Статья «Особенности музыкального воспитания и обучения в работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ».
статья по коррекционной педагогике

Портнова Евгения Анатольевна

коррекционно - развивающие задачи.

- Улучшение общего эмоционального состояния детей, оздоровление психики.

- Развитие и коррекция познавательной сферы.

- Нормализация психических процессов и свойств: памяти, внимания, мышления, речи, развитие произвольности психических процессов.

- Физическое развитие детей с ОВЗ. Укрепление, тренировка двигательного аппарата.

- Формирование качества движений.

- Развитие эмоционально- волевой сферы.

- Воспитание уверенности в своих силах, выдержки, волевых черт характера.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_v_biblioteku.docx17.75 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Евгения Анатольевна Портнова

Музыкальный руководитель МДОУ «Детский сад к.в. №130»

«Особенности музыкального воспитания и обучения в работе с детьми дошкольного возраста с  ОВЗ».

Занятия музыкой  вызывают у детей повышенный интерес и оказывают на них очень сильное эмоциональное воздействие.
Это очень важно для их успешного развития, т. к. эмоции воздействуют на ощущения, восприятие, воображение, память, мышление ребёнка.
         Именно поэтому музыкальные занятия всегда должны нести яркие положительные эмоции. Только на этом фоне можно успешно взаимодействовать с детьми, решая при этом воспитательные, образовательные и коррекционные задачи.
Основная проблема развития детей с ОВЗ – это трудности в освоении ими окружающего мира. В развитии детей с ОВЗ важное место  занимают музыкальные занятия. На музыкальных занятиях в различных видах деятельности дети получают новые впечатления, знакомятся с миром музыки. Постепенно происходит формирование адекватных реакций на звучание музыки, появляется желание самому извлекать звуки. На занятиях дети усваивают способы действия с предметами и музыкальными инструментами.

Музыкальное воспитание – это целенаправленный процесс формирования творческой личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное.

Те, кто хоть раз общался с ребенком с ограниченными возможностями здоровья, знают, как трудно найти тропинку к его сердцу.

У таких детей круг представлений о внешнем мире очень узкий, слабо развита речь, а также слуховые и зрительные восприятия, слабая нервная система, плохая координация движений, неустойчивое внимание. Как правило, у этих детей отсутствуют навыки и умения в звукоподражании, в слоговом подпевании и интонировании простейших мелодий. Дети не умеют согласовывать движения с музыкой, подчинять свои действия различным внешним сигналам - зрительным, слуховым. Но у них есть одно свойство - подражательность, - которое проявляется как в музыкально-ритмических движениях, так и в подпевании и пении.

Поэтому,  музыкальных занятиях решаются следующие коррекционно - развивающие задачи.

- Улучшение общего эмоционального состояния детей, оздоровление психики.

- Развитие и коррекция познавательной сферы.

- Нормализация психических процессов и свойств: памяти, внимания, мышления, речи, развитие произвольности психических процессов.

- Физическое развитие детей с ОВЗ. Укрепление, тренировка двигательного аппарата.

- Формирование качества движений.

- Развитие эмоционально- волевой сферы.

- Воспитание уверенности в своих силах, выдержки, волевых черт характера.

В ходе проведения музыкальных занятий с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья,  учитывается их быстрая утомляемость и другие особенности психического развития, внимательно наблюдая за вниманием и заинтересованностью детей, чтобы вовремя переключить их на другой вид деятельности, варьируется структуру занятия.

Музыкальные занятия с детьми ОВЗ могут иметь самую разнообразную форму. Главное, чтобы они чередовали в себе разные виды деятельности, что помогает сохранить заинтересованность детей, не допуская их переутомления. Музыкальный репертуар должен нравиться детям и быть доступным. И в этом мне помогает фольклор. Фольклор является основой нравственного, эстетического и физического воспитания ребенка. Фольклорный материал хорошо воспринимается детьми, его образы доступны, фольклорные интонации вызывают у детей яркий эмоциональный отклик.


