авторская разработка картотека " Нейроигры"
картотека по коррекционной педагогике (старшая группа)
пальчикавые игры и кинезиологические упражнения для развития речи детей дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
кинезиологические упражнения для развития речи дошкольников | 584.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Росток»
СП ДС «Радуга» ул.Карла Маркса, 8
Картотека «Нейроигры»
(кинезиологические упражнения для развития речи дошкольников)
Составитель :
воспитатель первой категории
Ряжинова Е.Б
г. Н.-Салда
2023г.
Содержание:
Введение | ||
1 | « Пальцы- братцы» | 5 |
2 | «Капуста» | 5 |
3 | «Два братца» | 5 |
4 | «Пальчики-ладошки» | 6 |
5 | « Змейки» | 6 |
6 | « Умные ручки» | 6 |
7 | «Зайка вышел погулять» | 7 |
8 | «Колыбельная» | 7 |
9 | « Бабушка» | 7 |
10 | «Концерт» | 8 |
11 | «Дружная семейка» | 8 |
12 | «Колечки» | 9 |
13 | «Весёлые ручки» | 9 |
14 | «Три поросёнка» | 9 |
15 | « Самокат» | 10 |
16 | « Брёвнышки» (упражнение с карандашами) | 10 |
17 | « Ловкие ножки» (упражнение с мячом). | 11 |
18 | Палочки-Ударялочки (упр.с палочками) | 11 |
19 | « Потеряшки» | 12 |
20 | « Прятки» ( упражнение с палками) | 13 |
21 | Стряпухи ( упр. С палочками) | 14 |
Введение
Нейроигры в работе воспитателя с детьми дошкольного возраста
Ни у кого не вызывает сомнения, что регулярное выполнение утренней гимнастики очень полезно и со временем укрепляет тело. Это же можно сказать и про комплекс упражнений для мозга – они постепенно заставляют обе «половинки» функционировать в тесной взаимосвязи, что помогает лучше воспринимать информацию.
Межполушарное взаимодействие – это особый механизм объединения левого и правого полушария в единую интегративную, целостно работающую систему. Развитие межполушарных связей построено на упражнениях и играх, в ходе которых задействованы оба полушария мозга. Одним из вариантов межполушарного взаимодействия является работа двумя руками одновременно, в процессе чего активизируются оба полушария, и формируется сразу несколько навыков: согласованность движений рук и согласованность движений глаз. А если мы параллельно отрабатываем и правильное произношение звука – то еще и согласованность языка.
Основоположник отечественной нейропсихологии Александр Романович Лурия отмечал, что высшие психические функции возникают на основе относительно элементарных моторных и сенсорных процессов. Нейропсихологи утверждают, что нарушение межполушарного взаимодействия у детей в дальнейшем является одной из причин недостатков речи, чтения и письма.
В настоящее время актуальным является использование нейропсихологического подхода в развитии детей дошкольного возраста.
В связи с вышесказанным, мною была разработана картотека нейродинамических игр, сопровождающихся авторскими стихами.
Комплекс включает в себя 21 нейроигру.
Эффективность нейроигр состоит в том, что они являются прежде всего здоровьесберегающей технологией, способствуют развитию всех психических процессов.
Нейроигры способствуют улучшению всех психических процессов ребенка (внимания, памяти, мышления, речи и др.), а так же развитию его эмоционально-волевой сферы. Улучшение мозгового кровообращения, развитие новых нейронных связей в коре головного мозга, приводит к повышению стрессоустойчивости, обучаемости, адаптированности, снижению конфликтности, возбудимости.
Можно выделить цели и задачи использования нейроигр в работе с детьми дошкольного возраста.
Цель: создание условий для интеллектуального, психомоторного развития детей.
Задачи:
- стимулирование и запуск речевых процессов
- формирование когнитивных способностей
- развитие познавательной сферы
- снятие психоэмоционального напряжения.
Нейроигры значительно улучшают интеллектуальные, коммуникативные, познавательные и поведенческие процессы у детей дошкольного возраста. Нейроигры развивают у детей психические способности, помогают максимально активизировать заложенные в ребенке природные задатки, раскрыть их.
