически правильную речь в играх и упражнениях

Скачать:


Предварительный просмотр:

В возрасте два с половиной – четыре года идет активное формирование навыка словоизменения. В последующие годы этот навык совершенствуется.

Словоизменение – это изменение слова в зависимости от контекста. Словоизменение имен существительных, прилагательных и числительных, а также местоимений называют склонением. Словоизменение глаголов – спряжением.

Игровые упражнения на формирование навыка изменения имени существительного по падежам:

Сначала отрабатываем единственное число без предлога. Играем в речевые игры. Детям с тяжёлыми нарушениями речи на начальном этапе лучше давать слова одного рода (мужского или женского), сначала только единственного числа, затем только множественного, потом всё вместе.

Все приведённые игровые упражнения можно выполнять с мячом, перебрасывая его друг другу.

Каждый вопрос это отдельное игровое упражнение.

Винительный падеж (наиболее лёгкий)

- Кого мы любим (слышим, видим)?

- Что мы любим (слышим, видим)?

- Куда мы ходим (бегаем, кладём)?

- Я хочу!

Родительный падеж

- Чего (кого) нет?

- Откуда взяли (налили, достали)? Например, суп, кашу сок, кофту

- Что из чего сделано? Например, каша рисовая – из риса.

- Что около чего находится?

- Так не бывает. Например, телевизора без…экрана.

- Зачем это нужно? Например, сахарница для… сахара.

- Чего много, а чего мало?

«Хвастунишка». Например: «У меня книга», - «А у меня много книг»

Дательный падеж

- Кому (чему) рад?

- Кому подарим (расскажем…)?

- К кому пойдём в гости? Можно с игрушками.

Творительный падеж

- Что с чем? Например, пирог …с мясом.

- Что (кто) рядом с чем (кем)?

- Чем мы будем это делать? (Чем будем есть суп?)

- Чем мы любуемся?

- С кем (чем) мы играем (встречаемся, разговариваем)?

Предложный падеж

- Где мы едим (читаем, учимся, играем)?

- О чем мы думаем (говорим, мечтаем, читаем)?

Игровые упражнения на формирование навыка согласования имени существительного с именем прилагательным:

В словосочетании имя существительное является главным словом.

 «Подскажи словечко» Взрослый говорит: «Книга какая?». Ребёнок, например, отвечает: «Толстая»

«Про что я так могу сказать?» Эта игра значительно сложнее (скорее для старших дошкольников). Взрослый спрашивает: «Про что я так могу сказать: большой…» Ребенок может ответить: «Мяч», но не «Кукла»

Игровые упражнения на формирование навыка согласования имени существительного с именем числительным

В словосочетании имя существительное является главным словом.

 «Весёлый счёт» Предложите посчитать предметы на картинке или игрушки следующим образом: «Один мяч, два мяча, три мяча, четыре мяча, пять мячей, шесть…»

«Всего по два (пять)» Взрослый: «У меня мяч». Ребёнок: «У меня два мяча» О количестве надо договориться заранее.

Игровые упражнения на формирование навыка употребления местоимений

В ходе игр обращаем внимание на правильное употребление окончаний.

 «Жадина» Взрослый спрашивает: «Чей (чья, чьё, чьи)?» Ребёнок отвечает. Например: «Чья машина?» - «Моя машина»

«Лото» Играем по принципу игры «Жадина». Поручаем роль ведущего ребёнку.

«Найди домик» Практическое усвоение местоимений он, она, оно, они

Для игры понадобятся четыре домика (на первом этапе – два), которые можно нарисовать, построить из кубиков… Перед началом игры показываем ребёнку в каком доме живут мальчики и находится всё то, что им нравится, в каком, соответственно, девочки. Для первого этап достаточно. Объясняем, что про «мужские» слова можно спросить: «Чей?», а про «женские» можно спросить: «Чья?» В ходе игры сначала показываем ребёнку предмет или картинку и спрашиваем: «Он (она) чей (чья)?» По мере формирования навыка просто предлагаем распределить предметы между домиками. Про два следующих домика можно дать такое объяснение: В этом домике живут те предмет, которых сразу несколько и про них спрашивают: «Чьи?», а также: «В этом домике мы не знаем, кто живёт. Про вещи хозяев этого домика спрашивают: «Чьё?»

Практическое усвоение спряжения глаголов:

Предложите ребёнку продолжить ваши фразы по образцу (можно играя с мячом или с хлопками, как в игре «Ладушки»):

- Я иду, мы …(«Идём», - отвечает ребёнок)

- Ты идёшь, вы ….

- Он идёт, они …

Другой вариант:

- Я читаю книгу

- Ты … (читаешь книгу)

- Он (она) …

- Мы …

- Вы …

- Они…

Если в четыре года речь ребёнка аграмматична, то обратитесь за консультацией к специалисту. Если у вашего ребёнка тяжёлые нарушения речи и какие-то задания очень долго не получаются, то стоит обратиться к логопеду.