        Это и  игры-потешки, песненки, заклички, игры – хороводы – все это развивает и  мелкую моторику пальцев рук, т. к. мелкие движения пальцев, давление на их кончики активизируют незрелые клетки коры головного мозга, «отвечающие» за формирование речи ребёнка. И координацию движений, и ориентирование в пространстве, и творческие способности, и эмоции, что очень важно для детей с ОВЗ, т.к. эмоциональная сфера таких  детей  слабо развита.
                 Для активизации детей на занятиях можно применять игровые, наглядно-слуховые, наглядно-зрительные приёмы: художественные иллюстрации и репродукции, дидактический и поэтический материал, музыкальные инструменты. Это тоже способствует эмоциональному развитию детей, а также речи, фантазии, воображения, творческих проявлений.

Важным направлением в  работе с детьми - является пение.
Пение помогает в решении познавательных, воспитательных и коррекционных задач в работе с детьми ОВЗ.
    Пение развивает коммуникативные способности ребёнка, оказывает положительное воздействие на его психофизическое состояние, освобождая его от внутреннего напряжения. Через пение  у детей закрепляется интерес к музыке, развиваются музыкальные способности.

Музыка помогает социально адаптировать детей с ОВЗ, обогащает их чувственно-эмоциональную сферу, способствует самовыражению и самореализации:

- музыка увлекает и оказывает успокаивающее воздействие, снимает страхи и напряженность, ребенок испытывает положительные переживания;

-замкнутые дети становятся более общительными;

- развивается координация движений, мелкая моторика пальцев, чувство метроритма, повышается общий жизненный тонус;

- развивается эмоциональная отзывчивость ребенка, расширяется его кругозор;

- в каждом ребёнке раскрывается творческий потенциал;

- формируется любовь к музыке, вырабатываются элементы музыкального вкуса.

В заключении могу сделать вывод, что положительного результата на музыкальных занятиях с детьми ОВЗ можно достичь при следующих 
условиях:
1 Занятия должны быть динамичными и эмоционально насыщенными.
2 Необходим  индивидуальный подход к ребёнку (называть его только по имени, смотря в глаза).
3Тщательный подход к подбору детского репертуара.
4 Необходимо, как можно больше поощрять детей ( словом, жестом, улыбкой, прикосновением).
           Соблюдение всех этих условий сделает музыкальные занятия увлекательными и самыми желанными для ребёнка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Особенности музыкального воспитания и обучения в работе с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)»

quot;Особенности музыкального воспитания и обучения в работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ"...

Статья для педагогов "Новые образовательные технологии в работе с детьми дошкольного возраста: работа с цифровой лабораторией"

В статье описываются новые образовательные технологии в работе с детьми дошкольного возраста, такие как кейс-технология и работа с цифровой образовательной лабораторией....

«ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АКТИВНЫХ И ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Опыт работы по использованию активных методов обучения детей и взаимодействия с семьями воспитанников....

«Особенности музыкального воспитания и обучения в работе с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)»

Наш детский сад посещают дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Для того чтобы ребенок с ограниченными возможностями здоровья стал личностью и личностью творческой, востребованной и н...

Статья по музыкальному воспитанию на тему "Праздник с человеческим лицом" (дошкольный возраст)

В условиях традиционной садовской жизни выступления детей на праздниках являются подчас основной разменной монетой в отношениях с родителями: «Вот мы какие! Вот чему научились!» Поэтому де...

«Особенности музыкального воспитания и обучения в работе с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)

Наш детский сад посещают дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Для того чтобы ребенок с ограниченными возможностями здоровья стал личностью и личностью творческой, востребованной и нужной...

«Особенности музыкального воспитания и обучения в работе с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)»

Музыка является одним из наиболее привлекательных видов деятельности для ребенка - инвалида, так как оказывает большое эмоциональное воздействие и способствует развитию эстетических чувств, эстетическ...