Использование нейроигр во время утренней или бодрящей гимнастики поможет улучшить ряд физических навыков, в частности выполнение симметричных и асимметричных движений, соблюдение равновесия, подвижность плечевого пояса, ловкость рук и кистей. Дошкольники учатся сидеть прямо и не испытывать при этом дискомфорт, становятся более ловкими. Замечено, что использование нейроигр способствует улучшению концентрации внимания, обучаемости, развитию памяти, интеллектуальных способностей, улучшение мелкой моторики, пространственного восприятия и воображения.
Таким образом, использование нейроигр в практике работы с детьми дошкольного возраста оправдано и способствует развитию личности дошкольника.
- « Пальцы- братцы»
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем пальчики считать.
Первый пальчик - он большой,
А второй - он озорной,
Третий - средний,
А четвёртый - будет пальчиком свободным,
Ну, а пятый - наш малыш,
Своим братьям крикнул: « Кыш!»
2. «Капуста»
Посадили мы капусту
Густо, густо, густо, густо.
Летом будем поливать,
Ну, а осенью срезать!
3. «Два братца»
Вот два братца –тца , ца, ца,
Два похожих сорванца.
В догонялочки играют,
Раз, два, три они считают.
4. «Пальчики-ладошки»
Мы, ребята-молодцы,
Мы играем от души
Наши пальчики-ладошки
Ловко прыгают, как кошки,
А ладошки-кулачки
Как мальчишки-сорванцы
Скачут и резвятся,
За ними не угнаться!
5. « Змейки»
Змейка-раз
И змейка -два
Две сестрички из ларца.
Вверх и вниз они ползут
Что случилось? Не поймут!
Вас прошу не торопиться.
Чтобы вам с пути не сбиться!
6. « Умные ручки»
Правой ручкой круг рисуем,
Левой чертим мы квадрат.
Что же с ручками случилось?
Мы не можем их понять.
7. «Зайка вышел погулять»
Зайка вышел погулять,
На лужайке поскакать.
Скучно зайке одному-
Дай- ка, братца позову!
Появился младший брат,
Стал он с братиком играть.
Спрячется, появиться…
Как им это нравится!
8. «Колыбельная»
Птичка птенчика качала,
Птичка песню щебетала:
Фьють - чвай, фьють – чвай,
Спи, мой птенчик, засыпай!
9. « Бабушка»
Хлопотунья бабушка,
Испекла оладушки,
Испекла нам крендельки,
Калачи и куличи,
Пирожки, ватрушки-
К чаю постряпушки
Все мы любим бабушку-
Бабушку-хозяюшку!
10. «Концерт»
В лесу устроили концерт
Мишки косолапые,
Белочки хвостатые,
Лоси бородатые,
Пеночки пернатые,
Комары носатые.
Мишкам дали барабан,
Дали белочкам баян,
Лосям скрипки и смычки,
Птичкам – звонкие свистки,
А комарикам-малюткам
Дали дудки-самогудки.
11. «Дружная семейка»
Треугольник и квадрат-
Дружная семейка!
Обвести их по пять раз,
Попробуй -ко сумей-ка!
12. «Колечки»
Мы в колечки поиграем, поиграем, поиграем
И цепочку соберем, соберем, соберем,
А потом применим силу (потянем с силой),
И цепочку разорвём!
13 «Весёлые ручки»
Растерялись наши ручки,
Кто куда спешит бежать
Левая вверх-вниз гуляет,
Её правой не догнать…
Она чертит треугольник
И торопится слегка,
Чтоб пройти путь с ручкой левой,
От начала до конца.
14. «Три поросёнка»
В сказке о трёх братьях,
Трёх братьях поросятах
Затаился глупый волк,
Страшный волк -зубами щёлк.
Всё хотел он их поймать,
Их поймать и наказать,
Только братья были ловки,
Не попались в лапы волку.
