"Пальчиковые игры"
учебно-методическое пособие по коррекционной педагогике (младшая группа)
Пальчиковая гимнастика решает множество задач в развитии ребёнка: - способствует овладению навыками мелкой моторики; - помогает развивать речь; - повышает работоспособность головного мозга; -развивает психические процессы: внимание, память, мышление, воображение; - развивает тактильную чувствительность; - снимает тревожность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
palchikovye_igry.docx | 23.41 КБ |
Предварительный просмотр:
ОЛАДУШКИ
Бабушка, бабушка
Испекла оладушки. (Загибать поочерёдно пальчики на обеих руках.)
Один Машеньке,
Один Коленьке…
(И т. д., перечисляя всех детей.)
ЗАМОК
На дверях висит замок. (На первую строчку – пальцы в «замочек».)
Кто его открыть бы смог?
Потянули (потянуть в разные стороны)
Покрутили (круговые движения «замочком»)
Постучали (постучать нижней частью ладоней)
И открыли!
ПОВСТРЕЧАЛИСЬ
Повстречались два котёнка: «Мяу-мяу! »,
Два щенка: «Ав-ав! »,
Два жеребёнка: «Иго-го! »,
Два тигрёнка: «Р-р-р! »,
Два быка: «Му-у! »,
Вот какие там рога.
Забодаю, забодаю.
(На каждую строчку соединять поочерёдно пальцы правой и левой рук, начиная с мизинца. На последнюю строчку показать рога, вытянув указательные пальцы и мизинцы.)
РАЗ, ДВА, ТРИ, ЧЕТЫРЕ, ПЯТЬ.
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем пальчики считать!
Крепкие дружные,
Все такие нужные.
На другой руке опять:
Раз, два, три, четыре, пять!
Пальчики быстрые,
Хотя не очень… чистые.
(на первую строчку – по очереди загибает пальчики на правой руке. На следующие четыре строчки – ритмично сжимать и разжимать кулачки. На шестую строку – загибать поочерёдно пальцы на левой руке. На последние строчки – помахать пальчиками обеих рук.)
«Помощники»
Раз, два, три, четыре, - Удары кулачками др. о друга
Мы посуду перемыли: - Одна ладонь скользит по другой.
Чайник, чашку, ковшик, ложку - Загибают пальчики, начиная с большого
И большую поварешку.
Мы посуду перемыли: - Одна ладонь скользит по другой
Только чашку мы разбили, - Загибают пальчики, начиная с большого
Ковшик тоже развалился,
Нос у чайника отбился.
Ложку мы чуть-чуть сломали,
Так мы маме помогали. Удары кулачками др. о друга.
«Апельсин»
Мы делили апельсин,
Много нас, а он один.
Это долька для ежа,
Эта долька для стрижа,
Эта долька для утят,
Эта долька для котят,
Эта долька для бобра,
А для волка… кожура.
Он сердит на нас, беда!
Разбегайтесь, кто куда!
Повращать кисть руки сжатую в кулак, разжать кулак, показать один палец.
Сожмите пальцы в кулак, затем разогните большой палец. Разогните указательный палец. Разогните средний палец, Разогните безымянный палец. Разогните мизинец. Разведите руки в стороны. Погрозите пальцем. Сымитируйте бег пальцами по столу.
«Десять котят»
У Мурочки нашей есть десять котят,
Сейчас все котята по парам стоят:
Два толстых, два ловких,
Два длинных, два хитрых,
Два маленьких самых И самых красивых.
Ребенок складывает ладошки, пальцы прижимает друг к другу. Локти должны опираться на стол. Ребенок покачивает из стороны в сторону, не разъединяя пальцев. Ребенок постукивает соответствующими пальцами друг о другу – от большого к мизинцу.
«Улей»
- Это что за чудо-дом?
Чудо дом-кубышка? –
Кто живет там? Мышка? –
Что вы, что вы! –
Нет, нет, нет!
Живут в доме только пчелы!
