Cловоизменение
консультация по коррекционной педагогике
Как развивать грамматически правильную речь в играх и упражнениях
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Как развивать грамматически правильную речь | 17.94 КБ |
Предварительный просмотр:
В возрасте два с половиной – четыре года идет активное формирование навыка словоизменения. В последующие годы этот навык совершенствуется.
Словоизменение – это изменение слова в зависимости от контекста. Словоизменение имен существительных, прилагательных и числительных, а также местоимений называют склонением. Словоизменение глаголов – спряжением.
Игровые упражнения на формирование навыка изменения имени существительного по падежам:
Сначала отрабатываем единственное число без предлога. Играем в речевые игры. Детям с тяжёлыми нарушениями речи на начальном этапе лучше давать слова одного рода (мужского или женского), сначала только единственного числа, затем только множественного, потом всё вместе.
Все приведённые игровые упражнения можно выполнять с мячом, перебрасывая его друг другу.
Каждый вопрос это отдельное игровое упражнение.
Винительный падеж (наиболее лёгкий)
- Кого мы любим (слышим, видим)?
- Что мы любим (слышим, видим)?
- Куда мы ходим (бегаем, кладём)?
- Я хочу!
Родительный падеж
- Чего (кого) нет?
- Откуда взяли (налили, достали)? Например, суп, кашу сок, кофту
- Что из чего сделано? Например, каша рисовая – из риса.
- Что около чего находится?
- Так не бывает. Например, телевизора без…экрана.
- Зачем это нужно? Например, сахарница для… сахара.
- Чего много, а чего мало?
«Хвастунишка». Например: «У меня книга», - «А у меня много книг»
Дательный падеж
- Кому (чему) рад?
- Кому подарим (расскажем…)?
- К кому пойдём в гости? Можно с игрушками.
Творительный падеж
- Что с чем? Например, пирог …с мясом.
- Что (кто) рядом с чем (кем)?
- Чем мы будем это делать? (Чем будем есть суп?)
- Чем мы любуемся?
- С кем (чем) мы играем (встречаемся, разговариваем)?
Предложный падеж
- Где мы едим (читаем, учимся, играем)?
- О чем мы думаем (говорим, мечтаем, читаем)?
Игровые упражнения на формирование навыка согласования имени существительного с именем прилагательным:
В словосочетании имя существительное является главным словом.
«Подскажи словечко» Взрослый говорит: «Книга какая?». Ребёнок, например, отвечает: «Толстая»
«Про что я так могу сказать?» Эта игра значительно сложнее (скорее для старших дошкольников). Взрослый спрашивает: «Про что я так могу сказать: большой…» Ребенок может ответить: «Мяч», но не «Кукла»
Игровые упражнения на формирование навыка согласования имени существительного с именем числительным
В словосочетании имя существительное является главным словом.
«Весёлый счёт» Предложите посчитать предметы на картинке или игрушки следующим образом: «Один мяч, два мяча, три мяча, четыре мяча, пять мячей, шесть…»
«Всего по два (пять)» Взрослый: «У меня мяч». Ребёнок: «У меня два мяча» О количестве надо договориться заранее.
Игровые упражнения на формирование навыка употребления местоимений
В ходе игр обращаем внимание на правильное употребление окончаний.
«Жадина» Взрослый спрашивает: «Чей (чья, чьё, чьи)?» Ребёнок отвечает. Например: «Чья машина?» - «Моя машина»
«Лото» Играем по принципу игры «Жадина». Поручаем роль ведущего ребёнку.
«Найди домик» Практическое усвоение местоимений он, она, оно, они
Для игры понадобятся четыре домика (на первом этапе – два), которые можно нарисовать, построить из кубиков… Перед началом игры показываем ребёнку в каком доме живут мальчики и находится всё то, что им нравится, в каком, соответственно, девочки. Для первого этап достаточно. Объясняем, что про «мужские» слова можно спросить: «Чей?», а про «женские» можно спросить: «Чья?» В ходе игры сначала показываем ребёнку предмет или картинку и спрашиваем: «Он (она) чей (чья)?» По мере формирования навыка просто предлагаем распределить предметы между домиками. Про два следующих домика можно дать такое объяснение: В этом домике живут те предмет, которых сразу несколько и про них спрашивают: «Чьи?», а также: «В этом домике мы не знаем, кто живёт. Про вещи хозяев этого домика спрашивают: «Чьё?»
Практическое усвоение спряжения глаголов:
Предложите ребёнку продолжить ваши фразы по образцу (можно играя с мячом или с хлопками, как в игре «Ладушки»):
- Я иду, мы …(«Идём», - отвечает ребёнок)
- Ты идёшь, вы ….
- Он идёт, они …
Другой вариант:
- Я читаю книгу
- Ты … (читаешь книгу)
- Он (она) …
- Мы …
- Вы …
- Они…
Если в четыре года речь ребёнка аграмматична, то обратитесь за консультацией к специалисту. Если у вашего ребёнка тяжёлые нарушения речи и какие-то задания очень долго не получаются, то стоит обратиться к логопеду.