15. « Самокат»
Сели мы на самокат,
Оттолкнулись ножкой
И поехали кататься
По узенькой дорожке.
А дорожка непростая-
Извилистая, непрямая.
16. « Брёвнышки»
(пальчиковая гимнастика с карандашами)
Раз, два, три, четыре, пять
Вышли пальчики гулять,
Мы по бревнышкам идем,
Никогда не устаём,
Через бревнышки шагаем,
Мы друг другу не мешаем.
Крутим, вертим мы бревно,
Ну, а пальцам – все-равно,
Если вдруг бревно подбросим...
То, поймаем ли? - мы спросим!
17. « Ловкие ножки»
(прокатывание мяча ногой 9 по квадрату).
Мячик ножкой прокати,
Но не ошибись, смотри.
Мы квадрат рисуем ловко,
Не рукой, заметь,
А ножкой!
18. Палочки-Ударялочки
(упр.с палочками)
Дружно, весело шагаем
В барабаны ударяем
Бом-бом, бом, бом, бом-бом.
Папе будем помогать-
Гвозди в стену забивать-
Тук-тук, тук- тук, тук-тук.
Маме шанег напечем,
В руки скалочку возьмём.
Так-так, так-так, так-так.
19. « Потеряшки»
Вот мы шли, шли, шли
И очки нашли.
Сели, надели
И опять пошли.
Вот мы шли, шли, шли
И письмо нашли.
Сели, почитали
И опять пошли.
Вот мы шли, шли, шли
Колокольчик нашли.
Сели, позвенели
И опять пошли.
Вот мы шли, шли, шли
И баян нашли.
Сели, поиграли
И опять пошлВот мы шли, шли, шли
И друзей нашли.
Сели, подружились
И опять пошли.
20. « Прятки»
( упражнение с палками)
Топ-топ-топ,
Тук-тук-тук,
Что за громкий, громкий стук?
Зашумели, напугали
Серого Зайчишку!
Спрятался он в норку
И сидит тихонько.
Топ-топ-топ,
Тук-тук-тук,
Что за громкий, громкий стук?
Зашумели, напугали
Маленькую мышку!
Прошмыгнула в норку
И сидит тихонько.
Топ-топ-топ,
Тук-тук-тук,
Что за громкий, громкий стук?
Зашумели, напугали
Рыжую лисичку!
Забежала он в норку
И сидит тихонько.
Топ-топ-топ,
Тук-тук-тук,
Что за громкий, громкий стук?
Зашумели, напугали
Ёжика колючего!
Закатился в норку
И сидит тихонько.
21. Стряпухи
Раскатали тесто,
Испекли печенье.
Угостили Зайку,
Зайку-побегайку.
Раскатали тесто,
Испекли печенье.
Угостили Мышку,
Мышку-поскребушку.
Раскатали тесто,
Испекли печенье.
Угостили Птичку,
Птичку-невеличку.
Раскатали тесто,
Испекли печенье.
Угостили Мишку.
Мишеньку-топтыжку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская разработка. Картотека игр "Развитие речи"
Картотека игр по развитию речи...
Авторская разработка. Картотека игр на снятие эмоционального напряжения
Картотека игр на снятие эмоционального напряжения...
Авторская разработка. Картотека игр по ИЗО
Картотека игр по ИЗО 1 часть...
Авторская разработка. Картотека игр по ИЗО
Картотека по ИЗО часть 2...
Авторская разработка картотеки. Описание танцев "Кукол", "Лучиков", " Лягушат".
Данная картотека поможет в постановке любого из описанных танцев для детей дошкольного возроста....
АВТОРСКАЯ РАЗРАБОТКА. Картотека дидактических игр "Наши защитники"
Предлагаю картотеку дидактических игр для детей старшего дошкольного возраста на лексическую тему "Наши защитники". Данный материал будет полезен воспитателям старшей группы детского сада, т...
Авторская разработка. Картотека дидактических игр "Наши защитники"
Картотека дидактических игр по патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) "Наши защитники" может быть полезна в работе воспитателям ДОУ....