Пчелы там летают,
Детей своих считают: Один, два, три, четыре, пять.
Мы не будем им мешать.
Пчелки мед соберут…
И (имя ребенка) принесут.
Ребенок сжимает кулачки и делает удивленное выражение лица. Ребенок с интересом рассматривает свой кулачок. Возмущенно машет руками. Ребенок трясет кулачком, подносит его к уху и имитирует жужжание пчел. Ребенок скрещивает ладони у запястья и машет обеими кистями, как крыльями, жужжит. Ребенок снова сжимает кулачки. Ребенок разгибает пальчики на двух руках одновременно, начиная с мизинца. Ребенок заводит обе руки за спину. Ребенок указательным пальцем левой руки проводит по каждому пальчику правой руки от основания до кончика.
Наш малыш
Этот пальчик — дедушка,
Этот пальчик — бабушка,
Этот пальчик — папочка,
Этот пальчик — мамочка,
Этот пальчик — наш малыш.
Согнуть пальцы в кулачок, затем по очереди разгибать их, начиная с большого пальца.
Шалун
Наша Маша варила кашу.
Кашу сварила, малышей кормила:
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
А этому не дала.
Он много шалил.
Свою тарелку разбил.
На первые две строчки чертить пальцем круги по ладошке. На следующие четыре строчки загибать пальцы с проговариванием соответствующих слов. Со словами седьмой строчки пальцами другой руки брать мизинчик и слегка покачивать.
Встали пальчики
Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик — прыг в кровать,
Этот пальчик прикорнул,
Этот пальчик уж заснул.
Встали пальчики — «Ура!»
В детский сад идти пора!
(М. Кальцова)
Поочередно пригибать пальцы к ладошке, начиная с мизинца. Затем большим пальцем касаться всех остальных — «будить». Одновременно с восклицанием «Ура!» кулачок разжать, широко расставив пальцы в стороны.
На работу
Большой палец встал один.
Указательный — за ним.
Средний будит безымянный.
Тот поднял мизинчик малый.
Встали братцы все — «Ура!»
На работу им пора.
Сжать пальцы в кулачок. Поочередно разгибать их, начиная с большого. А со слов «Встали братцы все...» — широко расставить пальцы в стороны.
За работу
Ну-ка, братцы, за работу.
Покажи свою охоту.
Большаку дрова рубить,
Печи все тебе топить,
А тебе воду носить,
А тебе обед варить,
А тебе посуду мыть.
А потом всем песни петь,
Песни петь да плясать,
Наших деток забавлять.
Поочередно разгибать пальцы, начиная с большого, а на слова «Песни петь да плясать» — энергично шевелить ими.
«Этот пальчик мой танцует. дети стучат указательным пальцем по бедру
Этот вот кружок рисует. делают круговые движения средним пальцем
Этот пальчик ловко скачет, стучат безымянным по бедру
Будто легкий, легкий мячик.
А мизинчик, мой малышка, царапают мизинцем по ноге
Коготком скребет как мышка.
А большой мой, толстячок, прижимают большой палец к ладони
Спать улегся на бочок.
А теперь все по порядку сжимают и разжимают пальцы
Пальцы делают зарядку.
Что, устали? Отдыхайте, сжимают пальцы в кулачок
Спите, пальцы, засыпайте!
Сорока-Белобока
«Сорока – белобока дети на ладошке «варят» кашу
Кашу варила,
Деток кормила.
Этому дала, поочередно загибают пальцы с мизинца
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
А этому не дала! показывают большой палец
Ты воды не носил, грозят указательным пальцем большому пальцу
Дров не рубил,
Каши не варил –
Тебе нет ничего! разводят обе руки в стороны
Вот тебе горшок пустой, сжимают пальцы в кулак
Иди в угол и постой!» указательным пальцем показывают на угол
Пальчики.
Раз, два, три, четыре, пять.
Вышли пальчики гулять.
Этот пальчик гриб нашел.
