«Роли семьи в социализации детей дошкольного возраста с РАС, УО и ЗПР».
статья по коррекционной педагогике
О создание условий для социализации и интеграции детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями, в том числе детей с комплексными нарушениями развития (РАС и УО), с включением родителей и (законных представителей) и других членов семьи в систематическую, активную работу по социализации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
roli_semi_v_sotsializatsii_detey_doshkolnogo_vozrasta_s_ras_uo_i_zpr.docx | 18.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Голубенко Светлана Леонидовна, воспитатель группы компенсирующей направленности, 1 квалификационная категория, МБДОУ «Д/с «Ёлочка»;
Алахтаева Ирина Александровна, педагог-психолог, МБДОУ «Д/с «Ёлочка».
«Роли семьи в социализации детей дошкольного возраста с РАС, УО и ЗПР».
Работа в ДОУ с детьми с ограниченными возможностями здоровья заключается в первую очередь в их социализации. Эта работа не может быть достигнута без приобщения к этому процессу членов его семьи и, в первую очередь, родителей.
Когда в семье появляется ребенок с особенностями развития, то у родителей возникает эмоциональное напряжение. На их плечи ложится большая ответственность за дальнейшее развитие и социализацию ребенка в жизни. В такой ситуации, в помощи нуждается не только дети, но и родители. В результате переживания за дальнейшую судьбу своего ребенка, а чаще из-за незнания, как растить своего ребенка с особенностями развития. многие родители отказываются от общения с другими людьми, боясь осуждения и непонимания.
Согласно исследованиям, в психологии выделяют 4 фазы эмоционального состояния семьи:
- 1 фаза «Шок»;
-2 фаза «Отрицание»;
- 3 фаза «Печали и скорби» (частичное осознание);
- 4 фаза «Смирение».[1]
Первую фазу «Шока» родители переживают тогда, когда впервые слышат диагноз, поставленный ребенку. Этот период характеризуется состоянием растерянности. Они чувствуют себя беспомощными, обвиняя во всем себя, или ищут виноватого. Если ребенок посещает дошкольное учреждение, то возможно нарушение взаимодействия с педагогом и образовательным учреждением. Процесс социализации ребенка останавливается. Эта фаза может быть длительной, все зависит от индивидуальных особенностей взрослого и от принятия им помощи со стороны.
Средний возраст, когда ребенку ставят диагноз «расстройство аутистического спектра», 2-3 года. [2]. Этот возраст приходится на время посещения ребенком детского сада. В этот период педагогам необходимо создать с родителями особо доверительные отношения, применять активное слушанье, с пониманием относиться к услышанному. В то же время необходимо не упустить, то драгоценное время, когда ребенок особенно нуждается в помощи.
Нарушить адекватный ход социализации может поведение родителей, когда они подсознательно отвергают ребенка: теряют к нему интерес, применяют физические наказания, грубо обращаются.
Другое крайнее поведение характеризуется чрезмерной гиперопекой, где родители идут на поводу у всех желаний ребенка. В этом случае дети становятся пассивными, не самостоятельными, эгоцентричными.
Таким образом, переживая фазу «Шока», родители нуждаются в поддержке специалиста.
С сентября 2022 года, в нашем детском саду появилась группа для детей с тяжелыми множественными нарушениями: расстройством аутистического спектра, умственной отсталостью и задержкой психического развития. Некоторые родители детей этой группы уже пережили все 4 фазы принятия диагноза своего ребенка и активно занимаются, развивают, социализируют своего ребенка. А есть такие семьи, которые в данный момент переживают фазу «шока». С такой категорией родителей мы ведем тесное взаимодействие в двух направлениях:
1. Повышение психолого-педагогической компетентности: расширение представлений родителей о специфике отношений с ребенком с ОВЗ.
2. Эмоциональное сближение всех членов семьи. Коррекция отношений между родителями и детьми, принятие родителями своего ребенка.
Реализуем данные направления работы, включая родителей в тесное сотрудничество с дошкольным учреждением при решении образовательных задач.
В реализации данных направлений мы используем следующий алгоритм действий:
- Еженедельно, согласно календарно-тематического плана Адаптированной общей образовательной программы, разрабатываем чек-лист для родителей воспитанников, который содержит описание деятельности в детском саду.
- В процессе деятельности мы снимаем мастер-классы, фрагменты занятий для родителей, которые служат им образцом для выполнения определенных заданий.
- Работая по чек-листу или выполняя задания, родители снимают короткое видео, желая поделиться опытом социализации или построения взаимодействия с ребенком.
- Ролики мы объединяем в общее видео, которое в дальнейшем демонстрируем родителям, у которых нарушена эмоциональная связь со своим ребенком. Показывая тем самым, что нужно принимать реальность такой какая она есть и двигаться дальше. Развивать и социализировать своего ребенка, подбирая свои собственные способы или приемы, возможно, пока ориентируясь на чужой опыт.
Описанным способом взаимодействия с семьями воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, мы активизируем деятельность родителей, которая приводит к гармонизации детско-родительских отношений и увеличению воспитательного потенциала семьи. В ходе работы родители получают практические навыки, которые позволяют успешно социализировать ребенка в дальнейшем.
ЛИТЕРАТУРА.
- Кожанова Т.М. Роль семьи в социализации детей с ограниченными возможностями здоровья // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 4.
- Григоренко Е. Расстройства аутистического спектра. — М., 2018
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
консультация для родителей "Роль семьи в воспитании детей дошкольного возраста"
Роль родителей в воспитании детей очень важна — именно от них зависит развитие жизненного сценария подрастающего малыша.Цель воспитания - содействовать развитию человека, отличающегося своей мудростью...
Роль семьи в воспитании детей дошкольного возраста
Консультация для родителей...
Статья."Роль семьи в воспитании детей дошкольного возраста"
Роль семьи в воспитании детей дошкольного возраста...
Консультация для родителей " Роль семьи в воспитании детей дошкольного возраста"
Роль родителей в воспитании детей очень важна — именно от них зависит развитие жизненного сценария подрастающего малыша.Семья является традиционно главным институтом воспитания. То, что ребёнок в детс...
Выступление на педагогическом совете на тему:«Роль семьи в воспитании детей дошкольного возраста».
В статье раскрываются такие понятия- принципы семейного воспитания,методы семейного воспитания,задачи семьи и влияние семьи на ребенка....
Консультации для родителей: "Роль семьи в воспитании детей дошкольного возраста"; "Роль семьи в формировании личности ребенка"; "Семья глазами ребёнка
Что значит семья в жизни ребёнка?Семья – единый организм....
Роль мультфильмов в социализации детей дошкольного возраста.
консультация для родителей "Роль мультфильмов в социализации детей дошкольного возраста."...