Методы обучения детей с ОВЗ в рамках ДОУ
статья по коррекционной педагогике
Дошкольники с ОВЗ чрезвычайно неоднородны. Это определяется, прежде всего, тем, что в нее входят дети с разными нарушениями развития: нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, с задержкой и комплексными нарушениями развития.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodika_raboty_s_detmi_s_ovz.docx | 15.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Методы обучения детей с ОВЗ в рамках ДОУ
Дошкольники с ОВЗ чрезвычайно неоднородны. Это определяется, прежде всего, тем, что в нее входят дети с разными нарушениями развития: нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, с задержкой и комплексными нарушениями развития.
Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.
План изучения ребенка включает такие мероприятия, как:
-беседа с родителями;
-изучение медицинской карты ребенка;
-обследование физического развития;
-обследование психического развития: характеристика детских видов деятельности и познавательных психических процессов, речи.
Далее под руководством психолога в дошкольном учреждении разрабатываются индивидуальные карты развития определенного содержания.
Модель профессиональной взаимосвязи всех специалистов ДОУ (педагога-психолога, учителя-логопеда, воспитателя, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре) в работе с ребенком с особыми образовательными потребностями.
Для большинства детей характерны моторные трудности, двигательная расторможенность, низкая работоспособность, что требует внесения изменений в планирование образовательной деятельности и режим дня. В режиме дня должны быть предусмотрены увеличение времени, отводимого на проведение гигиенических процедур, прием пищи. Предусматривается широкое варьирование организационных форм образовательной работы: групповых, подгрупповых, индивидуальных.
Детям с ОВЗ необходим адаптационный период. Адаптация—это часть приспособительных реакций ребенка, который может испытывать трудности при вхождении в интеграционное пространство (не вступает в контакт, не отпускает родителей, отказывается от еды, игрушек и др.). В этот период воспитатель должен снять стресс, обеспечить положительное эмоциональное состояние дошкольника, создать спокойную обстановку, наладить контакт с ребенком и родителями.
Для организации и проведения развивающих мероприятий необходимо знать некоторые особенности дидактического материала. При подборе материала для детей с нарушениями зрения надо учитывать его размеры, контрастность цветов; для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата подбирать выраженную, легко ощутимую тактильную поверхность.
В соответствии с возможностями детей с ОВЗ определяются методы обучения и технологии. При планировании работы важно использовать наиболее доступные методы: наглядные, практические, словесные. Вопрос о рациональном выборе системы методов и отдельных методических приемов, технологий решается педагогом в каждом конкретном случае.
Наглядность важна в работе с детьми с любыми ограниченными возможностями здоровья. Важно правильно подобрать материал и методику работы с ним, учитывая ту или иную особенность развития малышей.
Развитие тактильных ощущений для детей с ОВЗ имеет ключевое значение. Поэтому практический метод в работе играет важную роль.
Основой методики проведения занятий с малышами с ОВЗ является четыре основных общепедагогических принципа работы с детьми:
-индивидуальный подход к ребёнку;
-профилактика утомляемости при помощи чередования интеллектуальной и практической деятельности, проведения физкультминуток, обеспечения занятий яркой и интересной наглядностью;
-использование методов и приёмов, активизирующих область познания детей;
-создание ситуации успеха для каждого малыша, то есть поощрение за успехи, положительная оценка посыла выполнить задание, даже если не всё получилось.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации "Формы и методы работы со сказкой в рамках арт - терапии"
Методические рекомендации«Формы и методы работы со сказкой в рамках арт – терапии»Кислякова О.Ю., старший воспитатель Сказка - богатый терапевтический материал, который может быть использован в н...
Ритмопластика как инновационный метод работы с детьми в рамках здоровьесберегающих технологий
Здоровьесберегающие технологии...
«Модели, формы и методы организации образовательного процесса в рамках личностно– ориентированного подхода к обучению и воспитанию дошкольников»
Ребёнок — уникальная личность, которая стремится к реализации своих качеств, открыта для понимания смысла деятельности и восприятия нового опыта. Задача педагога — осознавать ценность развития личност...
Самообразование «Организация системы работы старшего воспитателя по внедрению проектного метода в образовательные отношения в рамках реализации ФГОС ДОО»
Мне бы хотелось подчеркнуть, что в рамках методической работы должно быть четко налажено самообразование всех педагогов ДОО. Самостоятельно добытые воспитателями знания являются хорошим фундаментом дл...
Ритмопластика как инновационный метод работы с детьми в рамках здоровьесберегающих технологий
В статье рассматриваются цели и задачи ритмопластики, а также описываются преимущества данного вида здоровьесберегающих технологий. Ниже приведены некоторые примеры упражнений с элементами ритмопласти...
Ритмопластика как инновационный метод работы с детьми в рамках здоровьесберегающих музыкально- образовательных технологий
Ритмопластика как инновационный метод работы с детьми в рамках здоровьесберегающих музыкально- образовательных технологий...
"Ритмопластика - как инновационный метод работы с дошкольниками в рамках здоровьесберегающих технологий"
Выступление на районном семинаре по теме: "Ритмопластика - как инновационный методработы с дошкольниками в рамках здоровьесберегающих технологий"...