Этот пальчик чистить стал.
Этот - резал.
Этот - ел.
Ну, а этот - лишь глядел
Девочки и Мальчики.
«Девочки и мальчики! вытягиваем руки в стороны, машем
Совсем как попугайчики.
Крылышками помашите,
Хохолками потрясите, наклоны головы вправо-влево
Друг на друга посмотрите, поворачиваются к соседу и смотрят в глаза
В джунгли вместе полетите, руки в стороны, машем крыльями
На пальму опуститесь,
Крылышками встряхните!»
На лесной лужайке.
«На лесной лужайке показываем «ушки зайчика»
Разыгрались зайки:
Лапками хлопали, хлопки
Ножками топали, топают ногами
Ушками махали, делаем «ушки зайчика» и машем кистями
Выше всех скакали. прыжки на двух ногах
Глазками глядели, руки к глазам «хлопаем глазками»
Песенку пропели:
Ля-ля-ля! Ля-ля-ля! болтаем руками
Ля-ля-ляйки!
Ах, какие мы веселые зайки!»
Утро.
Утро настало
Солнышко встало – руки над головой, пальцы растопырены веером
-Эй, Федя, - большой палец правой руки сгибаем и разгибаем
Разбуди соседей! – пальцы левой руки сжаты в кулак
-Здравствуй, Большак! – по очереди разгибаем пальцы левой руки
- Здравствуй, Указка!
- Здравствуй, Середка!
- Здравствуй, Сиротка!
- Здравствуй, Митрошка!
-Привет, Ладошка! – хлопаем по ладони
Все проснулись и потянулись!
Пальчики.
Этот пальчик хочет спать,
этот пальчик – прыг в кровать,
этот пальчик прикорнул,
этот пальчик уж заснул.
Встали пальчики. Ура!
В детский сад идти пора
Блины.
Стала Маша гостей приглашать:
(хлопки)
Приходи Иван, приходи Степан,
Приходи Андрей, приходи Матвей,
(поочередно загибаем пальчики)
А Митрошечка - ну, пожалуйста!
(загибаем мизинчик)
Стала Маша гостей угощать:
Ивану блин, Степану блин, Андрею блин, Матвею блин.
(нажимаем на подушечки большим пальцем)
А Митрошечке - мятный пряничек!
(поглаживаем мизинец)
Стала Маша гостей провожать:
Прощевай Иван, прощевай Степан, прощевай Андрей, прощевай Матвей,
(каждый пальчик сгибаем )
А ты Митрошечка, моя крошечка - ну побудь со мной еще немножечко!
(целуем мизинчик)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Что такое пальчиковые игры? Для чего нужны пальчиковые игры?
Пальчиковые игры — вещь, совершенно необходимая маме, воспитывающей малыша. Помимо развития мелкой моторики, это прекрасный способ отвлечь и развеселить ребенка, ведь в основе каждой иг...
Пальчиковые игры. Зачем нужны "Пальчиковые игры"?
Рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путем треноровки движений пальцев рук....
Пальчиковые игры и мелкая моторика. Развитие речи через пальчиковые игры
Пальчиковые игры и мелкая моторика....
Пальчиковые игры.Как правильно проводить с ребенком пальчиковые игры.
Как правильно проводить с ребенком пальчиковые игры.Консультация для родителей....
Консультация " Что такое пальчиковые игры? Для чего нужны пальчиковые игры?"
Пальчиковые игры- вещь, совершенно необходимая маме малыша.Помимо развития мелкой моторики , это прекрасный способ отвлечь и развеселить ребенка, ведь в основе каждой игры -детская потешка или стихотв...
Пальчиковые игры и рекомендации к проведению в средней группе Пальчиковые игры и рекомендации к проведению в средней группе
Пальчиковые игры и рекомендации к проведению в средней группеПальчиковые игры и рекомендации к проведению в средней группеПальчиковая гимнастика - это не только стимул развития речи и мелкой мото...